Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовой договор > Правовой режим простоя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов (Хасенов М.Х.)

Правовой режим простоя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов (Хасенов М.Х.)

Дата размещения статьи: 15.06.2021

Правовой режим простоя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов (Хасенов М.Х.)

Введение

Регулирование трудовых отношений прежде всего направлено на достижение баланса интересов их сторон - работника и работодателя. Любой институт трудового права находится под влиянием как социальной (защитной), так и экономической (производственной) функции трудового права. Преследуя главным образом экономические цели, режим простоя содержит и социальный элемент в зависимости от наличия или отсутствия вины работника или работодателя.
Международные трудовые стандарты не регламентируют процедуры простоя, однако определяют ключевые принципы и правила регулирования отдельных аспектов трудовой жизни, тесно связанные с правовым режимом приостановления работы.
Пандемия коронавируса COVID-19 и последовавший экономический кризис 2020 г. продемонстрировали особую актуальность вопросов регулирования простоя и необходимость в актуализации его правового режима. В этой связи гармонизация трудового законодательства государств ЕАЭС в соответствии с международными трудовыми стандартами представляет собой жизненно важную задачу обеспечения прав и законных интересов сторон трудовых отношений.

1. Понятие простоя и его правовая природа

Простой рассматривается как один из способов сохранения рабочих мест в условиях экономического кризиса: "Введение на предприятиях оплачиваемого простоя в связи с приостановкой производства является одним из действенных механизмов по сохранению рабочих мест в экстремальных экономических условиях" <1>.
--------------------------------
<1> Гребенева О.Н. К вопросу об оплате времени вынужденного простоя // Налоги и финансовое право. 2010. N 1. С. 188.

По мнению Н.Г. Александрова, простой возникает "из-за отсутствия организационных или технических условий", создавать которые - обязанность работодателя <2>.
--------------------------------
<2> Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М.: Юридическое изд-во Минюста СССР, 1948. С. 276.

Как видно из приведенных определений, простой возникает по экономическим причинам и является своего рода реакцией на исключительные обстоятельства, которые могут иметь место в сфере труда. Обращаясь к законодательству государств ЕАЭС, следует отметить, что в них наблюдаются общие подходы к определению понятия простоя.
Трудовой кодекс Республики Армения (далее - ТК РА) определяет только простой не по вине работника - создавшаяся на месте работы ситуация, при которой работодатель в зависимости от производственных или иных объективных причин не может обеспечить работу работника, предусмотренную трудовым договором (ст. 107) <3>.
--------------------------------
<3> Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 г. N ЗР-124 // URL: https://www.arlis.am/documentview.aspx?docid=62843 (дата обращения: 10.12.2020).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК РБ) признает простоем временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое) (ст. 34) <4>.
--------------------------------
<4> Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 296-З // URL: http://etalonline.by/document/?regnum=HK9900296.

Согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан (далее - ТК РК) простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера (ст. 1) <5>.
--------------------------------
<5> Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. N 414-V ЗРК // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 (дата обращения: 10.12.2020).

В Трудовом кодексе Киргизской Республики (далее - ТК КР) простоем признается временная приостановка работы по причинам организационного, экономического, природного характера или приостановка работы по вине работника, а также замещения отсутствующего работника (ст. 73) <6>.
--------------------------------
<6> Трудовой кодекс Киргизской Республики от 4 августа 2004 г. N 106 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1505 (дата обращения: 10.12.2020).

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) простой определен как временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК) <7>.
--------------------------------
<7> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Общей характеристикой простоя для всех пяти государств является приостановка (отсутствие) работы. Различия проявляются в возможных причинах простоя. Наиболее широкая трактовка причин простоя свойственна Армении, Казахстану и Киргизии, в то время как в Беларуси и России они ограничиваются экономическими (производственными) или организационными (технологическими) причинами.
При рассмотрении правовой природы простоя возникает вопрос, относится ли он к рабочему времени, времени отдыха либо представляет собой особый правовой режим, не относящийся ни к первому, ни ко второму.
В Армении период простоя включен в структуру рабочего времени (ст. 138 ТК РА). При этом период нахождения работника в вынужденном простое - в случае возвращения на прежнюю работу - включается в рабочий год, за который предоставляется ежегодный отпуск (ст. 165 ТК РА). Кроме того, коллективным или трудовым договором могут предусматриваться случаи, когда работник может вовсе не являться на работу во время простоя (ст. 186 ТК РА).
В Беларуси и Киргизии законодатель прямо не относит простой к рабочему времени, однако предусматривает учет времени простоев в статье об учете рабочего времени (ст. 107 ТК КР, ст. 133 ТК РБ).
Казахстанский законодатель прямо не относит простой к рабочему времени, однако к рабочему времени относит "другие периоды, которые в соответствии с трудовым, коллективным договорами, актами работодателя или нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени" (ст. 67 ТК РК). Тем самым оставляет этот вопрос на усмотрение сторон трудовых отношений. Аналогичный подход применяется и в России (ст. 91 ТК РФ).
Из вышеприведенного однозначный вывод заключается в том, что период простоя не относится к времени отдыха. Об этом свидетельствует прямое отнесение простоя к рабочему времени в Армении, а также отсутствие времени простоя в установленном законодательстве закрытом перечне видов времени отдыха (главы 11 - 12 ТК РБ, ст. 80 ТК РК, ст. 109 ТК КР, ст. 107 ТК РФ).
Таким образом, простой не может быть отнесен к рабочему времени, поскольку обратное предполагало бы обязанность работников во всех случаях находиться на рабочих местах. Так, работники могут быть освобождены от обязанности находиться на рабочем месте, но должны быть готовы приступить к работе в любое время по вызову работодателя при устранении причин простоя. В этом случае отнесение к рабочему времени (с соответствующей обязанностью работников находиться на рабочих местах) следует оставить на усмотрение работодателя с целью обеспечения гибкости правового регулирования исключительных ситуаций. Прямое отнесение законом простоя к рабочему времени может негативно повлиять на положение работников, для которых нахождение на рабочем месте при отсутствии работы в большинстве случаев нецелесообразно, а иногда и опасно (к примеру, в случае с пандемией и карантином).
В этой связи полагаем, что простой следует определить как особый правовой режим, вызванный приостановкой (отсутствием) работы по экономическим, организационным (технологическим), природным и иным причинам чрезвычайного характера.

2. Продолжительность простоя и временные переводы

При введении режима простоя важное значение имеет его продолжительность, а также возможность работодателя осуществлять временные переводы. По этим вопросам в законодательстве стран ЕАЭС выявлены как общие подходы, так и особенности.
Общим является право работодателя переводить работника в период простоя на другую работу с учетом специальности, квалификации и состояния здоровья работника. При этом в Казахстане допускается перевод и без учета специальности и квалификации, главное, чтобы работа не была ему противопоказана по состоянию здоровья (ст. 42 ТК РК). В России допускается перевод на работу, требующую более низкой квалификации, при соблюдении ряда условий (ст. 72 ТК РФ).
Отличия заключаются в том, что в Армении для перевода работника независимо от его срока требуется письменное согласие работника (ст. 107 ТК РА). В России перевод с письменного согласия работника предусмотрен только в случае перевода на работу, требующую более низкой квалификации (ст. 72 ТК РФ). В Казахстане согласия работника на временный перевод в период простоя не требуется вообще (ст. 42 ТК РК).
Различия также проявляются как в продолжительности простоя в целом, так и в сроках перевода на период простоя.
Во всех государствах ЕАЭС, кроме Беларуси, ограничений продолжительности простоя не установлено. В Беларуси общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года (ст. 34 ТК РБ).
В государствах ЕАЭС, кроме Армении и Казахстана, срок временного перевода по причине простоя зависит от наличия согласия работника и иных факторов:
1) в Беларуси и Киргизии временный перевод к другому работодателю, но в той же местности допускается на срок до 1 месяца, в Беларуси также перевод допускается на все время простоя, если осуществляется у того же нанимателя (ст. 34 ТК РБ, ст. 73 ТК КР);
2) в Киргизии перевод работника к другому работодателю допускается с согласия работника - на все время простоя; при этом не допускается временный перевод работника в связи с простоем в другую местность, а также на работу, противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК КР);
3) в России перевод работника без его согласия на срок до 1 месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается в случаях простоя, если простой вызван чрезвычайными обстоятельствами, и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст. 72 ТК РФ).
Особенности имеются и в вопросах оплаты работы при таких переводах.
В Армении при переводе работника на период простоя не по его вине на другую работу с более низкой заработной платой, но соответствующую его специальности, квалификации и не причиняющую вред его здоровью, каждый час работы работника оплачивается в размере его часовой ставки в период, предшествующий месяцу простоя (ст. 186 ТК РА).
В Беларуси при временном переводе работника на другую работу в случае простоя оплата труда производится по выполняемой работе. При временном переводе на нижеоплачиваемую работу за работником, выполняющим нормы выработки или переведенным на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок (далее - СЗП) по прежней работе, а работнику, не выполняющему нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже его тарифной ставки (тарифного оклада), оклада (ст. 68 ТК РБ). В Киргизии подход во многом аналогичный (ст. 73 ТК КР).
В России оплата труда работника при временном переводе в случае простоя производится по выполняемой работе, но не ниже СЗП по прежней работе (ст. 72 ТК РФ).
В Казахстане оплата труда при таком переводе на прежнем уровне не гарантируется: производится работнику во всех случаях по выполняемой работе (ст. 42 ТК РК).
Таким образом, в вопросах переводов на период простоя менее всего защищены работники в Казахстане.

3. Порядок оплаты времени простоя

Наиболее значимым вопросом, связанным с применением простоя, является условие оплаты времени простоя.
Как справедливо отмечается в науке, оплата простоя связана для работодателя с дополнительными финансовыми затратами без предоставления встречного действия работника <8>.
--------------------------------
<8> Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Трудовое право России. М., 2002. С. 470.

Во всех государствах ЕАЭС оплата простоя зависит от наличия либо отсутствия вины работодателя или работника, а также от ряда иных условий.
Наиболее подробно регламентирован порядок оплаты простоя в Армении (ст. 186 ТК РА): 1) каждый час простоя работника (при отсутствии перевода) оплачивается в размере 2/3 среднего часового заработка (далее - СЧЗП) до времени простоя, но не менее установленной законодательством минимальной часовой ставки (далее - МЧС); 2) если работник отказывается от предложенной временной работы, которая соответствует его специальности и квалификации и которую он мог бы выполнять без причинения вреда своему здоровью, то каждый час его простоя оплачивается в размере не менее чем 30% установленной МЧС; 3) за нахождение в месте работы во время простоя по требованию работодателя работнику выплачивается заработная плата в размере 2/3 СЧЗП до времени простоя, но не менее МЧС; 4) в установленном законодательством порядке не оплачивается простой, возникший по причине силы, признанной непреодолимой.
Следует заметить, что в государствах ЕАЭС различаются подходы к классификации простоя для целей оплаты.
В Армении выделяют 3 вида простоя: простой не по вине работника; простой, возникший по причине силы, признанной непреодолимой, и простой, возникший по вине работника (ст. 186 ТК РА). В Беларуси различают 2 вида простоя: простой по вине работника и простой не по вине работника (ст. 71 ТК РБ), в то время как в Казахстане, Киргизии и России выделяется 3 вида простоя: простой по вине работника, простой по вине работодателя и простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника (ст. 112 ТК РК, ст. 172 ТК КР, ст. 157 ТК РФ).
Единственное общее правило для всех стран ЕАЭС заключается в отсутствии оплаты времени простоя, возникшего по вине работника.
В Киргизии и России время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 СЗП работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) в Киргизии и России.
В Беларуси при простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже 2/3 установленных ему тарифной ставки (тарифного оклада), оклада (ст. 71 ТК РБ).
В Казахстане время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 50% от СЗП работника, а простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, устанавливается в размере не ниже МЗП (ст. 112 ТК РК).
Как справедливо отмечается авторами, существует объективная потребность установить правила, определяющие содержание формулировки "причины, не зависящие от работодателя", и, в частности, указать, что к таковым относятся обстоятельства, делающие невозможным обеспечение работников работой при условии принятия всех зависящих от работодателя мер <9>.
--------------------------------
<9> Гребенева О.Н. К вопросу об оплате времени вынужденного простоя // Налоги и финансовое право. 2010. N 1. С. 193 - 194.

Таким образом, имеются существенные различия как в общих подходах к классификации простоя, так и в оплате времени простоя. Наименее защищенными являются работники в Армении и Казахстане, где простой по причине непреодолимой силы не оплачивается вообще (РА) либо простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя, оплачивается на уровне не ниже МЗП (РК).

4. Международные трудовые стандарты в вопросах, касающихся режима простоя

Прямое упоминание простоя в Конвенциях МОТ отсутствует. Косвенное отношение к простою имеют конвенции по вопросам заработной платы: Конвенция 1949 г. об охране заработной платы (N 95) и Конвенция 1970 г. об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (N 131).
Всеми государствами ЕАЭС ратифицирована Конвенция N 95 об охране заработной платы. Конвенция N 131 ратифицирована только Арменией и Киргизией.
Проанализировав содержание указанных конвенций с нормами трудового законодательства, мы выявили их несоответствия международным обязательствам. Так, в Конвенции МОТ N 95 под заработной платой понимается вознаграждение не только за выполненный труд или оказанные услуги, но и за труд, который должен быть выполнен, или услуги, которые должны быть оказаны.
Согласны с учеными, отстаивающими позицию о том, что заработная плата согласно Конвенции N 95 должна выплачиваться в полном объеме даже в случае простоя по вине работодателя <10>.
--------------------------------
<10> Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Центр социально-трудовых прав, 2015. С. 106 - 107.

Кроме того, при оплате времени простоя по причинам, не зависящим от сторон трудовых отношений, не учитывается международный стандарт об МЗП. Так, согласно ст. 2 Конвенции МОТ N 131 МЗП имеет силу закона и не подлежит понижению.
Вместе с тем в Армении не оплачивается простой, возникший по причине силы, признанной непреодолимой, а в остальных государствах при установлении размера оплаты простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, применяется неполный размер заработной платы (2/3 или 50%). Приведенные нормы не соответствуют Конвенции N 131 и должны быть пересмотрены.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем:
1) в законодательстве государств ЕАЭС установить оплату времени простоя по вине работодателя на уровне СЗП работника, а простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, на уровне не ниже МЗП;
2) в Армении и Беларуси разграничить режим простоя по вине работодателя и простоя по причинам, не зависящим от сторон трудовых отношений, с целью дифференциации условий оплаты периода простоя согласно международным трудовым стандартам;
3) определить общие подходы к гармонизации правового регулирования простоя в части продолжительности простоя, переводов на время простоя, сроков и оплаты труда на такой период, а также иных вопросов, касающихся запретов и ограничений (в части забастовок, прикомандирования, предоставления персонала).

Заключение

В трудовом законодательстве государств ЕАЭС имеются пробелы и коллизии в регулировании простоя в целом и противоречия между нормами об оплате времени простоя и международными трудовыми стандартами. Гармонизация правового регулирования простоя на основе международных стандартов является приоритетной задачей, стоящей перед государствами ЕАЭС, и должна быть направлена на обеспечение трудовых прав граждан, с одной стороны, и экономическое существование организаций, с другой стороны.

Литература

1. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение / Н.Г. Александров. Москва: Юридическое изд-во Минюста СССР, 1948. 336 с.
2. Гребенева О.Н. К вопросу об оплате времени вынужденного простоя / О.Н. Гребенева // Налоги и финансовое право. 2010. N 1. с. 188 - 195.
3. Лютов Н.Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: монография / Н.Л. Лютов, Е.С. Герасимова. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: Центр социально-трудовых прав, 2015. 190 с.
4. Трудовое право России: учебник / под редакцией С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. Москва: Юрист, 2002. 560 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑