Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.)

Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.)

Дата размещения статьи: 02.02.2021

Значение принципов производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.)

В словаре С.И. Ожегова под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п. <1>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М.: Русский язык, 1986. С. 515.

В юридической науке принципы являются одной из важнейших категорий, определяющих концептуальные основы и суть права, характеризующие уровень правового сознания, необходимые для правильного понимания и применения норм действующего права.
Правовую природу принципов можно определить как двойственную, поскольку, с одной стороны, они отражают уровень развития общества и правовой защиты в нем, то есть объективны, а с другой стороны, являются результатом деятельности публичной власти по реализации правовой политики, что, несомненно, свидетельствует об их субъективном характере.
В принятой концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> уделено значительное внимание необходимости существенного обновления системы принципов производства по делам об административных правонарушениях.
--------------------------------
<2> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

В науке представлены две основные позиции по вопросу среды существования принципов. Согласно первой принципы обязательно должны быть закреплены в позитивном законодательстве <3>, однако при этом отсутствует единство при определении возможных форм такой фиксации. Согласно одной из точек зрения принципы должны формулироваться в правовых нормах, содержащихся в специальной части нормативного правового акта, посвященного принципам <4>. Другие авторы считают, что принципы могут иметь опосредованное закрепление, что предусматривает выведение того или иного принципа из толкования правовой нормы либо совокупности правовых норм <5>. Сторонники второй позиции считают принципами и не закрепленные в законе исходные положения и руководящие идеи <6>.
--------------------------------
<3> Громов Н.А., Николайченко В.В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. N 7. С. 33; Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 93; Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). М.: Проспект; ТК Велби, 2003. С. 114; Якуб М.Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса // Правоведение. 1976. N 1. С. 61.
<4> Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Введение. Сущность социалистического права. Курс лекций: учебное пособие. Вып. 1. Свердловск, 1963. С. 151; Смирнов О.В. Соотношение норм и принципов в советском праве // Советское государство и право. 1977. N 2. С. 11; Якуб М.Л. Указ. соч. С. 61.
<5> Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М.: Юридическая литература, 1971. С. 18; Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса. М.: ВЮЗИ, 1983. С. 10 - 13.
<6> Байтин М.И. О принципах и функциях права: Новые моменты // Правоведение. 2000. N 3. С. 4; Морозова Л.А. Являются ли принципы права источником права? // Принципы права: проблемы теории и практики: материалы XI научно-практической конференции (18 - 22 апреля 2016 года). М., 2017. С. 87.

По нашему мнению, следует солидаризироваться с авторами, указывающими на невозможность признания принципами положений, не имеющих законодательного закрепления. В качестве главного аргумента выступает невозможность регулирования производства по делам об административных правонарушениях некими общими идеями, не являющимися нормативными требованиями. Последние могут рассматриваться в качестве доктринальных принципов, на основе которых возможно дальнейшее совершенствование системы принципов, закрепленной в законодательстве об административных правонарушениях.
На основе системного анализа законодательства об административных правонарушениях, включающего Конституцию Российской Федерации, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская конвенция по правам человека или Конвенция), КоАП РФ, нами выделены две группы принципов, образующих соответствующую систему.
Материальные принципы производства по делам об административных правонарушениях: законности <7>, равенства <8>, вины <9>, презумпции невиновности <10>, уважения чести и достоинства личности <11>, свободы и личной неприкосновенности <12>, гуманизма <13>, индивидуализации наказания и его соразмерности совершенному правонарушению <14>, недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение <15>. Указанные принципы образуют основу института административной ответственности и правил назначения административного наказания <16>.
--------------------------------
<7> Часть 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<8> Статья 50 Конституции РФ, ст. 14 Конвенции, ст. 1.4 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<9> Часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<10> Статья 49 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 Конвенции, ч. 2, ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<11> Часть 2 ст. 20 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<12> Часть 1 ст. 22 Конституции РФ, ст. 5 Конвенции. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<13> Часть 2 ст. 3.7, ч. 3 ст. 3.8, ч. 2 ст. 3.9, ч. 3 ст. 3.13, ст. 4.2 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<14> Часть 2 и ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.1.1, ст. 4.2, ст. 4.3 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<15> Часть 1 ст. 50 Конституции РФ, ст. 4 Протокола N 7 Конвенции, ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<16> Подробнее о системе материальных принципов см.: Нобель А.Р. Система материально-правовых принципов производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 46 - 49.

Процессуальные принципы производства по делам об административных правонарушениях: открытого рассмотрения дела <17>, государственного языка <18>, непосредственного исследования доказательств <19>, свободы оценки доказательств <20>, обязательности рассмотрения ходатайств <21>, свободы обжалования процессуальных решений <22>, состязательности и равноправия сторон <23>, справедливого рассмотрения дела <24>, обеспечения права на защиту <25>. Указанные принципы лежат в основе процессуального регулирования производства по делам об административных правонарушениях.
--------------------------------
<17> Часть 1 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 6 Конвенции, ст. 24.3 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<18> Статья 24.2 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<19> Пункт "d" ч. 3 ст. 6 Конвенции, ст. 26.11, ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<20> Статья 26.11 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<21> Статья 24.4 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<22> Часть 3 ст. 50 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<23> Часть 3 ст. 123 Конституции РФ, положения главы 25 КоАП РФ, регламентирующие процессуальные полномочия участников производства. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<24> Часть 1 ст. 6 Конвенции. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<25> Статья 48 Конституции РФ, п. "c" ч. 3 ст. 6 Конвенции, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Значительная часть выделенных нами принципов производства по делам об административных правонарушениях нашла отражение в проектах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <26> и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <27>.
--------------------------------
<26> Проект "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099059). Доступ из СПС "КонсультантПлюс". В главе 1 непосредственно закрепляет принципы: законности, равенства перед законом, вины, недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, справедливости и соразмерности, гуманизма.
<27> Проект "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/01-20/00099061). Доступ из СПС "КонсультантПлюс". В главе 1 непосредственно закрепляет принципы: законности, презумпции невиновности, непосредственности, гласности, государственного языка, независимости, оперативности, обеспечения защиты, обязательности постановлений и иных актов по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что фиксация принципов производства по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством как текстуального, так и смыслового способа.
В первом случае принципы закрепляются в отдельной правовой норме, например в ст. 1.4 КоАП РФ (принцип равенства), в ст. 1.5 КоАП РФ (презумпция невиновности), в ст. 1.6 КоАП РФ (принцип законности).
Наличие второго способа закрепления подтверждают положения ч. 3 ст. 1.6 и ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ (принцип уважения чести и достоинства личности), ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ (принцип индивидуализации наказания и его соразмерности совершенному правонарушению), ст. 26.11 КоАП РФ (принцип свободы оценки доказательств), ст. 29.7 КоАП РФ (принцип непосредственного исследования доказательств), ч. 1 ст. 6 Конвенции (принцип справедливого рассмотрения дела), ст. 48 Конституции Российской Федерации и п. "c" ч. 3 ст. 6 Европейской конвенции по правам человека (принцип обеспечения права на защиту).
Принципы производства по делам об административных правонарушениях можно охарактеризовать как обусловленные объективными и субъективными факторами непосредственно закрепленные в законодательстве об административных правонарушениях либо вытекающие из его содержания требования к институту административной ответственности и правилам назначения административного наказания, к организации производства по делам об административных правонарушениях.
Для определения значения системы принципов и ее места в производстве по делам об административных правонарушениях важным представляется вопрос об ответственности за нарушение их требований.
Системный анализ положений КоАП РФ позволяет сделать вывод, что соответствующие требования опосредованно зафиксированы в ст. 26.2, ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 30.7, ст. 30.17 КоАП РФ, определяющих соответственно понятие доказательств по делам об административных правонарушениях, обстоятельства, исключающие производство по делу, содержание решений, принимаемых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях и пересмотра принятых по ним решений.
Так, согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в случае нарушения принципа законности при собирании доказательств по делу об административном правонарушении последние теряют юридическую силу.
В ст. 24.5, ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ речь идет о требованиях принципов недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, вины, презумпции невиновности, непосредственного исследования доказательств, свободы оценки доказательств, нарушение которых является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в случае существенного нарушения требований КоАП РФ, не позволившего всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, вынесенное решение подлежит отмене, а дело направляется на новое рассмотрение. Исходя из вышеуказанного определения принципов производства нарушение требований любого из них может повлечь указанные правовые последствия.
Анализ судебной практики подтверждает сделанные нами выводы. Так, при нарушении принципов презумпции невиновности <28>, состязательности и равноправия сторон <29>, вины <30>, законности <31>, недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение <32>, индивидуализации наказания и его соразмерности совершенному правонарушению <33>, государственного языка <34>, непосредственного исследования доказательств <35>, свободы оценки доказательств <36>, обязательности рассмотрения ходатайств <37>, свободы обжалования процессуальных решений <38>, обеспечения права на защиту <39>, открытого рассмотрения дела <40>, уважения чести и достоинства личности <41> производство по делам об административных правонарушениях прекращалось, изменялось либо отменялось принятое по делу об административном правонарушении решение.
--------------------------------
<28> Постановление Верховного Суда РФ от 14 февраля 2020 г. N 5-АД20-5. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<29> Постановление Верховного Суда РФ от 17 апреля 2020 г. N 11-АД20-5. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<30> Постановление Верховного Суда РФ от 10 апреля 2020 г. N 75-АД20-1. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<31> Постановление Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 26-АД19-3. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<32> Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2018 г. N 41-АД18-21. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<33> Постановление Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 26-АД19-3. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<34> Постановление Московского городского суда от 24 июня 2019 г. N 4а-1629/2019. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<35> Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 декабря 2019 г. N 16-234/2019. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<36> Постановление Московского городского суда от 17 ноября 2016 г. N 4а-5145/2016. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<37> Постановление Московского городского суда от 17 августа 2017 г. N 4а-3319/2017. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<38> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2018 г. N 07АП-8038/2018 по делу N А45-15845/2018. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<39> Постановление Верховного Суда РФ от 13 февраля 2017 г. N 81-АД17-2. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<40> Решение Дмитровского городского суда Московской области от 10 февраля 2017 г. по делу N 12-46/2017. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<41> Решение Владимирского областного суда от 16 ноября 2017 г. N 7-173/2017. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Рядом постановлений Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ положения КоАП РФ, нарушающие принципы равенства <42> и справедливого рассмотрения дела <43>.
--------------------------------
<42> Постановление Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2019 г. N 8-П. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<43> Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Важную роль в обеспечении реализации принципов производства по делам об административных правонарушениях играют правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ, например, в отношении действия принципов свободы и личной неприкосновенности <44>, гуманизма <45>.
--------------------------------
<44> Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<45> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. N 25-П. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, требования принципов, закрепленные в законодательстве об административных правонарушениях, релевантны для определения оснований административной ответственности и назначения наказания, организации производства, а их соблюдение учитывается при оценке постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам его пересмотра как законного и обоснованного.
Вместе с тем, по нашему мнению, для обеспечения реального действия принципов в КоАП РФ необходимо прямо предусмотреть правовые последствия нарушения требований последних, допущенных на стадиях возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, а также на стадии пересмотра вынесенных решений.
Для реализации данного подхода необходимо, во-первых, зафиксировать систему материальных и процессуальных принципов производства в действующем законодательстве об административных правонарушениях <46>. Во-вторых, следует дополнить обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также основания для отмены и изменения решения, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, соответственно обстоятельствами и основаниями, свидетельствующими о нарушении принципов производства, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
--------------------------------
<46> Такая попытка предпринята в главе 1 "Основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях" проекта Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России (ID проекта 02/04/01-20/00099061), и в главе 1 "Общие положения и принципы законодательства об административной ответственности" проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подготовленного Минюстом России, (ID проекта 02/04/01-20/00099059). Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Литература

1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. В 4 выпусках. Вып. 1. Введение. Сущность социалистического права: курс лекций: учебное пособие / С.С. Алексеев. Свердловск: [б. и.], 1963. 265 с.
2. Байтин М.И. О принципах и функциях права: Новые моменты / М.И. Байтин // Правоведение. 2000. N 3. С. 4 - 16.
3. Громов Н.А. Принципы уголовного процесса, их понятие и система / Н.А. Громов, В.В. Николайченко // Государство и право. 1997. N 7. С. 33 - 40.
4. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса / Т.Н. Добровольская. Москва: Юридическая литература, 1971. 198 с.
5. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации / В.И. Зажицкий // Государство и право. 1996. N 11. С. 92 - 97.
6. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма) / И.Б. Михайловская. Москва: Проспект; ТК Велби, 2003. 144 с.
7. Морозова Л.А. Являются ли принципы права источником права? / Л.А. Морозова // Принципы права: проблемы теории и практики: материалы XI научно-практической конференции (г. Москва, 18 - 22 апреля 2016 г.). В 2 частях. Ч. 1: сборник научных статей / редакционный совет: В.М. Сырых, В.Н. Власенко. Москва: Российский государственный университет правосудия, 2017. С. 82 - 90.
8. Нобель А.Р. Система материально-правовых принципов производства по делам об административных правонарушениях / А.Р. Нобель // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 46 - 49.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. 18-е изд., стереотип. Москва: Русский язык, 1986. 797 с.
10. Смирнов О.В. Соотношение норм и принципов в советском праве / О.В. Смирнов // Советское государство и право. 1977. N 2. С. 11 - 21.
11. Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса / И.В. Тыричев. Москва: ВЮЗИ, 1983. 80 с.
12. Якуб М.Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса / М.Л. Якуб // Правоведение. 1976. N 1. С. 56 - 64.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑