Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.05.2021

Законопроектом устанавливается возможность получения процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для лиц не старше 35 лет, то есть для молодежи, при условии их проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет. При этом не имеет значения, когда такое проживание имело место, и было ли оно непрерывным.

подробнее
14.05.2021

Целью законопроекта является целях усиление социальной защиты работников бюджетной сферы. В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которому Правительство РФ обязано принимать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

подробнее
03.05.2021

Целью законопроекта является реализация задач, поставленных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Охрана труда > Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики (Серегина Л.В.)

Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики (Серегина Л.В.)

Дата размещения статьи: 12.05.2021

Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики (Серегина Л.В.)

По оценке Международной организации труда (МОТ), около 2,3 млн мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний <1>. В условиях пандемии COVID-19 и роста безработицы потерявшие работу люди готовы соглашаться на любые, в том числе небезопасные, условия труда. В докладе МОТ "Охрана труда в условиях пандемии" отмечается, что "многие работники, осуществляющие наиболее важные в условиях эпидемии виды работ, в случае их болезни не могут воспользоваться правом на оплачиваемый отпуск по временной нетрудоспособности и вынуждены работать" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/index.htm.

<2> Доклад МОТ. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2020 г. URL: https://ot-online.ru/sites/default/files/attachment/doklad_mot_2020._ohrana_truda_v_usloviyah_pandemii.pdf. 

По данным Минтруда России, по итогам 11 месяцев 2019 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4 078 несчастных случаев, что на 9% ниже этого показателя за аналогичный период 2018 г. <3>. Несмотря на тенденцию к снижению несчастных случаев, в отдельных отраслях экономики (в сельском хозяйстве, строительстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, на транспорте) уровень производственного травматизма остается довольно высоким, что не способствует достижению целей сохранения населения и здоровья людей, обеспечения достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства, повышения продолжительности жизни до 78 лет, обозначенных в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

--------------------------------

<3> См.: Ткаченко П. Статистика травматизма на производстве. URL: https://www.centrattek.ru/info/statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/. 

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой на саммите ООН по устойчивому развитию 25 сентября 2015 г., отмечается, что "охрана труда может играть ключевую роль в обеспечении устойчивого развития, а инвестиции в нее - способствовать достижению целей в области устойчивого развития" <4>.

--------------------------------

<4> URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld. 

Таким образом, обеспечение прав на охрану труда, включая мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве, является важнейшей задачей, актуальной для достижения социальной справедливости и устойчивого развития.

Основные права работника, направленные на сохранение его жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, перечислены в ст. 219 ТК РФ <5>.

--------------------------------

<5> В соответствии с указанной статьей каждый работник имеет право, в частности: на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, оборудование рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты; соответствующие гарантии на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Реализация этих прав в соответствии с проводимой государством политикой в сфере сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе в период трудовой деятельности, обеспечивается нормативно-правовым регулированием отношений по охране труда, гарантирующим право работников на охрану труда, созданием систем управления охраной труда и контрольно-надзорной деятельностью уполномоченных органов.

Совершенствование направлений государственной политики по охране труда. В основе проводимой государством политики в области охраны труда лежат принципы, сформулированные в нормах международного права и в первую очередь в положениях конвенций и рекомендаций МОТ <6>.

--------------------------------

<6> Основные принципы национальной и корпоративной политики и стратегии в отношении реализации предупредительных и защитных мер в области охраны труда определены в Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" 1981 г. и в сопровождающей ее Рекомендации N 164 и Протоколе 2002 г. к ней. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (см. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ). 

В числе таких принципов названы: "реализация и периодический пересмотр национальной политики в области охраны труда; полноценное участие работодателей, работников и их организаций, а также других заинтересованных сторон; создание национальной системы учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятие на уровне предприятия необходимых мер в области охраны труда" и др. Ключевым элементом международных актов, касающихся охраны труда, является продвижение культуры профилактики в охране труда <7>.

--------------------------------

<7> Усиление ориентации на оценку рисков при разработке и реализации политики в области охраны труда находит отражение в принятых МОТ Руководстве по системам управления охраной труда (МОТ - СУОТ 2001), Глобальной стратегии по охране труда 2003 г. См. также: Конвенция МОТ N 161 "О службах гигиены труда" 1985 г. и Рекомендация N 171 к ней, призванные обеспечивать реализацию политики в области охраны труда и соответствующих предупредительных и контролирующих мер, а также: Конвенция МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" 2006 г. и сопровождающая ее Рекомендация N 197. 

В Глобальной стратегии в области профессиональной безопасности и здоровья <8> и Декларации здоровья работников <9> обращается внимание на необходимость внедрения системного подхода к обеспечению профессиональной безопасности и здоровья. Отмечается также необходимость лучшего понимания взаимосвязи между научно-технической составляющей безопасного труда и медицинским представлением о заболеваниях и травмах, экономическими, нормативно-правовыми и социологическими представлениями об условиях, способствующих более безопасному и здоровому труду.

--------------------------------

<8> См.: Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. Geneva, 2004. URL: http://www.ilo.org/safework/info/policy-documents/WCMS_107535/lang--en/index.htm.

<9> См.: Declaration on workers health. Geneva, 2006. URL: http://www.who.int/occupational_health/Declarwh.pdf. 

В 2017 г. Российская Федерация присоединилась к Концепции "Нулевой травматизм" ("Vision Zero") <10>, основанной на убежденности в том, что все несчастные случаи на производстве можно предотвратить, если компании и партнеры будут обязаны обеспечивать условия труда, способствующие сохранению здоровья, безопасности и благополучию работников.

--------------------------------

<10> URL: http://visionzero.global/ru. 

В условиях пандемии государства наряду с мерами противодействия распространению инфекции принимают особые меры, которые необходимы для защиты работников сферы здравоохранения. Повышенные меры защиты требуются и другим работникам, подверженным риску заболевания.

Таким образом, возникает необходимость в глобальном видении и лучшем понимании взаимосвязи между научно-технической составляющей безопасного труда и медицинским представлением о заболеваниях и травмах с учетом экономических возможностей, нормативных правовых актов, регламентирующих условия труда, а также социологических данных о безопасных условиях труда.

Как показывает охватившая весь мир пандемия, наиболее сложным направлением политики в области охраны труда является формирование основ системы управления рисками, включая предвидение (прогнозирование) возникновения рисков, оказывающих негативное влияние на здоровье граждан.

В качестве причин возникновения таких рисков можно назвать: появление и развитие новых более сложных технологий, форм организации труда; усиление интенсификации труда; использование гибких графиков работы; распространение временной занятости, дистанционной (удаленной) работы, заемного труда, самозанятости. Использование таких форм занятости обусловливает необходимость предвидения возникновения новых и усиление существующих рисков повреждения здоровья работников, что становится одним из важных направлений при обеспечении права на охрану труда.

Другим важным направлением является формирование культуры охраны труда, которая предполагает уважение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасной и безвредной для здоровья производственной среды, отдавая наивысший приоритет принципу профилактики. Во Флагманской программе МОТ "Охрана труда - глобальные действия в целях профилактики" (OSH GAP) <11> обращается внимание на то, что "при формировании политики необходимо утвердить охрану труда в качестве приоритетной задачи и обосновать необходимость вложения в профилактику безопасного труда".

--------------------------------

<11> URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-europe/-ro-geneva/-sro-moscow/documents/publication/wcms_544793.pdf. 

В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы "Содействие занятости населения" <12>, программами субъектов РФ.

--------------------------------

<12> Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298. 

Вместе с тем представляется, что направления государственной политики в области охраны труда, сформулированные в ст. 210 ТК РФ, могли бы быть дополнены положениями, предложенными международными актами, в частности следующим положением: "создание условий обеспечения здорового образа жизни работников, развития культуры безопасного труда; формирование основ управления профессиональными рисками, в том числе с учетом возникновения чрезвычайных ситуаций; стимулирование работодателей и работников к использованию инновационных способов по улучшению условий и охраны труда".

Нормативно-правовое регулирование отношений по охране труда. Как отмечалось, важная роль в обеспечении права на охрану труда принадлежит законодательству. Российское законодательство, закрепляющее право на охрану труда работников и предусматривающее меры по его обеспечению, исходит из общепризнанных принципов и норм международного права <13>.

--------------------------------

<13> См.: п. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; п. 3 ч. 1 Европейской социальной хартии; Конвенции МОТ N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" 1921 г., N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" 1946 г., N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" 1960 г., N 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" 1963 г., N 120 "О гигиене в торговле и учреждениях" 1964 г., N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среды" 1981 г., N 161 "О службах гигиены труда" 1985 г., N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" 2006 г. и др. 

Нормы, регулирующие отношения по обеспечению права на охрану труда, содержатся в различных главах Трудового кодекса РФ, в том числе определяющих особенности регулирования труда отдельных категорий работников - женщин (гл. 41), работников в возрасте до 18 лет (гл. 42), дистанционных работников (гл. 49.1), работников, занятых на подземных работах (гл. 51.1). Кроме того, в Кодексе имеется специальный разд. 10 "Охрана труда".

Глава 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" содержит большинство норм, определяющих право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219 - 231). Однако не все эти нормы в полной мере отвечают задаче обеспечения прав на охрану труда работников. При этом расположение в Трудовом кодексе норм, направленных на обеспечение прав работников на охрану труда, и распределение их по главам нельзя признать удачным и логически обоснованным. Так, норма, закрепляющая право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда (ст. 219), содержится в гл. 36 ТК РФ, а норма об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212) в гл. 34 "Требования охраны труда" ТК РФ. Нормы о медицинском обеспечении работников (ст. 223) и о медицинских осмотрах работников (ст. 213) также располагаются в различных главах ТК РФ (в гл. 36 и 34 соответственно), что затрудняет их комплексное понимание и применение.

Учитывая значительный объем прав работников на охрану труда и корреспондирующих им обязанностей работодателей, а также осуществление государством политики по расширению прав работодателей в сфере охраны труда, полагаем, что нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда должны быть объединены в самостоятельную главу ТК РФ, в которой следует расположить и норму о гарантиях права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 220).

Предлагаемое объединение указанных статей в одну главу будет способствовать систематизации норм о правах и обязанностях в области охраны труда. Из положений этой главы будет видно, что правам работников на охрану труда корреспондируют соответствующие обязанности работодателя и гарантии этих прав не исчерпываются содержанием ст. 220 ТК РФ.

Помимо Трудового кодекса, нормы, обеспечивающие права граждан на охрану труда, содержатся в федеральных законах <14> и законах субъектов РФ <15>.

--------------------------------

<14> К их числу можно отнести Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и др.

<15> См., например: Закон г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 "Об охране труда в городе Москве", Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 33-ЗРК/2014 "Об охране труда в Республике Крым", Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. N 664-З N 209-IV "Об охране труда". 

Нормы, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав граждан в сфере охраны труда, закреплены также в ГК РФ (ст. 1084 - 1093), КоАП РФ (ст. 5.27, 5.27.1, 6.3, 6.4, 9.1, 9.6, 9.9), УК РФ (ст. 143).

Важное место в системе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение охраны труда, принадлежит постановлениям Правительства РФ <16>, актам Министерства труда и социальной защиты РФ <17> и других государственных органов исполнительной власти <18>.

--------------------------------

<16> См., например: Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", от 29 марта 2002 г. N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки".

<17> См., например: Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

<18> См., например: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда". 

Положения об обеспечении прав на охрану труда включаются в акты социального партнерства (коллективные договоры, соглашения), а также в трудовые договоры.

Особую группу актов, содержащих нормы по охране труда, составляют акты, регулирующие отношение человека со средствами производства (технические нормы) <19>. На территории Российской Федерации действуют технические регламенты Таможенного союза <20>. В период охватившей мир пандемии COVID-19 особое значение для обеспечения права на охрану труда имеют акты Роспотребнадзора, содержащие санитарные и гигиенические рекомендации <21>.

--------------------------------

<19> См., например: Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), правила безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила по охране труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

<20> См.: Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878.

<21> См.: Методические рекомендации N МР 3.1/3.5.0172/1-20 "Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19)". 

Однако большое количество нормативных актов, в том числе содержащих нормативные требования охраны труда, являющиеся обязательными для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов деятельности, затрудняет их применение и возможность сформировать единый перечень государственных нормативных требований по охране труда, которые были бы обязательны как для работодателя, так и для работников.

Учитывая взятый государством курс на развитие цифровой экономики, полагаем, что эту задачу можно решить посредством создания цифровой платформы, позволяющей, в том числе с использованием искусственного интеллекта, по заданным пользователем (работодателем, работником, другим заинтересованным лицом) параметрам сформировать такой перечень, исходя из осуществляемого вида деятельности и с учетом особенностей, характеризующих отдельные направления такой деятельности и привлекаемых для его выполнения работников. Такая цифровая платформа могла бы быть создана в рамках электронных сервисов, предлагаемых Федеральной государственной инспекцией труда.

Следует констатировать, что регулирование отношений, связанных с охраной труда, осуществляется нормами различных отраслей законодательства: конституционного, трудового, гражданского, административного, финансового и др. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обеспечения прав на охрану труда находит отражение в значительном количестве нормативных актов, которые с определенной долей условности можно объединить в следующие группы: нормативные правовые акты, устанавливающие международные стандарты, определяющие национальную политику и стратегию в области охраны труда; нормативные акты, направленные на создание системы управления охраной труда, установление профессиональных рисков, выявление и оценку вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, психосоциальных и других факторов, могущих оказывать негативное влияние на здоровье человека в процессе труда; нормативные акты в сфере контроля и надзора за соблюдением установленных требований в области охраны труда; нормативные акты в области страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, финансового обеспечения мероприятий в сфере охраны труда.

Указанные группы нормативных актов развиваются неравномерно. Учитывая изменения, происходящие в сфере труда в условиях инновационного развития экономики, полагаем, что в ближайшее время наибольшей корректировки и развитию будут подвергаться акты, направленные на формирование системы управления охраной труда, выявление и устранение существующих, а также прогнозирование возникновения новых рисков, могущих оказать негативное влияние на здоровье граждан в процессе трудовой деятельности.

Регулирование отношений по обеспечению прав граждан на охрану труда значительным количеством нормативных актов, с одной стороны, позволяет учесть наибольший объем особенностей труда отдельных категорий работающих, с другой - существенно осложняет их правоприменение и затрудняет реализацию гражданами права на охрану труда.

Система правовых гарантий в области охраны труда. Проблема правовых гарантий в области охраны труда довольно широко обсуждается в правовой литературе <22>. Вместе с тем происходящие изменения в социально-экономической сфере предопределяют необходимость дальнейшего исследования данной проблемы. Учитывая различную степень изученности вопросов, связанных с гарантиями прав на охрану труда, в данном исследовании рассматриваются те из них, которые, на наш взгляд, не получили должного освещения.

--------------------------------

<22> См.: Семенков В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы). Минск, 1976. 287 с.; Киселев Я.Л. Охрана труда по советскому трудовому праву. М., 1962. 222 с.; Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. 183 с.; Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967. 192 с.; Черняева Д.В. Сравнительно-правовые аспекты предоставления гарантий и компенсаций в связи с нарушением права работников на благоприятные условия труда // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 1. С. 10 - 13; Лютов Н.Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. N 11. С. 10 - 15. 

Гарантии охраны труда отражены в Трудовом кодексе РФ, Федеральных законах от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.

Дополнительные гарантии в области охраны труда предусматриваются нормативными актами субъектов РФ, актами социального партнерства (коллективными договорами, соглашениями), локальными актами работодателя, трудовыми договорами.

Учитывая, что гарантии обеспечения охраны труда сопровождают гражданина в течение всей его трудовой деятельности, начиная с момента поступления на работу и до ее окончания, условно их можно объединить в гарантии: при поступлении на работу; в процессе производственного обучения; в ходе выполнения работы; при перемещении рабочей силы; направленные на создание условий безопасности.

Гарантии охраны здоровья граждан при поступлении на работу обеспечивают учет особенностей организма (физиологии, психологии, темперамента и проч.), а также осуществление мероприятий по предварительному медицинскому осмотру определенных категорий работников. Например, в отношении женщин определен перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение их труда <23>.

--------------------------------

<23> См.: Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин". 

Признавая необходимость ограничения применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, вместе с тем полагаем возможным отказаться от списочного подхода к установлению таких ограничений и перейти к введению ограничений для работы на конкретном рабочем месте. Для этого потребуется оценить каждое рабочее место с точки зрения его безопасности для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и других лиц с ограничениями здоровья. Осуществление такой оценки возможно предусмотреть в положениях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Для определения пригодности работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, связанных с движением транспорта, работы в пищевой промышленности, торговле, водопроводных сооружениях, медицинских организациях, детских учреждениях и др., они должны проходить предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ).

Полагаем, что получившее широкое распространение применение медицинских электронных карт граждан, а также проведение плановых диспансеризаций позволит освободить работодателей от обязанности направлять работников при поступлении на работу на предварительные медицинские осмотры, при условии, что в их электронных медицинских картах достаточно информации для решения вопроса о пригодности соискателя к выполнению определенной работы.

Такое решение, на наш взгляд, должны принимать врачи профпатологи, которым должен быть предоставлен доступ к медицинским электронным картам соискателей работы.

В случае невозможности принять решение вследствие недостатка имеющейся в таких медицинских картах информации, за работодателем должна быть сохранена обязанность направлять соискателей работы на предварительные медицинские осмотры, как это предусмотрено положениями ст. 213 ТК РФ.

Вторую группу гарантий охраны труда составляют гарантии, предоставляемые в процессе производственного обучения. К их числу можно отнести нормы, закрепляющие правовые формы обучения работников знаниям и навыкам безопасного ведения работы, правильного использования машин, агрегатов, механизмов и других средств и орудий труда. Все работники должны иметь возможность получения теоретических знаний и практических навыков в области охраны труда в необходимом и достаточном объеме для безопасного выполнения работ.

Особое внимание следует обратить на положения ст. 312.7 ТК РФ <24>, устанавливающей особенности охраны труда дистанционных (удаленных) работников. В отношении данных работников на работодателя не возложена обязанность по обучению дистанционных работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведению инструктажа по охране труда и проверки знания требований охраны труда (абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

--------------------------------

<24> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях". 

Вместе с тем необходимость получения знаний в области охраны труда касается всех работников, независимо от установленного для них режима работы. Поэтому полагаем, что предусмотренная законом обязанность работодателя по обучению работников правилам охраны труда применительно к дистанционным (удаленным) работникам может быть реализована дистанционным способом посредством ознакомления с соответствующими нормативными актами и документами, показа учебных фильмов, предоставления различных книг, тестовых заданий и других материалов. В связи с этим указанную обязанность работодателя следует предусмотреть в ст. 312.7 ТК РФ.

В третью группу входят гарантии охраны труда, предоставляемые в ходе самостоятельного выполнения работы и при перемещении рабочей силы. К их числу можно отнести: периодические медицинские осмотры для соответствующих групп работников; инструктаж по охране труда; ограничение на привлечение к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). При этом время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

В настоящее время высказываются предложения о необходимости изменения законодательства в части, касающейся исключения времени прохождения указанных медицинских осмотров из рабочего времени, так как в этот период работники не работают <25>. Полагаем, что такой подход к правовому регулированию отношений по прохождению медицинских осмотров не направлен на охрану здоровья работников, поскольку, по сути, он приведет к неоправданному увеличению продолжительности рабочего дня и, соответственно, сокращению времени отдыха работников.

--------------------------------

<25> См.: проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части регулирования отношений по прохождению медицинских осмотров некоторых категорий работников и установлению особенностей медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах)". 

Проблемы предоставления работникам гарантий охраны труда нередко возникают на малых и средних предприятиях, на которых отмечаются нехватка возможностей и потенциала, необходимых для соблюдения и обеспечения выполнения норм охраны труда, а также осуществления профилактических мероприятий, направленных на недопущение травматизма и профессиональной заболеваемости работников. Особенно часто эти проблемы наблюдаются при включении указанных предприятий в бизнес-модели цепочек поставок товаров и услуг, которые создают дополнительные риски в области охраны труда, обусловленные краткосрочными и быстро меняющимися экономическими связями, вынуждающими предприятия работать в интенсивном режиме, регулярно менять условия труда и занятости, использовать временных и сезонных работников. Как справедливо отмечается в правовой литературе, "краткосрочный характер трудовых отношений нередко воспринимается работодателем как достаточное основание для уклонения от предоставления или сокращения гарантий в сфере охраны труда, что недопустимо" <26>.

--------------------------------

<26> Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. N 11. С. 78 - 88; Бикметов Р.И., Кирсанов Р.В., Тишин Р.В. Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС "Гарант". 2016; Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1. С. 32 - 35. 

Для оказания помощи в решении проблем нехватки возможностей и потенциала, необходимых для профилактики, соблюдения и обеспечения выполнения норм охраны труда, возникающих на малых и средних предприятиях, необходимо рассмотреть вопрос о разработке перечней профилактических мероприятий по охране труда для организаций малого и среднего бизнеса с учетом их отраслевой принадлежности и осуществляемого вида деятельности, а также о выделении инвестиций из средств фондов поддержки малого и среднего предпринимательства работодателям, реализующим такие мероприятия.

Решению вопроса неукоснительного предоставления гарантий охраны труда, в том числе работникам малых и средних предприятий, могло бы способствовать повышение культуры охраны труда, увеличение социальной ответственности бизнеса, оказание поддержки работодателям, использующим инновационные способы улучшения условий и охраны труда.

В условиях инновационного развития экономики особое место в обеспечении прав на охрану труда отводится формированию системы управления охраной труда (СУОТ) <27>. Одним из основных элементов этой системы является выявление и устранение профессиональных рисков.

--------------------------------

<27> Система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. 

Происходящая в сфере труда "четвертая индустриальная революция" <28>, вызванная цифровизацией информации, развитием цифровой техники, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), позволила заменить новой техникой и технологиями некоторые виды вредной и опасной работы и тем самым снизить уровень травматизма и профессиональной заболеваемости. Вместе с тем она влечет и такой негативный элемент, как появление новых рисков для здоровья работников.

--------------------------------

<28> См.: Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2019. 208 с.; Охрана труда - основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2019. С. 1. 

Например, мало изучено влияние на здоровье человека наноматериалов, репродуктивных токсинов, мутагенных и канцерогенных субстанций. Как отмечает Европейское агентство по охране труда, "наиболее значительные последствия воздействия наноматериалов обнаруживаются в легких, при этом зачастую присутствуют признаки оксидативного стресса, воспаления и повреждения тканей". По мнению ученых, "производственную природу имеют до 4% всех регистрируемых онкологических заболеваний, а непосредственно канцерогенные производственные факторы ежегодно приводят к смерти несколько сотен тысяч людей в мире" <29>.

--------------------------------

<29> Craig L. What's in your lunchbox? // Occupational Health and Safety Magazine. 2005. Vol. 28. N 3. September; Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. ред. Н.Л. Лютов. М., 2017. 688 с. 

К новым видам профессиональных рисков можно отнести и биологические риски, связанные с возникновением эпидемий новых неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний (СПИДа, гепатита, свиного гриппа, холеры, вируса Зико, специфических лихорадок, коронавирусных инфекций и др.). Так, по данным МОТ, вредные вещества являются причиной 651 279 смертей в год <30>.

--------------------------------

<30> См.: Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/index.htm. 

Учитывая, что в настоящее время новые и специфические риски возникают постоянно, полагаем необходимым при выработке мер профилактики и минимизации рисков предусмотреть в СУОТ четкий порядок обеспечения готовности к возможным рискам, в том числе чрезвычайным ситуациям, а также планирования действий при возникновении таких событий, например, в случае вспышки заболевания или пандемии.

Кроме появления новых профессиональных рисков, возникают проблемы, касающиеся управления охраной труда. Обусловлены они разнообразием видов деятельности и рассредоточением рабочей силы из-за распространения дистанционной (удаленной) работы и других нетипичных форм занятости, а также заменой и трансформацией рабочих мест.

Согласно совместному исследованию МОТ и агентства Eurofound, проведенному в 15 государствах, повышенный стресс ощущают 41% работающих на дому по сравнению с 25% работающих вне дома <31>.

--------------------------------

<31> См.: Охрана труда в условиях пандемии. Доклад МОТ. Всемирный день охраны труда. 28 апреля 2020 г. URL: https://ot-online.ru/sites/default/files/attachment/doklad_mot_2020._ohrana_truda_v_usloviyah_pandemii.pdf. 

Таким образом, отсутствие системы оценки профессиональных рисков на дистанционных (удаленных) рабочих местах, а также в случаях самостоятельного обеспечения себя работой (самозанятые, индивидуальные предприниматели, фермеры, работа на интернет-платформах и т.п.) может привести к росту опасных происшествий и повреждению здоровья не только работника, но и окружающих его граждан.

Учитывая значимость СУОТ для обеспечения прав работников на охрану труда, полагаем, что отношения по созданию и функционированию СУОТ у работодателя должны получить более детальную правовую регламентацию в Трудовом кодексе РФ. В частности, в Кодексе необходимо закрепить обязанности работодателя по созданию и функционированию СУОТ, осуществлению систематической оценки ее эффективности, проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.

В отношении граждан, реализующих свои способности к труду вне рамок трудового отношения, полагаем, что при регистрации и получении соответствующего статуса они должны быть информированы о том, какие риски возможны при осуществлении выбранного ими вида деятельности и какие меры могут быть приняты для устранения (минимизации) таких рисков и недопущения повреждения здоровья. Выявление и оценку таких рисков возможно осуществить посредством создания специальных интернет-сервисов с использованием искусственного интеллекта, позволяющих по заданным параметрам, характеризующим тот или иной вид деятельности, сформировать перечень рисков, которые могут сопровождать такую деятельность, и предложить направления их устранения.

Особо остро стоит проблема обеспечения прав на охрану труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в нетипичных формах занятости. В научной литературе на это неоднократно обращалось внимание. Отмечалось, что происходящая в сфере труда четвертая индустриальная революция, обусловленная развитием информационных технологий и характеризующаяся децентрализацией и специализацией производства, возрастающей потребностью в мобильной рабочей силе и другими факторами, способствует отказу от классического бессрочного трудового правоотношения и появлению множества нетипичных форм занятости (надомный, дистанционный, удаленный, заемный труд, вахтово-экспедиционная деятельность и др.). При осуществлении занятости с нестандартными рабочими местами и (или) организацией труда, предполагающей выполнение трудовой функции вне помещения работодателя и не под его постоянным контролем, в некоторых случаях невозможно в полной мере распространить нормы трудового законодательства и, как следствие, обеспечить право работников на охрану труда <32>.

--------------------------------

<32> См.: Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 11 - 15; Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России // Lex russica. 2018. N 10. С. 30 - 39; Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. М., 2015. С. 28 - 75; Радевич Е.Р. Нетипичная занятость: отражение специальных трудовых стандартов, закрепленных в актах Международной организации труда, в российском трудовом законодательстве // Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации / под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М., 2016. С. 45 - 63; Кашлакова А.С. Охрана труда работников при нетипичных формах занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 1. С. 13 - 15; Чесалина О.В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1. С. 22 - 25; Лютов Н.Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. N 11. С. 10 - 15. 

В результате распространения нетипичных форм занятости, предполагающих взаимодействие человека и машины, возникает необходимость в разработке особого подхода к обеспечению охраны труда, учитывающего новые риски повреждения здоровья. Полагаем, что минимизации таких рисков могло бы способствовать обеспечение работников интеллектуальными устройствами, позволяющими сотрудникам, отвечающим за охрану труда, контролировать поведение работников и в реальном времени передавать им соответствующие рекомендации и информацию (например, переносные устройства, контролирующие качество воздуха, степень усталости и др.). При этом отметим, что использование работодателем специальных программ для контроля за работником способно приводить к усилению стрессов и увеличению рисков для психосоциального здоровья работников. В связи с этим важно найти баланс между контролем за осуществлением работником трудовых функций и заботой о его здоровье.

Определенные сложности в обеспечении права на охрану труда возникают у работников, выполняющих трудовые функции на нестандартных рабочих местах. Так, проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов" предлагается предоставить работодателям возможность создавать по договору или соглашению между несколькими работодателями за счет собственных средств совместные рабочие места (специальные цеха, участки, подразделения организации) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. При этом вопросы обеспечения права на охрану труда таких работников нормами действующего законодательства и положениями указанного законопроекта не решены. В частности, не ясно, на кого будет возлагаться обязанность по обеспечению прав граждан, трудоустраиваемых на совместно созданные рабочие места, и кто может быть привлечен к ответственности в случае несчастного случая на производстве. Полагаем, что решение данных вопросов должно найти четкое отражение в нормативных актах. Учитывая, что вопросы создания работодателями совместных рабочих мест и трудоустройство на них работников выходят за рамки трудового законодательства, считаем, что отношения по обеспечению права на охрану труда на таких рабочих местах следует урегулировать отдельным нормативным актом.

В наиболее сложном положении при обеспечении права на охрану труда находятся граждане, реализующие свои способности к труду на интернет-платформах, поскольку осуществление такой деятельности не получило должного правового регулирования. Возникающие на интернет-платформах отношения, как правило, не охватываются трудовым законодательством. В связи с этим "у работников цифровых платформ наблюдается наихудшее управление охраной труда, в том числе неудовлетворительная система оценки рисков или ее полное отсутствие" <33>. Такие работники не имеют доступа к предоставляемым работодателем оборудованию и средствам индивидуальной защиты, они не охватываются системами страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, им не предоставляются предусмотренные законодательством гарантии.

--------------------------------

<33> Охрана труда - основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. С. 53 - 54. 

Учитывая, что работа на интернет-платформах довольно разнообразная, предложить какое-либо единое регулирование отношений по охране труда лиц, реализующих свои способности к труду в такой форме, не представляется возможным. Вместе с тем полагаем, что в случае осуществления деятельности, характеризующейся элементами зависимого труда, к сторонам таких отношений могут быть применены нормы трудового законодательства, регулирующие охрану труда.

Подводя итог, отметим, что системное регулирование отношений в области охраны труда в настоящее время окончательно не сформировалось. Особенностью текущей модели правового регулирования отношений в сфере охраны труда является отсутствие системообразующего федерального закона, который обеспечил бы единое отражение в праве целей и средств обеспечения права каждого на охрану труда независимо от выбранной формы занятости.

Полагаем, что таким системообразующим нормативным актом мог бы стать федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в котором следовало бы закрепить единый понятийный аппарат, основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях, а также общие для всех форм занятости правила и требования к обеспечению охраны труда. Особенности обеспечения прав на охрану труда граждан, реализующих свои способности к труду вне рамок трудового отношения, могут быть установлены нормативными актами, регулирующими соответствующий вид деятельности, с учетом положений предлагаемого к принятию федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".


Список литературы

  1. Craig L. What's in your lunchbox? // Occupational Health and Safety Magazine. 2005. Vol. 28. No. 3. September.
  2. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. ред. Н.Л. Лютов. М., 2017.
  3. Бикметов Р.И., Кирсанов Р.В., Тишин Р.В. Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС "Гарант". 2016.
  4. Браун Е.А. Понятие нетипичной занятости и классификация ее видов // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3.
  5. Кашлакова А.С. Охрана труда работников при нетипичных формах занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 1.
  6. Киселев Я.Л. Охрана труда по советскому трудовому праву. М., 1962.
  7. Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. М., 2015.
  8. Лютов Н.Л. Дистанционный труд: опыт Европейского союза и проблемы правового регулирования в России // Lex russica. 2018. N 10.
  9. Лютов Н.Л. Международно-правовое регулирование надомного труда и телеработы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. N 11.
  10. Мировая статистика. Тяжкое бремя плохих условий труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang-ru/index.htm.
  11. Охрана труда - основа будущего сферы труда. Опираясь на столетний опыт / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М., 2019.
  12. Радевич Е.Р. Нетипичная занятость: отражение специальных трудовых стандартов, закрепленных в актах Международной организации труда, в российском трудовом законодательстве // Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации / под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М., 2016.
  13. Семенков В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы). Минск, 1976.
  14. Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
  15. Ткаченко П. Статистика травматизма на производстве. URL: https://www.centrattek.ru/info/statistika-proizvod-travmatizm-po-miru-rossija/.
  16. Толкунова В.Н. Право женщин на труд и его гарантии. М., 1967.
  17. Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1.
  18. Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. N 11.
  19. Черняева Д.В. Сравнительно-правовые аспекты предоставления гарантий и компенсаций в связи с нарушением права работников на благоприятные условия труда // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 1.
  20. Чесалина О.В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1.
  21. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2019.
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑