Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории (Сайбулаева С.А.)

Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории (Сайбулаева С.А.)

Дата размещения статьи: 03.07.2021

Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории (Сайбулаева С.А.)

Российское государство претерпело неоднократные кардинальные, а зачастую и революционные преобразования государственно-политической, общественно-социальной, финансово-экономической, нравственно-духовной и идеологической сфер жизнедеятельности на протяжении XX в. В 1990-х гг. фундаментальные изменения предопределили реформирование и последующее формирование Российской Федерации как правового, демократического, светского и социального государства, основанного на приоритете личности, прав и свобод человека, политическом плюрализме и принципе разделения властей.
Функционирование подобного государства невозможно представить без сильного, независимого и справедливого суда, а следовательно, актуализировалась потребность модернизации судебной системы, причем последняя требовала существенного реформирования в русле либерально-демократических принципов формирования и деятельности, присущих развитым демократическим государствам. Правовой точкой отсчета реформирования российской судебной власти следует признать Декларацию о суверенитете России <1>. Декларация закрепила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательством Союза ССР и разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип был определен важнейшим в формате функционирования РСФСР как правового государства, был обозначен основой для разработки проекта нового Основного Закона, совершенствования действующего республиканского законодательства и, как следствие, формирования принципиально нового российского конституционного строя.
--------------------------------
<1> Декларация о государственном суверенитете (принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12.06.1990) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 2. С. 22.

11 апреля 1991 г. произошло значимое событие - совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР, коллегии Министерства юстиции РСФСР, председателей Верховных Судов республик, краев, областей, научных и практических работников юридической сферы деятельности (по приглашению). На заседании обсуждались конкретные аспекты реформы судебной власти, итогом данных обсуждений были одобренное Обращение Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева и министра юстиции РСФСР Н.В. Федорова к Верховному Совету РСФСР (о необходимости судебной реформы и поэтапном ее проведении) и принятое Постановление Президиума Верховного Суда и Коллегии Министерства юстиции от 11 апреля 1991 г. <2> "О созыве Съезда судей" (для обсуждения основной повестки - "Концепция и основные правовые акты судебной реформы").
--------------------------------
<2> URL: https://pravo.ru/arbitr_practice/courts/119/ (дата обращения: 15.01.2021).

Согласно Постановлению определялась основная и приоритетная цель судебной реформы - учреждение и формирование новой российской судебной власти (в соответствии с общественно-социальным и государственно-правовым развитием), реформирование организационного и функционального предназначения органов правосудия и создание постоянно действующего органа - Совета представителей судей (осуществляющего защиту интересов судей, проведение и профессионально обоснованную реализацию этапов судебной реформы). Несомненно, реализация данных положений и обеспечение реального функционирования указанных институтов требовали наличия как правового пространства, так и конкретных элементов государственно-правового механизма. В целях правовой, практической и своевременной реализации данного Постановления под председательством Б.А. Золотухина был создан специальный подкомитет по судебной реформе (при Комитете Верховного Совета РСФСР по законодательству), осуществлявший свою деятельность с привлечением широкого круга специалистов - судей, представителей правоохранительных органов, адвокатов и именитых научных работников (С.Е. Вицин, А.М. Ларин, Т.Г. Морщакова, М.А. Краснов, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий и др.) <3>. Основная цель совместной деятельности предусматривала: разработку законопроектов в различных сферах государственного управления, формирование основной концепции реформы российской судебной системы (фактически создание судебной власти принципиально нового формата); реализацию преобразований в соответствии с принципами новой формирующейся государственно-правовой системы и конституционного строя. Идея о разработке концепции и инициатива о созыве Всероссийского съезда судей получила поддержку и одобрение Президиума Верховного Совета РСФСР в Постановлении от 13 мая 1991 г. (о проведении Съезда судей).
--------------------------------
<3> Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М.: Российская академия правосудия, 2000. 368 с.

В свою очередь, необходимость и концептуальные элементы судебной реформы широко обсуждались научными и практическими юристами, в частности, журнал "Советская юстиция" опубликовал обращение Председателя Верховного Суда и министра юстиции РСФСР к российским судьям о необходимости фундаментального реформирования судебной власти и учреждения нового формата функционирования последней как самостоятельной, независимой ветви власти наряду с законодательной и исполнительной, осуществляющей подлинную защиту прав и свобод личности, и призывали сформировать и направить предложения по реформе в оргкомитет Съезда <4>. Обращение получило широкий отклик, поддержку и вызвало многочисленные дискуссии о векторе развития государственного (конституционного) устройства с последующим опубликованием конкретных предложений о тенденциях, перспективах развития и реформирования судебной власти. Положения, высказанные судьями, научными и практическими работниками юриспруденции, предоставили концептуальную базу для формирования конкретных и актуальных направлений организационно-правового развития как публичной власти в целом, так и судебной власти.
--------------------------------
<4> Верховный Суд Российской Федерации: 1990 - 2017 гг. URL: https://www.vsrf.ru/files/26318/ (дата обращения: 12.01.2021).

Проанализировав полученный материал, рабочая группа, состоящая из судей (представлявших российские суды различного уровня), составила (июль 1991 г.) и опубликовала в журнале "Советская юстиция" (август 1991 г.) "Предложения по концепции судебной реформы" <5>. Данная публикация представляла собой профессиональный и концептуальный документ, содержащий конкретно обоснованные предложения по основным направлениям, поэтапному проведению и системно-структурному содержанию судебной реформы, при этом обозначались и принципиальные аспекты формирования нового конституционного строя. В частности, были высказаны следующие основные цели, направления и этапы реформирования (фактически становления в новом формате) государственной и судебной власти: утверждение новой российской судебной власти в качестве самостоятельной и равнозначной законодательной и исполнительной; полная независимость судов от органов юстиции и наличие в ведении последних исключительно функций исполнения (реализации) судебных решений; аннулирование контрольно-ревизионных начал в деятельности вышестоящих судебных инстанций; совершенствование кассационного и восстановление апелляционного судопроизводства; введение системы арбитражных (хозяйственных) судов; установление нового структурного формата органов правосудия, предусматривающего включение в российскую судебную систему Верховного Суда, окружных судов, федеральных районных (межрайонных) судов и мировых судей; упразднение существующего института народных заседателей и поэтапное введение суда с участием присяжных заседателей; введение демократического принципа состязательности судопроизводства и др. Данные демократически обоснованные предложения в последующем вошли в Концепцию судебной реформы в качестве основного блока и неоднократно закреплялись в последующих законодательных актах, регулирующих организационные основы и функционирование государственного аппарата.
--------------------------------
<5> Там же.

Идеологический аспект влияния государственной власти на систему правосудия был ликвидирован Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельциным от 20 июля 1991 г. <6>, партийно-политические структуры при судах (рассматриваемые как оказывавшие ранее давление на судей) были распущены. Политико-правовая, общественно-идеологическая и социально-экономическая нестабильность Российского государства и социума в полной мере проявились во время августовского путча 1991 г., но на протяжении всего кризисного периода российские суды осуществляли свою деятельность в легитимном правовом поле, руководствуясь телефонограммой Председателя Верховного Суда (В.М. Лебедева) и министра юстиции (Н.В. Федорова) РСФСР от 20 августа <7> о необходимости применения законодательных актов, принятых только конституционными органами власти и управления и недопустимости применения актов (решений и положений) ГКЧП.
--------------------------------
<6> Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. N 14 "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33 (дата обращения: 20.01.2021).
<7> Данная телефонограмма была основана на Указе Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. N 14 "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР".

Дальнейшая последовательная разработка концептуальных основ реформирования судебной власти осуществлялась при привлечении судейского корпуса и была сформирована в окончательном варианте Первым Всероссийским съездом судей (17 - 18.10.1991, Москва) <8>, где выступил Б.Н. Ельцин (Президент России) с поддержкой предложений о необходимости и направлениях развития судебной реформы, предполагающих формирование демократической, самостоятельной и независимой судебной власти и повышение уровня доступа граждан к правосудию, что обеспечивалось бы учреждением новых институтов (мировых судей и присяжных заседателей), введением арбитражных судов и апелляционного производства. Аналогичная концептуальная основа содержалась в докладе В.М. Лебедева (Председателя Верховного Суда РСФСР) "Судебная реформа - путь к демократии". Согласно данному докладу, основными и актуальными задачами являлись учреждение судебной власти в российском государственно-правовом механизме в качестве влиятельной, самостоятельной и независимой (от законодательной и исполнительной) силы и подлинного гаранта судебной защиты прав личности (в соответствии с международными договорами и общепризнанными стандартами в сфере прав и свобод человека). Указанные положения не могли быть реализованы обособленно и требовали учреждения принципиально инновационного для российской государственности конституционного строя.
--------------------------------
<8> I Всероссийский съезд судей (17 - 18 октября 1991 г.). URL: http://spe.www.ssrf.ru/konfierientsiia-sudiei/18787 (дата обращения: 12.01.2021).

Эти и другие прогрессивно-демократические положения (в том числе и высказанные ранее в Предложениях по концепции судебной реформы) были одобрены делегатами Первого Съезда судей, определили вектор развития российской государственности и в последующем получили закрепление в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее - Конституция РФ). По итогам работы Съезда судей было принято обращение к главе государства, парламенту и органам исполнительной власти о необходимости реальной и практической реализации реформ судебной власти, кроме того, высказанные предложения составили фундаментальную основу Концепции судебной реформы. 24 октября 1991 г. от имени Президента России проект был вынесен на рассмотрение Верховного Совета, который обсудил и принял Постановление "О Концепции судебной реформы" <9>. Документ являлся официальным нормативно-правовым актом и концептуально-целевой программой учреждения, формирования и становления влиятельной, самостоятельной и независимой судебной власти как необходимого элемента развития демократического и правового Российского государства. Кроме того, выдвигались идеи создания судейской корпорации инновационного формата с объемом специализированных полномочий, включая вопросы приобретения судейского статуса, предоставления рекомендаций для назначения на должности судей, председателей судов и их заместителей, присвоения судьям квалификационных классов, дисциплинарной ответственности судей и передачу корпорации других полномочий, ранее составлявших компетенцию Министерства юстиции. Следует отметить, что данный документ представлял собой необходимый составной системно-структурный элемент кардинального реформирования Российского государства, конституционного строя, законодательства и общества.
--------------------------------
<9> Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

Целесообразность, обоснованность и необходимость подобных преобразований подтвердились с принятием Декларации прав и свобод человека (22.11.1991) <10>, предусматривающей право гражданина на свободу, личную неприкосновенность и судебную защиту. Последующие преобразования конституционного строя и общества воплощались в соответствии с положениями Концепции о судебной реформе, нормы которой нашли свое отражение в большинстве актов новой российской государственности. В частности, основной идеей являлось провозглашение человека, его прав и свобод высшей и основной ценностью и формирование демократического правового государства.
--------------------------------
<10> Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 52. Ст. 1865.

Дальнейшие встречи представителей судебной власти и судейского корпуса - руководителей верховных судов стран Содружества Независимых Государств (1992 г.) <11>, Второй всероссийский съезд судей (29 - 30.06.1993) <12> и иные съезды и советы судей российских судов различного уровня, принимаемые на данных встречах акты и их правовые последствия подтвердили целенаправленно системную деятельность по формированию российской судебной власти в соответствии с требованиями тенденций развития государства и общества. Значимым этапом являлось "Обращение к Съезду народных депутатов России" Совета судей Российской Федерации (13.03.1992) <13> с заявлением, что действующая Конституция РСФСР 1978 г., несмотря на внесенные изменения и дополнения, не содержит реальных гарантий реализации принципов независимости судебной власти, практическое воплощение принципа всеобщего равенства перед законом отсутствует, не закреплены в должной мере права граждан на судебную защиту и в целом действующий Основной Закон не отражает реальный уровень развития государственности и социума. Данное Обращение призывало депутатов Съезда разработать проект, рассмотреть и принять новый Основной Закон. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме и содержала официальную правовую основу нового этапа развития общества, государства и конституционного строя. Закрепив принцип разделения властей, учреждение самостоятельной и независимой судебной власти, Основной Закон уточнил базовые организационные аспекты и полномочия высших судов России (глава 7).
--------------------------------
<11> 1 июля 1992 г. между председателями Верховных Судов стран СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере правосудия // Советская юстиция. 1993. N 1.
<12> II Всероссийским съездом судей было утверждено Положение об органах Судейского Сообщества Российской Федерации. Данное Положение прекратило действие. См.: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 30. Ст. 4757.
<13> Верховный Суд Российской Федерации: 1990 - 2017 гг.

На наш взгляд, учреждение Российского государства и судебной власти современного формата началось с 1990 г. и данный процесс являлся скорее формированием конституционного строя, нежели реформированием, так как проведенное переустройство носило кардинальный характер. Фактически в советский период российской государственности сложно говорить о наличии самостоятельной судебной власти, независимых судов и практически функционирующих демократических принципов судебной защиты прав и свобод человека. Основными идеями Концепции судебной реформы, перенесенными затем в Конституцию РФ 1993 г., являлись "утверждение самостоятельной судебной власти, обеспечение независимости судей, формирование судоустройства, ориентированного на доступность судов для населения, необходимых в правовом государстве видов судопроизводства, основанных на принципах состязательности, равноправия сторон и диспозитивности" <14>.
--------------------------------
<14> Вицин С.Е. От формирования судебной системы к ее реформированию // Российская юстиция. 2001. N 4. С. 2 - 4.

На наш взгляд, некоторые элементы данных реформ были основаны отчасти на преемственности позитивного историко-правового опыта осуществления правосудия в дореволюционной России и в советское время, но в большей мере на реципированных положениях организационно-функционального устройства конституционных основ, судебных систем и практики отправления правосудия демократически развитых государств. Реализация и воплощение данных предложений предполагали масштабную работу по их изучению и обсуждению, формирование необходимой правовой базы и последующую системно-поэтапную реализацию. На протяжении последних 30 лет процесс формирования судебной власти в Российской Федерации претерпел несколько значимых этапов - формирование органов судебного конституционного контроля, системы арбитражных и военных судов, федеральной и региональной судебной системы, упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решение вопросов признания, исполнения и имплементации решений Европейского суда по правам человека, многочисленные конституционные изменения 2020 г. (в том числе и значимые организационно-структурные реформы судебной власти). Данные тенденции позволяют утверждать о продолжении процесса реформирования судебной власти, и, несмотря на некоторые неоднозначные правовые нормы, регулирующие вопросы организации и функционирования российской судебной системы <15>, следует отметить необходимость сохранения основного предназначения судебной власти - реальная и практическая защита прав и свобод человека как базового принципа демократического конституционного строя. В свою очередь, реализация данного предназначения невозможна без подлинно самостоятельной и независимой судебной власти - необходимого элемента правового и демократического государства.
--------------------------------
<15> Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М.: Норма, 2020. С. 160 - 187.

Литература

1. Вицин С.Е. От формирования судебной системы к ее реформированию / С.Е. Вицин // Российская юстиция. 2001. N 4. С. 2 - 4.
2. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации / В.М. Лебедев. Москва: Российская академия правосудия, 2000. 368 с.
3. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, 2020. 240 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑