Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Правовые режимы труда иностранных граждан в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ (Егиазарова М.В.)

Правовые режимы труда иностранных граждан в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ (Егиазарова М.В.)

Дата размещения статьи: 10.12.2021

Правовые режимы труда иностранных граждан в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ (Егиазарова М.В.)

Для целей настоящего исследования представляется необходимым кратко обозначить используемый понятийный аппарат и раскрыть взаимосвязь составляющих его понятий: "правовой режим", "правовое положение" и "правовой статус". В доктрине существует позиция, согласно которой смысловое значение названных правовых категорий является синонимичным, в то время как их сущностное назначение различается [3, с. 8; 10, с. 259, 273; 11, с. 15]. Так, правовой статус личности представляет собой взаимосвязанную систему прав, свобод, законных интересов и обязанностей личности, а также механизмов реализации и защиты этих прав, свобод и законных интересов. В то время как правовой режим - это совокупность мер государственного регулирования деятельности личности, направленных на наделение такой личности соответствующими правами, свободами и пр. Следовательно, справедливым представляется утверждение, что объем правового статуса лица определяется в соответствии с применимым к нему правовым режимом.

Рассматривая иностранных граждан в качестве субъектов государственного регулирования, следует отметить, что их правовой статус является двойственным. Это выражается в наличии у таких лиц двух или более устойчивых связей с несколькими государствами. Мигрант может быть одновременно юридически связан и с государством, гражданство которого он имеет, и с государством, на территории которого он находится и осуществляет деятельность в конкретный момент времени. Вместе с тем глобализационный контекст современного развития права и укрепившаяся тенденция к интеграции международного сотрудничества, в том числе в сфере трансграничного труда, оказывает дополнительное влияние на формирование правового статуса иностранцев. Такое влияние обусловливается появлением в рамках интеграционных объединений специальных правовых режимов.
В связи с этим представляется, что нормы, устанавливающие правовой режим труда иностранных лиц на территориях государств, входящих в интеграционные объединения, могут закрепляться на трех уровнях: национальном (каждым государством - членом объединения самостоятельно), двустороннем (в рамках международного сотрудничества отдельных государств - членов объединения) и региональном (международными соглашениями, заключаемыми на уровне объединения всеми его членами).
В настоящее время Евразийский экономический союз представляет собой экономическое региональное интеграционное объединение государств Таможенного союза и Единого экономического пространства, членами которого являются пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
На национальном уровне трудовая деятельность иностранцев в названных государствах, как правило, регулируется законодательством страны приема, устанавливающим в отношении мигрантов определенный правовой режим. Анализ национального законодательства показывает, что все государства - члены ЕАЭС применяют принцип национального режима при формировании правового режима труда иностранцев, осуществляющих деятельность на их территории. Так, принцип национального режима в отношении трудящихся-мигрантов закреплен в ст. 5 Закона Республики Армения "Об иностранных лицах" 2007 г., ст. 4 Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" 2010 г., ст. 6 Закона Республики Казахстан "О правовом положении иностранцев" 1995 г., ст. 3 Закона Киргизской Республики "О правовом положении иностранных граждан в Киргизской Республике" 1993 г.
В отечественном законодательстве принцип национального режима в отношении трудящихся иностранных лиц закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ч. 5 ст. 11, ст. 327.1 Трудового кодекса РФ и ряде других нормативных актов.
Аналогичная практика формирования правового режима труда иностранцев на основе принципа национального режима есть и на двустороннем уровне. Так в рамках сотрудничества союзных государств с третьими странами договаривающиеся стороны, как правило, указывают на возможность уравнивания правового статуса иностранцев и собственных граждан. Такие положения содержатся, например, в соглашениях России с Арменией 1994 г., Белоруссией 1993 г., Киргизией 1996 г., Казахстаном 1992 г.
Нельзя не согласиться с тем, что режим труда иностранных лиц, закрепленный двусторонним соглашением, отражает потребность сторон договора и их возможности в обеспечении необходимого уровня правовых и социальных гарантий, предоставляемых трудящимся-мигрантам [2, с. 238]. В этой связи выбор сторон в пользу распространения в отношении иностранных лиц национального режима свидетельствует о стремлении государств к максимальной защите своих граждан.
В рамках ЕАЭС государства-члены тесно сотрудничают по различным вопросам трудовой миграции [8, с. 58 - 64]. Основным документом, регулирующим трудовую деятельность иностранцев внутри ЕАЭС, является Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г. (Договор о ЕАЭС) <1>. Соответствующие нормы содержит раздел "Трудовая миграция" (XXVI, ст. ст. 96 - 98). При этом анализ Договора о ЕАЭС показывает, что он распространяет свое действие только на трудящихся иностранцев, являющихся гражданами союзных государств. В отношении таких лиц государства-члены согласовали правовое регулирование, обеспечивающее им особый, преференциальный правовой режим. Правовой статус иных иностранных лиц, осуществляющих деятельность на территории Союза, не входит в сферу регулирования Договора и формируется на основе национального законодательства и не связанных с ЕАЭС международных договоренностей государств-членов.
--------------------------------
<1> Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0043610/itia_05062014 (дата обращения: 06.01.2019).

Приведенные выше примеры из законодательства государств-членов и ряда двусторонних соглашений позволяют заключить, что правовые системы исследуемых государств кладут в основу регулирования труда иностранных лиц принцип национального режима, на котором строится соответствующий правовой режим.
Принцип национального режима, затрагивая все сферы деятельности иностранных лиц, играет первостепенную роль в формировании правового режима их труда на территории государств - членов ЕАЭС. Данный факт указывает на "сквозное" действие названного принципа в исследуемых правовых системах [6, с. 191]. Юридическая сущность принципа национального режима состоит в создании равного правового положения всех трудящихся лиц в большинстве аспектов их деятельности с гражданами государств трудоустройства независимо от их гражданства [1, с. 152]. С одной стороны, это означает, что иностранец может пользоваться всеми правовыми возможностями, предоставляемыми национальным законодательством гражданам государства приема. С другой стороны, реализация в отношении иностранных лиц национального режима означает, что государство-реципиент при правовом регулировании деятельности таких лиц использует те же правовые нормы, что и в отношении своих граждан.
Важно также отметить, что принцип национального режима, предполагая создание юридического равенства всех лиц, сохраняет также возможность наличия ограничений. При этом его сущность не меняется и всегда подтверждает направленность на уравнивание граждан государства приема и иностранцев. Возможность наличия изъятий из национального режима объясняется тем, что государства реализуют суверенное право независимо определять на своей территории правовое положение лиц с целью охраны своей безопасности и интересов с учетом защитной политики в отношении своих граждан [5, с. 50].
Помимо изъятий ограничительного характера, направленных на защиту безопасности и интересов государства или проведение протекционистской политики в отношении собственных граждан, национальное законодательство государств предусматривает также и изъятия стимулирующего характера [4, с. 20]. В частности, как указывалось выше, правовой статус граждан государств - членов ЕАЭС формируется с учетом ряда преференций, расширяющих национальный режим, действующий в отношении всех трудовых мигрантов, в том числе и из государств, не являющихся членами Союза.
С экономической точки зрения наличие особого статуса у трудящихся-мигрантов, имеющих гражданство государств - членов ЕАЭС, может объясняться несколькими факторами. Так, региональная экономическая интеграция способствует развитию глобализации, поскольку создает условия для свободного обращения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, что ведет к усилению экономик и созданию единого рынка. Кроме того, региональная интеграция обеспечивает своим членам преференциальный экономический, торговый, политический режим, который создает региональные преимущества в глобальной конкурентной среде мировых рынков товаров, услуг, рабочей силы и пр. [12, с. 11].
Ключевым отличием трудящихся-мигрантов из государств, входящих в состав ЕАЭС, от иностранных работников из третьих стран является то, что в основу правового статуса первых в принимающих государствах в рамках Союза положен принцип преференциального режима. В силу данного принципа преференциальный режим устанавливает специальные права для граждан государств-членов, прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности на территории ЕАЭС. По сравнению с иностранными лицами государств, не являющихся членами Союза, объем прав иностранных работников из ЕАЭС существенно расширен. Иностранные работники из союзных государств не только имеют права на труд без прохождения разрешительных процедур, но и больше защищены с точки зрения социального, пенсионного и медицинского обеспечения. На территории РФ трудящиеся-мигранты из союзных государств уравнены в трудовых правах с гражданами России по вопросам оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда. Иначе говоря, положения Трудового кодекса РФ и иных национальных нормативных правовых актов без ограничений распространяются на таких работников. Аналогичные нормы закреплены и в правовых системах других государств - членов ЕАЭС. Что же касается граждан третьих государств, то они находятся совсем в ином положении и сталкиваются с немалыми сложностями при трудовой миграции в государства ЕАЭС.
Анализ норм, регулирующих труд мигрантов на территории ЕАЭС, позволяет выявить ряд критериев, определяющих правовой режим, применимый в отношении тех или иных иностранцев. В частности, такими критериями являются: 1) правовая связь лица с государством выезда; 2) законность пребывания лица на территории государства-реципиента; 3) цель пребывания в государстве приема; 4) основание осуществления деятельности; 5) длительность пребывания в принимающем государстве.
Так, системный анализ положений Договора о ЕАЭС показывает, что в качестве основного критерия, требуемого для получения названного преференциального статуса, указывается гражданство иностранного лица в одном из государств-членов. Также в качестве условия распространения на мигрантов преференциального режима называется легальность их нахождения на территории государства-реципиента и легальность осуществления ими трудовой деятельности. Данный критерий также может конкретизироваться определенными параметрами, например фактом соблюдения иностранцами миграционных требований в части порядка нахождения на территории государства-реципиента [8, с. 88]. Кроме того, специальный статус такие лица приобретают временно, только на срок действия заключенного договора (трудового или гражданско-правового).
Необходимо отметить, что, несмотря на то что правовое положение мигрантов - граждан государств - членов ЕАЭС максимально приравнено к правовому статусу российских граждан, с точки зрения отечественного регулирования они сохраняют статус иностранных лиц. Например, мигранты из союзных государств признаются в России иностранцами в сферах миграционного учета, пенсионного, добровольного медицинского страхования. Так, работодатель должен соблюдать требования по оформлению и прекращению трудовых отношений с иностранными работниками в соответствии с гл. 50.1 Трудового кодекса РФ, а также направлять в органы Главного управления по вопросам миграции МВД России соответствующие уведомления при заключении либо прекращении трудовых договоров с гражданами государств ЕАЭС [7, с. 162]. В свою очередь, мигранты из стран ЕАЭС должны обязательно иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования и в силу федерального законодательства РФ не могут занимать определенные должности.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов.
В рамках ЕАЭС правовой режим труда иностранцев формируется на основе двух основных принципов. Принцип национального режима применяется в отношении всех иностранцев без учета их гражданства, составляет фундамент правового регулирования трансграничных трудовых отношений. Принцип преференциального режима составляет основу специального правового статуса мигрантов из союзных государств, особенность которого заключается в наличии у таких лиц расширенного объема прав и гарантий.
Выбор того или иного принципа, определяющего правовой режим труда иностранца, зависит от ряда критериев, основными из которых являются: гражданская принадлежность иностранного лица, временный характер его пребывания в государстве-члене и легальность нахождения и осуществления деятельности на территории союзного государства.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день ЕАЭС как интеграционное объединение обладает сложившимся инструментарием регулирования трансграничной трудовой миграции: членство в Союзе дает государствам возможность иметь доступ к единому рынку труда и одновременно позволяет их гражданам на законном основании и в полном объеме пользоваться преференциальным режимом такого рынка труда. При этом Россия, принимающая наибольшее число мигрантов в ЕАЭС, заинтересована в сохранении и укреплении интеграционных связей с государствами на постсоветском пространстве, что дополнительно подтверждается фактом наличия в правовой системе ЕАЭС принципа преференциального режима в отношении иностранцев из союзных стран.
Представляется, что в настоящее время в ЕАЭС ярко прослеживаются интеграционные тенденции, что свидетельствует об общности интересов союзных государств. Действия ЕАЭС в сфере трудовой миграции, направленные на формирование особого правового статуса граждан государств-членов в пространстве Союза, непосредственно расширяют возможности развития единого экономического пространства и обеспечивают рост мобильности трудоспособного населения, что является одной из актуальных сфер развития объединения. При этом наличие у граждан государств - членов ЕАЭС преференциального правового статуса обозначает тенденцию к объединению и построению более долговременных связей между членами Союза.

Библиографический список

1. Давлетгильдеев Р.Ш., Сычева О.В. Международно-правовое сотрудничество в области трудовой миграции: от ЕврАзЭС к Евразийскому экономическому союзу // Журнал российского права. 2015. N 6. С. 143 - 153.
2. Иванчак А.И. Двустороннее сотрудничество Российской Федерации в сфере обмена трудовыми мигрантами // Сборник материалов X Конвента РАМИ. В 5 т. Т. 4. Россия и современный мир: экономика и право: В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. А.В. Мальгина. М.: МГИМО - Университет, 2017. С. 229 - 241.
3. Иванчак А.И. Правовое регулирование труда работников-мигрантов стран ЕАЭС // Право и управление. XXI век. 2015. N 3 (36). С. 84 - 92.
4. Иванчак А.И. Правовой режим труда иностранных граждан в Российской Федерации. М.: МГИМО, 2016. 374 с.
5. Иванчак А.И. Правовой статус иностранного гражданина в России в сфере трудовых отношений // Право и управление. XXI век. 2012. N 3 (24). С. 19 - 26.
6. Иванчак А.И. Правовой статус иностранного гражданина в сфере труда: понятие и структура // Право и управление. XXI век. 2012. N 1 (22). С. 47 - 54.
7. Иванчак А.И. Принцип национального режима как основа правового статуса иностранного работника // Московский журнал международного права. 2014. N 1. С. 168 - 195.
8. Иванчак А.И. Трудовой договор с иностранным гражданином: новации российского законодательства // Московский журнал международного права. 2015. N 3. С. 161 - 176.
9. Малышев Е.А. Некоторые аспекты гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования внешней трудовой миграции // Управленческое консультирование. 2014. N 6 (66). С. 58 - 64.
10. Международное право / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М., 2010. 1003 с.
11. Международное частное право. Т. 2. Особенная часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М., 2015. 764 с.
12. Раицкая Л.К., Арупов А.А., Абайдуллаева М.М., Арупова Н.Р. Предпосылки развития Евразийской интеграции в условиях глобализации // Вестник университета Туран. 2016. N 1 (69). С. 9 - 19.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2023. Все права защищены
↑