Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Научное творчество как вид трудовой функции научных работников (Соколова Т.В.)

Научное творчество как вид трудовой функции научных работников (Соколова Т.В.)

Дата размещения статьи: 30.11.2021

Научное творчество как вид трудовой функции научных работников (Соколова Т.В.)

Конституция Российской Федерации, с момента принятия которой прошло уже 25 лет, и по сей день остается важной правовой гарантией политического и общественного строя. Нормы действующей Конституции не утратили своей актуальности и являются важнейшим условием устойчивости экономической, социальной и политической жизни. Подчеркивая значимость защиты прав и свобод граждан во всех сферах их жизнедеятельности, Конституция признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2).

Развивая положения о человеке, его правах и свободах, Конституция гарантирует каждому свободу во всех областях творческой деятельности, закрепляет право на творчество и определяет такие виды творчества, как литературное, художественное, научное, техническое, и др. Ученые в области конституционного права обоснованно считают, что разграничение творчества на его виды соответствует видам практической и духовной деятельности человека, поэтому и перечень видов творчества в ст. 44 Конституции РФ является открытым <1>.
--------------------------------
<1> Шленева Е.В. Комментарий к статье 44 Конституции РФ // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Рук. авт. кол. А.Ю. Дмитриев; Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013. С. 251.

В нормативных правовых актах отсутствует определение творчества, как и определение научного творчества. Толковым словарем русского языка творчество определяется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей <2>.
--------------------------------
<2> Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 2006.

Ученые, рассматривающие понятие творчества, занимают разные позиции. Одни отделяют понятие творчества от труда, противопоставляя их друг другу <3>, другие придерживаются такой точки зрения, согласно которой творчество определяется как труд <4>. Можно согласиться с высказанной точкой зрения в науке, что оба эти подхода не представляются достаточно обоснованными, поскольку в первом случае творчеству, как и труду, присущ некий алгоритм как совокупность стадий творческого процесса, а также внешняя цель - удовлетворение запросов и нужд общества (например, в получении определенного нового знания), а во втором случае исчезает разница между различными видами труда <5>.
--------------------------------
<3> Ермакова А.Р. Исследование вопросов интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. М., 2002. С. 33.
<4> Каримова Р.А. Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 47.
<5> Грачев Д.А. Трудовой договор творческих работников исследовательских и технологических организаций: Дис. ... канд. юрид. наук, 2017. С. 33 - 34.

Заслуживает внимания позиция Д.А. Грачева, который в своей работе делает вывод о том, что труд и творчество противопоставлены друг другу и творчество следует рассматривать как элемент, присущий отдельным видам профессиональной деятельности и придающий определенные творческие начала труду его исполнителей (творческий характер труда), в том числе в области научного и технического творчества <6>.
--------------------------------
<6> Грачев Д.А. Указ. соч. С. 36.

При этом научное творчество определяется как такая творческая деятельность, которая направлена на открытие новых законов и закономерностей природы, общества, мышления, на разработку фундаментальных законов теорий, концепций, математических методов и других научных результатов. В отличие от научного, техническое творчество предполагает создание новых конструкций, различных устройств, веществ и т.п., которые могут быть использованы, например, в промышленности, здравоохранении, других отраслях экономики или социальной сфере <7>.
--------------------------------
<7> Красавчикова Л.О. Комментарий к статье 44 Конституции РФ // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 411.

Полагаем, что поскольку научное творчество и техническое творчество, характеризуя соответствующий вид профессиональной деятельности, обосновывает направленность научно-исследовательской работы на открытие новых законов и закономерностей в разных областях знаний, а техническое творчество предполагает создание новых конструкций, технических решений и т.п. в различных отраслях экономики и социальной сфере, то указанные виды деятельности не могут относиться к стандартной (ординарной), а носят творческий характер.
Научное творчество предполагает кропотливый и упорный труд, что во многом связано с решением неординарных задач, требующих нестандартных методов исследования. Вопросы, связанные с проявлением научного творчества, отражены в Квалификационных характеристиках должностей научных работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательных организациях <8>. Так, например, главный научный сотрудник формулирует новые направления исследований и разработок, организует составление программы работ, определяет методы и средства их проведения. Ведущий научный сотрудник разрабатывает научно-технические решения по наиболее сложным проблемам, методы проведения исследований и разработок, выбирает необходимые для этого средства. Обосновывает направления новых исследований и разработок и методы их выполнения, вносит предложения для включения в планы научно-исследовательских работ. Определяет сферу применения результатов научных исследований и разработок и организует практическую реализацию этих результатов. Старший научный сотрудник осуществляет меньший объем обязанностей в проявлении научного творчества, к ним отнесены обязанности по научному руководству группой работников при исследовании самостоятельных тем, а также разработок, являющихся частью (разделом, этапом) темы, или проводит научные исследования и разработки как исполнитель наиболее сложных и ответственных работ. Разрабатывает планы и методические программы проведения исследований и разработок.
--------------------------------
<8> Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2002.

Более высокий уровень научного творчества требуется от работника, занимающего должность заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института. Помимо организации выполнения планов научно-исследовательских работ и определения перспектив их развития в соответствующей области знаний, указанный заведующий (начальник) выбирает методы и средства проведения исследований и разработок, пути решения поставленных перед подразделением научных и технических задач, разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работы подразделения, формулирует конечные цели по исследуемым проблемам и предполагаемым результатам.
На основе проведенного анализа можно сделать определенные выводы о том, что научная работа, как особый вид высококвалифицированного умственного труда, включает в себя постановку задачи и получение соответствующего результата на основе нестандартных научных приемов, требующих проявления научного творчества.
Особенности научной работы служат основой, отражающейся в определении понятия научных работников, которое разрабатывалось учеными в области трудового права. Л.Е. Стахеевым предлагалось следующее определение научных работников, как имеющих высшее образование (ученую степень, ученое звание), состоящих в трудовых правоотношениях с вузами и практически выполняющими исследовательскую работу и занимающих должности, подлежащие замещению в особом порядке (посредством конкурса или длительного испытания), а в дальнейшем их деятельность подвергалась периодической научно-общественной оценке (переизбрание, аттестация), от результатов которой зависело само существование трудовых правоотношений <9>. Однако это определение ныне устарело по многим причинам, в том числе из-за отсутствия в научных организациях переизбрания научных работников на новый срок и других существенных изменений в законодательстве.
--------------------------------
<9> Стахеев Л.Е. Особенности правового регулирования труда научных работников вузов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. Л., 1972. С. 6.

Понятие научного работника, выдвинутое В.Г. Сойфером, включает в себя такие признаки, как наличие высшего образования или научной квалификации, проведение научно-исследовательской работы или занятость разработками в конкретной области науки и техники <10>. Данное определение не является достаточно полным и исчерпывающим, поскольку ограничивает место выполнения работ, не определяет особенности возникновения трудового правоотношения научного работника.
--------------------------------
<10> Сойфер В.Г. Трудовая функция научного работника // Сборник научных трудов. Вып. 55. 1977. С. 51.

Наиболее полным представляется определение, данное И.К. Дмитриевой, основанное на том, что именно научная работа обусловливает положение научных работников и является тем объективным фактором, объединяющим разные категории внутри большой группы научных работников, который отграничивает их от других групп специалистов и служащих. Научными работниками являются лица, имеющие высшее образование, а в установленных случаях ученую степень либо ученое звание, занятые научно-исследовательской или научно-педагогической работой, требующей проявления научного творчества и осуществляемой по утвержденным планам научных исследований в соответствующих учреждениях (предприятиях), с которыми они состоят в трудовом правоотношении <11>. В данном понятии представляется достаточно обоснованным, что научная работа является основанием правовой характеристики научных работников, выделяемых из числа всех других категорий работников.
--------------------------------
<11> Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991. 166 с.

Понятие научных работников приведено в различных актах, начиная с международных. Трактуется оно неоднозначно.
В статье второй Модельного закона <12> дается определение субъектов научной и научно-технической деятельности, которыми являются как физические, так и юридические лица, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность, а также разграничиваются определения понятий "ученый" и "научный работник". Так, ученым признается физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющее ученую степень и (или) научное звание, осуществляющее профессиональную научную или научно-техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно-экспериментальных разработок, получившее признанные научным сообществом научные и (или) научно-технические результаты в определенной области знаний, науки и техники. Определение научного работника раскрывается через понятие ученого, имеющего соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации и осуществляющего научную работу или научно-техническую деятельность на основании трудового договора (контракта) по должностной инструкции или квалификационным требованиям. Но обычно указанное разграничение не имеет такой формальной основы. Понятие "научный работник" связано, как правило, с наименованием должности, которая определяет трудовую функцию работника, в отличие от понятия "ученый", как наиболее широко используемого для определения специальности (профессии) лица. Это понятие также не представляется вполне обоснованным в связи как с наименованием научно-исследовательских работников, так и неполной их характеристикой.
--------------------------------
<12> Модельный закон о статусе ученого и научного работника: принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31-14 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2009. N 43. С. 337 - 358.

По данным ЮНЕСКО, к научным и техническим кадрам относятся ученые, инженеры или техники, имеющие диплом или большой профессиональный опыт, который считается равноценным диплому. Позднее организацией ЮНЕСКО была принята Рекомендация "О статусе научно-исследовательских работников" <13>, в соответствии с ней выражение "научные работники" относится к лицам, занимающимся исследованиями и разработками в конкретной области науки или техники. Этой же Рекомендацией установлено, что государства сами определяют категорию лиц, относящихся к научным работникам, и формальные критерии их квалификации (например, диплом, ученая степень, ученое звание или выполняемые обязанности) (разд. 1, п. 1, "d").
--------------------------------
<13> Рекомендация ЮНЕСКО "О статусе научно-исследовательских работников": принята в г. Париже 20 ноября 1974 г. на 18-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 199 - 213.

В России нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих с учетом специфики научного творчества, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в котором даны определения научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, результатом которых в конечном итоге является в первом случае получение и применение новых знаний, а во втором - обеспечение функционирования научной техники и производства, как единой системы <14>.
--------------------------------
<14> О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Закон о науке (ст. 4) выделяет три группы лиц, занятых трудом в научно-технической сфере в России:
1) научные работники;
2) специалисты научной организации труда;
3) работники сферы научного обслуживания.
Указанный Закон о науке определяет понятие научного работника как гражданина, обладающего необходимой квалификацией и профессионально занимающегося научной и (или) научно-технической деятельностью.
Из определения следует, что научного работника от других специалистов отличают два основных признака - выполнение научной работы и наличие высокого уровня квалификации. Наличие квалификации также влияет на отграничение научных работников от других категорий лиц в сочетании с занятостью.
Из вышеизложенного можно сделать выводы, что творческий характер труда научных работников неразрывно связан с квалификацией и личностью этих работников, может служить основанием для дифференциации правового регулирования труда научных работников, поскольку особый творческий характер научного труда вытекает из его направленности на получение нового знания, пользуясь уже накопленными знаниями в данной сфере, то есть отличается нестандартными подходами (приемами) получения результата. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость повышения требований, предъявляемых к квалификации указанных работников, а также введения для них особых правил приема и увольнения. Особенности характера трудовой деятельности влияют также и на условия труда работников: рабочее время, время отдыха, оплату и дисциплину труда.

Литература

1. Грачев Д.А. Трудовой договор творческих работников исследовательских и технологических организаций: Дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Грачев. М., 2017. 156 с.
2. Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов / И.К. Дмитриева М.: Изд-во МГУ, 1991. 166 с.
3. Ермакова А.Р. Современные вопросы права интеллектуальной собственности в сфере периодической печати: Дис. ... канд. юрид. наук / А.Р. Ермакова. СПб., 2002. 244 с.
4. Каримова Р.А. Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информации: Дис. ... канд. юрид. наук / Р.А. Каримова. Екатеринбург, 2009. 222 с.
5. Красавчикова Л.О. Комментарий к статье 44 Конституции РФ / Л.О. Красавчикова // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 1 008 с.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: А ТЕМП, 2006. 944 с.
7. Сойфер В.Г. Трудовая функция научного работника / В.Г. Сойфер // Правовые средства регулирования труда в развитом социалистическом обществе: Межвузовский сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Молодцов. Вып. 55. Свердловск: СЮИ, 1977. 120 с.
8. Стахеев Л.Е. Особенности правового регулирования труда научных работников вузов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.Е. Стахеев. Л., 1972. 15 с.
9. Шленева Е.В. Комментарий к статье 44 Конституции РФ / Е.В. Шленева // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Рук. авт. кол. А.Ю. Дмитриев; Науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013. 688 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑