Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Обязательные платежи с физических лиц, не имеющих статуса ИП (Сбежнев В.)

Обязательные платежи с физических лиц, не имеющих статуса ИП (Сбежнев В.)

Дата размещения статьи: 16.09.2016

Обязательные платежи с физических лиц, не имеющих статуса ИП (Сбежнев В.)

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается государственным принуждением, которое реализуется через комплекс специфических правовых механизмов (налоговый контроль, взыскание налогов, пеней и штрафов и т.д.). Эффективное функционирование таких механизмов необходимо для обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильного и своевременного поступления налоговых доходов в бюджетную систему, а значит - и выполнения финансовых обязательств государства.

В настоящее время одним из актуальных вопросов является повышение эффективности взыскания налогов, пеней и штрафов в бюджетную систему. Это предполагает упрощение порядка взыскания налогов, пеней и штрафов, сокращение сроков взыскания названных платежей и санкций, обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при взыскании с них налогов, пеней и штрафов и др. Иными словами, перед государством стоит задача оптимизации порядка взыскания налогов, пеней и штрафов.
Порядок взыскания налогов, пеней и штрафов дифференцируется в зависимости от статуса налогоплательщика. Взыскание таких платежей и санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке. В отношении задолженности названных категорий налогоплательщиков внесудебный порядок взыскания является основным. Судебный порядок взыскания применяется только в исключительных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 45 НК РФ.
Таким образом, взыскание налогов, подлежащих уплате физическим лицом в связи с осуществлением коммерческой деятельности, а также пеней и штрафов осуществляется в порядке, обеспечивающем наибольшую оперативность. Если физическое лицо выступает в налоговых правоотношениях не как индивидуальный предприниматель, то на него распространяются правила, установленные для лиц, не имеющих такого статуса.
В отношении задолженности физических лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, законодательство предусматривает исключительно судебный порядок взыскания. Согласно абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании названных платежей.
При взыскании налогов, пеней и штрафов в судебном порядке оптимизация порядка взыскания осуществляется в рамках соответствующих видов производства по делам о взыскании таких платежей.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается исключительно в отношении требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, которые не были исполнены на дату подачи такого заявления в суд. Следовательно, если требование не было направлено налогоплательщику, то заявление в суд по такой задолженности подаваться не может.

Обратите внимание! Само требование об уплате налогов, пеней и штрафов является важным процессуальным документом. Так, срок обращения фискальных органов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций исчисляется с даты истечения определенного в требовании срока его исполнения. Неисполненные требования об уплате налогов, пеней и штрафов фискальные органы представляют в суд одновременно с подачей заявления о взыскании.

Законом определены следующие сроки подачи заявления о взыскании в суд:
- если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб. - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов;
- если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб. - в течение шести месяцев по прошествии трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Трехлетняя "отсрочка" подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд разгружает налоговые органы от большого числа малозначительных исковых заявлений, вместе с тем она дает налогоплательщику возможность исполнить требование об уплате налогов, пеней и штрафов до разбирательства в суде, хотя бы и с нарушением срока его исполнения (это, однако, не лишает фискальные органы права на обращение в суд для взыскания неуплаченных сумм задолженности).
Очевидно, что взыскание налогов, пеней и штрафов должно основываться на принципах обеспечения всеобщности налогообложения, неотвратимости и своевременности наказания и др. Однако из-за большого числа налоговых правонарушений взыскание может осуществляться с учетом принципа наибольшего эффекта действий фискальных органов - в первую очередь взыскиваются наибольшие суммы задолженности, а также задолженности, образовавшиеся в области повышенных рисков. Заметим, что НК РФ не содержит специальных норм, регулирующих управление рисками, в отличие от, например, Таможенного кодекса ТС (гл. 18 ТК ТС). На наш взгляд, дополнение НК РФ такими нормами будет способствовать совершенствованию налогового администрирования.
Взыскание налогов, пеней и штрафов исходя из приоритета взыскания наибольшей задолженности, а также задолженности, образовавшейся в области повышенных рисков, возможно только в пределах установленного НК РФ срока для подачи заявления о взыскании. По истечении трех лет либо если сумма задолженности превысила 3000 руб., фискальные органы обязаны в течение шести месяцев подать заявление о взыскании обязательных платежей и санкций.
В качестве заявителя согласно п. 1 ст. 48 НК РФ могут выступать:
- налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов;
- налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
При обращении в суд названные органы обязаны направить налогоплательщику копию заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).
Следует отметить, что производство по делам о взыскании обязательных платежей в первой инстанции осуществляется с учетом специальных норм КАС РФ, регулирующих производство по таким делам.
На основе положений КАС РФ можно выделить 3 вида производств в первой инстанции по делам о взыскании обязательных платежей:
- общий (основной) порядок взыскания обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ);
- упрощенное (письменное) производство (гл. 33 КАС РФ);
- приказное производство (гл. 11.1 КАС РФ).
Фискальные органы могут обращаться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций только при соблюдении следующих условий (ч. 1 ст. 286 КАС РФ):
- у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам;
- требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы;
- федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обратите внимание! Административное исковое заявление составляется в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 125 КАС РФ - в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. По общему правилу заявление подписывается руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление (ч. 1 ст. 287 КАС РФ), однако оно может быть подписано и представителем, если он наделен таким правом на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством, и отвечает иным требованиям КАС РФ <1>.
--------------------------------
<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 28.01.2016 по делу N 33а-640.

Состав сведений, указываемых в административном исковом заявлении, определен ч. 2 ст. 125 и ч. 1 ст. 287 КАС РФ. В заявлении должны быть указаны:
1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование и место нахождения административного истца; фамилия, имя, отчество место жительства или место пребывания, дата и место рождения (если известны) административного ответчика, а также номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. Наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет.
3. Положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа.
4. Сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
5. Размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
6. Сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ.
Одним из обязательных требований является представление вместе с административным исковым заявлением приложений, предусмотренных ч. 2 ст. 287 КАС РФ. К таким приложениям относятся:
- документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке;
- копию определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления;
- документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, - уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копий таких заявления и документов, если они направлены не были (копии представляются в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также представляются копии для прокурора).

Обратите внимание! Документы и сведения, представляемые фискальными органами при обращении в суд, формируют первичную доказательственную базу по соответствующему делу (согласно п. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца).

Так, согласно п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд:
- проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций;
- выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
- выясняет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций;
- проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Заметим, что требование приложить к заявлению документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, корреспондирует с предусмотренной ч. 7 ст. 125 КАС РФ обязанностью лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (ч. 7 ст. 125 КАС РФ). Если копии административного искового заявления и приложенных к нему документов направлены не были, то их направление будет осуществлено судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ).
Если заявление соответствует названным выше требованиям, суд обязан принять его к рассмотрению. Например, неверное указание наименования заявления не препятствует рассмотрению дела <1>. Вместе с тем важно отметить, что в представляемых документах должны быть отражены все данные, позволяющие суду проверить правильность исчисления фискальным органом обязательных платежей и санкций. В противном случае возможен отказ в удовлетворении требований административного истца <2>.
--------------------------------
<1> Апелляционные определения Московского городского суда от 04.02.2016 по делу N 33а-704, от 08.02.2016 по делу N 33а-71.
<2> В качестве примера можно привести Апелляционное определение Верховного Суда Республики Тыва от 09.03.2016 по делу N 33а-299/2016.

Предельный срок рассмотрения административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций составляет три месяца со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд (ч. 1 ст. 289 КАС).
Судебное решение выносится по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. Однако в его резолютивной части, кроме выводов, сведений и указаний, предусмотренных ч. 6 ст. 180 КАС РФ (в т.ч. порядка и сроков обжалования решения суда), должны быть указаны (ч. 2 ст. 290 КАС РФ):
1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Основной порядок производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций отличается более детальным рассмотрением дела и более длительными сроками. Остальные виды производств применяются при наличии условий, предусмотренных КАС РФ в целях ускорения разрешения дел.
Так, согласно ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.
При рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс). Устное разбирательство не проводится. Если для рассмотрения административного дела необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка (ч. 2 ст. 292 КАС РФ). В случае поступления таких возражений в установленный срок или с нарушением такого срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
Предельный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства составляет десять дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке такого производства (ч. 6 ст. 292 КАС РФ). Административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение.
Принятое судом решение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия (ч. 2 ст. 293 КАС РФ). В течение пятнадцати дней со дня получения решения суда оно может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Обратите внимание! Одной из новелл 2016 г. стало появление гл. 11.1 КАС РФ, регулирующей производство по делам о вынесении судебного приказа <1>, что должно упростить и ускорить взыскание бесспорных задолженностей. Кроме того, мировые судьи были наделены полномочиями по рассмотрению заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2016 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ, 2016, N 15, ст. 2065.

Следует отметить, что такой порядок снижает административную нагрузку не только на фискальные органы, но и на суды.
Судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 1 ст. 123.1 КАС РФ).
Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств (п. 2 ст. 123.5 КАС РФ).
Согласно п. 3 ст. 123.1 КАС РФ судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье по общим правилам подсудности, установленным КАС РФ.
Требования к содержанию заявления о вынесении судебного приказа закреплены ч. 2 ст. 123.3 КАС. В нем должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование взыскателя, его место нахождения, номера телефона, факса, адрес электронной почты, реквизиты банковского счета;
3) документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа;
4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно), номера телефона, факса, адрес электронной почты (если они известны);
5) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
6) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
7) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
8) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;
9) иные документы, подтверждающие обоснованность требований взыскателя;
10) перечень прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются (ч. 3 ст. 123.3 КАС РФ):
- документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом;
- копия требования об уплате платежа в добровольном порядке.
Заявление о вынесении судебного приказа подписывается руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление (ч. 4 ст. 123.3 КАС РФ).
Судья вправе вернуть заявление о вынесении судебного приказа либо отказать в его принятии (если заявление не отвечает требованиям соответственно ст. 129 и ч. 1 ст. 123.4, ст. 128 и ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), о чем выносится определение в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд.
Заявление о вынесении судебного приказа может быть возвращено по общим основаниям, предусмотренным для возвращения административного искового заявления ст. 129 КАС РФ, а также если не представлены документы, подтверждающие заявленное требование, либо не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные ст. 123.3 КАС РФ.
Возвращение заявления о вынесении судебного приказа (аналогично возвращению административного искового заявления) не является препятствием для повторного обращения взыскателя в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям после устранения допущенного нарушения (ч. 2 ст. 123.4 КАС РФ).
Отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа (так же, как и отказ в принятии административного искового заявления в соответствии со ст. 128 КАС РФ) препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением (ч. 4 ст. 123.4 КАС РФ).
Согласно ч. 3 ст. 123.4 судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128 КАС РФ, а также в случае, если:
1) заявлено требование, не предусмотренное ч. 3.1 ст. 1 КАС РФ;
2) место жительства или место пребывания должника находится вне пределов Российской Федерации;
3) из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Требования к содержанию судебного приказа установлены ст. 123.6 КАС РФ. В судебном приказе должны быть указаны:
1) номер производства и дата вынесения судебного приказа;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;
3) наименование и место нахождения взыскателя;
4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если известно);
5) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при удовлетворении требования;
6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию;
7) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;
8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
9) период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд (п. 1 ст. 123.5 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 123.6 КАС РФ судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр остается в материалах дела, а второй будет выдан взыскателю, если должник не представит возражения относительно исполнения судебного приказа, либо по просьбе взыскателя будет направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю. В случае взыскания государственной пошлины на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю.
Копия вынесенного судебного приказа направляется должнику в течение трех дней со дня вынесения такого приказа (п. 3 ст. 123.5 КАС РФ).
Должник вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа в течение двадцати дней со дня направления ему копии судебного приказа. В случае поступления от должника таких возражений судебный приказ подлежит отмене, что, однако, не лишает взыскателя права обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном гл. 32 КАС РФ.
Следует отметить, что если должник обоснует невозможность представления возражений в установленный срок по не зависящим от него причинам, то возражения могут быть приняты судом после указанного срока (ч. 4 ст. 123.7 КАС РФ). Кроме того, должник имеет право обжаловать судебный приказ в суде кассационной инстанции (ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ).
Производство по делам о вынесении судебного приказа существенно сокращает срок взыскания обязательных платежей. Одновременно законодатель предусмотрел защиту прав налогоплательщиков (взыскание производится только в отношении бесспорной задолженности, должник получает копию приказа и может обжаловать решение и др.).
Защита прав физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, при взыскании с них налогов, пеней и штрафов обеспечивается комплексным правовым механизмом, который реализуется на всех стадиях взыскания. Следует отметить, что законодательство также устанавливает, в какой последовательности взыскание обращается на имущество налогоплательщика (для организаций и индивидуальных предпринимателей - п. 5 ст. 47 НК РФ, для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, - п. 5 ст. 48 НК РФ).
Для эффективной защиты прав налогоплательщиков необходимо совершение ими активных действий в соответствии с законодательством. При отсутствии соответствующих действий со стороны налогоплательщиков соблюдение их прав обеспечивается органами государственной власти. В последнем случае защита прав налогоплательщиков возможна только при наличии четкого правового механизма взыскания налогов, пеней и штрафов, исключающего ошибки и злоупотребления со стороны государственных органов и должностных лиц.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑