Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Безвозвратная переплата (Лермонтов Ю.)

Безвозвратная переплата (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 21.08.2021

Безвозвратная переплата (Лермонтов Ю.)

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2021 N Ф05-4424/2021 по делу N А41-42299/2020

Суд оставил без рассмотрения требование государственного казенного учреждения о признании незаконным бездействия инспекции ФНС, не списавшей излишне уплаченный НДФЛ. Он также отказал в удовлетворении требования о списании этих средств. При этом суд исходил из неприменимости ст. 59 и 78 НК РФ к спорным правоотношениям, отсутствия иных норм материального и процессуального права, а также оснований для списания со счета налогоплательщика в доход бюджета излишне уплаченного налога.

Суть дела

Филиалом ГКУ была выявлена переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 226 руб. Учреждение обратилось в межрайонную ИФНС России по субъекту РФ с заявлением с требованием возвратить указанную сумму переплаты по налогу на доходы физических лиц.
18.12.2019 инспекцией принято решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Заявителю отказано в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Это послужило основанием для обращения ТКУ в суд с двумя требованиями: о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в несписании суммы излишне уплаченного НДФЛ в доход бюджета, и об обязании списать денежные средства.

Позиция суда

Суд в рассматриваемом деле исходил из нижеследующего.
Оставляя требование о признании бездействия незаконным без рассмотрения и отказывая в удовлетворении требований об обязании спорную переплату списать, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из несоблюдения заявителем предусмотренного положениями ст. 137 - 138 НК РФ и применяемого с 01.01.2014 обязательного досудебного порядка обжалования бездействия заинтересованного лица, а также неприменимости положений ст. 59 и 78 НК РФ к спорным правоотношениям и отсутствия иных норм материального и процессуального права порядка и оснований по списанию с лицевого счета налогоплательщика в доход бюджета суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), отметив также недоказанность обстоятельств нарушения спорным бездействием прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия окружного суда, соглашаясь с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходила из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального права, отмечая при этом, что суд кассационной инстанции не вправе в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286 и 287 АПК РФ, переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций.
Отклоняя доводы жалобы, суд округа исходил из правомерности выводов судов нижестоящих инстанций о том, что учета переплаты по налогу с истекшим в отношении ее сроком исковой давности прав и законных интересов, в том числе с учетом положений ст. 75 и 122 НК РФ, не нарушает.
Указание на неистечение предусмотренного ст. 78 НК РФ срока для заявления о возврате излишне уплаченного налога суд округа отклоняет, поскольку такой срок считается вопреки позиции заявителя с момента фактической уплаты налога. При этом суд округа также отметил, что заявитель, являясь налоговым агентом в отношении спорной суммы, такую переплату может вернуть только в изложенном в ст. 231 НК РФ порядке.
Возражения относительно соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора суд округа также отклонил вследствие их противоречия установленному ст. 137 - 138 НК РФ порядку обжалования решений и действий (бездействия) налогового органа в суд.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу и с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 АПК РФ.
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не являются предусмотренным положениями ст. 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Комментарий к Постановлению

В соответствии с абз. 1 ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ указанная выше норма в отношении оспаривания актов налоговых органов ненормативного характера подлежит применению с 1 января 2014 года.
В соответствии с подп. 10 и 12 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Обжалование актов налоговых органов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик с 01.01.2014 имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц сначала в вышестоящий налоговый орган и только после получения решения вышестоящего налогового органа налогоплательщик вправе обратиться в суд.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑