Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

12.01.2021

В соответствии со ст. 75 Конституцией РФ (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) гарантируется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Цель законопроекта состоит в регламентировании дополнительной индексации социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии.

подробнее
01.01.2021

Указанным законом внесены поправки в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающие его увеличение с 1 января 2021 года до 12 792 рублей в месяц. Помимо этого, установлены новые требования к порядку определения МРОТ.

подробнее
29.12.2020

Внесенный в Государственную Думу фракцией КПРФ законопроект разработан с целью улучшения материального положения граждан указанной категории. Законопроектом предусматривается ряд социальных льгот для лиц, рожденных в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945 г, в том числе ежемесячную денежную выплату в размере 5000 рублей.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Конституционное регулирование гарантий уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения в зарубежных странах (Стародубцева И.А.)

Конституционное регулирование гарантий уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения в зарубежных странах (Стародубцева И.А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2021

Конституционное регулирование гарантий уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения в зарубежных странах (Стародубцева И.А.)

Актуальность темы настоящей статьи связана с внесением Президентом Российской Федерации 20 января 2020 г. в Государственную Думу проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" <1>. В нем предлагается дополнить ст. 75 Конституции ч. 5 следующего содержания: "5. В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом" - и ч. 6 следующего содержания: "6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом".

Таким образом, глава государства России предлагает дополнить Конституцию Российской Федерации новыми нормами:

1) гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
2) индексация социальных пособий и иных социальных выплат;
3) принципы системы пенсионного обеспечения: всеобщность, справедливость и солидарность поколений.
--------------------------------
<1> См.: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/.

В связи с этим представляет интерес конституционное регулирование данных вопросов в зарубежных странах, анализу которых посвящена настоящая статья. С конституционно-правовой точки зрения исследовались особенности реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение <2>, отдельные вопросы социальной помощи в зарубежных странах <3>, особенности социальной поддержки молодежи <4>. Вопросы соотношения размера оплаты труда с прожиточным минимумом, конституционные принципы пенсионного обеспечения и требования к его уровню в конституциях зарубежных стран не являлись предметом самостоятельного исследования.
--------------------------------
<2> Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 42 - 47.
<3> Кожевников Д.Е. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3. С. 9 - 17.
<4> Стародубцева И.А., Шелудякова Т.В. Конституционные основы социальной поддержки молодежи в зарубежных странах и Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 42 - 44.

В зависимости от наличия вышеуказанных правовых норм, степени их детализации конституции зарубежных стран можно разделить на следующие три группы:
1. Конституции, в которых устанавливаются гарантии оплаты труда не ниже прожиточного минимума и определенные требования к уровню пенсионного обеспечения.
К данной группе относятся конституции государств Европы и Южной Америки. Конституция Португальской Республики 1976 г. (ст. 59) возлагает на государство обязанность обеспечить условия труда, вознаграждение и отдых, на которые трудящиеся имеют право, а именно установить и индексировать единую для всей страны минимальную заработную плату, учитывая среди прочих факторов потребности трудящихся, рост стоимости жизни, уровень развития производительных сил <5>. Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 г. (ст. 112) предусматривает принципы страхования на случай старости, потери кормильца и инвалидности, которые должно обеспечивать государство: пенсии должны соразмерно покрывать потребности существования; максимальная пенсия превышает минимальную пенсию не более чем вдвое; пенсии по крайней мере приспосабливаются к динамике цен <6>. Конституция Королевства Испания 1978 г. провозглашает справедливость в качестве высшей ценности в социальном государстве (ст. 1.1), а также устанавливает в гл. 3 "О руководящих принципах социальной и экономической политики", что органы публичной власти гарантируют престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются (ст. 50) <7>. Конституция Итальянской Республики 1947 г. (ст. 36) среди трудовых прав предусматривает, что трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и во всяком случае достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования <8>.
--------------------------------
<5> См.: Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. URL: https://worldconstitutions.ru.
<6> См.: Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. URL: https://worldconstitutions.ru.
<7> См.: Конституция Королевства Испания от 29 декабря 1978 г. URL: https://worldconstitutions.ru.
<8> См.: Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 1997. С. 423 - 450.

Среди государств Южной Америки гарантии оплаты труда не ниже прожиточного минимума предусмотрены, в частности, в Конституциях Аргентины, Бразилии, Венесуэлы. Так, Конституция Аргентинской Республики 1994 г. (ст. 14 bis) гарантирует трудящимся по закону минимальную заработную плату не ниже прожиточного уровня <9>. Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 г. провозглашает основными целями государства построение свободного, справедливого и солидарного общества, искоренение бедности и уменьшение социального неравенства (ст. 3), устанавливает требования к размеру минимальной заработной платы - она должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить удовлетворение элементарных жизненных потребностей работника и его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта и социального страхования; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам с целью гарантировать покупательскую способность (ст. 7) <10>. Конституция Боливарианской Республики Венесуэла 1999 г. закрепляет справедливость в качестве основного принципа и высшей ценности в государстве (ст. 1), а также гарантирует работающим заработную плату, соответствующую прожиточному минимуму, который устанавливается каждый год в зависимости от потребительской корзины (ст. 91) <11>. В указанных конституциях не содержится норм, регулирующих принципы пенсионного обеспечения и гарантирующих его определенный размер.
--------------------------------
<9> См.: Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма, 2006. С. 16.
<10> См.: Там же. С. 123 - 124, 131.
<11> См.: Там же. С. 307, 332.

2. Конституции, в которых устанавливаются в качестве общих принципов государственного управления справедливость и социальная солидарность.
Отдельную группу таких конституций составляют конституции государств Западной Азии, провозглашающих ислам государственной религией, в них справедливость и социальная солидарность закрепляются в качестве основных принципов построения общества и управления. Конституция Королевства Бахрейн 2002 г. (ст. 4) называет справедливость основой управления. Свобода, равенство, безопасность, доверие, знание, социальная солидарность и равенство возможностей для граждан являются основами общества, гарантируемыми государством <12>. В Конституции Республики Йемен 1991 г. (ст. 25) предусмотрено, что йеменское общество основывается на социальной солидарности, которая, в свою очередь, базируется на справедливости, свободе и равенстве согласно закону <13>. Конституция Государства Катар 2003 г. (ст. 18) провозглашает, что катарское общество основано на принципах справедливости, взаимопомощи, свободы, равенства и высокой морали <14>. По Конституции Государства Кувейт 1962 г. (ст. 7) справедливость, свобода и равенство являются основами общества, а сотрудничество и взаимная помощь - крепкими узами между гражданами <15>. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов 1996 г. (ст. 14) устанавливает, что равенство, социальная справедливость, гарантированные уверенность и безопасность, а также равенство возможностей для всех граждан являются основополагающими принципами построения общества <16>. Белая книга - Основной Закон Султаната Оман 1996 г. (ст. 9) предусматривает, что правление в Султанате Оман осуществляется на основе справедливости, консультаций и равенства; в ст. 12 справедливость относится к социальным принципам <17>.
--------------------------------
<12> См.: Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 1: Западная Азия. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Норма, 2010. С. 25.
<13> См.: Там же. С. 286.
<14> См.: Там же. С. 325.
<15> См.: Там же. С. 357.
<16> См.: Там же. С. 425.
<17> См.: Там же. С. 466 - 468.

Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. (ст. 29) устанавливает обязанность правительства обеспечить каждого члена общества социальной помощью и медицинскими услугами за счет общественных доходов и взносов населения <18>. Среди европейских государств к данной группе конституций относится Конституция Финляндии 1999 г., которая закрепляет, что Основной Закон должен способствовать осуществлению справедливости в обществе (§1) <19>.
--------------------------------
<18> См.: Там же. С. 246.
<19> См.: Конституция Финляндии от 11 июня 1999 г. URL: https://worldconstitutions.ru.

3. Конституции, в которых отсутствуют нормы, регулирующие минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, требования к уровню пенсионного обеспечения и индексацию социальных пособий: Основной Закон Федеративной Республики Германия 1949 г., Конституция Французской Республики 1958 г., Конституция Польской Республики 1997 г., Конституция Иорданского Хашимитского Королевства 1952 г., конституционные акты Израиля, Конституция Республики Ирак 2005 г., Конституция Ливанской Республики 1926 г., Политическая конституция Республики Чили 1980 г., Конституция Японии 1947 г., Конституция Республики Корея 1947 г., Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., Конституция Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г.
Выводы.
1. Исследование конституций зарубежных стран показало, что нет прямой зависимости между конституционным закреплением принципов системы пенсионного обеспечения, индексации социальных пособий, требования соответствия минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума и уровнем жизни граждан. Среди государств с высоким уровнем заработной платы и социальных пособий находятся и те, которые в конституциях закрепляют такие нормы (Швейцария), и государства, в конституциях которых отсутствуют специальные нормы об уровне заработной платы и пенсий (Германия, Франция, Япония). Доходы граждан зависят от уровня экономического развития каждого государства.
2. Конституции зарубежных стран, исследованные в настоящей статье, не закрепляют все нормы, предложенные в качестве поправки в ст. 75 Конституции Российской Федерации. В исследованных конституциях зарубежных стран закрепляются или гарантии минимального размера оплаты труда пропорционально прожиточному минимуму для удовлетворения потребностей (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), или гарантии определенного размера пенсий и иных социальных выплат и их индексация или пересмотр (Швейцария, Испания). Принципы системы пенсионного обеспечения в исследованных конституциях отсутствуют.
3. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципов системы пенсионного обеспечения (всеобщность, справедливость и солидарность поколений) будет способствовать тому, что они получат развитие в законодательстве, а государственная политика будет в большей мере направлена на повышение уровня жизни граждан. Представляется целесообразным заимствование из Конституции Швейцарской Конфедерации нормы о соотношении максимальной и минимальной пенсий для совершенствования Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Литература

1. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика / П.Н. Байматов // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. С. 42 - 47.
2. Кожевников Д.Е. Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы / Д.Е. Кожевников // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3. С. 9 - 17.
3. Конституции государств Азии. В 3 томах / Под редакцией Т.Я. Хабриевой. Т. 1. Западная Азия. Москва: ИЗиСП при Правительстве РФ; Норма, 2010. 544 с.
4. Конституции государств Америки. В 3 томах / Под редакцией Т.Я. Хабриевой. Т. 3. Южная Америка. Москва: ИЗиСП при Правительстве РФ; Норма, 2006. 1168 с.
5. Конституции государств Европейского союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. Москва: Норма; ИНФРА-М, 1997. 802 с.
6. Стародубцева И.А. Конституционные основы социальной поддержки молодежи в зарубежных странах и Российской Федерации / И.А. Стародубцева, Т.В. Шелудякова // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 42 - 44.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑