Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

30.11.2021

В связи с растущей потребностью более полного регулирования отношений с участием граждан-потребителей законопроектом предлагается дополнить перечень информации о товаре, которая реализуется продавцом дистанционным способом, информацией о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

подробнее
15.11.2021

Законопроектом предусматривается, что при заключении регионального соглашения его действие будет распространяться на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, по аналогии с отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне, которое распространяет свое действие на всех работодателей, не направивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, отказ присоединиться к такому соглашению, независимо от того, являются ли они членами объединения работодателей.

подробнее
14.10.2021

В настоящее время индексация пенсий работающим пенсионерам не производится. Законопроектом предлагается отменить существующий с 1 января 2016 г. порядок и вернуться к индексации пенсий для работающих пенсионеров с 2022 г. Данная мера позволит пресечь многочисленные нарушения трудового и пенсионного законодательства.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников > Национальная система квалификаций как инструмент государственной политики на рынке труда (Кудряшова С.Н.)

Национальная система квалификаций как инструмент государственной политики на рынке труда (Кудряшова С.Н.)

Дата размещения статьи: 05.11.2021

Национальная система квалификаций как инструмент государственной политики на рынке труда (Кудряшова С.Н.)

Государственная политика на рынке труда представляет собой совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования спроса и предложения на рабочую силу <1>. Одним из важнейших инструментов влияния на эти процессы является национальная система квалификаций (далее - НСК).
--------------------------------
<1> Формирование системы профессиональных квалификаций: Словарно-справочное пособие. М.: Издательство "Перо", 2016. С. 9.

В связи с техническим прогрессом прежние квалификационные требования к одним и тем же профессиям не могут удовлетворять потребностям рынка труда и работодателей. Для решения этой проблемы проводятся новые подходы, а именно формирование национальной системы квалификаций. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <2> одной из ключевых задач по реализации направления развития человеческого потенциала является развитие национальной системы квалификаций, а также совершенствование квалификационных требований к работникам. НСК - это совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификации работников со стороны рынка труда и предложение квалификаций со стороны образования и обучения <3>. Приоритетной задачей при образовании сложной структурированной системы НСК является создание механизмов, призванных сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.
<3> Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения на рынке труда. М., 2009. С. 7.

Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. <4>, сформулированы основные проблемы, отражающие мировые тенденции, с которыми столкнется государство в перспективе. Для формирования инновационной экономики и достижения поставленных целей в Концепции предполагается решение стратегически важных задач: модернизация системы образования, которая выражается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям современной экономики, потребностям общества и каждого гражданина; на основе внедрения национальной рамки квалификации признается необходимость формирования системы непрерывного образования; совершенствование НСК в соответствии с запросами рынка труда квалификационных требований к уровню подготовленности специалистов; создание системы оценки профессиональных качеств работников; разработка профессиональных стандартов.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года <5> для решения стратегических задач государственной социально-экономической политики предусматривается необходимость создания НСК, построенной на основании профессиональных стандартов, согласованных с образовательными стандартами.
--------------------------------
<5> URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 06.04.2019).

Одним из результатов длительного пути интеграции российской экономики в международное экономическое пространство стало включение нового института "профессиональный стандарт". Распоряжением Правительства РФ N 487-р <6> утвержден Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. Кроме того, распоряжением Правительства РФ N 2108-р от 13 ноября 2013 г. утвержден Перечень мероприятий по увеличению к 2020 г. числа высококвалифицированных работников <7>. В соответствии с поставленными целями и задачами, указанными в Комплексном плане, Указом Президента РФ N 249 от 16 апреля 2014 г. <8> был создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Названный Совет был сформирован для рассмотрения вопросов, связанных с созданием и развитием системы профессиональных квалификаций в РФ, а также согласования методических рекомендаций и проектов нормативных правовых актов по вопросам разработки, утверждения и применения профстандартов, в том числе рассмотрения и подготовки экспертных заключений по разработанным проектам профстандартов. На основании названных документов проводится работа по созданию Национальной системы квалификаций.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1682.
<7> СЗ РФ. 2013. N 47. Ст. 6127.
<8> СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1882.

Профессиональные стандарты имеют комплексный характер и в основе их разработки, при определении трудовых функций заложены уровни квалификаций, позиционирующиеся как национальная рамка квалификаций. В настоящее время национальная рамка квалификаций - это структурированное и обобщенное описание по уровням основных квалификационных признаков (дескрипторов), применяемых для построения и систематизации признаваемых квалификаций. Национальная рамка квалификаций является составной частью НСК <9>. Названные уровни утверждены Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н <10>, где устанавливается 9 уровней, в соответствии с которыми определяются требования к образованию, обучению работников.
--------------------------------
<9> Формирование системы профессиональных квалификаций... С. 20.
<10> Российская газета. 2013. 13 июня.

Предпосылками создания НСК в нашей стране стали длительные процессы интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Результатом таких преобразований стал процесс инкорпорирования нашей страны в единое европейское пространство высшего образования. В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, подписав Болонскую декларацию <11>.
--------------------------------
<11> Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.]. Принята в г. Болонье 19.06.1999.

Суть Болонского процесса состоит в создании единого европейского образовательного пространства, а также унификации правового статуса российских и европейских систем образования.
Основной идеей создания единого европейского образовательного пространства является формирование единой зоны высшего образования для получения знаний, которые будут востребованы и применимы на практике как в своей стране, так и в международном пространстве. В Болонской декларации выражены следующие базовые положения:
- принятие системы сопоставимых академических степеней, в том числе через внедрение унифицированного приложения к диплому рекомендованного ЮНЕСКО для их подтверждения;
- внедрение модульной системы образования, состоящих из двух циклов (бакалавриат, магистратура);
- введение европейской системы зачетных единиц трудоемкости (системы баллов), где за основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной с целью внедрения концепции европейской квалификационной рамки, в основе которой положен принцип "образование на протяжении всей жизни";
- установление транснациональных стандартов образования, содействие международному сотрудничеству в целях сопоставимых критериев и методологий современных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение России к Болонскому процессу привело к модернизации российского образования в соответствии с принятыми международными обязательствами.
Сегодняшние реалии реорганизации образования в соответствии с присоединением к Болонскому процессу выявили ряд проблем, не отвечающих основным целям и задачам, которые были предопределены вначале.
Одна из таких проблем - взаимное признание дипломов между участниками Болонского процесса. Изначально предполагалось, что для такого признания будет применяться унифицированное приложение к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО. Однако на практике данное положение не возымело свое действие. Этому обстоятельству способствовал ряд неразрешенных вопросов. Например, международное признание степеней "бакалавр" и "магистр", полученных в России, в странах Европы по-прежнему требует нострификации <12>. Эта же проблема имеет зеркальное отражение: дипломы других государств требуют признания и нашем государстве.
--------------------------------
<12> Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. N 6(134). С. 27 - 32.

Не способствует международной унификации дипломов и разное применение системы зачетных единиц трудоемкости (системы баллов). Данная система в нашей стране рассматривается не как накопительная на протяжении всей жизни, а разовая, при получении образования в учебном заведении в качестве учета рабочего времени затраченного на освоение дисциплин или накопления баллов для сдачи студентами итоговых экзаменов. Вместе с тем в основе европейской квалификационной рамки заложен принцип "образование на протяжении всей жизни", составной частью которого является накопление зачетных единиц трудоемкости, как показателя накопленных знаний. В настоящее время европейская рамка квалификаций (ЕКР) представляет собой справочную структуру, на основе которой устанавливаются связи между системами квалификаций стран, действуя как механизм перевода для того, чтобы сделать квалификации удобочитаемыми и понятными во всех странах и различных системах Европы <13>. По принципу ЕКР разрабатываются национальные рамки квалификаций по отраслям профессий. Наши студенты, накапливая баллы, в полной мере не осведомлены о целях и задачах данной накопительной системы. Вследствие этого необходимо построить систему информирования студентов как потенциальных работников о целях, задачах, содержании рамок квалификаций, а также путей достижения наивысшего уровня.
--------------------------------
<13> Европейская квалификационная рамка для обучения в течение всей жизни (ЕКР) / Редактор перевода - Е. Шевченко. Люксембург: Европейская комиссия. Офис официальных публикаций Европейского сообщества, 2008. 15 с. В русскоязычном варианте (2009) - 26 с. С. 3.

Также вопрос о накопительной системе зачетных единиц трудоемкости (системы баллов) требует как отдельного рассмотрения в рамках национальной системы образования, так и унификации на международном пространстве путем принятия единых стандартов, поскольку наличие в разных странах неодинаковых стандартов в профессиональном обучении препятствует мобильности работников в рамках как регионального, так и транснационального рынка, тем самым замедляя экономическое развитие.
Другим вопросом, требующим разрешения, стал переход к двухуровневой системе "бакалавриат - магистратура". Сегодня можно констатировать, что введение двухуровневой системы образования не превратило квалификацию бакалавр в основную категорию на рынке труда. Несмотря на то что Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <14> в ст. 2 уровнем образования признается "завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований", а в ст. 10 уровнем высшего образования предусматривается бакалавр, на практике при применении профессиональных стандартов для бакалавров предусмотрен ряд ограничений. Для определенных видов деятельности профстандарты предусматривают получения квалификации не ниже магистра, в результате уровень бакалавра неформально приобретает статус незавершенного высшего образования. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 661 <15> содержание профессиональных стандартов должно быть учтено при разработке федеральных образовательных стандартов профессионального образования и разработке профессиональных образовательных программ организациями профессионального образования. При этом если трудовым законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
<15> СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4377.

Решению этой проблемы могла бы способствовать система оценки квалификаций. Федеральный закон "О независимой оценке квалификаций" <16> вступил в законную силу с 1 января 2017 г. Данный Закон принят с целью подтверждения соответствия положениям профессионального стандарта квалификации работника, которая проводится на добровольной основе. По результатам успешной проверки соискателю выдается свидетельство о квалификации, занесенное в специальный реестр. Однако успешная сдача квалификационного экзамена не дает права, например, на повышение в должности или увеличение в зарплате, а неуспешное прохождение проверки также не влечет негативных последствий для работника. При этом если в профстандарте установлен определенный уровень образования, а работник такового не имеет, но успешно прошел независимую оценку квалификации, то претендовать на должность, не соответствующую профессиональному стандарту в части установленного ограничения по уровню образования, он не может.
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4171.

Сегодня в трудовом законодательстве отсутствуют нормы, которые могли бы урегулировать этот вопрос. Поэтому уровень полученного образования, подтвержденного соответствующим дипломом, должен иметь приоритетное значение. Решение данной проблемы видится в совершенствовании законодательства в этой сфере, в частности во внедрении независимой оценки квалификации в систему аттестации работников, а также более гибком применении профессиональных стандартов в части признания соответствующего уровня подготовленности работника.
Разрешению вышеуказанных проблем может способствовать национальная система квалификаций, как инструмент государственной политики по осуществлению на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Литература

1. Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.
2. Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса / В.И. Степанов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. N 6(134). С. 27 - 32.
3. Формирование системы профессиональных квалификаций: Словарно-справочное пособие / Авт.-сост. И.А. Волошина [и др.]. М.: Перо, 2016. 48 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑