Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России (Попова Е.Н.)

Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России (Попова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2021

Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России (Попова Е.Н.)

Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации (п. 1 ст. 23) предусматривает обязанность федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения (далее - отраслевые перечни).

Наряду с перечнем типовых управленческих архивных документов с указанием сроков хранения (далее - типовой перечень) всегда создавались отраслевые перечни документов в финансовой, банковской, налоговой, медицинской и других сферах деятельности. Вместе с тем многие федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные организации до сих пор не имеют отраслевых перечней. Активизировать работу по их подготовке призвано поручение Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 N ДЧ-П44-2409 о разработке и утверждении перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения (далее - поручение от 26.03.2020).

Эта работа в соответствии с рекомендациями Росархива должна быть организована в 2 этапа:

- первый этап, включающий подготовку и представление в Росархив структуры (схем построения и звенности) (далее - Схема построения) отраслевых перечней, должен быть завершен до конца 2020 г.;

- второй этап - подготовка собственно отраслевого перечня - рассчитан на 2021 - I квартал 2022 г.

Это крайне ограниченные сроки для работы такого объема.

Только Методические рекомендации Росархива по подготовке отраслевых перечней документов (2011) предусматривают следующие ее этапы:

- подготовительный этап сбора и анализа информации об организации (задачи, функции, структура и т.п.);

- разработка Схемы построения;

- выявление состава видов документов;

- систематизация видов документов по функциям в соответствии со Схемой построения;

- определение сроков хранения документов;

- подготовка указаний по применению отраслевого перечня;

- подготовка алфавитного указателя видов документов и списка сокращений;

- рассмотрение, согласование, утверждение в установленном порядке отраслевого перечня;

- тиражирование отраслевого перечня.

На практике количество этапов может быть и больше в связи с необходимостью, например, дополнительных согласований, подготовки технических заданий для сторонних разработчиков, создания рабочих коллективов для подготовки отраслевого перечня и др.

В основе подготовительного этапа лежит сбор, изучение и анализ законодательных, нормативных правовых и иных актов, организационно-распорядительных, учредительных и нормативных документов, регламентирующих деятельность органа исполнительной власти и подведомственных организаций. Дальнейшие этапы предусматривают практическую работу по подготовке и согласованию проектов различных документов (Схемы построения, отраслевого перечня, указаний по его применению и т.п.).

В соответствии с п. 6.2 раздела VI Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденных Приказом Росархива от 22.05.2019 N 71 (регистрация Минюста России от 27.12.2019 N 57023), и поручением от 26.03.2020 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) приступило к разработке отраслевого перечня. До настоящего времени отраслевого перечня в системе труда и социального обеспечения не существовало.

В соответствии с определенными сроками в декабре 2020 г. Минтруд России представил в установленном порядке в Росархив Схему построения отраслевого перечня. К сожалению, в связи с отсутствием необходимых средств Минтруд России не имел возможности привлечь для этой работы сторонние организации из-за крайне высокой (зачастую неоправданно высокой) стоимости работ (например, в соответствии с представленными в Министерство коммерческими предложениями стоимость подготовки Схемы построения составляет от 600 тыс. руб. до 1,4 млн руб.). Схема построения была разработана своими силами.

В этой статье мы хотим поделиться опытом этой работы.

Схема построения учитывает полномочия Минтруда России, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 535 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (далее - Положение), полномочия находящихся в его ведении учреждений и предприятий (далее - подведомственных организаций), а также другие документы, регулирующие их деятельность.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Минтруд России осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 606 и от 19 ноября 2012 г. N 1180 Минтруд России представляет правительственную сторону в Международной организации труда (МОТ), а также в Международной ассоциации социального обеспечения и Международной ассоциации труда в качестве головного федерального органа исполнительной власти по сотрудничеству с этими организациями.

Минтруд осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС России). Территориальных органов Минтруд России не имеет.

Однако целый ряд комплексных направлений сферы деятельности Минтруда России (занятость, миграция, социальное страхование и др.) не назван в Схеме. Это объясняется тем, что Роструд, а также ПФР и ФСС России готовят свои отраслевые перечни.

Все разделы и подразделы, включающие типовые функции, даны в точном соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. N 236 (далее - Типовой перечень).

К типовым разделам отнесены:

1. Организация системы управления.

2. Планирование и прогнозирование деятельности.

3. Финансирование деятельности.

4. Учет и отчетность.

5. Международное сотрудничество.

6. Трудовые отношения.

7. Кадровое обеспечение...

11. Материально-техническое обеспечение деятельности.

12. Административно-хозяйственное обеспечение деятельности.

13. Обеспечение режима безопасности организаций, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.

14. Социально-бытовые вопросы.

Структура отраслевого перечня имеет следующие особенности.

Исключен раздел 6 Типового перечня "Информационная деятельность". В Минтруде России и подведомственных организациях создается крайне ограниченный состав документов, недостаточный для полноценного раздела. Переписку по вопросам работы сайта организации и взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) безболезненно возможно включить в другие подразделы. Это предложение Минтруда России не вызвало замечаний экспертов Центральной экспертно-проверочной комиссии Росархива (ЦЭПК).

Учитывая, что вопросы государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда) относятся, в соответствии с Положением, к установленной сфере ведения Министерства, в раздел 7 "Кадровое обеспечение" включен дополнительный подраздел 7.2 "Государственная гражданская служба". Это будет небольшой по объему подраздел, включающий такие документы, как доклад по государственной службе, отраслевые заявки на обучение государственных гражданских служащих, переписку с Администрацией Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам прохождения государственной службы и присвоения классных чинов, программы обучений и некоторые др.

Уточнено название подраздела 7.5 - "Награждение и поощрение" с учетом того, что подведомственные организации используют только поощрения.

Новыми разделами, отражающими специфику деятельности, являются три раздела:

1. Раздел 8 "Социальная защита и социальное обеспечение населения". Раздел без внутренней структуры, т.к., по предварительной оценке, основной объем специфической документации по этому направлению деятельности создается в органах и организациях социальной защиты в субъектах Российской Федерации, которые не входят в систему Минтруда России. Это будет небольшой раздел, включающий федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, осуществляющих социальную поддержку и защиту населения, а также документы (отчеты различной периодичности, справки, сведения, заявки, извещения и др.), связанные с подготовкой и реализацией программ социальной поддержки граждан (в т.ч. одноименной государственной программы), получением и целевым использованием субсидий из федерального бюджета по программам социальной поддержки граждан, формированием государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

2. Раздел 9 "Пенсионное обеспечение". Несмотря на то что ПФР будет разрабатывать свой отраслевой перечень, такой раздел пришлось включить в Схему. Это связано с тем, что, в соответствии с Положением, на Минтруд России возложены эксклюзивные, только ему присущие функции в сфере пенсионного обеспечения, и, следовательно, только в Минтруде России создаются сугубо специфические документы, относимые в настоящее время к личному составу с соответствующим, 50-летним сроком хранения: решения Минтруда России и документы к ним о включении иных периодов службы (работы) в стаж госслужбы для назначения пенсии за выслугу лет; решения Минтруда России об установлении ежемесячной доплаты государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР (ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 N 467); представления Минтруда России о назначении пенсии за выслугу лет федеральным гражданским служащим, уволенным из ликвидированных (реорганизованных) государственных органов, функции которых не переданы другим государственным органам; заявления и документы к ним об отказе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ежемесячной доплаты к пенсии.

Вопрос об оптимальных сроках хранения этих документов будет дополнительно проработан в ходе подготовки отраслевого перечня.

3. Раздел 10 "Социальная защита инвалидов". Предполагается, что этот раздел будет значительным по количеству и видам документов, его основное наполнение составят документы учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). Ранее документы МСЭ входили в перечень медицинской документации. И несмотря на то, что в настоящее время они будут включены в отраслевой перечень Минтруда России, должна быть обеспечена синхронизация с отраслевым перечнем Минздрава России.

Звенность отраслевого перечня установлена в соответствии с Положением и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 1270-р, определившим перечень подведомственных организаций. В состав подведомственные организаций входят:

- федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ) - 9 учреждений (научные, МСЭ, дополнительного профессионального образования и др.);

- федеральные казенные учреждения (ФКУ) - 84 учреждения МСЭ в субъектах Российской Федерации;

- федеральные казенные профессиональные образовательные учреждения (ФКПОУ) - 11 интернатов (техникумов и колледжей) среднего профессионального образования;

- федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) - 72 протезно-ортопедических предприятия и другие учреждения по оказанию протезно-ортопедической помощи.

Уставы подведомственных организаций утверждаются приказами Минтруда России.

Звенья представлены четырьмя составляющими, соответствующими видам, статусу и профилю деятельности организаций (см. табл. 1).

 

Табл. 1

Номер статьи

Вид документов

Сроки хранения документов

Примечание

 

 

МТ РФ

ФГБУ

(учреждения: науки, образовательные дополнительного профобразования, иные)

ФГБУ и ФКУ

(учреждения МСЭ, образовательные учреждения среднего профобразования)

ФГУП

(специализированные федеральные государственные унитарные протезно-ортопедические предприятия)

 

             

Первое звено составляет Минтруд России.

Ко второму звену отнесены ФГБУ науки и дополнительного профессионального образования, что соответствует значимости расположения учреждений в распоряжении Правительства РФ от 14.07.2012 N 1270-р.

В третьем звене объединены все учреждения МСЭ независимо от уровня (федерального и регионального) и статуса (научные и практические). В это же звено входят и ФКПОУ - средние образовательные учреждения. Рассматривался вариант объединения в одном звене учреждений науки и образования. Однако решили, что объединение в одном звене научных учреждений (например, ВНИИ труда, Межведомственный аналитический центр социальных инноваций, Всероссийский научно-методический геронтологический центр и др.) со средними образовательными учреждениями представляется нецелесообразным. Это учреждения разного уровня, и однотипные документы будут иметь в них разный срок хранения.

Четвертое звено составляют ФГУП - специализированные федеральные государственные унитарные протезно-ортопедические предприятия.

В процессе разработки проекта отраслевого перечня предусматривается возможность корректировки Схемы построения.

Проект Схемы построения направлялся на рецензирование во все структурные подразделения Министерства, которые высказали свои замечания и предложения.

Схема построения рассмотрена и согласована в установленном порядке Центральной экспертной комиссией по организации и проведению работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке на постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Центральной экспертно-проверочной комиссией Росархива. На ее основе начата работа по формированию отраслевого перечня.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑