Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Внедрение инструментов цифрового права в предпринимательскую деятельность в России (Токар Е.Я.)

Внедрение инструментов цифрового права в предпринимательскую деятельность в России (Токар Е.Я.)

Дата размещения статьи: 02.12.2021

Внедрение инструментов цифрового права в предпринимательскую деятельность в России (Токар Е.Я.)

Развитие цифровой экономики, формирование норм перспективной отрасли цифрового права актуализируют процесс корригирования норм многих отраслей права, регулирующих предпринимательство, иных правоотношений в России.
Достаточно четко уже определены, адаптированы процедуры коммуникации субъекта предпринимательства с налоговым органом посредством использования телекоммуникационных каналов связи (далее - ТКС). Выполнение обязанности налогоплательщика по предоставлению декларации о результатах хозяйственной (экономической) деятельности по системе ТКС обусловлено использованием усиленной квалифицированной подписи <1> и необходимостью регистрироваться в качестве участника электронного документооборота <2>. Переданная посредством сети Интернет декларация налогоплательщика свидетельствует о выполнении императивных требований Налогового кодекса РФ <3>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Ст. 5 // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
<2> Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. Ст. 210 - 214 // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<3> Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (зарегистрирован в Минюсте России 29.08.2012 N 25312) // Российская газета. 2012. N 274 (приложения 1 - 5 к Регламенту не приводятся).

В сфере предпринимательских правоотношений в качестве одного из инструментов цифрового права предлагается внедрить и использовать механизм оформления полномочий представителя посредством выдачи видеодоверенности. Основополагающим мотивом для внедрения процедуры оформления доверенности подобным образом является возможная территориальная отдаленность представителя по отношению к представляемому. Да и сам представляемый на момент возникновения необходимости совершить юридически значимые действия часто находится не просто вне офиса корпорации, но и за рубежом, не имея в наличии, соответственно, бланков хозяйственного общества, печати (хотя в последнее время проставление печати на доверенности стало необязательным) <4>.
--------------------------------
<4> Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ ГК РФ дополнен статьей 185.1, вступившей в силу с 01.09.2013, упрощающей порядок выдачи доверенности. В тексте указанной нормы отсутствует императивное предписание об удостоверении доверенности печатью организации (ее проставления).

Еще одним фактором является необходимость совершить юридически значимые действия безотлагательно в связи с экономической целесообразностью <5>.
--------------------------------
<5> См.: Токар Е.Я. Представительство в сфере предпринимательской деятельности: проблемы законодательного регулирования и правоприменения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. С. 195.

Законодательно инициатива по внедрению видеодоверенности может быть закреплена в п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) <6>, дополнив норму следующим содержанием: "...или воспроизведенные на коммуникационном носителе изображение, звук, сурдоперевод, воспроизводящие волеизъявления доверителя на предоставление другому лицу определенных полномочий по представительству перед третьими лицами".
--------------------------------
<6> Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Закономерно дополнение и п. 4 ст. 185 ГК РФ абзацем следующего содержания: "Полномочие лица, выдавшего видеодоверенность от имени юридического лица, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, в отношении индивидуального предпринимателя - выпиской из ЕГРИП, сканированной копией общегражданского паспорта с реквизитами государственной регистрации физического лица, выдавшего доверенность, или иного документа, удостоверяющего личность и содержащего фотографию данного лица".
Исходя из правовой логики и последовательности концепции, предлагается включить в п. 4 ст. 185.1 ГК РФ абзац: "Доверенность, выданная посредством видеозаписи, должна содержать указание на дату, место ее совершения, срок действия, лицо, осуществившее запись. Видеодоверенность может быть передана с использованием средств коммуникации и на отдельном информационном носителе".
Цифровизация права затронула и процессуальные отрасли. Пункт 9 ч. 2 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) <7> после внесения определенных изменений Федеральным законом от 29.07.2017 N 223-ФЗ <8> предусматривает процедурную обязанность отражать в протоколе судебного заседания использование систем видео-конференц-связи <9>, видеозаписи т.п.
--------------------------------
<7> Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
<8> Федеральный закон от 29.07.2017 N 223-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4772.
<9> С учетом развития коммуникационных технологий, успешно, и не только в предпринимательском сообществе, но и органами власти, управления на всех уровнях, а также в судебной системе, применяется видео-конференц-связь (данные факты мы приводим в качестве аналогии). Результаты ее, например дистанционный допрос экспертов, свидетелей, имеют доказательственное значение. См.: Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ. Часть 2 ст. 59 // Российская газета. 2015. N 49 (далее - КАС РФ); Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ. П. 3 ч. 1 ст. 55 // Российская газета. 2002. N 220 (далее - ГПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство разрешает использовать видео-конференц-связь только при допросе подсудимого, потерпевшего и свидетелей. См.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Ст. 278.1, ч. 4 ст. 240, ч. 6.1 ст. 241 // Российская газета. 2001. N 249. См. об этом: Токар Е.Я. Указ. соч. с. 196.

Предоставление видеодоверенности и заявления ходатайства о ее просмотре в заседании, а затем и оценки судом даст возможность признать представителя обладающим полномочиями - легитимировать его статус <10>. Личность представляемого будет, соответственно, удостоверять судебный орган в месте его нахождения. Судебный же орган, где рассматривается "основной" процесс, воспримет лицо, наделяемое полномочиями, как представителя. Факт наделения полномочиями будет отражен в протоколе судебного заседания по месту рассмотрения дела в "основном" процессе. В дальнейшем представитель будет действовать как лицо, легитимно наделенное полномочиями. При этом принцип территориальной подсудности не будет нарушен <11>.
--------------------------------
<10> Материальный носитель с видеозаписью будет прилагаться к протоколу судебного заседания.
<11> См.: Токар Е.Я. Указ. соч. С. 197.

Объем полномочий представителю может быть сообщен доверителем устно в виде ходатайства во время сеанса видео-конференц-связи в судебном заседании. Подобная процедура возможна и в соответствии с нормами КАС РФ (ст. 142), ГПК РФ (ст. 155.1). Суд будет принимать решение о допуске лица, наделенного таким образом полномочиями, в качестве представителя (роль представителя может быть воплощена и в лице сотрудника иного определенного субъекта предпринимательства).
Таким образом, будут документированы и подлежат оценке судом доказательства, содержащие информацию: о представляемом, представителе, объеме полномочий, содержании юридически значимых действий, целях и задачах сделки, времени, месте и технических устройствах выполнения видеодоверенности.
В АПК РФ отсутствует, к сожалению, подробная регламентация процедуры протоколирования такого не менее значимого процессуального действия, как предварительное судебное заседание, а именно на этой стадии формируются доказательственные массивы, представляемые сторонами экономического спора при воплощении принципа состязательности; определяются порядок исследования доказательств в будущем, необходимость назначения экспертиз. Рекомендации по ведению протокола на данной стадии арбитражного процесса содержатся в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. N 4.

На наш взгляд, более последовательно сформулирована норма ст. 204 КАС РФ, в которой в императивной форме закреплено обязательное протоколирование и процедур в рамках предварительного судебного заседания, впрочем, как и аудиопротоколирование и составление протоколов в письменной форме и процессуальных действий, совершаемых вне судебных заседаний.
Наряду с указанными формами допустимо в конструкции представительства применение доверенности, удостоверенной посредством электронной подписи. В пункте 1 ст. 6 Федерального закона "Об электронной подписи" содержится следующее положение: "Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе".
Использование в экономической деятельности документооборота в электронной форме регламентируется и нормами Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <13>. Подобные доверенности должны восприниматься третьими лицами как надлежаще определяющие полномочия представителя <14>.
--------------------------------
<13> См.: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.
<14> См.: Токар Е.Я. Указ. соч. С. 197 - 198.

Цифровые технологии присутствуют и в нотариате. К числу правовых инструментов цифровизации относятся действия, совершаемые нотариусами в силу ст. 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <15>.
--------------------------------
<15> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета. 1993. N 49. Статья 103.8 Основ законодательства РФ о нотариате была введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

Законодатель определил, что изготовленный нотариусом электронный документ равнозначен документу того же содержания и формы на бумажном носителе. Тождественность этих документов и утверждает нотариус. Удостоверение равнозначности изготовленного электронного документа документу на бумажном носителе осуществляется в результате изготовления также электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Совершая нотариальные действия в одном регионе (оформление и выдача доверенности в письменной форме), нотариус обладает правом применить метод ее цифровизации и, коммуницируя со своим коллегой - нотариусом в другом регионе, передать доверенность посредством сети Интернет на официально зарегистрированный электронный адрес в цифровом виде. Переданная таким образом доверенность будет равнозначна составленному документу на бумажном носителе с участием доверителя, что, соответственно, будет способствовать реализации прав.
Статья 103.9 Основ законодательства РФ о нотариате предусматривает, в свою очередь, тождественность электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью с проверкой ее принадлежности лицу, обладающему ею в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом "Об электронной подписи".
Следует поставить вопрос об обладании субъектом предпринимательства, зарегистрированным в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП, правом на идентификационный цифровой код или обозначение (по аналогии с цифровой подписью). Процедура должна реализовываться при регистрации в указанных реестрах с обеспечением процедур безопасности доступа к ней. Федеральным законом от 18.03.2019 в ГК РФ внесены позитивные и насущные положения <16> о закреплении в гражданском законодательстве цифровых прав - предусмотрено, в частности, что права на объекты гражданских прав могут быть удостоверены совокупностью электронных инструментов (цифровым кодом или обозначением), которые отвечают признакам децентрализованной информационной системы, естественно, при наличии существования технологии уникального доступа к ним. Таким образом, установлено, что цифровой код или обозначение являются элементами цифрового права. Достигнута процедура воплощения значимой идеи, письменная форма сделки считается соблюденной также в случае выражения лицом своей воли посредством электронных или аналогичных технических средств.
--------------------------------
<16> См.: Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224 (начало действия документа 01.10.2019).

Хозяйствующие субъекты активно используют ресурсы и возможности информационно-коммуникационной сети Интернет и для продвижения товаров, работ, услуг <17>. Доктринальная позиция по исследуемой теме выражается в необходимости системного подхода к нормативному урегулированию применения цифровых технологий в предпринимательском праве и смежных отраслях - процесса легитимации цифрового права.
--------------------------------
<17> Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. N 1 (01). С. 7.

Библиография

1. Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. N 1 (01).
2. Токар Е.Я. Представительство в сфере предпринимательской деятельности: проблемы законодательного регулирования и правоприменения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑