Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.05.2021

Законопроектом устанавливается возможность получения процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для лиц не старше 35 лет, то есть для молодежи, при условии их проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет. При этом не имеет значения, когда такое проживание имело место, и было ли оно непрерывным.

подробнее
14.05.2021

Целью законопроекта является целях усиление социальной защиты работников бюджетной сферы. В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которому Правительство РФ обязано принимать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

подробнее
03.05.2021

Целью законопроекта является реализация задач, поставленных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Гарантии и компенсации > Как получить от государства компенсацию за нарушенные трудовые права (Шакирова Э.)

Как получить от государства компенсацию за нарушенные трудовые права (Шакирова Э.)

Дата размещения статьи: 23.04.2021

Как получить от государства компенсацию за нарушенные трудовые права (Шакирова Э.)

Под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. 

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

1. К примеру, суды надбавки за вахтовый метод работы признали компенсациями в смысле ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ (решение Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область) от 26 февраля 2019 по делу N 12-113/2019).

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьей 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В соответствии со статьей 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

За неправильный расчет выплат работнику в решении Ступинского городского суда (Московская область) от 18 февраля 2019 по делу N 2-2457/2018 суд установил факт неправильного расчета выплат сотруднику. Суд полагает примененный истцом подход к определению размера заработка неверным, не соответствующим как Постановлению Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений", так и локальным нормативным актам ответчика.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 установлен размер надбавок только для работников государственных учреждений в зависимости от местности, при этом максимальный размер надбавки составляет 75% тарифной ставки оклада. Постановлением определено также, что надбавка начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. Работодатель компенсирует работнику утрату здоровья в связи с профессиональным заболеванием (решения Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область) от 27 февраля 2019 по делу N 2-248/2019, от 19 февраля 2019 по делу N 2-263/2019).

3. Формальная услуга службы занятости по предоставлению услуги по переезду в другую местность.

В Апелляционном постановлении Волгоградской области от 27 сентября 2018 по делу N 22-3831/2018 суд признал формальный характер при предоставлении государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, удостоверяющих юридически значимые факты и события. Сотрудник подписала предложения, ознакомила М. и К. с данными документами, имеющими по своей сути ложный характер, так как никто из последних переезжать в другую местность не собирался, а переезд и трудоустройство в другую местность являлись формальными.

4. Компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей в порядке статьи 170 ТК РФ.

Работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих. Следовательно, выплаченная государственным служащим г. Москвы сумма за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей, представляет собой компенсацию и не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование (Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2012 по делу N А40-89277/11-20-386).

5. Реализация гарантий сотрудников при сокращении штата или численности.

Предусмотренный Трудовым кодексом максимум, на который может рассчитывать сокращаемый работник помимо компенсации за неиспользованный отпуск, - это заработок за пять месяцев. А именно: зарплата в течение двух месяцев после предупреждения о сокращении, выходное пособие, выплачиваемое в день увольнения, и средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения (решение Дятьковского городского суда (Брянская область) от 9 ноября 2018 г. по делу N 2-780/2018; Апелляционное определение Челябинского областного суда от 06.04.2017 по делу N 11-4345/2017).

6. Гарантии и компенсации беременным при ликвидации организации.

В Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими расторжение трудового договора. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 6 декабря 2012 г. N 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работников и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, действительно равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со ст. ст. 7 (ч. 2) и 38 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации констатировано, что и в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной своих обязанностей она может быть привлечена к дисциплинарной ответственности с применением иных дисциплинарных взысканий, помимо увольнения.

Из буквального толкования ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения - ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. При этом названная норма не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности и сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.

7. Расчет компенсации за несвоевременную выдачу трудовой книжки.

В решении Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 22 декабря 2015 по делу N 2-2544/2015 суд рассмотрел спор в отношении компенсации за несвоевременную выдачу трудовой книжки.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

8. Компенсации за тяжелые и вредные условия труда.

В Определении Верховного Суда от 30 апреля 2019 г. по делу N А43-3646/2018 суд не нашел оснований для установления компенсационных выплат при отсутствии вредных условий труда.

Суды руководствовались ст. ст. 144, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ, муниципальными правовыми актами Володарского района Нижегородской области, регулирующими оплату труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

Судами установлено, что спорная надбавка предусмотрена в связи с необходимостью использования в работе уборщиц чистящих, моющих и дезинфицирующих средств, т.е. подразумевает наличие опасных или вредных условий труда, а также за "некомфортный труд" (уборка санузлов). Приняв во внимание, что в учреждении проводилась специальная оценка условий труда, по результатам которой в работе уборщиц не выявлено опасных либо вредных условий труда, суды сочли установление для них компенсационных выплат безосновательным.

9. Гарантии и компенсации при работе с особыми климатическими условиями.

Этот способ государственной поддержки работающих граждан действует на правительственном и местном уровне. Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации (Определение Верховного Суда от 14 февраля 2019 г. по делу N А33-625/2018; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2015 N Ф03-5241/2015 по делу N А51-697/2015).

10. Гарантии и компенсации за работу со сведениями, составляющими государственную и коммерческую тайну.

При назначении компенсации за работу со сведениями, образующими коммерческую тайну, работодатель самостоятельно разрабатывает и устанавливает размеры таких надбавок.

В Постановлении Верховного суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 30 мая 2018 г. по делу N 44У-96/2018 суд установил превышение полномочий при назначении доплат за работу со сведениями, которые образуют государственную тайну.

В период времени с 1 по 31 декабря 2013 года у Ф.И.О., знающего об отсутствии у сотрудников администрации городского поселения доступа и фактической работы со сведениями, составляющими государственную тайну, возник умысел на злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях - получение доплаты к зарплате, реализуя который, он, используя свои должностные полномочия, поручил подготовить распоряжения об установлении допуска к государственной тайне и надбавке за это себе, заместителю главы администрации, управляющему делами, начальнику отдела - главному бухгалтеру, то есть сотрудникам администрации, задействованным в оформлении и выплате указанной надбавки.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

11. Гарантии и компенсации работникам бюджетных учреждений.

В Определении Верховного Суда от 8 июля 2016 г. по делу N А47-8898/2014 суд рассмотрел вопрос выплат отдельным категориям работников.

В частности, судебная коллегия применила нормы законодательства о порядке предоставления компенсаций медицинским работникам, проанализировала изменение действовавшего ранее законодательства относительно того, за счет какого бюджета предоставляются компенсации, и сделала вывод о том, что спорная сумма не может быть квалифицирована в качестве убытков, подлежащих возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги установлены органом местного самоуправления в пределах его полномочий, в связи с чем затраты, понесенные муниципальным образованием на предоставление указанной льготы, являются расходными обязательствами органа местного самоуправления.

Таким образом, компенсационные выплаты - это способы социальной поддержки граждан, выполняющих общественно полезную либо трудовую функции, попавших в затруднительное положение. Средства для помощи граждан Российской Федерации выделяются как из бюджетов различных уровней для социальных выплат, так и из фондов заработной платы предприятий в рамках трудового законодательства. Это зависит от вида компенсаций, обусловленного законодательными актами.

В заключение необходимо отметить, что работодателям рекомендуется фиксировать особенности стимулирующих и компенсационных выплат в положении об оплате труда, которое будет являться основой для начисления соответствующих выплат. Также локальный акт с четким установлением критериев и рамок стимулирующих и компенсационных выплат позволит снизить текучесть кадров, конфликтные ситуации с работниками.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑