Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.05.2021

Законопроектом устанавливается возможность получения процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для лиц не старше 35 лет, то есть для молодежи, при условии их проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет. При этом не имеет значения, когда такое проживание имело место, и было ли оно непрерывным.

подробнее
14.05.2021

Целью законопроекта является целях усиление социальной защиты работников бюджетной сферы. В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которому Правительство РФ обязано принимать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

подробнее
03.05.2021

Целью законопроекта является реализация задач, поставленных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации (Бабурин С.Н.)

Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации (Бабурин С.Н.)

Дата размещения статьи: 22.03.2021

Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации (Бабурин С.Н.)

Поправка к Конституции РФ, принятая в 2020 г. в предусмотренном конституционном порядке и одобренная общероссийским голосованием, стала началом серьезной конституционной трансформации современной России. Не будем строить иллюзий: конституционная реформа 2020 г. углубила внутреннюю противоречивость Конституции РФ. Однако ее несомненное позитивное значение, на мой взгляд, не в беспрецедентном усилении роли Президента РФ или фактической ликвидации независимости судебной системы, а в значительном уменьшении неолиберального тоталитаризма Конституции РФ 1993 г.
Остановимся только на одном аспекте позитивных конституционных изменений - на сделанном серьезном шаге вперед по укреплению единства и сплоченности нашей нации.
Как известно, Конституция РФ начинается словами преамбулы:
"Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
До сих пор горжусь, что как член Конституционной комиссии настоял в 1990 г. на том, чтобы в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а потом в нашей Конституции появилось понятие многонационального народа вместо имевшегося в проекте декларации дележа суверенитета между русским и другими народами РСФСР, в противном случае в тот период нам не удалось бы сохранить целостности и современной Российской Федерации.
К сожалению, при наличии в тексте действующего Основного Закона многих важных политико-правовых идей, институтов и механизмов, рожденных в предшествующий 1993 г. период конституционного развития России, в Конституции появились и губительные неолиберальные новации. Так, в Конституцию вкралось фундаментальное политическое и духовно-нравственное заблуждение, воплощенное во фразе преамбулы "возрождая суверенную государственность России". Эта формулировка до сих пор перечеркивает необходимость и закономерность целостности исторической России, которая в XX в. существовала в государственной форме Советского Союза, а до того - в форме Российской империи.
Применительно к рассматриваемой теме вызывает сожаление, что законодатель в конституционной поправке 2020 г. не рискнул повторить формулу, вошедшую два года назад в российское правовое пространство по инициативе Президента РФ В.В. Путина. Напомню, что Указом Президента РФ N 703 от 6 декабря 2018 г. об изменениях в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года впервые в официальном документе сказано о существовании российской нации. Пока не русской, но уже нации. Президент РФ назвал российской нацией весь многонациональный народ Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. N 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666". URL: https://www.garant/hotlaw/federal/1232406.html (дата обращения: 04.12.2020).

Россия - это форма русской цивилизации, которая, в свою очередь, является цивилизационным союзом славянских, тюркских, финно-угорских, кавказских и иных народов, соединенных русским языком, общностью истории, духовно-нравственных ценностей, образа труда и жизни. В основе этого единства - общность великороссов, белорусов и малороссов. Иными словами, великороссы, белорусы и малороссы и есть русский народ, а русская нация - это совокупность русского и единых с ним народов. Нация как социально-правовой феномен охватывает всех граждан (подданных) государства и является политико-правовым синтезом населения и власти <2>.
--------------------------------
<2> Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм. М., 2020. С. 238.

Энтузиасты из числа специалистов могут спорить, что имеет в виду Президент под российской нацией, некий общегражданский феномен или что-либо еще, - отмечаю сам факт того, что в 2020 г. и этой формулы законодатель испугался. В Конституции понятия нации не появилось. Уверен, что в науке и повседневной жизни давно пора переходить к использованию понятия нации по аналогии с общепринятым в мире подходом. Отсюда и значимо то, что конституционная реформа 2020 г. в Российской Федерации является важным шагом по пути укрепления нации, ее единства. Эту роль реформы можно проследить по четырем направлениям или уровням.
Каждая нация складывается, как известно, в конкретно-исторических условиях, обретая свои цивилизационные особенности. Именно ярко выраженные психические или духовные качества, которыми различаются человеческие общества, выступают фактором, направляющим данное общество по пути цивилизации, писал А.Дж. Тойнби <3>. Но для любой нации средой ее формирования выступает социальная консолидация общества <4>. Говоря о возвращении в геополитический мир русской нации, можно выделить четыре уровня консолидации многонационального народа РФ.
--------------------------------
<3> Тойнби А.Дж. Постижение истории: пер. с англ. М., 1996. С. 79 - 80.
<4> Подробнее см.: Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020. С. 350 - 440.

Первый уровень - создание условий для духовно-нравственной консолидации общества. Реформа 2020 г. укрепила в Конституции общую систему духовно-нравственных ценностей, избавившись в значительной степени от ее неолиберальной деформации. Речь идет о новых нормах ч. 2 и 3 ст. 67.1, ст. 72 Конституции РФ. Это и характеристика Российской Федерации как государства, объединенного тысячелетней историей, хранящего память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства. Это закрепление в Конституции почитания государством памяти защитников Отечества и обеспечения защиты исторической правды. Отдельный вопрос, как эти нормы будут реализованы в жизнь, но конституционное их закрепление отныне присутствует.
Человечество существует, пока оно нравственно. Соблюдение нравственных норм означает, что человек одобряет и воспринимает принципы морали, которые общество считает нормой для каждого человека. Более того, если "в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается" <5>, - подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл. Принцип нравственного служения "есть единственно состоятельный, единственно определенный и единственно полный или совершенный принцип политической деятельности" <6>, - отмечал еще В.С. Соловьев.
--------------------------------
<5> Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч, 22 января 2015 г. // Сайт Московской Патриархии. URL: https://www.patriarhia.ru/db/text/3960558.html (дата обращения: 07.12.2020).
<6> Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собрание соч. 2-е изд. Т. 8. СПб. / Собрание соч. В.С. Соловьева. Фототипическое изд. Брюссель, 1966. С. 14.

Только теперь, после конституционной поправки 2020 г., есть надежда наполнить содержанием слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказавшего ранее: "Сегодня наша страна встала на единственно правильный путь - путь соединения Небесного и земного, молитвы и труда, веры и практической жизни людей" <7>. Только надлежащее конституирование духовно-нравственных ценностей и трансформация государства в форму нравственного государства может быть основой общества справедливого свободного развития <8>.
--------------------------------
<7> Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991 - 2011). Собрание трудов. Серия II. Т. 1. М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2013. С. 701.
<8> Бабурин С.Н. Нравственное государство. С. 528.

Второй уровень - социальный. Произведено наполнение реальным содержанием социальной сущности государства, что затрагивает весь многонациональный народ Российской Федерации (ч. 4 ст. 67.1, ст. 75, ст. 75.1). Здесь уместно заметить, что вопреки статье Конституции РФ само определение Российской Федерации как социального государства выступает идеологической характеристикой. В конечном счете любая конституция выступает средством насаждения определенной идеологии, определенного политического и правового порядка <9>.
--------------------------------
<9> См.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М., 2010. С. 329.

Третий уровень консолидации предполагает экономико-политическое единство. Этот уровень конструировался всеми отечественными конституциями XX в. И в Конституции РФ 1993 г. он присутствует - это ст. 5 Конституции РФ о федеративном устройстве, ст. 8 о единстве экономического пространства, ст. 71, согласно которой в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (п. "д"), установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. "ж"), федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. "з") и многие другие статьи. В 2020 г. они дополнены нормой ч. 2.1 ст. 67 об обеспечении Российской Федерацией своего суверенитета и территориальной целостности, тем, что действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. Дополнена и ст. 71 Конституции РФ о ведении Российской Федерации, к которому отнесены информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность (дополнение в п. "и"), обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных (дополнение в п. "м").
Последний момент особенно важен, ибо при превращении информации в товар в зону товарообмена попадают персональные данные и неприкосновенность частной жизни, утрачивается или становится небезупречной сетевая нейтральность, возрастают проблемы кибербезопасности, совместимости и защиты конкуренции, да и просто обеспечения в обществе социальной справедливости <10>. Современная техногенная цивилизация обострила проблему выживания человечества, справедливо утверждает Д.А. Реут <11>. Политико-экономическое единство нации в условиях роста цифровизации социальной жизни должно сохраняться и только крепнуть, поскольку "в новом обществе взаимных реальных и виртуальных коммуникаций цифра будет играть где-то даже ведущую роль, но будем надеяться, что право и закон усмирят ее непомерные аппетиты в защиту самого человека и всего человеческого" <12>.
--------------------------------
<10> Подробнее см.: Архипов В.В., Наумов В.Б. Сквозные правовые проблемы Интернета вещей и пределы права: российская перспектива // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Т. 13. N 6. С. 94 - 123.
<11> Реут Д.А. Информационное общество и право на власть // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 2. С. 25.
<12> Лазарев В.В. Право и закон в программируемом обществе. К 100-летию Даниэла Белла // Избранное последнего десятилетия. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: Норма, 2020. С. 735.

Четвертый уровень консолидации и укрепления нации, усиленный конституционной реформой 2020 г., - цивилизационный. Для укрепления духа единой нации принципиально значимо политико-правовое, тем более конституционное, провозглашение преемственности от СССР, имманентно свидетельствующее о перекличке современных мировоззренческих представлений с общественным духовно-эмоциональным настроем наших граждан периода общенародного государства (ст. 67.1). Исключительно значимо в цивилизационном плане закрепление культурного единства современной России при одновременной защите самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации; объявление русского языка языком государствообразующего народа при гарантиях сохранения этнокультурного и языкового многообразия (ч. 1 и особенно ч. 4 ст. 68, ч. 2 ст. 69 Конституции РФ).
Именно уровень политической культуры масс (т.е. нации), степень ее развития определяют сегодня, по верному утверждению В.Т. Кабышева, успех модернизации российского государства и общества <13>.
--------------------------------
<13> Кабышев В.Т. Психология власти в традиции русского конституционализма // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 2. С. 16.

Конечно, столь социально важные новые нормы Конституции далеко не всегда органично встраиваются в систему закрепленных в 1993 г. в Конституции общественных ценностей.
Вспомним, например, ст. 37 Конституции РФ 1993 г., которая в ч. 1 провозглашает, что труд свободен и в ч. 2 запрещает принудительный труд. Конечно, это не только полный разрыв с советскими конституциями, регламентировавшими права трудящихся, именно трудовых коллективов и само право на труд (см., например, ст. 40 Конституции СССР 1977 г.), но и с библейской заповедью. "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь", - заявил апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам в Новом Завете (3:10). Эта библейская заповедь вошла в текст первой советской Конституции 1918 г. как принцип общества "Не трудящийся да не ест!" (ст. 18 Конституции РСФСР) и воплотилась во всеобщей трудовой повинности (п. "е" ст. 3). В годы перестройки в российское общество прокрался культ тунеядства, лишь реформой 2020 г. созидательная роль труда восстановлена, он фактически реабилитирован как условие жизни общества. Отныне в Конституции записано, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (новая ч. 5 ст. 75 Конституции РФ).
Единству нации без различия этнической или религиозной принадлежности граждан России способствует защищающая традиционные ценности каждого народа Российской Федерации норма нового п. "ж.1" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, гласящего, что государство в целом совместно с субъектами Федерации отвечает за защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также за осуществление совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Для самого существования нации крайне важна, хотя пока и мечтательна, конституционная норма ст. 75.1 Конституции о солидарности поколений российских граждан и создании государством условий для социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности. Многие из нас хотели бы быть солидарны, например, с В. Вексельбергом, О. Дерипаской или М. Прохоровым, и мы все с нетерпением ждем, когда родное государство даст для этого надлежащие основания. В противном случае мы получим тот самый имитационный конституционализм, от которого нас предостерегал Б.А. Страшун <14>.
--------------------------------
<14> Страшун Б.А. О конституции и конституционализме (краткий очерк современного мирового опыта) // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. Т. 2. М., 2015. С. 410.

Отсюда два общих вывода. Первый: для единства нашей русской (российской) нации - т.е. всего многонационального народа России - нужны прежде всего социальная консолидация общества, восстановление между государством и обществом взаимопонимания и доверия, нужна легитимность власти. Конституционная основа для этого в 2020 г. создана.
Второй - реформа 2020 г. не сняла с повестки дня вопрос о необходимости новой Конституции России. Напротив, обнажив ущербность ряда норм "неизменяемой" части Основного Закона, она выступила лишь началом фундаментальных конституционных перемен.
Благополучие и надежность будущего требуют, во-первых, конституирования всего комплекса традиционных духовно-нравственных ценностей, во-вторых, нравственного характера самой власти. Так что работы впереди - непочатый край. Вперед, к нравственному государству!

Литература

1. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи / С.А. Авакьян. Москва: Изд-во Московского ун-та, 2010. 560 с.
2. Архипов В.В. Сквозные правовые проблемы Интернета вещей и пределы права: российская перспектива / В.В. Архипов, В.Б. Наумов // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. Т. 13. N 6. С. 94 - 123.
3. Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм / С.Н. Бабурин. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 264 с.
4. Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма / С.Н. Бабурин. Москва: Норма, 2020. 536 с.
5. Кабышев В.Т. Психология власти в традиции русского конституционализма / В.Т. Кабышев // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 2. С. 9 - 17.
6. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч, 22 января 2015 г. / Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси // Сайт Московской Патриархии. URL: https://www.patriarhia.ru/db/text/3960558.html (дата обращения: 07.12.2020).
7. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991 - 2011) // Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Собрание трудов. Серия II. Т. 1. Москва: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2016. 848 с.
8. Лазарев В.В. Право и закон в программируемом обществе. К 100-летию Даниэла Белла // Лазарев В.В. Избранное последнего десятилетия / В.В. Лазарев. Москва: ИЗиСП при Правительстве РФ: Норма, 2020. С. 729 - 735.
9. Реут Д.А. Информационное общество и право на власть / Д.А. Реут // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 2. С. 18 - 27.
10. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Собрание сочинений В.С. Соловьева. В 12 томах. Т. 8 / Фототипическое изд. со 2 изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. 408 с.
11. Страшун Б.А. О конституции и конституционализме (краткий очерк современного мирового опыта) / Б.А. Страшун // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. В 2 томах. Т. 2. Конституционно-правовые взгляды В.И. Фадеева и их развитие в трудах друзей, коллег / Составители: Е.А. Фадеева, Е.В. Бадулина (Фадеева). Москва: Проспект, 2015. 720 с.
12. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник / А.Дж. Тойнби; Перевод с английского Е.Д. Жаркова; Предисловие В.И. Уколовой; Послесловие Е.Б. Рашковского. Москва: Прогресс: Культура, 1996. 608 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑