Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Кого коснется новая сила ФНС? (Васильева А.)

Кого коснется новая сила ФНС? (Васильева А.)

Дата размещения статьи: 15.07.2021

Кого коснется новая сила ФНС? (Васильева А.)

ФНС взялась за "серые" зарплаты. https://arb.ru/arb/smi/fns_vzyalas_za_serye_zarplaty-10462211/.

Тенденция более усиленного контроля ФНС за доходами граждан с целью повышения собираемости НДФЛ, автоматизации такого контроля очевидна.

В плане деятельности ФНС на 2021 год организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы указаны как первое по приоритетности мероприятие <1>.
--------------------------------
<1> https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/pg2021.pdf.

В комментируемой статье <2> упоминаются поправки в НК РФ, расширившие объем сведений, доступ к которым может получить ФНС, дополнены обязанности банков по их предоставлению <3>. К таким сведениям, в частности, относятся копии паспортов, доверенностей на получение (распоряжение) денежными средствами, документы, связанные с открытием и ведением счета налогоплательщика. Порядок предоставления таких сведений предполагает наличие мотивированного запроса налогового органа.
--------------------------------
<2> https://arb.ru/arb/smi/fns_vzyalas_za_serye_zarplaty-10462211/.
<3> Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Одним из методов, направленных на борьбу с "серыми" зарплатами, увода доходов граждан от налогообложения является контроль за их расходами для выявления соотношения между задекларированными доходами и расходами <4>. Получение отрицательной разницы между доходами и расходами в результате такого анализа может свидетельствовать о наличии у должника незадекларированных доходов, т.е. таких, сведения о которых не представлены ни налоговым агентом, ни самим налогоплательщиком.
--------------------------------
<4> Более подробно о контроле за расходами граждан, связанными с этим проблемами и рисками, см.: "Налоговый контроль расходов физических лиц: ограничения и риски применения в РФ" (Громов В.В.) ("Налоги" (журнал), 2020, N 5), "Налоговый контроль за расходами физических лиц как инструмент противодействия коррупции" (Шмелев Ю.Д.) ("Финансы", 2020, N 6).

Ранее налоговыми органами проводился контроль за расходами граждан, такая возможность была законодательно закреплена в НК РФ, но впоследствии отменена <5>. Тем не менее и после отмены такой инициативы как представители налоговых органов, так и иных профильных министерств высказывались о необходимости возродить такой контроль.

Так, например, в 2019 году Минэкономразвития выступало с предложением ввести контроль за расходами граждан на Конференции "Налоги 2019", о чем писали СМИ <6>.
--------------------------------
<5> Положения ст. ст. 86.1 - 86.3 НК РФ действовали в 2000 - 2003 гг.
<6> См., например, https://www.rbc.ru/economics/27/06/2019/5d14b6c09a79473f652b8fcc.

Инициатива, посвященная отслеживанию в Личном кабинете налогоплательщика покупок, оплаченных банковскими картами, позволит налоговому органу получить довольно большой массив информации о расходах граждан. Информация о доходах гражданина и так доступна в Личном кабинете налогоплательщика. Выявление разницы между расходами и задекларированными доходами может вызвать интерес налоговых органов, обращение за предоставлением пояснений от налогоплательщика об источнике получения доходов.

Сейчас доступен сервис "Мои чеки" <7>, в котором сейчас доступна информация о покупках, оплаченных онлайн, в приложениях, привязанных к номеру телефона.
--------------------------------
<7> https://lkdr.nalog.ru/login.

Кроме того, в настоящее время ведется работа над созданием единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Принят Закон, определяющий основы его функционирования <8>. Заниматься ведением такого реестра будет ФНС России. В стратегической карте ФНС России на 2021 - 2023 гг. указана такая задача, как создание, внедрение и развитие федерального регистра сведений о населении <9>. В данный регистр будут включаться личные сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность. В пояснительной записке к проекту федерального закона указано, что создание и ведение такого регистра призвано "обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц".
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 08.06.2020 N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
<9> http://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10675920/.

Таким образом, налицо тенденция тотального контроля за гражданами и бизнесом, одной из целей которого является повышение собираемости налогов. Несомненно, работодателям необходимо учитывать все риски такого регулирования.

Если налогоплательщик получает от работодателя какую-то часть заработной платы "в конверте", это означает, что с этой части заработной платы не платятся ни НДФЛ, ни страховые взносы. Кроме того, это может свидетельствовать о наличии у работодателя скрытого от налогообложения дохода. Соответственно, выявление факта уплаты "серых" зарплат повлечет для работодателя серьезные последствия, и в ходе мероприятий налогового контроля могут быть доначислены колоссальные суммы налогов, страховых взносов, пени, а работодатель привлечен к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа (20% от неуплаченной суммы НДФЛ, 20% от неуплаченной суммы иных налогов и страховых взносов или 40% при выявлении умысла в занижении налоговой базы).

Кроме того, зарплаты "в конверте" могут повлечь привлечение работодателя, его должностных лиц к административной ответственности (ст. ст. 5.27, 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑