Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли (Горбунова Е.Н.)

Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2021

Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли (Горбунова Е.Н.)

Пандемия COVID-19 продолжает проверять на прочность все отрасли российской экономики. Нефтяная отрасль не стала исключением. Именно нефтяная отрасль пострадала в большей части из-за ограничений, введенных пандемией COVID-19. В таких условиях государство вынуждено идти на принятие новых изменений в налоговой политике при налогообложении нефтяной отрасли.

Так, Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <1> внесены изменения в параметры налога на добавленный доход (далее - НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) для нефтяной отрасли, а также экспортной пошлины. Действия положений указанного Закона распространяются на нефтяную отрасль с 1 января 2021 года.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 42 (часть II). Ст. 6529. 

Какие же изменения коснулись НДПИ и как они влияют на отрасль, рассмотрим ниже.

Одним из нововведений явилась отмена пониженной ставки НДПИ для месторождений, выработанность которых более 80%. По расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы от отмены понижающей ставки НДПИ оцениваются в 2020 г. в размере 232,5 млрд руб. <2>

--------------------------------

<2> Примечание: Все прогнозные расчеты приведены в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства финансов РФ и указанной в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", размещенной на официальном сайте Государственной Думы РФ. 

Указанные месторождения с выработанностью более 80% предлагается перевести на режим НДД. Министерство финансов РФ в пояснительной записке к Закону указало, что в данном налоговом маневре дополнительные доходы бюджета составят 80,4 млрд руб. в 2021 г.

При этом в Налоговом кодексе РФ будет продолжать действовать более чем 20 льгот по НДПИ, такие, например, как льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов, на новые морские месторождения на шельфе и т.д.

Также изменения коснулись льгот по НДПИ в отношении сверхвязкой нефти. С 1 января 2021 г. льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти исключена из гл. 26 Налогового кодекса РФ.

По подсчетам Министерства финансов РФ, дополнительные доходы от отмены указанной льготы составят 77,9 млрд руб. в 2021 г.

Кроме того, нефтяные компании, ведущие поиск и разведку новых месторождений за счет своих инвестиций, прекращают с 1 января 2021 г. применять пониженную ставку НДПИ (30% от полной) для нефтяной компании.

Министерство финансов РФ считает, что отмена пониженной ставки по НДПИ принесет дополнительные доходы в размере 2,3 млрд руб. в 2021 г.

Относительно изменений в системе налогообложения в виде НДД необходимо отметить, что расширяется перечень участков, которые могут применять НДД. Так, законодатель включил участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях для перехода на режим НДД.

Законодатель откорректировал формулу расчета НДД, уточнив коэффициент Кг, который характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр. Законодатель определил, что чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше будет коэффициент.

Для месторождений 1-й и 2-й групп коэффициент Кг устанавливается от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от 5 до 7 лет), для 3-й группы устанавливается в размере 1; для 4-й группы 0,5 - первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для 5-й группы устанавливается в размере от 0,2 до 1 на период до 15 лет.

Принятый Закон позволяет нефтяным компаниям, добывающим нефть на месторождениях, отнесенных к 5-й группе (в Арктике), применять на протяжении длительного времени, до 15 лет, понижающий коэффициент Кг, что благоприятно скажется на инвестиционном климате нефтяной компании.

Также устанавливается коэффициент Кг на уровне 1 для 2-й и 3-й групп, при этом для 2-й группы устанавливается исключение.

По расчетам Министерства финансов РФ, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 г. 103,5 млрд руб.

Также Законом установлена новая процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, Закон определил не более 50% на период 2021 - 2023 гг.

Нововведением при определении расходов при расчете НДД стало исключение из фактических расходов расходов на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин. Также законодатель исключил из состава фактических расходов все затраты, которые оплачены за счет бюджетных денежных средств.

Министерство финансов РФ считает, что новая процедура переноса исторических убытков даст дополнительные доходы бюджету в размере 51,7 млрд руб.

Министерство финансов РФ прогнозирует доходы в федеральный бюджет от уплаты НДД в 2021 г. в объеме 636,7 млрд руб., что в 4,4 раза больше, чем в 2020 г. В 2022 году эти поступления могут увеличиться на 16,2%, до 740 млрд руб., в 2023 г. еще на 6,5% - до 788 млрд руб.

Еще одним важным изменением стала отмена с 1 января 2021 г. нескольких существующих льгот по экспорту нефти.

Так, отменены льготы по экспортной пошлине для нефти с особыми характеристиками на 15 месторождениях. Льгота применялась с 2013 г. и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат ЛУКОЙЛу, Иркутской нефтяной компании (ИНК), "Роснефти", "Газпром нефти", "Сургутнефтегазу", "Татнефти".

Отмена пониженной ставки экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (10% от полной ставки) приостанавливает субсидирование нефтяных компаний. И, как следствие, может негативно отразиться на инвестициях в отрасль.

В 2020 году, согласно расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд руб. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд руб.

При этом необходимо констатировать, что изменения в Закон о таможенном тарифе преследовали цель оптимизации предоставляемых нефтяной отрасли налоговых льгот и исключения возможности установления особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении сырой нефти с вязкостью в пластовых условиях не менее 10 тыс. миллипаскаль-секунд (мПа*с), а также сырой нефти с особыми физико-химическими характеристиками.

С учетом приведенных выше изменений в законодательстве Министерство финансов РФ прогнозирует, что в 2021 г. бюджет страны пополнится за счет нефтегазовой отрасли на 223 млрд руб., в 2022 г. - на 255 млрд руб., в 2023 г. - на 208 млрд руб.

Как указано в пояснительной записке, пополнить бюджет страны почти на 680 млрд руб. получится за счет отмены части льгот по НДПИ и экспортной пошлины на нефть, а также ужесточения параметров НДД.

Безусловно, без реформирования налогового законодательства реализовать цели и задачи, определенные Правительством РФ в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, будет очень сложно, тем более в период пандемии COVID-19.

Приведенные выше законодательные новеллы направлены прежде всего на реабилитацию нефтяной отрасли после введения в отношении ее санкций со стороны США, в результате резкого падения объема добычи нефти и колебания цен на нефть на международном рынке.

Как отмечает законодатель в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта, в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.

Так, законодатель был вынужден совершенствовать налогообложение зарубежных геологоразведочных проектов в целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

Проведенный в статье анализ последних изменений в налоговом законодательстве при обложении нефтяных компаний позволяет выделить как положительные, так и отрицательные последствия таких нововведений.

К положительным моментам внесенных изменений можно отнести переход нефтяных компаний на НДД при добыче нефти на месторождениях с выработанностью более 80%. Указанная категория месторождений в рамках НДД сможет воспользоваться льготами по НДД и уменьшить налогооблагаемую базу на расходы, понесенные при добыче нефти.

Безусловно, отмена льготы по НДПИ для сверхвязкой нефти отрицательно скажется на объеме добыче нефти нефтяными компаниями. Добыча сверхвязкой нефти всегда сопровождалась большими финансовыми вложениями по сравнению с добычей традиционной нефти.

Как справедливо указала в своей научной статье В.А. Кулаковская, "совершенствование налоговой системы Российской Федерации является ключевым параметром улучшения финансового положения российских нефтегазовых предприятий и важным фактором оживления инвестиционного процесса в нефтегазовой отрасли в целом" <3>.

--------------------------------

<3> Кулаковская В.А. Повышение эффективности системы налогообложения нефтегазового сектора в России: основные тенденции, перспективы и ограничения // Новые технологии. 2019. N 2(48). С. 173. 

Как справедливо заметил Л.С. Гринкевич, новая система налогообложения должна быть ориентирована на привлечение инвестиций в сферы инноваций и воспроизводства сырьевой базы и в ней должен присутствовать механизм изъятия рентного дохода, построенный с учетом принципов справедливости и оптимальности <4>.

--------------------------------

<4> Гринкевич Л. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: какая система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? / Л. Гринкевич // Сибирская финансовая школа. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2017. N 4. С. 62. 

С целью же дальнейшего реформирования системы налогообложения добычи нефти, думается, необходимо резюмировать следующие основные направления налоговой политики государства в нефтяной отрасли России.

Во-первых, завершение налогового маневра в 2021 г. и поэтапная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.

Во-вторых, в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение системы налогообложения (НДД) только для новых месторождений. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

В-третьих, переход на налогообложение финансового результата (НФР) для стимулирования мер увеличения нефтеотдачи на выработанных месторождениях и добычи трудноизвлекаемых ресурсов (в том числе сверхвязкой нефти). Такой подход позволяет переносить налоговую нагрузку на тот период, когда проект начинает действительно приносить доход <5>.

--------------------------------

<5> Горбунова Е.Н. Реализация бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики государства в условиях реформирования налогового законодательства в нефтяной отрасли России // Юрист. 2018. N 3. С. 72. 

Таким образом, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ в период пандемии COVID-19, наряду с сокращением ненефтегазовых доходов, потребовало от государства внесения изменений в налоговое законодательство с целью увеличения нефтегазовых доходов. Что, безусловно, должно положительно сказаться как на нефтяной отрасли, так и на доходной части бюджета страны от рентных доходов.

Литература

1. Горбунова Е.Н. Реализация бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики государства в условиях реформирования налогового законодательства в нефтяной отрасли России / Е.Н. Горбунова // Юрист. 2018. N 3. С. 66 - 72.
2. Гринкевич Л. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: какая система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? / Л. Гринкевич // Сибирская финансовая школа. 2017. N 4(123). С. 60 - 66.
3. Кулаковская В.А. Повышение эффективности системы налогообложения нефтегазового сектора в России: основные тенденции, перспективы и ограничения / В.А. Кулаковская // Новые технологии. 2019. N 2. С. 168 - 174.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑