Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Противодействие незаконной миграции - необходимая мера обеспечения безопасности государства (правообразующий аспект) (Мурсалимов К.Р.)

Противодействие незаконной миграции - необходимая мера обеспечения безопасности государства (правообразующий аспект) (Мурсалимов К.Р.)

Дата размещения статьи: 27.11.2021

Противодействие незаконной миграции - необходимая мера обеспечения безопасности государства (правообразующий аспект) (Мурсалимов К.Р.)

Введение

Безопасность общества и государства осуществляется путем реализации грамотной политики, основанной на формировании режима законности, в том числе в сфере миграции. Одной из задач для достижения целей обеспечения государственной и общественной безопасности является "противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов" <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046.

Литературный обзор

Особое внимание в сфере внешней политики государства уделяется урегулированию миграционных отношений. Так, "целями внешней политики Российской Федерации являются создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира" <2>.
--------------------------------
<2> Там же. Пункт 100.

Достижение указанной цели возможно посредством развития "международного сотрудничества в области противодействия терроризму, экстремизму, коррупции, незаконному производству и обороту наркотических средств и психотропных веществ, нелегальной миграции, трансграничной преступности" <3>.
--------------------------------
<3> Там же. Пункт 101.

Президент Российской Федерации отмечал, что сегодня "вызывает озабоченность и то, что в мире, причем даже в устойчивых регионах, возникает все больше новых разломов и конфликтов на политической, национальной, религиозной, социальной почве. Все это накладывается на острейший миграционный кризис, с которым столкнулись, например, европейские и другие страны. Мы хорошо знаем, какие последствия несут так называемые великие потрясения. К сожалению, в нашей стране в минувшем веке их было много" <4>.
--------------------------------
<4> Путин: Вызывает озабоченность возникновение новых разломов и конфликтов в мире // Деловая газета "Взгляд". 2016. 1 декабря.

Обсуждение

Актуализация проблем незаконной миграции вызвана необходимостью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время кризисное состояние социально-экономической, политической сферы многих государства влияет на интенсификацию миграционных отношений. Однако с увеличением количества мигрантов растет количество лиц, незаконно перешедших границу.
Увеличение количества лиц, нелегально прибывших на территорию Российской Федерации, приводит к росту преступности в сфере миграции. Поэтому одним из важных направлений обеспечения безопасности государства в настоящее время является противодействие незаконной миграции, в частности, пресечение, выявление, расследование административных правонарушений и преступлений в данной сфере.
Ряд противоправных деяний, связанных с незаконной миграцией, предусмотрен следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: ст. 18.1 ("Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации"); ст. 18.2 ("Нарушение пограничного режима в пограничной зоне"); ст. 18.3 ("Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации"); ст. 18.4 ("Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"); ст. 18.8 ("Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации"); ст. 18.9 ("Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"); ст. 18.10 ("Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации") и др.
Несмотря на наличие достаточно объемного перечня административных правонарушений, ряд противоправных деяний, связанных с незаконной миграцией, в силу необходимости ужесточения юридической ответственности относится к уголовно наказуемым. В частности, преступления, предусмотренные ст. 292.1 ("Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации"), ст. 322 ("Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации"), ст. 322.1 ("Организация незаконной миграции"), ст. 322.2 ("Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации"), ст. 322.3 ("Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации") Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и др.

Результаты

Необходимо отметить, что в период с 2012 по 2017 г. планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере миграционных отношений. Значительная часть изменений в законодательство об административных правонарушениях и уголовное законодательство внесена именно в указанный период.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622, отмечается, что в 2012 - 2017 гг. "установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет. Ужесточены санкции за организацию незаконной миграции; введена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан, за предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в Российскую Федерацию при оформлении документов на въезд" <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 11 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43709.

При этом следует отметить, что существует проблема согласованности правового регулирования в сфере миграции между законодательствами различных стран. В этой связи возникают обстоятельства, способствующие совершению правонарушений в сфере миграции. Поэтому необходимо взвешенно подходить к внесению изменений в правовые акты, регулирующие миграционные отношения, и учитывать соответствующее правовое регулирование зарубежных стран, а также международно-правовую практику.
Принимая во внимание опасность незаконной миграции, сохраняется тенденция к ужесточению ответственности за противоправные деяния в данной сфере. Так, Федеральным законом от 4 ноября 2019 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <6> в ч. 2 ст. 322.1 УК РФ введен подп. "в", предусматривающий такой квалифицирующий признак, как использование лицом своего служебного положения.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 44. Ст. 6175.

Заключение

В сфере незаконной миграции совершается широкий круг административных правонарушений и преступлений. В этой связи в превентивных целях, а также с целью ужесточения ответственности обоснованным представляется введение в законодательство об административных правонарушениях и уголовное законодательство такого отягчающего обстоятельства, как незаконное нахождение на территории Российской Федерации.
Для более эффективного противодействия незаконной миграции целесообразно активизировать взаимодействие органов публичной власти, общественных организаций в части заключения соглашений о сотрудничестве в сфере миграционных отношений и создания межведомственных рабочих групп для разрешения наиболее актуальных проблем, связанных с незаконной миграцией.
Некоторые направления взаимодействия обозначены в Перечне поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 - 2025 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации 6 марта 2020 г. N Пр-469 <7>.
--------------------------------
<7> URL: http://www.kremlin.ru.

Так, в качестве одного из указанных поручений является совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, которое предусматривает необходимость унификации правил, устранение пробелов правового регулирования и выработку единого алгоритма действий по организации высылки за пределы Российской Федерации иностранных граждан, нахождение которых в стране нежелательно, включая порядок принятия решения, определения головного государственного органа, порядок взаимодействия с иными государственными органами при осуществлении высылки (подп. "ж" п. 12).

Литература

1. Бормотова Т.М. Миграционная политика как инструмент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Т.М. Бормотова, Т.Н. Юдина // Социальная политика и социология. 2016. N 2. С. 88 - 95.
2. Прудникова Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты / Т.А. Прудникова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. 152 с.
3. Хабриева Т.Я. Миграционное право России. Теория и практика / Т.Я. Хабриева. Москва: Юриспруденция, 2016. 571 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑