Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.05.2021

Законопроектом устанавливается возможность получения процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для лиц не старше 35 лет, то есть для молодежи, при условии их проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет. При этом не имеет значения, когда такое проживание имело место, и было ли оно непрерывным.

подробнее
14.05.2021

Целью законопроекта является целях усиление социальной защиты работников бюджетной сферы. В связи с этим предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 144 Трудового кодекса РФ, согласно которому Правительство РФ обязано принимать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

подробнее
03.05.2021

Целью законопроекта является реализация задач, поставленных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры (Кирина А.)

Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры (Кирина А.)

Дата размещения статьи: 24.05.2021

Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры (Кирина А.)

Действующее законодательство Российской Федерации содержит довольно обширный перечень социальных гарантий в сфере жилищного обеспечения для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. 

Со временем эти нормы претерпевают изменения и дополнения, принимаются ведомственные, внутренние нормативные акты, определяющие порядок и условия обеспечения жильем, владения им, а также нормы, устанавливающие основания прекращения прав на жилье у этих категорий граждан и регулирующие вопросы изъятия жилья.

Естественно, что сам факт существования возможности изъятия жилья у лиц, которые обладают на него теми или иными правами, не может не вызывать споров, в том числе и судебных тяжб.

Таким образом, актуальность темы правоприменения при разрешении споров, связанных с изъятием жилья у категорий граждан, имеющих социальные гарантии, установленные законом, в сфере жилищного обеспечения, не пропадет ни при каких обстоятельствах. Информация в этой статье будет интересна не только специалистам, которым необходимо быть в курсе таких вопросов в силу профессии, - юристам, но и самим военнослужащим и силовикам - от грамотных действий в начале возникновения спора или конфликта во многом зависит его исход, в том числе и при последующем рассмотрении такого дела в суде. Тем более что при этом затрагиваются такие важные, без преувеличения основные для любого гражданина права, как права на жилье.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения.

Аналогичными правами обладают военнослужащие - граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях. Указанные выше права у них возникают по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Следует учитывать, что реализовать право на жилище военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., могут только один раз за все время военной службы (Определение N 204-КГ17-8 Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение.

При этом полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участковые уполномоченные обеспечиваются служебным жилым помещением.

Вопросы изъятия, прекращения прав на жилое помещение или отсутствия оснований возникновения таких прав в отношении военнослужащих и работников силовых ведомств регулируются общими нормами жилищного законодательства с учетом особенностей, установленных специальными нормами законов и подзаконных актов.

Вопросы реализации права на жилье довольно полно раскрываются в Обзоре судебной практики Кассационного военного суда по административным и гражданским делам в первом полугодии 2020 г., утвержденном Президиумом Кассационного военного суда 31 июля 2020 г.

В связи со спецификой службы, которая требует проживания по месту несения службы, ранним уходом на пенсию широко распространена практика выселения военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и членов их семей из служебного жилья.

Право на предоставление служебных помещений имеют также и сотрудники полиции. Поэтому и для этой категории граждан вопросы выселения из служебного помещения являются актуальными.

Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением он обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). В случае отказа освободить помещение он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса и частью 2 статьи 103.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

В соответствии с пунктом 28 указанного Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Положения, не могут быть выселены:

- сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;

- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;

- иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2019 N 87-КГ19-2 разъясняет, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

К указанному выводу Верховный Суд РФ пришел на основании анализа норм статей 1, 103, 104 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, из служебного помещения гражданина можно выселить в случае, если он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

К аналогичным выводам на основании анализа тех же законодательных норм, а также Федерального закона "О статусе военнослужащего" Верховный Суд РФ пришел и в более раннем Определении Судебной коллегии по гражданским делам N 4-КГ19-53 от 19 ноября 2019 года. Только в этом случае рассматривалось дело, связанное с выселением из служебного жилья военнослужащего, а не сотрудника полиции.

Вопросы непосредственно изъятия жилого помещения у граждан, вне зависимости от того, являются ли они военнослужащими или сотрудниками силовых структур, регламентированы статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно указанной статье жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Для этой категории дел основным поводом к возникновению споров является размер возмещения за изымаемое жилье. А также вопросы, связанные с характеристиками жилья, предоставляемого взамен изымаемого.

Помещение может быть изъято в связи с признанием дома, в котором оно находится, аварийным.

В случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предоставлен в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственным ему предприятиям (учреждениям), а также расположен на территории обособленного или закрытого военного городка, изъятие земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется для государственных нужд в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32 ЖК РФ.

В обобщениях судебной практики суды указывают, что при рассмотрении дел данной категории судами учитывается, что переселение из аварийного жилья должно отвечать компенсационному характеру предоставления жилья в порядке статьи 89 ЖК РФ и не является основанием для улучшения жилищных условий.

При этом суды ссылаются на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", согласно которому предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

В судебной практике имеются примеры отказа в удовлетворении исковых требований о выселении граждан из жилых помещений аварийных домов, если предлагаемые помещения не отвечали требованию равнозначности занимаемого помещения.

Требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок (дело N 2-754/2017, Заельцовский районный суд г. Новосибирска).

Данное правило следует из установленной положениями статей 36 - 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ неразрывной взаимосвязи между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок).

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. (Дело N 2-254/2016, Октябрьский районный суд города Новосибирска.)

В спорах об изъятии жилья у собственника не могут применяться по аналогии нормы, регулирующие взаимоотношения с лицами, занимающими помещения по договору социального найма, в частности статьи 95, 106 ЖК РФ (гражданское дело по иску администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" к Ф.И.О.4 о принудительном выселении в жилые помещения маневренного фонда из аварийного многоквартирного дома).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (дело по иску Министерства обороны РФ к Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, Ф.И.О.3, Ф.И.О.4 о признании договора найма специализированного жилого помещения прекращенным, признании утратившим право пользования специализированным жилым помещением, выселении из жилого специализированного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, рассмотрено Ахтубинским районным судом Астраханской области).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑