Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Титов отказался от работы по "лондонскому списку" беглых бизнесменов (Гусев А., Пойченко А., Шерстобоев О.)

Титов отказался от работы по "лондонскому списку" беглых бизнесменов (Гусев А., Пойченко А., Шерстобоев О.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

Титов отказался от работы по "лондонскому списку" беглых бизнесменов (Гусев А., Пойченко А., Шерстобоев О.)

Гусев Андрей, управляющий партнер санкт-петербургского офиса юридической фирмы "Борениус".

Пойченко Александр, юрист санкт-петербургского офиса юридической фирмы "Борениус".

 

https://secretmag-ru.turbopages.Org/secretmag.ru/s/news/titov-otkazalsya-ot-raboty-po-londonskomu-spisku-beglykh-biznesmenov.htm?sign=5025b95edba82253e01b8c27c041bf4a1da3747bdb84035600c536698f4fbc3d:1626170375&trbsrc=zen&publisher_logo_url=https%3A//avatars.mds.yandex.net/get-turbo/1384300/2a00000165c8073f36eef6020e0bb4ea913c/orig&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffromzen%3Dsearchapp&turbo_uid=AACJiu9lL6M_bMJedtFet3ILAaCfW4RtiNkgKfEpSPXnoVfEai8g9_Nak2Vs6cciHLeiBsHE-1hHmxaOxm2dTWmiuzGGHJgq0kuCfX0j0G0%2C&turbo_ic=AAB_E4fBB7FlUVMF_sHFQSrIUT8ApRPprZqNm3uWLKZ-c_n5mZs8uKMv_66AWOHI1ukN4Lwa2RszvRgIRG2skvgFMTCj_wruvxyfrQaw4X8%2C

 

Одной из последних остро обсуждаемых новостей стал отказ Бориса Титова, Уполномоченного по правам предпринимателей, от работы с так называемым лондонским списком. "Лондонский список" (список Титова) - это условное название перечня российских бизнесменов, которые бежали за границу (преимущественно в Великобританию) от уголовного преследования в России. Однако после вспыхнувшего ажиотажа вокруг этой новости бизнес-омбудсмен свою позицию резко изменил и решил все-таки продолжить работу с потенциальными возвращенцами. Объяснить такое непостоянство достаточно сложно. Вполне возможно, что это некий пиар-ход.

Вместе с тем попадание в список Титова с большой вероятностью не приведет к прекращению уголовного преследования в отношении большинства его фигурантов, несмотря на наличие отдельных положительных примеров. Причины этому, на мой взгляд, следует искать в правовой плоскости.

В первую очередь это ограниченный инструментарий Уполномоченного по правам предпринимателей. Несмотря на позитивную инициативу со стороны Титова, его функционал определен в Федеральном законе от 07.05.2013 N 78-ФЗ, который сводится преимущественно к консультированию заявителей и переадресации их жалоб в другие компетентные органы. Обжаловать незаконные решения следственных и судебных органов по уголовному делу он не вправе. По сути, его деятельность можно охарактеризовать как "содействующую и сочувствующую". Иными словами, это взаимодействие с другими государственными органами, своеобразная медиация. Поэтому какие-либо гарантии Титова относительно того, что фигурант списка не будет ограничен в свободе по приезде в Россию, сводятся к нулю.

Иллюстрацией этому является недавнее дело Дмитрия Зотова, топ-менеджера лизинговой компании "ТрансФин-М", арестованного сразу же после прибытия в Россию, которому удалось освободиться из СИЗО только после вмешательства Генпрокуратуры. Однако и это не спасло от возбуждения в отношении Зотова нового уголовного дела, что подводит нас ко второй возможной причине кризиса в позиции бизнес-омбудсмена - это особенности применения уголовных и уголовно-процессуальных норм российского права.

Так, если предприниматель совершил тяжкое или особое тяжкое преступление, а в материалах уголовного дела достаточно доказательств, указывающих на его причастность к совершению преступления, у следственных и судебных органов не может быть иных вариантов, кроме продолжения расследования с применением мер процессуального принуждения и даже дальнейшего привлечения лица к уголовной ответственности.

Исключение могут составлять лишь некоторые дела, обвинения по которым с большой вероятностью сфабрикованы по заказу криминальных авторитетов в целях рейдерского захвата активов обвиняемого, а следовательно, шиты белыми нитками и легко разваливаются.

Перечень же процессуальных гарантий подозреваемого строго регламентирован законом, а их расширение в настоящий момент не встречает поддержки со стороны законодателя. С одной стороны, не так давно была введена норма (которая, к сожалению, постоянно нарушается), в соответствии с которой заключение под стражу не может быть применено по ряду преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Однако инициатива Титова, согласно которой подозреваемый мог бы быть допрошен дистанционно с помощью электронных средств, что обеспечило бы возможность фигурантов "лондонского списка" не приезжать в Россию для производства следственных действий, не была реализована.

В связи с этим остается надеяться, что в ближайшем будущем законодатель обеспечит тонкую настройку уже существующих положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а правоприменение на местах будет осуществляться без нарушения прав и гарантий бизнесменов.

 

Шерстобоев Олег, старший партнер юридической фирмы "ПАКТУМ".

Список Уполномоченного по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова - это интересно и даже интригующе, но юридически практически неисполнимо. В список включены имена российских бизнесменов, находящихся за пределами страны, в отношении которых в России были возбуждены уголовные дела. Якобы они готовы вернуться, но хотят гарантий от уголовного преследования.

Во-первых, Б.Ю. Титов как Уполномоченный по защите прав предпринимателей таких гарантий предоставить не может. Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ" Уполномоченный вправе принимать жалобы от субъектов предпринимательства на незаконные действия (бездействие) органов государственной власти, но по результатам их рассмотрения Уполномоченный вправе:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ;

2) передать жалобу в компетентный орган или должностному лицу для рассмотрения ее по существу;

3) направить в орган власти или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют действующим нормам права и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательства;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) направить в уполномоченные органы власти обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства к юридической ответственности.

Собственно, именно это и было сделано Б.Ю. Титовым, он составил список лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, и обратился к главе государства, возможно, в соответствующие следственные органы с обращением, в котором просил обратить на эти дела пристальное внимание.

Во-вторых, если уголовное дело возбуждено, то статус участников уголовного процесса определяется нормами Уголовного процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ). В нем есть перечень субъектов, которые вправе осуществлять уголовное преследование от имени государства, - это только прокурор, а также следователь и дознаватель (ст. 21). Прекращение уголовного дела и уголовного преследования регулируется нормами гл. 4 УПК РФ, и такого основания, как обращения каких-либо органов или должностных лиц о прекращении уголовного дела, Кодекс не содержит. Наконец, согласно ст. 5 лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина. То есть если вина установлена в надлежащем порядке, то лицо обязано понести предусмотренное законом наказание, если нет, то и наказания быть не должно.

В-третьих, есть и теоретический аспект такого списка. Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей и механизм сдержек и противовесов. Это означает, что каждая ветвь власти выполняет свои функции, но представители иных ветвей власти имеют законные возможности контролировать поведение друг друга, сдерживать его. В Конституции РФ значительное место в механизме сдержек и противовесов отводится Президенту РФ, но его основная функция - это обеспечение должного, необходимого для каждого временного периода баланса ветвей власти (функция "весов"), но напрямую вмешиваться в работу ветвей власти (ни исполнительной, ни судебной) глава государства также не может.

При таких условиях фигурантам из списка Уполномоченного по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова могут быть предоставлены гарантии, которые заключаются в более пристальном внимании к их делам со стороны как самого Уполномоченного, так, возможно, и главы государства.

В принципе, это внимание возможно и в период нахождения их за пределами страны.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2023. Все права защищены
↑