Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

30.11.2021

В связи с растущей потребностью более полного регулирования отношений с участием граждан-потребителей законопроектом предлагается дополнить перечень информации о товаре, которая реализуется продавцом дистанционным способом, информацией о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

подробнее
15.11.2021

Законопроектом предусматривается, что при заключении регионального соглашения его действие будет распространяться на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, по аналогии с отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне, которое распространяет свое действие на всех работодателей, не направивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, отказ присоединиться к такому соглашению, независимо от того, являются ли они членами объединения работодателей.

подробнее
14.10.2021

В настоящее время индексация пенсий работающим пенсионерам не производится. Законопроектом предлагается отменить существующий с 1 января 2016 г. порядок и вернуться к индексации пенсий для работающих пенсионеров с 2022 г. Данная мера позволит пресечь многочисленные нарушения трудового и пенсионного законодательства.

подробнее

К вопросу о формировании национальной системы квалификаций: правовые аспекты (Косаковская Е.И.)

Дата размещения статьи: 12.11.2021

К вопросу о формировании национальной системы квалификаций: правовые аспекты (Косаковская Е.И.)

Первое формальное упоминание в России о национальной системе квалификаций (далее - НСК) и элементах, ее составляющих, было зафиксировано в правовом акте, устанавливающем общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне - в Генеральном соглашении на 2011 - 2013 годы <1>. Стороны социального партнерства договорились осуществлять меры по развитию национальной системы квалификаций, совершенствовать квалификационные характеристики (профстандарты), модернизировать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).
--------------------------------
<1> Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (пункт 3.4 раздела III "Развитие рынка труда и содействие занятости населения") // URL: www.fnpr.ru.

Таким образом, социальные партнеры - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ - признали необходимость введения термина "НСК", элементами которой являются квалификационные характеристики ЕТКС и ЕКС, профстандарты являются элементами НСК, а также развития НСК.
Комплексной работы в данном направлении не проводилось, но были предприняты попытки по формированию отдельных элементов НСК. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей <2> и Всероссийский научно-исследовательский институт труда разрабатывали профстандарты, а Центр развития профессиональных квалификаций Высшей школы экономики разрабатывал Единую систему классификации профессиональных квалификаций. При этом каждая из этих организаций действовала самостоятельно, а результаты такой работы не имели правовых последствий. Поэтому требовалась легализация элементов НСК.
--------------------------------
<2> Практика разработки и введения в действие профстандартов: Сборник нормативно-методических документов. М., 2011.

Так, появилось поручение Президента РФ <3>, в соответствии с которым Правительство РФ было обязано разработать проект федерального закона о внесении изменений в законодательство РФ, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов, а к 2015 году - разработать и утвердить не менее 800 профстандартов.
--------------------------------
<3> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.

Реализация вышеуказанных поручений была возложена на образованное в мае 2012 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруда России), которое разработало законопроект, принятый 3 декабря 2012 года <4> (далее - Федеральный закон N 236), на основании которого в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) была введена новая ст. 195.1 и даны определения понятий "квалификация работника" и "профстандарт"; внесены изменения в ст. 143, 144 ТК РФ, в соответствии с которыми профстандарты наряду со справочниками ЕТКС и ЕКС получили связь с тарификацией работ, с установлением тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" // Российская газета. N 283. 2012. 7 декабря.

Также были внесены дополнения в абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, в соответствии с которыми наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать не только наименованиям и требованиям в ЕТКС и ЕКС, но и положениям профстандартов, если по таким должностям, профессиям, специальностям работник имеет право на предоставление компенсаций и льгот либо при выполнении определенных работ накладываются ограничения.
Оставалось разработать подзаконные акты, на основании которых разрабатывались и утверждались профстандарты. 22 января 2013 года было принято Постановление Правительства РФ N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - Постановление N 23).
В свою очередь, в 2012 - 2013 годах Минтрудом России были приняты приказы, которыми был утвержден план-график подготовки профстандартов в 2013 - 2014 годах <5>, создан Экспертный совет по профстандартам <6>, а также Методические рекомендации по разработке профстандарта <7>, Макет профстандарта <8> и уровни квалификаций <9>.
--------------------------------
<5> Приказ Минтруда России N 565 от 30 ноября 2012 года "Об утверждении плана-графика подготовки профстандартов в 2013 - 2014 годах" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 1.
<6> Приказ Минтруда России от 25 марта 2013 года N 118н "Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // URL: www.rosmintrud.ru.
<7> Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2013. N 8.
<8> Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" // Российская газета. N 119. 2013. 5 июня.
<9> Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов" // Российская газета. 2013. 13 июня.

На практике отсутствие унифицированной структуры профстандартов, а также порядка замены характеристик ЕТКС, ЕКС профстандартами и тарифных разрядов уровнями квалификации привела к затруднениям в применении профстандартов. Таким образом, отсутствие взаимосвязей между данными элементами позволяет сделать вывод о том, что НСК не является системой.
Появилась необходимость создания нового органа, способного не только проводить экспертизу профстандартов, но и развивать НСК. Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года (далее - Указ о Нацсовете) был создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее - Нацсовет) <10>, деятельность которого расширилась до проведения экспертизы проектов НПА по вопросам развития системы профессиональных квалификаций и выработки приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров.
--------------------------------
<10> Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" // СЗ РФ. 2014. N 16. Ст. 1882.

Следует отметить, что Указ Президента РФ о Нацсовете - это первый НПА, в котором было легализовано понятие "система профессиональных квалификаций в Российской Федерации", которое понимается как тождественное понятию "национальная система квалификаций", упомянутому в Генеральном соглашении на 2011 - 2013 годы.
Позднее, в 2015 году <11>, были внесены изменения в ТК РФ, которым уточнялось определение понятия "профстандарт", а также были введены ст. 195.2 и 195.3 ТК РФ. Было установлено, что порядок разработки, утверждения и применения профстандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС, таковым, содержащимся в профстандартах, осуществляется с учетом мнения РТК (ст. 195.2 ТК РФ).
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 18. Ст. 2625.

В ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ был установлен второй случай обязательности применения профстандартов: когда ТК РФ, другими федеральными законами или НПА РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В иных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах, применяются работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций.
Проведем сравнительный анализ терминов в ТК РФ.
В соответствии с ТК РФ "профстандарт" представляет собой характеристику квалификации, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Из данного определения следует, что профстандарт - это характеристика одной квалификации, необходимой работнику для выполнения одной трудовой функции. В ст. 57 ТК РФ трудовая функция определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Из данного определения можно сделать вывод, что работа в рамках трудовой функции осуществляется по одной должности или профессии (специальности), по которой указывается одна квалификация. Таким образом, профстандарт является характеристикой одной квалификации, которая позволяет работнику выполнять одну трудовую функцию.
Однако в ч. 2 ст. 195.3 определено, что характеристики квалификаций, которые содержатся в профстандартах (если обязательность применения их не установлена в НПА РФ), применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников. Из данного положения следует, что характеристики квалификации, применяемые в качестве основы для определения требований к квалификации работников, содержащиеся в профстандартах, указывают на наличие в профстандарте не одной (как в определении профстандарта), а нескольких квалификаций.
Из сопоставления вышеуказанных положений ТК РФ можно сделать вывод о противоречивости их друг другу.
Обратимся к Методическим рекомендациям по разработке профстандартов (далее - Рекомендации), в которых установлено, что профстандарт состоит из описания обобщенных функций, в которые могут включаться несколько трудовых функций, поскольку их количество Рекомендациями не ограничено.
При сопоставлении положений ст. 195.1, 195.3 ТК РФ и положений Рекомендаций выявляется следующее. В первом случае профстандарт равен одной квалификации, во втором случае профстандарту может соответствовать несколько квалификаций, а в третьем случае профстандарт может содержать несколько трудовых функций, что противоречит определению трудовой функции, установленному в ст. 57 ТК РФ, в соответствии с которым работнику поручается работа по одной трудовой функции.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовое законодательство и иные НПА РФ требуют совершенствования по устранению противоречий в вышеуказанных терминах.
Теперь рассмотрим определение "квалификации работника", которая в соответствии с ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
По мнению Н.В. Новиковой, термин "квалификация" нуждается в корректировке, и предлагается следующее его определение: квалификация - это подготовленность работника к выполнению обусловленной трудовым договором работы с учетом ее сложности, подтвержденная документами об образовании и (или) о квалификации, об обучении, об опыте работы <12>.
--------------------------------
<12> Новикова Н.В. Квалификация работника: понятие, значение для трудовых отношений, независимая оценка // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 38.

По мнению автора, квалификация - это способность работника выполнять работу в соответствии с полученными знаниями, приобретенными умениями и навыками в процессе труда по определенному виду профессии (специальности).
Е.Н. Кряжева предлагает ввести классификацию иностранных работников, согласно которой все работники в зависимости от квалификации делятся на специалистов и рабочих. Среди специалистов предложено выделить следующие уровни квалификации: высококвалифицированные, квалифицированные и молодые специалисты; а рабочих - подразделить на квалифицированных и неквалифицированных <13>.
--------------------------------
<13> Кряжева Е.Н. К вопросу о роли квалификации иностранных работников в регулировании внешней трудовой миграции в Российской Федерации (часть II) // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1. С. 28.

Н.В. Новикова считает, что уровень квалификации - это степень сложности профессионального мастерства, как правило, выраженный в цифровом значении (класс, разряд, категория) или в наименовании должности, и предлагает определение профстандарта как характеристики уровня квалификации, необходимой работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности по занимаемой должности (профессии), включающей в себя требования к образованию, ограничениям, условиям допуска, знаниям, умениям, опыту работы <14>.
--------------------------------
<14> Кряжева Е.Н. Указ. соч. С. 38.

Автор, принимая во внимание вышеуказанные предложения, предлагает следующие определения понятий: "Уровень квалификации - это степень профессионализма работника, определяемого способностью выполнять работу определенной сложности (ответственности), в необходимом количестве и качестве, которые требуются для данного уровня квалификации"; "Профессиональный стандарт - это характеристики профессий, относящихся к одному виду профессиональной деятельности, распределенных по уровням квалификации".
По мнению автора, также целесообразно ввести определения понятий, используемых в ТК РФ, правовая сущность которых не раскрыта: должность, профессия, специальность, штатное расписание. Автором предлагается сформулировать дефиниции данных понятий. "Профессия - это знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенного вида труда с помощью специальных орудий труда и технологий в рамках одного вида профессиональной деятельности". "Специальность - это знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенного вида труда с помощью специальных орудий труда и технологий в рамках одной профессии".
По нашему мнению, должность - это определенное положение, которое занимает работник в организации, в соответствии с которым он выполняет трудовые обязанности. Таким образом, предлагается сформулировать следующую дефиницию: "Должность - это правовой статус работника, определяемый профессией (специальностью) и уровнем квалификации работника, требующимся для выполнения определенной трудовой функции в конкретной организации".
По нашему мнению, штатное расписание - это некоторый список должностей, который определяет структуру, количественный и качественный состав работников в конкретной организации. Таким образом, предлагается следующее определение: "Штатное расписание - это перечень трудовых функций, содержащих описание трудовых обязанностей, которые должны выполнять работники в рамках одной профессии (специальности) в зависимости от уровня квалификации".
В ТК РФ используются понятия "трудовая деятельность" и "профессиональная деятельность", однако их сущность в ТК РФ не раскрыта. Считаем целесообразным сформулировать данные дефиниции. "Трудовая деятельность - это любой оплачиваемый наемный труд независимо от наличия квалификации". "Профессиональная деятельность - это вид трудовой деятельности, требующий наличия квалификации".
В правовом поле РФ отсутствует дефиниция "национальная система квалификаций". В международных документах встречается определение термина "национальная система квалификационных стандартов" (НСКС), которая, в частности, представляет собой средство классификации квалификаций на основании совокупности критериев по установленным уровням достигнутых результатов обучения, которое призвано интегрировать и обеспечить координацию национальных подсистем квалификационных стандартов и оптимизировать прозрачность, доступность, смену и качество квалификационных стандартов на благо рынка труда и гражданского общества <15>.
--------------------------------
<15> Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2011.

Термин "система" образован от греческого слова , что означает целое, составленное из частей, соединение. В Философской энциклопедии дано следующее определение: "Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство" <16>.
--------------------------------
<16> Философская энциклопедия // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3310/СИСТЕМА/.

По мнению Коулз, Олейниковой и Муравьевой, НСК - это совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификации работников со стороны рынка труда и предложение квалификации со стороны образования и обучения <17>.
--------------------------------
<17> Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М., 2009. С. 7.

Соглашаясь с вышеуказанными определениями, автор предлагает следующую дефиницию НСК: "Национальная система квалификаций - это совокупность квалификаций, ранжируемая по уровням в зависимости от сложности, ответственности и самостоятельности выполняемой работы по трудовой функции, являющаяся основой для дифференциации тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в зависимости от квалификации работника, а также для обеспечения соответствия образования и обучения требованиям рынка труда".
19 октября 2018 года Нацсоветом был одобрен План ("дорожная карта") по развитию НСК в РФ на период до 2024 года <18>, в котором, в частности, предполагается сформировать единый понятийный аппарат НСК.
--------------------------------
<18> Протокол заочного голосования Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 19 октября 2018 года N 30 // URL: www.nspkrf.ru.

Полагаем, что устранение противоречий и пробелов в терминологии ТК РФ обеспечит взаимосвязь НСК с системами образования (обучения) и оплаты труда, которые позволят работникам быть востребованными на рынке труда и получать справедливое вознаграждение за труд в зависимости от их уровня квалификации.

Литература

1. Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.
2. Кряжева Е.Н. К вопросу о роли квалификации иностранных работников в регулировании внешней трудовой миграции в Российской Федерации (часть II) / Е.Н. Кряжева // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. N 1. С. 25 - 28.
3. Новикова Н.В. Квалификация работника: понятие, значение для трудовых отношений, независимая оценка / Н.В. Новикова // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 36 - 69.
4. Философская энциклопедия. В 5 т. / Глав. ред. Ф.В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1960.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑