Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > К вопросу о понятии криптовалюты в европейском законодательстве: опыт для России (Егорова М.А.)

К вопросу о понятии криптовалюты в европейском законодательстве: опыт для России (Егорова М.А.)

Дата размещения статьи: 02.12.2021

К вопросу о понятии криптовалюты в европейском законодательстве: опыт для России (Егорова М.А.)

--------------------------------
<1> Статья подготовлена в рамках проведения исследования на средства гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта N 18-29-16056 "Криптовалюта как средство платежа: частноправовой и налоговый аспекты".

В Европейском союзе криптовалюта была классифицирована Европейским центральным банком как конвертируемая, децентрализованная виртуальная валюта. Документа, который напрямую регулировал бы криптовалюту, пока нет, в связи с чем европейским банкам было рекомендовано воздерживаться от проведения операций с криптовалютами до установления их правового режима. Однако уже были предприняты попытки урегулирования отдельных вопросов в отношении криптовалют. Так, в 2017 г. в Директиву ЕС о борьбе с отмыванием денежных средств были внесены изменения, направленные на снижение риска использования криптовалюты в целях отмывания доходов, полученных преступным путем.

Ряд государств сформировали свое представление о правовом регулировании криптовалюты и ее сущности, относя ее как к частным деньгам, так и к средствам платежа.

Так, в Германии криптовалюту (в частности, биткоин) также признали формой частных денег, облагаемой налогом в качестве капитала, а в соответствии с немецким Законом о банковской деятельности биткоин признан расчетной единицей.

В Испании в 2014 г. законодательно криптовалюта была отнесена к электронным средствам платежа применительно к игорному бизнесу, при этом было установлено, что операции с криптовалютами не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В Швейцарии криптовалюта находится на одном уровне с иностранными валютами и операции с криптовалютами не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом операции с криптовалютами подпадают под регулирование законодательства о борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступных путем, а для ряда операций с криптовалютами действуют требования о получении лицензии для их осуществления.

В Эстонии детальное правовое регулирование также отсутствует, а криптовалюта признается альтернативным средством платежа.

Подход к определению природы и правового статуса криптовалюты кардинально различается: криптовалюты признаются деньгами, имуществом, они запрещаются полностью и, напротив, планируются к государственному выпуску. Определить, какой подход будет наиболее корректен для конкретного государства, достаточно тяжело, и власти стараются найти компромисс в выборе регулирования с учетом всех преимуществ и недостатков криптовалюты.

При обозначении основных характеристик криптовалюты они децентрализованы, а следовательно, транзакции с ними чрезвычайно безопасны: для того, чтобы завладеть криптовалютой, злоумышленникам необходимо взломать не один сервер, а множество компьютеров. Данная система также делает невозможным блокирование транзакций со стороны государства или банков, благодаря чему абсолютное большинство транзакций успешно осуществляются. Трансграничные транзакции криптовалюты проходят мгновенно, в отличие от транзакций фиатной валюты. Еще одним преимуществом такой криптовалюты, как биткоин, например, является то, что его инфляция абсолютно предсказуема: заявлено, что всего будет выпущен 21 млн биткоинов, причем в настоящий момент в обороте уже находится 16,5 млн биткоинов. Также еще одной особенностью криптовалюты является ее анонимность <2>.
--------------------------------
<2> Velde F. Bitcoin: A Primer (2013). Chicago Federal Letter 1.

В Германии проблему закрепления в законодательстве криптовалюты, с учетом ее специфичной природы, предлагают решить по аналогии с тем, как в Германском гражданском кодексе установлен правовой режим животных (в параграфе 90 Кодекса): животные не признаются вещами, но в отношении них применяется вещно-правовой режим, если иное не предусмотрено законом. Если аналогичное регулирование установить в отношении криптовалюты, то будет решена проблема защиты криптовалюты как нематериального объекта, обладающего имущественной ценностью <3>.
--------------------------------
<3> Engelhardt C., Klein S. Op. cit. S. 360 // JurPC Web-Dok. 104/2014, Abs. 1 - 142. S. 360.

Представляется, что идентичное решение невозможно для целей применения его в системе российского гражданского права. Однако данная позиция позволяет сделать вывод о том, что необходимости в закреплении криптовалюты как отдельного объекта гражданских прав нет, достаточно обеспечить соответствующий правовой режим, например, путем отнесения криптовалюты к иному имуществу, но при разработке иных регулирующих криптовалюту отношений учитывать некоторую специфику криптовалюты в качестве иного имущества.

В Российской Федерации в течение последнего года идет активный процесс, направленный на законодательное определение криптовалюты и ее правового статуса. Министерством финансов РФ был подготовлен законопроект "О цифровых финансовых активах" <4>. Данный законопроект, наряду с законопроектами "О цифровых правах" <5> и "О системе распределенного национального майнинга" <6> (впоследствии он был отклонен), были разработаны с целью закрепления в отечественном законодательстве базовых положений, выступающих основой для дальнейшего урегулирования рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений, обеспечения условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).
--------------------------------
<4> Законопроект N 419059-7 "О цифровых финансовых активах" // Портал: Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7.
<5> Законопроект N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)" // Портал: Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7.
<6> Законопроект N 373645-7 "О системе распределенного национального майнинга" // URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/373645-7.

Эти новые объекты активно создаются и используются участниками информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе российскими и зарубежными физическими и юридическими лицами, однако на территории многих стран, в том числе и в Российской Федерации, отсутствует какое-либо правовое регулирование новых экономических правоотношений. В связи с этим участники гражданского оборота, приобретающие такие объекты, могут оказаться незащищенными, как и третьи лица, кредиторы, наследники названных участников.

Принят Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" - так называемый Закон "О цифровых правах".

Данный Закон создает внушительный фундамент для правового регулирования криптовалюты в ближайшем будущем. В Гражданский кодекс РФ вводится понятие цифровых прав - имущественных и иных прав, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Осуществление таких прав, распоряжение ими, обременение цифрового права и ограничение пользования им возможны только в информационной системе пользователя, без обращения к третьему лицу. При этом обладателем цифрового права признается лицо, которое имеет право распоряжаться таким правом в соответствии с правилами информационной системы либо в установленных законом случаях.

Согласно новым изменениям в ГК РФ переход цифрового права не будет требовать согласия лица, которому это право принадлежит, что, судя по всему, обусловлено спецификой данного объекта. Однако законодатель не конкретизировал, что относится к цифровым правам. Следует отметить, что ранее законопроект включал в себя понятие цифровых денег, которое впоследствии было устранено, что в очередной раз доказывает, что законодатель еще не определился с природой этого института и на разработку законодательной базы регулирования криптовалют требуется еще больше времени.

Также возникает серьезный вопрос о том, что представляют собой правила информационной системы, когда они будут разработаны и будут ли внедрены в качестве нормативного правового акта, либо же они будут техническим документом, определяющим порядок работы с информационной системой. До тех пор, пока данный вопрос решен не будет, говорить о полноценном введении цифровых прав в российскую правовую действительность не представляется возможным.

Таким образом, криптовалюта представляет собой одноранговую, частную, анонимную и децентрализованную сеть, работающую независимо от банковской системы или правительства.

Активная работа по разработке правового регулирования новых правоотношений в эпоху цифровой экономики продолжается на протяжении долгого времени и приносит первые результаты. И хотя в гражданское законодательство уже введена категория "цифровые права", правовой режим криптовалюты все еще не определен. В то же время существует объективная необходимость урегулирования данного явления с позиций как публичного, так и частного права.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑