Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Рабочее время и время отдыха > Нерабочие памятные дни (Менкенов А.В.)

Нерабочие памятные дни (Менкенов А.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2021

Нерабочие памятные дни (Менкенов А.В.)

Трудовой кодекс Российской Федерации <1> (далее - ТК РФ) не упоминает возможность установления нерабочих памятных дней. Между тем такие дни устанавливаются законами и другими нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 3.

Например, в Республике Калмыкия нерабочим памятным днем объявлен День памяти жертв депортации калмыцкого народа (28 декабря) <2>, в Кабардино-Балкарской Республике - День памяти адыгов (черкесов) (21 мая) <3>.
--------------------------------
<2> Закон Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-М1-З "О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия" (ред. от 10.07.2019) // СПС "КонсультантПлюс. Регион".
<3> Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР от 7 февраля 1992 г. N 977-XII-В "Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны" // Кабардино-Балкарская правда. 1992. 20 февраля.

В Карачаево-Черкесской Республике указами главы Республики нерабочими днями объявлялись дни памяти жертв Кавказской войны <4>. Хотя официально эти дни не объявлялись нерабочими памятными, полагаем, что их также можно отнести к рассматриваемой категории.
--------------------------------
<4> Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19 мая 2014 г. N 90 "О Дне памяти жертв Кавказской войны" // День Республики. 2014. N 74(18966). 20 мая; Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 11 мая 2007 г. N 93 "О нерабочем дне 21 мая 2007 года" // День Республики. 2007. 17 мая.

Рассмотрим прежде всего понятие "памятный день".
Правила установления в Российской Федерации памятных дней утверждены Указом Президента РФ от 31 июля 2013 г. N 659 <5>. Согласно Правилам указами Президента РФ памятными днями могут быть объявлены знаменательные события и даты в истории России или в мировой истории, имеющие особое значение для государства и общества, а также дни, связанные с актами международных организаций. Например, список памятных дней в Вооруженных Силах РФ установлен Указом Президента РФ от 31 мая 2006 г. N 549 <6>.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2013. N 3. Ст. 4201.
<6> Указ Президента РФ от 31 мая 2006 г. N 549 "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2455.

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" <7> использует близкое по смыслу понятие "памятная дата", однако определение этого понятия в Законе отсутствует. Вероятно, законодатель считает, что данный термин не требует специальных пояснений.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (ред. от 31.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Тем не менее обратимся к толковым словарям.
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова имеются следующие толкования слова "памятный": 1. Хорошо сохранившийся в памяти, долго помнящийся; достойный памяти; 2. Служащий для напоминания, для заметок <8>.
--------------------------------
<8> Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с. С. 436.

В этой связи термины "памятный день" и "памятная дата" можно определить как "дата, достойная памяти"; "день, служащий для напоминания, сохранения в памяти какого-либо события". При этом, несмотря на некоторую семантическую разницу слов "дата" и "день", мы можем их рассматривать как синонимы <9>.
--------------------------------
<9> Синонимичные ряды: дата - число; день - сутки - число. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников / Под ред. А.С. Гаврилова. М.: Аделант, 2014. 352 с. С. 26, 28.

Данное толкование соответствует Федеральному закону от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", согласно которому им устанавливаются памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, что практически дословно совпадает с текстом вышеупомянутых Правил установления в Российской Федерации памятных дней.
Отметим, что в первоначальной редакции Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ носил название "О днях воинской славы (победных днях) России". Понятие "памятная дата", а также перечень памятных дат были введены в него Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 98-ФЗ <10>.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3109.

С учетом синонимичности понятий "памятный день" и "памятная дата" возникает вопрос о соответствии Указа Президента РФ от 31 июля 2013 г. N 659 Федеральному закону от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ.
Однако вернемся к заявленной теме.
На региональном уровне понятию "памятный день" придается аналогичный смысл.
Например, Законом Республики Адыгея от 14 февраля 1995 г. N 168-1 "О праздничных днях и памятных датах" <11> к памятным датам отнесены День Конституции Республики Адыгея (10 марта); День репатрианта (1 августа) и другие. Указом Главы Чеченской Республики от 11 апреля 2011 г. N 67 "Об установлении дня памяти и скорби народов Чеченской Республики" <12> памятным днем объявлено 10 мая.
--------------------------------
<11> СПС "КонсультантПлюс. Регион".
<12> СПС "КонсультантПлюс. Регион".

Нет сомнений в праве субъектов РФ объявлять региональные памятные дни. Однако могут ли субъекты РФ объявлять эти дни нерабочими?
Объявление памятного дня нерабочим предполагает предоставление дополнительных прав работникам и возложение дополнительных обязанностей на работодателя, т.е. регулирование трудовых отношений.
Данный вопрос требует более детального анализа.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ <13> трудовое законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
--------------------------------
<13> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.

В литературе отмечается, что "в случае когда федеральный законодатель не принял необходимый закон по предмету совместного ведения, до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем субъект Федерации вправе самостоятельно осуществить собственное правовое регулирование по указанному предмету совместного ведения, в соответствии с основами конституционного строя РФ и теми общими принципами, которые предусмотрены Конституцией" <14>.
--------------------------------
<14> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 264.

Согласно ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, состоящим из самого Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Трудовой кодекс РФ, как уже было отмечено выше, не содержит понятия "нерабочий памятный день". При этом ч. 1 ст. 6 ТК РФ, устанавливая сферу ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, не относит к ней установление нерабочих дней.
С учетом изложенного полагаем, что субъекты РФ вправе объявлять памятные дни нерабочими.
Однако распространяются ли в этом случае на работников гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ для нерабочих праздничных дней, например неснижения заработной платы, невключения в основной и дополнительный отпуска и др.?
Прямой ответ на данный вопрос отсутствует. Упомянутые выше нормативные правовые акты субъектов РФ данный вопрос не регулируют. На практике работникам в регионах, где имеются нерабочие памятные дни, предоставляются гарантии, аналогичные установленным для нерабочих праздничных дней.
Рассмотрим в этой связи более подробно соотношение понятий "памятный день" и "праздничный день".
В толковых словарях содержатся различные определения понятия "праздник" <15>, однако в целом праздничный день определяется прежде всего как день торжества в память какого-нибудь выдающегося религиозного, исторического, гражданского события; счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием, удачей и т.п., а также само такое радостное событие.
--------------------------------
<15> Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с. С. 513; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. П - М / Под ред. А.Н. Филиппова. М.: РИПОЛ классик, 2006. С. 374 - 375.

Таким образом, содержание этих понятий частично совпадает. Фактически все нерабочие дни, установленные ст. 112 ТК РФ, за исключением Новогодних каникул, являются памятными днями, т.е. днями торжеств, установленными в память какого-нибудь религиозного, исторического или гражданского события.
При этом не все памятные дни, объявленные нерабочими, являются праздничными. Например, День памяти жертв депортации калмыцкого народа (нерабочий в Республике Калмыкия) или День памяти адыгов (черкесов) (нерабочий в Кабардино-Балкарской Республике) являются днями скорби.
Тем не менее близость нерабочих праздничных и нерабочих памятных дней очевидна. Однако при отсутствии федерального регулирования можно говорить лишь об аналогии закона.
В этой связи предлагаем изменить название ст. 112 ТК РФ на "Нерабочие праздничные и нерабочие памятные дни", дополнив эту статью прямым указанием на право субъектов РФ устанавливать региональные нерабочие праздничные и нерабочие памятные дни и на распространение гарантий, установленных рассматриваемой статьей, на работников в случае установления субъектом РФ таких нерабочих дней.
Данное решение также будет соответствовать ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (пересмотренной в 1970 г.), согласно п. 1 ст. 6 которой в минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск как его часть не должны засчитываться не только официальные, но и традиционные нерабочие и праздничные дни <16>, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет. К последним стоит отнести региональные праздничные и памятные нерабочие дни.
--------------------------------
<16> ILO (официальный сайт). URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c132_ru.htm.

Стоит отметить, что официальный русский перевод Конвенции N 132 не вполне соответствует текстам на официальных языках МОТ. В русском тексте, опубликованном в Собрании законодательства РФ, в п. 1 ст. 6 Конвенции перечислены "государственные и национальные праздники и нерабочие дни" <17>, однако во французском тексте используется словосочетание "Les jours feries officiels et coutumiers" <18>, в английском "Public and customary holidays" <19>, в испанском "Los dias feriados oficiales o establecidos por la costumbre" <20>, т.е. "официальные и традиционные нерабочие дни" либо "праздники, установленные официально или согласно обычаю".
--------------------------------
<17> Конвенция N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках" (пересмотренная в 1970 году) // СЗ РФ. 2011. N 51. Ст. 7451.
<18> ILO (официальный сайт). URL: https://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C132.
<19> Там же.
<20> Там же.

В этой связи вывод авторов, утверждающих, что Конвенция N 132 подразделяет нерабочие дни на три категории: "официальные праздничные дни", "традиционные праздничные дни" и "нерабочие дни" <21>, не соответствует тексту Конвенции N 132.
--------------------------------
<21> См.: Петров А.Я. Основной ежегодный оплачиваемый отпуск // Законодательство и экономика. 2012. N 7. С. 30 - 35; Кучина Ю.А. Проблемы имплементации норм конвенций Международной организации труда об отпусках в российское законодательство // Российский юридический журнал. 2014. N 5. С. 60 - 68.

Спорным также является вопрос о действии нормативных актов субъектов РФ, устанавливающих как нерабочие памятные, так и нерабочие праздничные дни, по кругу лиц.
В настоящее время право субъектов РФ объявлять нерабочие (праздничные) дни прямо закреплено лишь в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <22>, и то лишь применительно к религиозным праздникам (п. 7 ст. 4).
--------------------------------
<22> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 4465.

При отсутствии прямого федерального регулирования у правоприменителей возникают сомнения в сфере действия таких актов по кругу лиц.
Например, Верховный суд Республики Татарстан в Определении от 17 апреля 2013 г. по делу N 77-465/2013 пришел к выводу о законности снижения Управлением Пенсионного фонда окладов работников отдела персонифицированного учета за ноябрь 2012 г. в целях недопущения перерасхода средств федерального бюджета, указав: "Установление субъектом РФ праздничных нерабочих дней допускается путем принятия соответствующего закона субъекта РФ и за счет средств самого субъекта РФ, так как установление дополнительных праздничных нерабочих дней приведет к снижению годовой нормы рабочего времени. При этом в законе субъекта РФ должен быть решен вопрос об источнике финансирования и балансе рабочего времени в отношении организаций, расположенных на территории субъекта РФ, но финансируемых из федерального бюджета" <23>.
--------------------------------
<23> Определение Верховного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2013 г. по делу N 77-465/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Иными словами, по мнению Верховного суда Республики Татарстан, гарантии неснижения размера оплаты труда за нерабочий праздничный день, установленные органами власти субъекта РФ, на работников федеральных организаций в случае отсутствия финансирования со стороны бюджета соответствующего субъекта РФ не распространяются.
Данное толкование представляется весьма спорным, так как приводит, с одной стороны, к дискриминации работников федеральных организаций, а с другой - такой подход ставит под сомнение распространение актов органов власти субъекта РФ об установлении дополнительных нерабочих праздничных дней и в отношении муниципальных служащих и работников негосударственных организаций, которые также вынуждены нести дополнительные расходы.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в мотивировочной части Определения от 5 февраля 2015 г. по делу N 33-1589/2015 и вовсе пришла к выводу, что субъекты РФ не вправе устанавливать нерабочие праздничные дни для работников, оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета: "Учитывая, что к вопросам исключительного ведения РФ относятся федеральный бюджет и федеральная государственная служба, субъекты РФ не имеют полномочий распоряжаться федеральным бюджетом, принимать правовые нормы, регулирующие порядок прохождения федеральной госслужбы. Поэтому установление нерабочих праздничных дней на основании актов субъектов РФ для работников (непонятно, какое отношение законодательство о федеральной государственной службе имеет к трудовым отношениям с работниками федеральных организаций? - Прим. авт.), оплата труда которых производится за счет средств федерального бюджета, противоречит Конституции РФ и федеральным законам" <24>.
--------------------------------
<24> Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 5 февраля 2015 г. по делу N 33-1589/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

К сожалению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан также не рассматривала данный вопрос с точки зрения нарушения равенства возможностей и обращения в сфере труда и занятий.
По мнению автора, толкование, приводящее к исключению из-под сферы действия актов органов власти субъектов РФ об установлении дополнительных нерабочих дней, противоречит принципу запрета дискриминации, гарантированного ч. 2 ст. 20 Конституции РФ и применительно к сфере труда Конвенцией МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г. <25>, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ТК РФ, поскольку в результате работники федеральных организаций и гражданские служащие территориальных подразделений федеральных органов власти лишаются прав и гарантий, на которые они могли бы рассчитывать, если бы они были работниками государственных организаций субъекта РФ, муниципальными служащими или работниками негосударственных организаций.
--------------------------------
<25> Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 4. Ст. 448.

Ссылки же на недопустимость установления актом субъекта РФ дополнительных финансовых обязательств для федерального бюджета представляются неубедительными в случае признания права субъектов РФ на установление дополнительных нерабочих дней на территории соответствующего субъекта РФ.
Тем не менее в литературе высказываются и диаметрально противоположные точки зрения <26>, в связи с чем вопрос следует признать дискуссионным и требующим решения федерального законодателя.
--------------------------------
<26> См.: Терехин А.М. Об отдыхе военнослужащих и других федеральных государственных служащих в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 4. С. 14 - 20.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 3. П - М / В.И. Даль; Под редакцией А.Н. Филиппова. Москва: РИПОЛ классик, 2006. 547 с.
2. Кучина Ю.А. Проблемы имплементации норм конвенций Международной организации труда об отпусках в российское законодательство / Ю.А. Кучина // Российский юридический журнал. 2014. N 5(98). С. 60 - 68.
3. Петров А.Я. Основной ежегодный оплачиваемый отпуск / А.Я. Петров // Законодательство и экономика. 2012. N 7. С. 30 - 35.
4. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников / Под редакцией А.С. Гаврилова. Москва: Аделант, 2014. 352 с.
5. Терехин А.М. Об отдыхе военнослужащих и других федеральных государственных служащих в праздничные дни, установленные законами субъектов Российской Федерации / А.М. Терехин // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 4. С. 14 - 20.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: 100 000 слов и словосочетаний / Д.Н. Ушаков. Москва: Аделант, 2014. 800 с.
7. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. 4-е изд., изм. и доп. Москва: Статут, 2017. 624 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑