Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Привлечение к труду осужденных к лишению свободы: теоретические вопросы конституционно-правового регулирования (Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н.)

Привлечение к труду осужденных к лишению свободы: теоретические вопросы конституционно-правового регулирования (Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н.)

Дата размещения статьи: 28.06.2015

Привлечение к труду осужденных к лишению свободы: теоретические вопросы конституционно-правового регулирования (Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н.)

Динамично развивающиеся общественные отношения являются объективной причиной постоянного совершенствования правовых норм, в том числе норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Важность исследования организационно-правовых вопросов привлечения к труду осужденных к лишению свободы также определяется их неразрывной связью с рядом базовых конституционных принципов.
Конституция РФ <1> в числе основных неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав и свобод человека признает свободу труда, а также право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. ч. 1, 2 ст. 17; ч. 1 ст. 37), гарантируя при этом равенство прав и свобод человека и гражданина (ч. ч. 1, 2 ст. 19) и их государственную, в том числе судебную, защиту (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46).
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.

Данные конституционные права граждане могут реализовывать по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Конституционный принцип свободы труда, который в трудовых отношениях выражается в договорном характере труда, обусловливая свободу трудового договора, вместе с тем предполагает обеспечение каждому возможности, на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации, вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду <2>.
--------------------------------
<2> Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П, от 23 апреля 2012 г. N 10-П, от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 декабря 2011 г. N 28-П.

Свобода труда обеспечивается в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции МОТ от 28 июня 1930 г. N 29 <3> (относительно принудительного или обязательного труда) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2). В соответствии с подп. "с" п. 2 ст. 2 данной Конвенции привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие вынесенного судом приговора, который предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления. Необходимо отметить, что данное положение по существу воспроизведено в нормах Трудового кодекса РФ <4> (далее - ТК РФ) (ч. 4 ст. 4).
--------------------------------
<3> Конвенция N 29 Международной организации труда "Относительно принудительного или обязательного труда" // Ведомости ВС СССР. 1956. 2 июля.
<4> Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

В определенном смысле труд - вынужденная деятельность любого человека. Но отношение осужденного к труду, даже если ему приходится выполнять ту же работу, что и на свободе, принципиально отличается от его отношения к такому же роду занятости на свободе осознанием того, что он работает по приговору суда, по принуждению, в местах, определяемых органами, исполняющими наказание, а в случаях отбывания лишения свободы - в местах дислокации исправительного учреждения. Такой труд порождает внутреннее сопротивление у осужденных <5>.
--------------------------------
<5> См.: Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 11.

Очевидно, что закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право на труд предполагает также и право гражданина не заниматься никакой трудовой деятельностью, то есть по существу отказаться на какой-то период своей жизни от реализации этого конституционного права.
Вместе с тем закрепленное в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности, профессии, может быть ограничено федеральным законом, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В связи с этим осуществление соответствующих субъективных прав граждан, в том числе и права на труд, может происходить в особом порядке, который порождает дополнительные формы его реализации <6>.
--------------------------------
<6> См.: Еремина С.Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. N 8. С. 58.

По смыслу проанализированных конституционных положений, ст. ст. 2, 6, 7, 56, 58 Уголовного кодекса РФ <7> (далее - УК РФ), ст. ст. 299, 302, 307, 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ <8> (далее - УПК РФ), ст. ст. 1, 10, 11, 12 и 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), а также согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным, в частности, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29) <9>, Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 8) <10> и Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. (п. 43) <11>, исходные положения, которыми определяются допустимые ограничения прав осужденных, должны возможно более полно и развернуто устанавливаться именно на законодательном уровне <12>.
--------------------------------
<7> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
<8> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 22 октября 2014 г.) // Парламентская газета. 2001. 22 декабря.
<9> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
<10> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 163.
<11> Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (приняты в г. Женеве 30 августа 1955 г.) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.
<12> Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 378-О "По жалобе гражданина Владимирцева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частями шестой и восьмой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.

Одно из таких положений закреплено в рамках ст. 43 УК РФ. В соответствии с ч. 1 наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Применительно к рассматриваемым вопросам такие ограничения конституционных прав лиц, осужденных к лишению свободы, установлены рядом законодательных актов. К их числу, в частности, относятся такие ограничения, как: ограничения в реализации принципа свободы труда, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности, так как элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд; каждый осужденный к лишению свободы, не достигший пенсионного возраста и не являющийся инвалидом первой или второй группы, обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения (ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10, ч. ч. 2, 3 ст. 11, ч. ч. 1, 2 ст. 103 УИК РФ); ограничения права на забастовку, так как отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин является злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).
Относительно права на защиту от безработицы, закрепленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, необходимо отметить следующее. Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" <13> осужденные по решению суда к наказанию в виде лишения свободы не признаются безработными.
--------------------------------
<13> См.: Закон РФ от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2013 г., с изм. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.

Как следует из выраженной Конституционным Судом РФ в одном из своих решений правовой позиции <14>, ст. 9 УИК РФ относит труд к одним из основных средств достижения конституционно значимой цели исправления осужденных; с учетом этого ст. 103 УИК РФ обеспечивает право и обязанность осужденных на труд, возлагая на администрацию исправительных учреждений обязанность их трудоустройства с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Исходя из рассмотренных положений, гражданин, осужденный к лишению свободы, становится "занятым" на основании приговора суда, что согласно ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" исключает возможность признания его безработным. При этом согласно ч. 3 ст. 99 УИК РФ осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Таким образом, нормативные положения ст. 103 УИК РФ и ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" введены законодателем в целях исправления осужденных и не выходят за рамки, определенные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
--------------------------------
<14> Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. N 1236-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Юлии Сергеевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

К числу основных международных правовых актов, в той или иной степени затрагивающих вопросы осуществления осужденными к лишению свободы трудовой деятельности, относятся следующие:
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII) <15>;
--------------------------------
<15> Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 4 ноября 1950 г., ратифицирована Федеральным законом от 4 февраля 2010 г. N 5-ФЗ);
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утвержденные Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. (далее - Правила ООН);
Резолюция N (73)5 Комитета Министров Совета Европы "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными" (принята 19 января 1973 г.) <16>;
--------------------------------
<16> Резолюция N (73)5 Комитета министров Совета Европы "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными" // Совет Европы и Россия: Сб. док. М.: Юридическая литература, 2004. С. 532 - 550.

Рекомендация N R(87)3 Комитета министров государствам - членам относительно европейских пенитенциарных правил (принята Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г.) <17>;
--------------------------------
<17> Рекомендация N R(87)3 Комитета министров Совета Европы "Относительно Европейских пенитенциарных правил" // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 209 - 263.

Рекомендация N Rec(2006)2 Комитета министров государствам-членам Совета Европы, касающаяся Европейских пенитенциарных правил (утверждена Комитетом министров 11 января 2006 г.) <18>;
--------------------------------
<18> Рекомендация N Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы "Европейские пенитенциарные правила" // СПС "КонсультантПлюс".

Конвенция МОТ от 28 июня 1930 г. N 29 относительно принудительного или обязательного труда (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.);
Конвенция МОТ от 25 июня 1958 г. N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.) <19>.
--------------------------------
<19> Конвенция МОТ от 25 июня 1958 г. N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" // Ведомости ВС СССР. 1961. 1 ноября.

При этом базовым международным правовым актом по рассматриваемому вопросу вполне обоснованно можно считать Правила ООН, поскольку в части, касающейся труда осужденных, Европейские пенитенциарные правила и Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными по существу основываются на положениях, закрепленных в указанных Правилах ООН (п. п. 24, 71 - 76).
Следует также отметить, что Правила ООН, равно как и другие ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты, в том числе и принятые наднациональными органами Совета Европы, носят, по сути, рекомендательный характер и не устанавливают каких-либо санкций за невыполнение. Вместе с тем очевидно, что нормы уголовно-исполнительного законодательства РФ не должны противоречить содержащимся в международных правовых актах нормам - принципам, а иные их положения, регламентирующие отдельные конкретные вопросы, должны включаться в российское законодательство по мере появления необходимых экономических, социальных и иных предпосылок для их реализации.
Что касается степени обязательности Европейских пенитенциарных правил для Российской Федерации, то в них закреплен ряд норм, несоблюдение которых может быть квалифицировано как нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <20> и (или) Европейской конвенции по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания <21>. Соответственно эти нарушения могут стать предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека, а механизмы, предусмотренные для устранения нарушений указанных выше Конвенций, носят для государств-участников (в том числе для нашей страны) общеобязательный характер. Поэтому о рекомендательном характере конкретных предписаний Европейских пенитенциарных правил можно говорить лишь отчасти <22>.
--------------------------------
<20> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
<21> Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 36. Ст. 4465.
<22> См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2011.

В этой связи необходимо отметить, что ряд положений Европейских пенитенциарных правил уже содержатся в российском законодательстве, в том числе в части, касающейся вопросов организации труда осужденных, а именно:
- труд осужденных не должен приносить им страданий;
- осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими возможностями, удостоверенными врачом;
- трудовую деятельность осужденных не следует подчинять в качестве приоритетной цели извлечения прибыли от их труда;
- при организации труда осужденных должны соблюдаться правила безопасности и охраны здоровья, которые действуют на свободе;
- в случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний осужденным следует выплачивать компенсацию, условия которой должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для находящихся на свободе работников;
- максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом с учетом местных правил и обычаев в области условий труда находящихся на свободе работников;
- рабочее время осужденных следует распределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю и располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их исправления.
Другие положения в том или ином виде также содержатся в российском законодательстве, однако говорить об их безусловной реализации на практике было бы преждевременно. К их числу можно отнести следующие:
- за свой труд осужденные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы, в соответствии с которой у них должна быть возможность расходовать, по крайней мере, часть заработанных средств на приобретение дозволенных предметов личного обихода, посылать часть своего заработка семье или осуществлять другие дозволенные траты;
- обеспечиваемая осужденным работа должна быть по возможности такой, чтобы они могли получать квалификацию (повышать ее), что будет способствовать их трудоустройству после освобождения;
- осужденные должны иметь возможность выбора работы, если это совместимо с требованиями организации деятельности исправительного учреждения и поддержания в нем необходимого уровня безопасности;
- организация и методы работы осужденных должны быть максимально приближены к условиям труда на свободе.
Одной из основных проблем в сфере правового регулирования отношений, связанных с трудом осужденных к лишению свободы, порождающей, в свою очередь, целый ряд других более узких, "частных" проблем, представляется отсутствие четко выстроенной системы правового (законодательного) регулирования труда осужденных к лишению свободы, его "размытость" и, как следствие, неразрешенный до настоящего времени в полной мере вопрос об определении и закреплении на законодательном уровне трудоправового статуса осужденного к лишению свободы.
Очевидно, что все это препятствует единообразию в правоприменении, не способствует повышению эффективности деятельности учреждений и органов УИС, является причиной нарушения прав осужденных.
В целях устранения указанных недостатков правового регулирования необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений как в уголовно-исполнительное, так и в трудовое законодательство РФ. Подобной позиции придерживаются ряд ученых, в частности, Е.В. Емельянова <23>.
--------------------------------
<23> См.: Емельянова Е.В. Правовое регулирование и организация труда осужденных в России. М.: НИИ ФСИН России, 2009.

Как следует из ст. 1 ТК РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, а одной из основных его задач - правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее - трудовые отношения, если не оговорено иначе), в частности, по:
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 5 ТК РФ иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, включает в свой состав:
- трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоящее из самого Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (далее - иные акты, если не оговорено иначе) (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).
При этом нормы трудового права, содержащиеся в ином федеральном законе, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между ними должен применяться Кодекс. Кроме того, если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, то этот федеральный закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Заметим, что это требование соблюдается не всегда.
Тем самым при регулировании трудовых отношений законодательно закреплен приоритет ТК РФ перед всеми иными актами (включая федеральные законы).
Кроме того, регулирование трудовых отношений может осуществляться также принимаемыми работодателями в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров.
В соответствии с ТК РФ:
- трудовое законодательство и иные акты регулируют не только трудовые отношения (ч. 1 ст. 11), но применяются также и к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено самим Кодексом или иным федеральным законом (ч. 2 ст. 11);
- действие трудового законодательства и иных актов на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной гражданской службе и муниципальной службе соответственно (ч. 7 ст. 11);
- трудовое законодательство и иные акты не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы и других лиц, если это установлено федеральным законом (ч. 8 ст. 11);
- под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15);
- работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ч. 2 ст. 20);
- трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими в соответствии с Кодексом трудового договора (ст. 16). При этом под трудовым договором понимается соглашение между его сторонами (работодателем и работником), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить предусмотренные трудовым законодательством условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие у работодателя правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56).
Анализируя приведенные законоположения, необходимо отметить следующее.
Трудовое законодательство и иные акты в полной мере распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора.
Между тем далеко не все лица, использующие свой личный труд за плату, могут быть отнесены к категории работников, как она определена в ТК РФ. Как справедливо отмечено В.А. Абалдуевым, в настоящее время в сфере действия трудового законодательства имеется несколько групп отношений, не отвечающих признакам, содержащимся в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ, то есть не являющихся трудовыми. По его мнению, "во всех этих отношениях роль трудового права законом определяется по-разному, что негативно влияет на формирование правовой политики в сфере труда и порождает бесплодные научные дискуссии о соотношении трудового права и иных отраслевых систем регулирования труда. Норма ч. 2 ст. 11 ТК РФ о том, что трудовое право применяется ко всем отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено Кодексом или иным федеральным законом, не позволяет решить существующие проблемы. Иное законодательство в этой части либо не согласуется с ТК РФ, либо вообще не дает ясного ответа на этот счет" <24>.
--------------------------------
<24> См.: Абалдуев В.А. О межотраслевом характере государственной политики в сфере труда и роли трудового права в ее реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 13 - 15.

Представляется, что в определенной мере это можно отнести к отношениям, возникающим в связи со службой граждан в правоохранительных органах (эти отношения принято называть служебными), и в значительной мере - к отношениям, связанным с трудом осужденных к лишению свободы.
Закрепив правила о применении трудового законодательства и иных актов для регулирования служебной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих и о нераспространении его на военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (заметим, что это не согласуется с п. 9 ст. 10 и п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <25>), законодатель никак не обозначил в ТК РФ особенности правового регулирования труда двух таких весьма многочисленных категорий лиц, как федеральные государственные служащие, имеющие специальные звания, и осужденные к лишению свободы. Более того, в Кодексе вообще отсутствует какое-либо упоминание об осужденных к лишению свободы.
--------------------------------
<25> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 4 ноября 2014 г.) // Российская газета. 1998. 2 июня.

При этом, не являясь собственно трудовыми, отношения, связанные как со службой в правоохранительных органах, так и с трудом осужденных к лишению свободы, все же находятся в сфере действия трудового законодательства (в основном, опосредованно), хотя в ТК РФ об этом не сказано ни слова.
Подобная неопределенность в правовом регулировании применительно к рассматриваемой проблеме влечет за собой и неопределенность в правоприменении. Например, не дает возможности четко и однозначно ответить на вопрос, по каким правилам и с оформлением каких документов должно осуществляться трудоустройство осужденных к лишению свободы.

Список использованной литературы

1. Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Российская юстиция. 2013. N 3.
2. Еремина С.Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир. 2013. N 8.
3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2011.
4. Емельянова Е.В. Правовое регулирование и организация труда осужденных в России. М.: НИИ ФСИН России, 2009.
5. Абалдуев В.А. О межотраслевом характере государственной политики в сфере труда и роли трудового права в ее реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑