Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Право человека на вознаграждение за труд: проблемы исчисления средней заработной платы (Винокуров В.А.)

Право человека на вознаграждение за труд: проблемы исчисления средней заработной платы (Винокуров В.А.)

Дата размещения статьи: 28.06.2021

Право человека на вознаграждение за труд: проблемы исчисления средней заработной платы (Винокуров В.А.)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации <1> политика современного Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, что должно обеспечиваться гарантированным минимальным размером оплаты труда и иными гарантиями социальной защиты (ч. 1 и 2 ст. 7). Одновременно определено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37), что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав (ч. 5 ст. 75).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

Трудовым кодексом Российской Федерации <2> установлено, что регулирование трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ними, осуществляется трудовым законодательством, включающим в первую очередь названный Кодекс, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к числу которых отнесены и указы Президента Российской Федерации (ст. 5). В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации документом, регулирующим трудовые правоотношения между работником и работодателем, является трудовой договор (ст. 56). В трудовом договоре указываются условия осуществления трудовой функции работника и обязанности работодателя. Одним из элементов трудового договора являются условия оплаты труда (заработной платы) работника (ст. 57). Заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд (тарифной ставки, оклада), компенсационных и стимулирующих выплат (ст. 129). В различных случаях, описанных в Трудовом кодексе Российской Федерации, необходим подсчет средней заработной платы, в частности, для оплаты отпусков, в том числе дополнительных, оплаты труда при невыполнении норм труда и времени простоя, при направлении в служебные командировки и др. (ст. 139, 155, 157, 167, 174).
--------------------------------
<2> СР РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 3.

В целях единого подхода к подсчету среднего заработка работника законодателем было принято решение поручить Правительству Российской Федерации установить общий порядок ее исчисления, несмотря на то что основные моменты, необходимые для исчисления средней заработной платы, определены в ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 24 декабря 2007 г. N 922 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее также - Положение), которое вступило в силу в январе 2008 г. <3>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618.

Положением, как сказано в документе, устанавливаются особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) "для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации". Развивая данный принцип, Правительство Российской Федерации не только предусмотрело, что для расчета среднего заработка необходимо учитывать все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, но и определило перечень таких выплат (п. 2). Лишь один вид выплат, изложенный в подп. "о" п. 2, не содержит конкретики, поскольку звучит следующим образом: "другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя".
Одновременно в п. 3 Положения предусмотрено, что "для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда", и в скобках приведены наименования выплат социального характера, которые не должны учитываться при расчете среднего заработка: материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.
Таким образом, Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, с одной стороны, декларирует "единый порядок", а с другой стороны, создает возможность работодателю включать в расчет среднего заработка выплаты, относящиеся, по сути, к выплатам социального характера (например, материальная помощь), к "другим выплатам по заработной плате".
Определение понятия "материальная помощь" в законодательных актах отсутствует. Единственным правовым документом, в котором изложено, что следует понимать под материальной помощью, является национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" <4>, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст. В указанном Национальном стандарте материальная помощь рассматривается как социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам (гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации) в том числе денежных средств, продуктов питания, других предметов первой необходимости (п. 2.2.2.1).
--------------------------------
<4> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения". М.: Стандартинформ, 2006. 12 с.

Современные экономические словари определяют материальную помощь как "помощь, оказываемую нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах" <5> или как "денежную или другую помощь, оказываемую предприятием (учреждением) своим работникам по их просьбе" <6>.
--------------------------------
<5> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
<6> Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Ярославль: Академия развития, 1997. 255 с.

Таким образом, материальная помощь никак не связана с оплатой труда. И потому она не входит и не должна входить в систему оплаты труда, тем более что по нормам Трудового кодекса Российской Федерации в систему оплаты труда включаются размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (ст. 135). Как видим, выплаты социального характера, к которым следует относить материальную помощь, не включены в этот перечень.
В то же время поскольку отдельными федеральными законами предусматривается выплата материальной помощи ряду категорий работников, включая военнослужащих, сотрудников, государственных гражданских служащих <7>, то при формировании фондов оплаты труда материальная помощь, рассчитываемая исходя из должностного оклада (тарифной ставки), включается в соответствующую группу расходов <8>.
--------------------------------
<7> См., напр.: федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О Следственном комитете Российской Федерации", "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2011. N 1. Ст. 15; 2011. N 45. Ст. 6336.
<8> Приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" // СПС "КонсультантПлюс".

Изложенной позиции придерживаются и другие ученые и специалисты. Так, в Справочнике практикующего юриста по трудовому праву, подготовленному коллективом авторов, указывается на то, что "...материальную помощь при расчете пособий по временной нетрудоспособности учитывать не нужно... Кроме того, материальная помощь - это денежная поддержка. Она не является ни зарплатой, ни компенсацией" <9>. С таким выводом согласна С.Ю. Рахманова, которая полагает, что "материальная помощь не должна учитываться при исчислении средней заработной платы, поскольку она не является составной частью системы оплаты труда. Она не связана ни с квалификацией работника, ни со сложностью, количеством и качеством выполняемой работы. Таким образом, материальная помощь - это скорее денежная поддержка, выплачиваемая в связи с непредвиденными трудностями (болезнью, похоронами родственника и т.п.)" <10>.
--------------------------------
<9> Сутягин А.В., Ершов В.А., Толмачев И.А. Справочник практикующего юриста по трудовому праву. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 304 с.
<10> Рахманова С.Ю. Зарплата от А до Я. Юридические аспекты // СПС "КонсультантПлюс". 2005. Пункт 9.2.

Использование в наименованиях компенсационных и стимулирующих выплат терминов, которые к таковым не относятся (в данном случае - материальная помощь), затрудняет понимание работниками действий работодателя и его бухгалтерских служб и вводит в заблуждение руководителей различного уровня.
Подтверждение сложившемуся положению вещей, связанных с учетом материальной помощи, можем наблюдать в судебных решениях. Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 307-КГ18-918 оставлены без изменений постановления нижестоящих судов по делу N А66-13705/2016, в которых содержится вывод о том, что в рассматриваемом споре в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах работникам учреждения "материальная помощь... являлась выплатой стимулирующего характера" <11>. Другим Определением высшей судебной инстанции страны от 26 августа 2019 г. N 303-ЭС19-13201 констатировано, что "выплаченная работникам в соответствии с условиями коллективного договора материальная помощь не относится к категории вознаграждений за труд, а по своему содержанию представляет собой выплаты социального характера, которые не зависят от квалификации работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, в связи с чем не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. При этом факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начислялись работникам, представляют собой оплату их труда" <12>.
--------------------------------
<11> Интернет-портал "Судебные и нормативные акты Российской Федерации". URL: http://www.sudact.ru (дата обращения: 09.12.2020).
<12> Там же.

Весьма сложным для исполнения оказалось поручение главы государства, касающееся повышения средней заработной платы отдельным работникам бюджетной сферы.
Как известно, Президент Российской Федерации своим Указом от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <13> как актом, содержащим нормы трудового права, поручил Правительству Российской Федерации:
- обеспечить в том числе "повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе" (п. "а");
- принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (п. "е").
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р <14> утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, в которой предусмотрены мероприятия по созданию организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных упомянутым Указом главы государства.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2012. N 49. Ст. 6909.

В указанных документах говорится именно о средней заработной плате, исчисление которой с точки зрения права должно осуществляться в соответствии с нормами статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и утвержденного Правительством России Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Для получения необходимой информации от субъектов Российской Федерации и отдельных работодателей, в том числе по вопросам оплаты труда, используются статистические данные. Формированием официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации занимается Федеральная служба государственной статистики (Росстат) <15>, приказами которой утверждаются формы федерального статистического наблюдения.
--------------------------------
<15> См.: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2710.

Приказом Росстата от 24 июля 2020 г. N 412 утверждены формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам <16>. Интерес представляют указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения. Например, при заполнении форм N ЗП-здрав и N ЗП-образование (приложения 7 и 9 к Приказу) необходимо в фонд начисленной заработной платы в графах 3 - 5 включать "все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг". Исключение составляют лишь "пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, их семей, страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет средств организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за первые три дня временной нетрудоспособности".
--------------------------------
<16> Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, в информацию, которую Росстат именует фондом начисленной заработной платы, включаются все виды выплат, произведенных работникам, даже те, которые не имеют никакого отношения к оплате труда, стимулирующим и компенсационным выплатам. К сожалению, именно эти данные о средней заработной плате являются основой для решения вопроса о том, достигла ли средняя заработная плата врачей, преподавателей и научных сотрудников 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В результате формируется разный уровень средней заработной платы и вводится в заблуждение руководство страны, поскольку, как мы выяснили, используется два варианта исчисления среднего заработка:
1) официальный (законный, установленный нормами трудового законодательства), в подсчет которого не входят выплаты работникам социального характера (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха);
2) формируемый Росстатом (не предусмотренный законодательными актами, который не может применяться для определения среднего заработка), в подсчет которого включаются все выплаты, в том числе и социального характера.
В целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, исключения ведомственного подхода к определению среднего заработка, ухудшающего положение работников, следует осуществлять исчисление среднего заработка исключительно в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, запретив какие-либо иные варианты его подсчета.
Для однозначного понимания правил исчисления среднего заработка предлагается внести следующие изменения:
1) в статью 139 Трудового кодекса Российской Федерации, дополнив часть вторую предложением следующего содержания: "Не учитываются для расчета средней заработной платы выплаты социального характера (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие аналогичные выплаты, не зависящие от квалификации работников, сложности, количества и качества выполняемой работы)";
2) в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы":
а) дополнив пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. В целях повышения уровня средней заработной платы отдельных категорий работников Положение, утвержденное настоящим Постановлением, применяется во всех случаях исчисления среднего заработка работника при расчете фондов оплаты труда работников для формирования соответствующих бюджетов";
б) в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: подпункт "о" пункта 2 дополнить словами "за исключением выплат социального характера (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие аналогичные выплаты, не зависящие от квалификации работников, сложности, количества и качества выполняемой работы)".
Сформулированные предложения по изменению упомянутых выше нормативных правовых актов, с одной стороны, значительно снизят количество трудовых споров, поскольку будут способствовать соблюдению права человека на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а с другой стороны, позволят руководителям государства получать реальные сведения, касающиеся выполнения их поручений, направленных на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики в стране.

Литература

1. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах / А.И. Василевский. Ярославль: Академия развития, 1997. 255 с.
2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. Москва: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
3. Рахманова С.Ю. Зарплата от А до Я. Юридические аспекты / С.Ю. Рахманова. Москва: Журнал "Управление персоналом", 2005. 96 с.
4. Сутягин А.В. Справочник практикующего юриста по трудовому праву / А.В. Сутягин, В.А. Ершов, И.А. Толмачев. Москва: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 304 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑