Звонки бесплатны.
Работаем без выходных
Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.
Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.
Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
Дата размещения статьи: 13.08.2021
Врачебная тайна, как следует из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), - важнейший и обязательный элемент медицинской деятельности, суть которого заключается в сокрытии определенных сведений в отношении пациента, и ставших известными при оказании медицинской помощи. Ее несоблюдение способно привести к негативным последствиям в отношении здоровья человека - конституционно охраняемой ценности <1>, нанести непоправимый моральный и имущественный вред <2>.
--------------------------------
<1> Тимофеев И.В. Право и медицина: конституционно-правовые, организационные вопросы доступности и качества медицинской помощи: учебное пособие для врачей и юристов. СПб.: ДНК, 2017. С. 192 - 196.
<2> Аргунова Ю.Н. Врачебная тайна (Вопросы и ответы). М.: Грифон, 2014. 288 с.
Сегодня врачебная тайна представляет собой понятие, значительно утратившее свой первоначальный смысл, обычно связываемый с именем Гиппократа и его знаменитой клятвой ("...Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной" <3>). Об этой трансформации свидетельствует, например, ныне действующий Закон N 323-ФЗ. В нем, в частности в ст. 13, представлен целый ряд обстоятельств, допускающих (на законных основаниях!) разглашение (несоблюдение!) врачебной тайны. Также в упомянутом Законе представлен расширенный круг субъектов, ответственных за соблюдение врачебной тайны (в частности, согласно ст. 92 добавлены операторы информационных систем). Но любое увеличение числа информированных лиц всегда чревато возрастанием риска ее разглашения с последующим наступлением нежелательных последствий правового характера.
--------------------------------
<3> Гиппократ. Избранные книги / пер. с греч. В.И. Руднева; ред., вступ. ст. и примеч. В.П. Карпова. М.: Сварог, 1994. С. 87 - 88.
Настоящее сообщение основано на материале Закона N 323-ФЗ, а также ему предшествовавшего - Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Об охране здоровья граждан" (далее - Основы законодательства РФ). В нем представлен анализ основных положений и тенденций, касающихся понятия врачебной тайны и ее соблюдения, с обоснованием необходимости внесения изменений в название и текст ст. 13 действующего "здравоохраненческого" закона.
1. Сравнительный анализ Закона N 323-ФЗ с предшествующим ему Федеральным законом свидетельствует о возросшем интересе законодателя к врачебной тайне и ее соблюдению. Данное мнение основывается на сопоставлении встречаемых упоминаний термина "врачебная тайна" в указанных выше Законах. Так, если в Основах законодательства РФ термин "врачебная тайна" и соответствующее ему по смыслу понятие "сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении" присутствовали в 6 статьях (30, 31, 35, 49, 60, 61), то в Законе N 323-ФЗ - уже в 9 (4, 13, 19, 36.2, 59, 71, 73, 78, 79).
2. В Законе N 323-ФЗ, как и в Основах законодательства РФ, термин "врачебная тайна" раскрывается после своего упоминания соответственно в ст. 13 и 61. Представляется <4>, что толкование этого понятия имеет смысл дать в ст. 2, где собраны определения всем основным понятиям, используемым в данном Законе. По всей своей правовой, медицинской и социальной значимости, а также по причине достаточно широкой представленности в Законе N 323-ФЗ врачебная тайна заслуживает быть отнесенной к основным понятиям, используемым для целей настоящего "медицинского" закона. К тому же соблюдение врачебной тайны, как следует из ст. 4 упомянутого Федерального закона, является одним из основных принципов охраны здоровья.
--------------------------------
<4> Корнеева О.И. К вопросу о врачебной тайне и ее соблюдении в свете действующего законодательства в сфере охраны здоровья // Научные труды V Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву (г. Москва, 20 - 21 ноября 2013 г.): сб. науч. ст. / под ред. Ю.Д. Сергеева, С.В. Ерофеева. М.: НИМП, 2013. С. 134 - 138; Она же. Взгляд на персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности с позиций врачебной тайны // Медицинское право. 2015. N 5. С. 42 - 45.
3. Согласно представленному в Законе N 323-ФЗ определению врачебной тайны последняя связана как с медицинскими (совокупность сведений, включающих в себя состояние здоровья гражданина, его диагноз, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении), так и с немедицинскими данными (совокупность сведений, включающих в себя данные о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи). Иное понимание врачебной тайны содержит Кодекс врачебной этики Российской Федерации, одобренный Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г., где, в частности, врачебная тайна противопоставляется факту обращения гражданина за медицинской помощью ("...врач... обязан сохранять врачебную тайну... как и сам факт обращения за медицинской помощью..."). В отечественной учебной и справочной литературе можно встретить и другие определения врачебной тайны, например, "совокупность сведений о болезни, а также об интимной и семейной жизни больного, ставших известными медицинским и фармацевтическим работникам при выполнении ими своих профессиональных обязанностей и не подлежащих разглашению" <5>.
--------------------------------
<5> Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия: словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. С. 44 - 45; Неклюдов Ю.А. Судебная медицина: справочник / под ред. В.В. Козлова. М.: Дрофа, 2007. С. 86; Судебная психиатрия. Судебная психиатрия: словарь-справочник / Авт.-сост. Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. М.: Норма; ИНФРА-М, 2000. С. 62.
Термин "врачебная тайна", фигурирующий в современном законодательстве в сфере охраны здоровья, должен трактоваться строго однозначно, причем в том варианте, который известен и представлен в Законе N 323-ФЗ, в ст. 13. Все принимаемые в соответствии с этим Законом другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации/субъектов Российской Федерации должны точно так же исходить из понимания этого термина. В противном случае врачебных тайн может быть несколько (по числу законов, определяющих медицинскую деятельность определенной прикладной направленности). Так, например, врачебная тайна в Законе Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в ст. 9 "Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи", имеет свое, "психиатрическое", определение: "...сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи". Данная "разновидность" врачебной тайны ограничивает ее соблюдение рамками исключительно психиатрической проблематики. Подобное специфическое представление определения врачебной тайны недопустимо.
4. Если в Основах законодательства РФ определение врачебной тайны представлено в одноименной статье, то в Законе N 323-ФЗ - в статье, имеющей другое название и, соответственно, смысл, - "Соблюдение врачебной тайны". Название ст. 61 "Врачебная тайна" в Основах законодательства РФ полностью оправдано, так как соответствует излагаемому тексту, тогда как ст. 13 Закона N 323-ФЗ не может не вызывать вопросы. Во-первых, что же все-таки следует понимать под соблюдением врачебной тайны? Это определенные действия, соответствующие по смыслу слову "соблюдение", - "строго придерживаться чего-нибудь; оберегать что-нибудь; исполнять в точности, строго; беречь, охранять" <6> или сама врачебная тайна? Кстати, под "соблюдением" законодатель рассматривает и "неразглашение" (ч. 2, 3) и "не предоставление сведений" (ч. 4). Странно, но в самом тексте статьи слово "соблюдение" (из названия) не употребляется совсем. Поэтому, учитывая присутствие в тексте статьи других указанных слов, представляется необходимым изменение названия статьи: как вариант "Врачебная тайна и условия ее разглашения". Следующее положение, вызывающее вопросы, - на кого рассчитывает законодатель в представляемой формулировке "соблюдение врачебной тайны"? Только ли на одного врача? На кого еще из лиц, имеющих отношение к указанному выше термину, рассчитывает законодатель? Во-вторых, врачебная тайна - это охраняемая законом информация или нет? Если охраняемая, то каким образом (Закон об этом "молчит")? В-третьих, врачебная тайна - это умышленно скрываемая информация медицинского и околомедицинского характера, в том числе и от самого пациента? Из той формулировки, которая присутствует в Законе, это совершенно неясно. Врачебной тайны в отношении самого гражданина по логике вещей нет. Право пациента на информацию о состоянии своего здоровья законно, а подобная информация для других лиц - врачебная тайна. В-четвертых, название анализируемой статьи откровенно противоречит смыслу представляемой в ней информации. Так, большая часть текста сообщает о допущении разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, "другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях", то есть о несоблюдении врачебной тайны? Отсюда вполне резонно допустить и такой вариант названия ст. 13: "Случаи соблюдения и несоблюдения врачебной тайны".
--------------------------------
<6> Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М., 1987. С. 45, 603, 604.
Сегодня по своему истинному смыслу термин "врачебная тайна" имеет отношение к намеренному сокрытию "врачебной" информации - врача о самом себе или своих коллегах (прилагательное "врачебная" означает медицинская, принадлежность врачу - не совсем точна). Что касается "тайной" информации о пациенте, то подобное сокрытие вполне соответствует понятию "пациентская тайна" или "тайна пациента". Последний вариант представляется несколько благозвучнее. Ему соответствуют сведения о факте обращения пациента за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также другие сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Представляется, что формулировка понятия, которому сегодня в законодательстве в сфере охраны здоровья соответствует термин "врачебная тайна", совсем не должна связываться с субъектом (врач, фельдшер, медицинские сестры, операторы информационных систем и другие лица), на которого возложена обязанность хранить медицинскую тайну <7>. Субъектом же, чьи права и законные интересы эта обязанность гарантирует, является исключительно пациент.
--------------------------------
<7> Тимофеев И.В. Указ. соч. С. 192 - 196.
Термин "врачебная тайна" еще можно заменить на термины "конфиденциальность информации о пациенте" или другой - "конфиденциальность в медицинских отношениях". Любое из предлагаемых названий тоже, как представляется, выражает суть данного понятия, так как, с одной стороны, указывает на конкретный объект - пациента - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за медицинской помощью независимо от наличия у него заболевания и от его состояния, с другой - отражает суть сохраняемой информации.
5. Термин "врачебная тайна" является исключительно правовым, о чем свидетельствует, в частности, его определение в анализируемом Федеральном законе: "совокупность сведений, включающих в себя данные о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении". Получившая определенное распространение точка зрения на врачебную тайну как на медицинский термин <8> представляется неверной, хотя последний и связан с медицинской деятельностью, с различными медицинскими и немедицинскими данными. Врачебная тайна - это понятие, пусть и имеющее отношение к медицинской деятельности, но все-таки выходящее за пределы "медицинской" компетенции.
--------------------------------
<8> Аргунова Ю.Н. Указ. соч.; Николаева Н.В., Смбатян С.М. Врачебная тайна: медицинские и юридические аспекты, вопросы разглашения // Главврач. 2012. N 3. С. 51 - 60.
6. Врачебная тайна относится не только к "прижизненному", но и к "посмертному" статусу человека, так как распространяется на время, наступившее после смерти. Однако в Законе N 323-ФЗ не указаны конкретные периоды времени сохранения (неразглашения) врачебной тайны. В предшествовавшем "медицинском" законе врачебная тайна имела только "прижизненный" статус.
7. К соблюдению врачебной тайны помимо врачей причастны еще и другие лица с медицинским и немедицинским образованием (из числа имеющих непосредственное отношение к оказанию медицинской помощи). Уже одно это обстоятельство позволяет считать нынешнее название термина "врачебная тайна" (аналог - "медицинская тайна") достаточно условным.
8. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение свидетельствует не только о высокой социальной значимости указанных сведений, но и о серьезности правовых последствий, наступающих от их разглашения. Аналогично законодатель поступил и в отношении сведений, касающихся лиц, которые оказывают медицинские услуги. Тем самым ныне действующее законодательство в сфере охраны здоровья одинаково относится к защите прав по сохранению сведений при осуществлении медицинской деятельности как для лиц, которые оказывают медицинские услуги, так и для тех лиц, которым эти медицинские услуги оказываются.
9. Врачебная тайна и в предшествующем, и в настоящем "здравоохраненческом" законе не отличалась и не отличается абсолютизмом. Об этом, в частности, говорят исключения из нее, позволявшие предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. При этом если в предшествующем законе они соответствовали 7 позициям (причем 4 из них были введены после вступления Закона в силу, в 2004 - 2011 гг.), то в ныне действующем - 11. Налицо откровенный рост обстоятельств, допускающих разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, а значит, последняя в нашей стране теряет свою "тайность" и, как следствие, значимость.
В заключение проведенный анализ позволяет признать следующее весьма алогичное обстоятельство, характеризующее сегодняшнее законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, - рост числа оснований, допускающих разглашение врачебной тайны без согласия гражданина или его законного представителя, на фоне отмечаемого усиления внимания к врачебной тайне и ее соблюдению. Подобное обстоятельство откровенно свидетельствует об определенной потере тайности в отношении конфиденциальной медицинской информации. Отдельные из рассмотренных в статье положений могут быть приняты во внимание в случае внесения изменений в современное "медицинское" законодательство в части сведений о врачебной тайне и ее соблюдении.
Литература
1. Аргунова Ю.Н. Врачебная тайна: вопросы и ответы / Ю.Н. Аргунова. Москва: Грифон, 2014. 288 с.
2. Буромский И.В. Судебно-медицинская экспертиза: термины и понятия: словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов / И.В. Буромский, В.А. Клевно, Г.А. Пашинян. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2018. С. 44 - 45.
3. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ; перевод с греческого В.И. Руднева; редактор, вступительная статья и примечание В.П. Карпова. Москва: Сварог, 1994. 736 с.
4. Корнеева О.И. Взгляд на персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности с позиций врачебной тайны / О.И. Корнеева // Медицинское право. 2015. N 5. С. 42 - 45.
5. Корнеева О.И. К вопросу о врачебной тайне и ее соблюдении в свете действующего законодательства в сфере охраны здоровья / О.И. Корнеева // Научные труды V Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву (г. Москва, 20 - 21 ноября 2013 г.): сборник научных статей / под редакцией Ю.Д. Сергеева, С.В. Ерофеева. Москва: НИМП, 2013. С. 134 - 138.
6. Неклюдов Ю.А. Судебная медицина: справочник / Ю.А. Неклюдов; под редакцией В.В. Козлова. Москва: Дрофа, 2007. 608 с.
7. Николаева Н.В. Врачебная тайна: медицинские и юридические аспекты, вопросы разглашения / Н.В. Николаева, С.М. Смбатян // Главврач. 2012. N 3. С. 51 - 60.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / С.И. Ожегов; под редакцией Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. Москва: Русский язык, 1987. 795 с.
9. Судебная психиатрия: словарь-справочник / авторы-составители Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2000. 266 с.
10. Тимофеев И.В. Право и медицина: конституционно-правовые, организационные вопросы доступности и качества медицинской помощи: учебное пособие для врачей и юристов / И.В. Тимофеев. Санкт-Петербург: ДНК, 2017. 446 с.