Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.05.2021

Законопроектом устанавливается возможность получения процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для лиц не старше 35 лет, то есть для молодежи, при условии их проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет. При этом не имеет значения, когда такое проживание имело место, и было ли оно непрерывным.

подробнее
14.05.2021

Целью законопроекта является целях усиление социальной защиты работников бюджетной сферы. В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которому Правительство РФ обязано принимать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

подробнее
03.05.2021

Целью законопроекта является реализация задач, поставленных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом (Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)

Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом (Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)

Дата размещения статьи: 24.05.2021

Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом (Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)

Российская экономика остро нуждается в привлечении внутренних инвестиций, в том числе и потому, что поток иностранных капиталовложений иссяк. Формирование благоприятного для внутренних инвесторов - физических и юридических лиц - климата является многоаспектной и многофакторной задачей, одной из граней которой является оптимальное налоговое регулирование, сочетающее заботу о частном и фискальном интересе одновременно. Действующее налоговое законодательство включает в себя "налоговые оазисы", в которых налогообложение осуществляется по особым правилам, таковыми являются особые экономические зоны, свободная экономическая зона, свободные портовые зоны, территории опережающего социально-экономического развития, инновационные территории (Сколково, Воробьевы горы, Сириус, Долина Менделеева и др.). Будем в дальнейшем именовать их территориями с особым статусом (далее - ТОС). Обратим внимание на то, что количество таких территорий увеличивается и они становятся все разнообразнее.
Следующим шагом в анализе правового режима ТОС является тезис о том, что налоговый контроль должен быть "вписан" в создаваемый благоприятный инвестиционный климат, не должен перечеркивать все преимущества предпринимательской деятельности, предлагаемые законодателем инвестору. Из этого следует предположение о существовании особенностей налогового контроля, вытекающих из положений налогового законодательства. И что особенно важно, такие особенности должны быть понятны налогоплательщику, а результаты налогового контроля (последствия) - предсказуемы.
Возвращаясь к базовой задаче законодателя - создание благоприятной инвестиционной среды и стимулирование хозяйствующих субъектов к капиталовложениям на территории России, нельзя не принимать во внимание и того обстоятельства, что в целом контрольно-надзорная деятельность в отношении резидентов ТОС должна быть как минимум дружелюбна и соотноситься с основной задачей. Налоговый контроль как одно из направлений контрольных мероприятий не может не соответствовать тенденции правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации - создания комфортного для инвесторов правового режима.
Налоговое регулирование, связанное с задачей создания привлекательного инвестиционного климата, использует прием предоставления хозяйствующим субъектам налоговых преференций, которые могут принимать форму налоговых льгот, имущественных вычетов, пониженных налоговых ставок, инвестиционных налоговых вычетов, освобождения операций от налогообложения, снижения страховых взносов и других налоговых инструментов <1>. Такими налоговыми преференциями может воспользоваться любой налогоплательщик при уплате налога, взимаемого на территории Российской Федерации, однако использование права, предусмотренного налоговым законом, на снижение величины налогового обязательства всегда является предметом особо тщательного контроля со стороны налоговых органов <2>. Следовательно, налоговый контроль, осуществляемый в отношении резидентов ТОС, должен отличаться особыми свойствами, как минимум он не должен дезавуировать налоговые стимулы.
--------------------------------
<1> О величине и условиях налоговых преференций см. подр.: Шевелева Н.А. Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 11. С. 36 - 48; Цветкова Е.А. Налогообложение инновационных компаний в России // Налоги. 2020. N 5. С. 23 - 27.
<2> Правомерное пользование налоговыми преференциями граничит с институтом необоснованной налоговой выгоды. См.: статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" // СПС "КонсультантПлюс".

Проблема. Налоговый контроль - не единственный вид контроля, осуществляемый в отношении организаций - резидентов ТОС. Кроме налогового контроля, реализуемого налоговыми органами и направленного на обеспечение фискальных целей, контрольными полномочиями наделены органы и организации, управляющие ТОС. Такими контрольными инстанциями являются как публичные органы (федеральные и региональные), так и уполномоченные организации с различной правовой природой: управляющая компания (коммерческая организация); фонд (некоммерческая организация), акционерное общество, дочернее общество акционерного общества. Проблема возникает в связи с пересечением предметов проверок, возможностью многократности контрольных мероприятий в отношении одного хозяйствующего субъекта. Отсутствие согласованных контрольных процедур и непризнание результатов контрольных мероприятий другим контролирующим органом порождает ситуацию неопределенности и непредсказуемости, что, конечно, не идет на пользу инвестиционному климату.
Особенностью налогового контроля на ТОС является применение в моделировании правового статуса хозяйствующих субъектов - резидентов (участников) территорий со специальным инвестиционным или инновационным регулированием особого инструмента, не характерного для публичного регулирования - соглашения об осуществлении деятельности (соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, инвестиционной декларации, далее - Соглашение) <3>. Проблемой, возникающей в правоприменительной деятельности, является двойной контроль за соблюдением условий такого соглашения со стороны налоговых органов и со стороны органов контроля соответствующей территории.
--------------------------------
<3> Овсянников С.В., Шевелева Н.А. Соглашения налогоплательщиков об осуществлении деятельности на территориях с особым статусом: правовая природа и налоговые последствия // Финансовое право. 2020. N 7. С. 31 - 41.

Предмет и цель налогового контроля. Целью налогового контроля в отношении резидентов ТОС является правомерность применения налоговых льгот, использования "нулевых" и "пониженных" ставок, инвестиционных вычетов по налогу на прибыль, освобождения операций от НДС, льгот по земельному налогу, налогу на имущество организаций, страховым взносам. Предметом налогового контроля выступает выполнение условий, зафиксированных в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) (ведение раздельного учета, отсутствие обособленных подразделений в других субъектах Российской Федерации (далее - субъект РФ), количество льготных периодов и др.). Конкретизация условий, закрепленных в НК РФ, происходит в соглашениях, именно они определяют для конкретной организации разрешенные или предписанные виды деятельности, объемы и сроки капиталовложений и т.д.
Предмет и цели иного контроля. Предмет контроля, вытекающего из иного, неналогового законодательства, "привязан" к условиям заключенного соглашения: соблюдение требований об определенных видах деятельности; установленный объем и сроки капиталовложений; создание определенного количества рабочих мест и др. Таким образом, даже из простого сопоставления законодательных норм, определяющих цели и предмет контроля, становится очевидным "пересечение" контрольных полей. Рассмотрим особенности налогового контроля применительно к каждому правовому режиму, отталкиваясь от того, что льготный налоговый режим хозяйствующих субъектов может быть создан только федеральным законом, поскольку он является изъятием из общеправового принципа равенства и может быть оправдан лишь особо значимыми публичными целями <4>.
--------------------------------
<4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области" и др. // СПС "КонсультантПлюс".

Особые экономические зоны <5>. Регулирование особых экономических зон (далее - ОЭЗ) было первым опытом законодательного регулирования территорий с инвестиционной направленностью. Органами управления ОЭЗ могут выступать и федеральные органы (уполномоченный орган), и региональные органы исполнительной власти, и управляющие компании. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) подчеркивает, что все они составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами (ст. 7). В конкретной ОЭЗ структура управляющих органов может отличаться, поскольку региональные органы и управляющие компании появляются в системе органов управления только в результате передачи полномочий от уполномоченного федерального органа путем заключения соответствующего соглашения. Система распределения контрольных полномочий также будет различаться в различных ОЭЗ. Для резидентов ОЭЗ значимо также и то, что на них распространяется муниципальный контроль. Закон N 116-ФЗ предусматривает возможность проведения в отношении резидентов ОЭЗ совместных проверок, за исключением налогового контроля, и определяет ряд специальных правил проведения проверок (ст. 11). Налоговый контроль осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ, без каких-либо особенностей, при этом налоговый орган проверяет правомерность использования налоговых преференций: объем капиталовложений, сроки вложений и ведение оговоренных в соглашении видов деятельности. Эти же обстоятельства являются предметом проверки и органов управления ОЭЗ. Для налогового контроля существенно значимым является факт наличия статуса резидента ОЭЗ, поскольку именно он обусловливает право налогоплательщика на налоговые преференции. Решение федерального уполномоченного органа об исключении из реестра резидентов немедленно порождает налоговые последствия - обязанность уплатить полную сумму налогов, по которым прекратилось действие налоговых преференций, с момента утраты статуса резидента. Процедура утраты статуса резидента складывается последовательно из результатов контрольных мероприятий, выявивших несоблюдение соглашения, инициативы контрольного органа, решения суда о прекращении статуса и решения федерального уполномоченного органа (Министерства экономического развития Российской Федерации) об исключении из реестра резидентов. Срок на вынесение решения об исключении из реестра резидентов определен в законе в 5 дней с момента вступления в силу решения суда, и в течение 3 дней хозяйствующий субъект должен быть поставлен в известность. Все эти сроки имеют существенное значение, поскольку влияют на момент возникновения налоговой обязанности и ее величину.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Статус резидентов ОЭЗ неоднороден. Действуют еще два Федеральных закона, формирующих особые статусы резидентов особой зоны в Калининградской области <6> и Магаданской области <7>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) <8> и Свободный порт Владивосток (далее - СПВ) <9>. Резиденты этих территорий обладают одинаковым статусом, что позволяет анализировать их правовой режим совместно. Федеральным уполномоченным органом управления этими территориями выступает Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития РФ), в соответствии с Федеральными законами создана управляющая компания АО "Корпорация развития Дальнего Востока", наделенная контрольными полномочиями в отношении резидентов ТОСЭР и СПВ, предметом контроля являются условия соблюдения Соглашения, в том числе объем инвестирования, сроки осуществления капиталовложений, отсутствие запрещенных видов деятельности. Инициатива досрочного расторжения Соглашения с резидентом в случае выявленных нарушений принадлежит Минвостокразвития РФ, решение принимает соответствующий суд. Исключение из реестра осуществляется управляющей компанией, при этом сроки проведения необходимой операции не установлены.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" // СПС "КонсультантПлюс".

Контрольные мероприятия в виде плановых проверок резидентов осуществляются совместно с федеральным уполномоченным органом, иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля (п. 3 ст. 24) <10>, однако налоговый контроль осуществляется самостоятельно налоговыми органами. Предметом налогового контроля по налогу на прибыль организаций (ст. 284.4 НК РФ) является выполнение налогоплательщиком специального условия - доли доходов от деятельности на соответствующей территории (90%) и общего - ведение раздельного учета доходов и расходов. В качестве налоговых последствий досрочного прекращения статуса резидента определено прекращение права на пониженные налоговые ставки. При этом налоговый законодатель определяет два обстоятельства: а) моментом возникновения налоговой обязанности по общим правилам является начало того квартала, в котором налогоплательщик был исключен соответственно из реестра резидентов ТОСЭР либо СПВ; б) исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение (п. 7 ст. 284.4 НК РФ), т.е. за предшествующий календарный год. Обратим внимание на то, что процедуры исключения организации из реестра резидентов различаются по срокам, в отношении резидентов СВП федеральный уполномоченный орган должен внести запись в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении Соглашения, а в отношении резидентов ТОСЭР - в течение трех дней. Поскольку прекращение статуса резидента сопряжено с возникновением налоговой обязанности за период утраченного права на пониженные ставки, и в этом смысле срок внесения записи в реестр может иметь принципиальное решение, если падает на дату предшествующего квартала (отчетного периода) или года (налогового периода), то размер налогового обязательства увеличивается, поскольку именно с этим обстоятельством связывает НК РФ момент возникновения налоговой обязанности.
--------------------------------
<10> Порядок проведения совместных проверок регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 1132 (Правила проведения совместных проверок резидентов ТОСЭР органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля) // СПС "КонсультантПлюс".

Свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) <11>. Система органов управления в СЭВ Республики Крым и СЭВ города Севастополь представляет собой тройственный союз, в него входят уполномоченный федеральный орган, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны, высший исполнительной орган государственной власти соответствующего субъекта РФ. Контрольными полномочиями в отношении участников <12> СЭЗ наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, предметом контроля является, прежде всего, соблюдение участниками условий инвестиционного проекта (договор об условиях деятельности, Договор). В случае выявления нарушений Договор может быть расторгнут досрочно в судебном порядке, участник исключен из реестра. Исключение из реестра проводит уполномоченный федеральный орган на основании уведомления от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о факте нарушения и расторжения договора. Срок для соответствующей записи определен в три дня с момента получения уведомления. Отличительная черта этого контроля проявляется в том, что при проведении проверки соответствия деятельности участника контрольный орган вправе привлекать представителей налогового органа <13>. Налоговый контроль производится в отношении резидентов СЭЗ в части соблюдения условий Договора в соответствии со п. 1.7 ст. 284 НК РФ. Налоговый законодатель предопределяет: исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Таким образом, налоговые последствия для резидентов СЭЗ крайне суровы - налог исчисляется не с момента нарушения, а за весь период реализации инвестиционного проекта (!) <14>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> В Федеральном законе они именуются участниками.
<13> Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 827 утверждены Правила проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Данное положение введено с 1 января 2019 г.

Инновационные территории - инновационный центр "Сколково" (далее - ИЦ Сколково) <15>, инновационные научно-технологические центры (далее - ИНТЦ) <16>. Порядок осуществления контроля, в том числе налогового, за участниками проектов на инновационных территориях первоначально был сформулирован для резидентов ИЦ Сколково в 2010 г., а с 2017 г. практически идентичные правила были распространены на участников ИНТЦ <17>. Органами управления ИЦ Сколково признается управляющая компания, ее дочерние общества (хозяйственные общества по своей организационно-правовой форме), а также в некотором аспекте региональные операторы <18>. Право осуществления контрольных полномочий закреплено за управляющей компанией с правом передачи таковых дочерним обществам. Значимыми являются контрольные полномочия за соблюдением резидентами установленных правил осуществления проекта <19> и ведением реестра участников проектов. Именно управляющей компанией принимается решение об исключении из реестра хозяйствующих субъектов, в том числе в связи с нарушением установленных правил проекта <20>. Принятое решение может быть обжаловано в судебном порядке, и о таких ситуациях свидетельствуют судебные решения <21>. Таким образом, в данном правовом режиме действует административный порядок прекращения статуса резидента, в отличие от ранее рассмотренных правовых режимов, где право принятия решений отдано суду. Специфика статуса участника ИЦ Сколково проявляется в нескольких моментах. Во-первых, получение статуса предшествует постановке на налоговый учет, тогда как в иных правовых режимах для получения статуса резидента необходимо предъявить налоговый статус - подтверждение постановки на налоговый учет на соответствующей территории <22>. Во-вторых, допустимая деятельность участника ограничена одной целью - исследовательской деятельностью и коммерциализацией ее результатов, нарушение этого условия влечет последствие в виде исключения из реестра участников <23>. Данный факт, в свою очередь, влечет утрату права на все налоговые преференции с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен (ст. 246.1 НК РФ). Следовательно, в данном случае применяется не квартал, который является обычным отчетным периодом, а налоговый период - календарный год, таким образом, если участник проекта утратит статус 31 декабря соответствующего года, то налоговая обязанность будет относиться к налоговой базе, исчисленной за весь истекший год.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<17> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2021 г. N 26 "О создании инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина"; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2019 г. N 1428 "О создании инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр "Сириус"; и др. // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Региональные операторы имеют право присутствовать при проведении проверок.
<19> Сами правила разрабатываются и принимаются управляющей компанией.
<20> Статьи 7 и 10 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
<21> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 г. N 09АП-32886/2020 по делу N А40-3647/2020; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2019 г. N 09АП-48512/2019 по делу N А40-53135/2019; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2017 г. N 09АП-50375/2017 по делу N А40-79366/17. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<22> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 14н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" // СПС "КонсультантПлюс".
<23> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2020 г. N 09АП-32886/2020 по делу N А40-3647/2020.

Новые территории с особым статусом. В 2020 г. был принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", в нем использована та же модель правового статуса, которая была применена в 2014 - 2015 гг. к резидентам ТОСЭР и резидентам Свободного порта Владивосток. Органами управления выступает тот же уполномоченный федеральный орган (Минвостокразвития РФ), управляющей компанией - АО "Корпорация развития Дальнего Востока". Управляющая компания также вправе передавать часть своих функций дочерним хозяйственным обществам. Нововведением является возможность трансформации статуса резидента. Действующее до последнего Закона правовое регулирование было построено на принципе "единственности статуса резидента", все ранее упомянутые законы (включая НК РФ) исключали возможность приобретения второго льготного статуса при действующем первом; налогоплательщикам-резидентам (участникам) было запрещено создавать филиалы на территориях, предполагающих предоставление налоговых преференций. Такое ограничение совершенно логично, поскольку налоговые преференции (и другие виды государственной поддержки) связаны с осуществлением определенной деятельности на определенной территории. Ограничение в территориальном осуществлении видов деятельности было поддержано тем, что территории ОЭЗ, СЭЗ, ТОСЭР, СВП и ИНТЦ не совпадали <24>. Арктическая зона частично совпадает с территорией СПВ и ТОСЭР, поэтому пересечение статусов резидентов стало не только вероятным, но и возможным. Поэтому предусмотрена трансформация статуса резидента ТОСЭР или резидента СПВ в статус резидента Арктической зоны с прекращением первоначального (п. 21 - 26 ст. 9).
--------------------------------
<24> Более сложная картина предусмотрена для резидентов Сколково, но их особость решена другим путем - требованиям к видам деятельности.

Вышеизложенные суждения относительно соотношения налогового и иного контроля на территориях с особым статусом должны быть дополнены пониманием взаимодействия с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Закон - продукт "регуляторной гильотины" - концептуально по иному подходит к осуществлению контрольной деятельности, минимизируя вторжение в хозяйственную деятельность объекта контроля и основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговый контроль прямо выведен из-под действия нового Закона (п. 5 ст. 2), в то время как контроль, осуществляемый на территориях с особым статусом, не отнесен к числу изъятий. Следовательно, на такой контроль распространяются и принципы (глава 2), и контрольно-надзорные мероприятия, и профилактические мероприятия. Правовой конфликт норм нового контрольного Закона и действующих специальных федеральных законов неизбежен, даже в базовом вопросе о субъекте контроля. Статья 26 нового Закона предполагает, что контрольными (надзорными) органами кроме публичных органов могут выступать государственные корпорации, публично-правовые компании, что требует приведения в соответствие с ним ситуаций наделения контрольными полномочиями акционерных обществ и их дочерних обществ.
Выводы. Подходы законодателя к правовому регулированию правовых режимов ТОС, в том числе в налоговом аспекте, менялись. В периоде с 2005 по 2020 г. законодатель демонстрировал различные подходы, по большей части необъяснимые, в отношении: а) терминологии - резиденты и участники; соглашение об осуществлении деятельности, договор об осуществлении деятельности и инвестиционная декларация; б) органов управления особой территорией - только публичные органы либо замещение публичных органов коммерческими организациями; в) способа прекращения статуса резидента (участника) - судебный либо административный; г) определения момента возникновения полной налоговой обязанности - с текущего момента (с начала квартала, в котором совершено нарушение), с обратной силой (с начала налогового периода, с начала предшествующего налогового периода, за весь период действия статуса резидента); д) момента исключения из реестра - 3 дня, 5 дней и др. Таким образом, правовой режим резидентов (участников) территорий с особым статусом не унифицирован, что не может быть позитивным фактором. Налоговый режим хозяйствующих субъектов, имеющих право на налоговые преференции, отличается большей цельностью, имеющиеся отличия не имеют существенного различия - налоговый контроль осуществляется по правилам, установленным в НК РФ, лишь с учетом специфики соответствующей территории, также отраженной в НК РФ. В то же время допущение законодателем и имеющиеся на практике отличия в налоговых последствиях, связанные с несовпадающими по срокам и, соответственно, объему налоговых обязательств, возникающих в связи с досрочным прекращением статуса участника (резидента) ТОС, снижают инвестиционную привлекательность, поскольку не имеют логического объяснения и создают повышенный риск налоговых последствий. Перспективным выглядит институт совместных проверок, который при грамотном регулировании мог бы устранить "множественность" контрольных мероприятий и усилить положительные свойства правового режима ТОС.

Литература

1. Винницкий А.В. Публичная собственность / А.В. Винницкий. Москва: Статут, 2013. 730 с.
2. Гриценко Е.В. Конституционные основы и правовые формы привлечения частных субъектов к решению муниципальных задач в России в сравнительной перспективе / Е.В. Гриценко // Закон. 2013. N 2. С. 113 - 128.
3. Леднева Ю.В. Учет фискальных интересов государства при оптимизации налогового режима для привлечения инвестиций / Ю.В. Леднева // Журнал российского права. 2020. N 7. С. 144 - 157.
4. Овсянников С.В. Соглашения налогоплательщиков об осуществлении деятельности на территориях с особым статусом: правовая природа и налоговые последствия / С.В. Овсянников, Н.А. Шевелева // Финансовое право. 2020. N 7. С. 31 - 41.
5. Цветкова Е.А. Налогообложение инновационных компаний в России / Е.А. Цветкова // Налоги. 2020. N 5. С. 22 - 28.
6. Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности / Э.М. Цыганков // Справочная правовая система "КонсультантПлюс", 2018.
7. Шевелева Н.А. Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях / Н.А. Шевелева // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 11. С. 36 - 48.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑