Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Аутстаффинг рабочей силы в Казахстане: правовые аспекты (Гилева Н.В., Кирющенков М.И.)

Аутстаффинг рабочей силы в Казахстане: правовые аспекты (Гилева Н.В., Кирющенков М.И.)

Дата размещения статьи: 19.10.2021

Аутстаффинг рабочей силы в Казахстане: правовые аспекты (Гилева Н.В., Кирющенков М.И.)

Заемный труд относится к нетипичным формам занятости и представляет собой трудовое посредничество при найме работников. В Казахстане к данной теме наблюдается повышенный интерес в связи с недавней парламентской инициативой по легализации использования заемного труда. Предпосылками для законодательного урегулирования отношений в рамках заемного труда послужило активное развитие посреднических трудовых отношений в деятельности иностранных компаний, находящихся на территории Казахстана.

Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования заемного труда" <1> (далее - законопроект) разработан по инициативе депутатов Парламента Республики Казахстан в целях решения проблемных вопросов, связанных с отсутствием в Казахстане правового регулирования сферы заемного труда (аутстаффинга), что повлекло массовые нарушения конституционных трудовых прав казахстанских граждан, таких как обеспечение права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, равенство прав и возможностей работников, приоритет жизни и здоровья работника (ст. 4 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. N 414-V <2> (далее - Трудовой кодекс)), а также на социальную защиту от безработицы.
--------------------------------
<1> Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2020 г. N 386-VI ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала". URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32729957.
<2> Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года N 414-V. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414.

Законопроект был направлен на обеспечение гарантий, провозглашенных в ст. 24 Конституции Республики Казахстан, принципов Трудового кодекса Республики Казахстан, призван обеспечить полноту реализации идеи Общества Всеобщего труда, провозглашенной в программном документе Первого Президента Казахстана Елбасы Н.А. Назарбаева в 2012 г. <3>, а также Послания Елбасы народу от 5 октября 2018 г. <4>
--------------------------------
<3> Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251 (по состоянию на 09.02.2015). URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000251_.
<4> Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 г. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g.

Законопроект, помимо Трудового кодекса, также предусматривал внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты: Гражданский кодекс Республики Казахстан <5>, Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. <6>, Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. "О занятости населения" <7>, Закон Республики Казахстан "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" <8>.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. (по состоянию на 16.01.2021). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061#pos=5;-106.
<6> Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. N 375-V (по состоянию на 16.01.2021). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38259854.
<7> Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. N 482-V "О занятости населения" (по состоянию на 16.01.2021). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38847468.
<8> Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 г. N 30-III "Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей" (по состоянию на 02.01.2021). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1052939.

Аутстаффинг представляет собой возможность использования кадрового капитала компании, которая не является работодателем. Компания - заказчик аутстаффинга не вступает в трудовые отношения с работниками кадрового агентства. Однако работники кадрового агентства берут на себя обязательство выполнить весь спектр трудовых обязанностей и иных требований и работ от компании-заказчика, которые заранее установлены в гражданско-правовом договоре между компанией и кадровым агентством.
Формально работники числятся в штате кадрового агентства или частного агентства занятости, но по факту выполняют работу в интересах другого юридического лица. В гражданско-правовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные обязательства, и при этом не исключаются случаи нарушения трудовых прав работников частного агентства занятости.
Отсутствие законодательного регулирования аутстаффинга в Казахстане привело к широкому спектру возможностей для избежания ответственности при привлечении рабочей силы как частного агентства занятости, так и компании-заказчика (далее - принимающая сторона). Несмотря на то что деятельность кадровых агентств регулируется положениями гражданского законодательства Республики Казахстан, возникает необходимость урегулирования особенностей трудовых отношений работников с привлечением частных агентств занятости, определением их статуса и обязанностей по соблюдению трудового законодательства Республики Казахстан.
В связи с возникновением коллективных трудовых споров назрела необходимость в законодательном урегулировании деятельности кадровых агентств либо частных агентств занятости и особенностей предоставления работников частными агентствами занятости. Изменения и дополнения в трудовое законодательство Республики Казахстан направлены в первую очередь на защиту прав работников частных агентств занятости и недопущение злоупотреблений и обманной практики в отношении трудоустройства со стороны частных агентств занятости. Несмотря на то что условия и порядок выполнения работы по направлению частными агентствами занятости определяются в гражданско-правовом договоре, который подписывается частным агентством занятости и компанией-заказчиком, согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан положения гражданско-правового договора не должны содержать положения, ухудшающие положения работников частных агентств занятости по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан.
В рамках данного законопроекта разработчики попытались определить правовой статус сторон аутстаффинга, дать понятие нетипичной формы занятости, закрепить систему оплаты труда и премирования работников этой категории, упорядочить механизм расследования несчастных случаев на производстве, урегулировать состав комиссии по расследованию несчастных случаев, определить права и обязанности сторон в сфере заемного труда, отрегулировать вопросы дисциплинарной и материальной ответственности работников кадрового агентства, нормы безопасности и гигиены труда, гарантии по страхованию жизни и здоровья работников, занятых во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.
Недобросовестные компании, пользуясь имеющимися пробелами правового регулирования сферы заемного труда, активно используют его в целях оптимизации издержек на содержание персонала, намеренно сокращая штатный персонал, привлекая работников частных агентств занятости для выполнения работ.
Помимо всего вышесказанного, есть преимущества и для самих работников, заключивших трудовой договор с частным агентством занятости. Согласно недавним исследованиям Высшей Школы Экономики преимуществами трудоустройства с помощью аутстаффинга являются обеспечение социальных гарантий, официальное трудоустройство, возможность менять рабочее место без самостоятельного поиска работодателя.
Между тем изучение международного опыта (США, Японии, Германии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндия, Дании, Швеции и др.) показало, что использование заемного труда четко регламентировано законами, соглашениями, в которых соблюдены равные гарантии на труд, условия и оплату труда заемного персонала.
Изучив сложившуюся практику предоставления персонала в Казахстане, разработчики посчитали необходимым для создания баланса трудовых отношений урегулировать не только трудовые права работников частного агентства занятости, но и права и обязанности принимающей стороны, направляющей стороны с возможностью дальнейшего привлечения к административной ответственности в случае нарушения прав работников направляющей стороны. Учитывая отсутствие прямого запрета при установлении размера заработной платы для работников частного агентства занятости, многие компании осознанно, с целью экономии фонда оплаты труда, привлекали кадровые агентства или частные агентства занятости и устанавливали их работникам заработную плату намного меньше, чем работникам этих компаний при выполнении тождественных видов работ, применяя "прямой наем".
Данная практика возникла в Казахстане из-за отсутствия в законодательстве Республики Казахстан порядка применения заемного труда и отсутствия юридических определений в части применения аутстаффинга для дальнейшего определения статуса сторон таких отношений.
При разработке законопроекта разработчики исходили из норм международного права, и, руководствуясь положениями Конвенции 181 о частных агентствах занятости Международной организации труда, направленной на защиту прав работников и недопущение злоупотреблений и обманной практики в отношении трудоустройства со стороны частных агентств занятости, а также международной практики, предполагалось урегулировать деятельность частных агентств занятости таким образом, чтобы агентства получили возможность предоставления своих услуг как работникам, так и бизнесу, включая оказание трудового посредничества, а работники, пользующиеся их услугами, были защищены. В этой связи в законопроекте предлагалось:
- конкретизировать понятие частного агентства занятости, в которое, помимо физических и юридических лиц, включались также филиалы иностранных юридических лиц в соответствии с положениями Конвенции 1997 г.;
- ввести понятие "предоставление персонала";
- конкретизировать ограничения на направление работников частными агентствами занятости, в частности, запретить направление работников в целях:
а) замены участвующих в забастовке работников в случае проведения забастовки в установленном законодательством порядке;
б) замены работников, отказавшихся от выполнения работы, в случаях и в порядке, установленных трудовым законодательством;
в) выполнения работ при простоях, осуществления процедуры банкротства, введения режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе увольнения работников.
Исходя из норм международного права и руководствуясь положениями Конвенции 181 о частных агентствах занятости, предлагалось закрепить в законопроекте функции, которые выполняли кадровые агентства, занимающееся аутстаффингом, за частными агентствами занятости с внесением соответствующих норм в Закон РК "О занятости населения". Однако в дальнейшем, в период обсуждения данного законопроекта, запрет на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости за исключением лиц, предоставляемых для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, определяемым в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, был исключен со ссылкой на нормы гражданского законодательства РК. Так, согласно п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РК государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.
Ограничения и запреты могут устанавливаться путем введения разрешительного или уведомительного порядка в соответствии с Законом РК "О разрешениях и уведомлениях" в зависимости от уровня опасности деятельности или действия (операции) в целях защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, собственности, обеспечения национальной безопасности и правопорядка.
В этой связи было предложено при определении стороны гражданско-правового договора заменить дефиницию "частное агентство занятости", определить дефиницию "направляющая сторона" и конкретизировать, кто относится к направляющей стороне в трудовом законодательстве Республики Казахстан.
Таким образом, в Трудовой кодекс в ст. 1 Законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала" от 19 декабря 2020 г. <9> вносятся дополнительные дефиниции: "предоставление персонала", "направляющая сторона", "работники направляющей стороны", "принимающая сторона".
--------------------------------
<9> Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала" от 19 декабря 2020 г. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1052939.

Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг по предоставлению персонала" Трудовой кодекс дополнен подп. 48-1 п. 1 ст. 1: направляющая сторона - юридическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по предоставлению персонала, в том числе филиал иностранного юридического лица, и подп. 52-1 п. 1 ст. 1: принимающая сторона - физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, привлекающие для работы работников направляющей стороны в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.
Следовательно, договор на оказание услуг по предоставлению персонала подписывается между направляющей стороной и принимающей стороной, в связи с чем в Гражданский кодекс РК внесено дополнение следующего содержания:
"Статья 687-1. Договор на оказание услуг по предоставлению персонала
По договору на оказание услуг по предоставлению персонала одна сторона (направляющая сторона) направляет своего работника для выполнения работы в интересах, под управлением и контролем другой стороны (принимающая сторона)" <10>.
--------------------------------
<10> Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. (по состоянию на 16.01.2021). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061#pos=5;-106.

Иными словами, договор на оказание услуг по предоставлению персонала должен соответствовать одновременно нормам гражданского законодательства и трудового законодательства РК. В Трудовом кодексе, в п. 6 ст. 137-1, закреплено, что условия и порядок выполнения работы работниками направляющей стороны определяются договором на оказание услуг по предоставлению персонала, который заключается между направляющей и принимающей сторонами согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан.
Положения договора на оказание услуг по предоставлению персонала, ухудшающие положение работников направляющей стороны по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, признаются недействительными и не подлежат применению.
Правовая регламентация договора заемного труда исключительно отсылкой к гражданскому законодательству, по нашему мнению, является недостаточной. Порядок заключения и обязательные условия договора заемного труда должны получить отдельную и системную правовую регламентацию на уровне законодательства РК, что требует дальнейшего урегулирования.
В Трудовом кодексе используется термин "предоставление персонала", под предоставлением персонала понимается направление работника по договору на оказание услуг по предоставлению персонала направляющей стороной принимающей стороне для выполнения им трудовой функции в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны, не являющейся работодателем данного работника.
Внесенные в Трудовой кодекс изменения и дополнения в части урегулирования вопросов привлечения персонала повышают инвестиционную привлекательность Казахстана как гаранта трудовых прав, свобод трудящегося, создают стимулы для привлечения высококвалифицированной рабочей силы.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑