Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 20.09.2016
К сожалению, за оплошности наших законодателей, как правило, приходится отдуваться обычным компаниям и предпринимателям. Вот об очередной такой недоработке из серии "левая рука не знает, что делает правая" мы и хотим рассказать. Из-за нее с проблемами могут столкнуться организации и предприниматели, у которых водителями работают люди, не имеющие водительских прав российского образца. Как правило, это мигранты из ближнего зарубежья.
Читаем Закон о безопасности дорожного движения
Этот Закон запрещает работодателям допускать к управлению автотранспортом на территории РФ работников, если у тех нет российских национальных водительских удостоверений <1>. Запрет действует с 9 мая 2014 г. <2>.
Во исполнение указанного Закона Минтранс утвердил профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций и ИП, занимающихся автоперевозками. Они вступили в силу с 14 июня этого года и предписывают водителям легковых и грузовых машин иметь российские национальные права <3>.
Внимание! За допуск к управлению ТС водителя, не имеющего водительских прав российского образца (если они обязательны в силу закона), инспектор ДПС может оштрафовать должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию ТС, на 50 000 руб. <4>.
Тем же Законом о безопасности дорожного движения установлено, что водители-мигранты, работающие в РФ, не могут при исполнении своих трудовых обязанностей управлять транспортом на основании национальных или международных водительских прав <5>. Однако это положение начнет действовать только с 01.06.2017 <6>.
Примечание
Кстати, дату вступления в силу этой нормы меняли несколько раз: сначала 09.05.2014, потом 01.06.2015, теперь вот 01.06.2017. Последний перенос срока законодатели объяснили присоединением Крыма к РФ. Мол, надо дать его жителям время, чтобы обменять украинские права на российские <7>. Это по меньшей мере странно, так как крымчанам еще в 2014 г. разрешили без экзаменов обменять свои водительские удостоверения. И они должны были это сделать до 1 января 2015 г. <8>. То есть даже до того, как законопроект о последнем переносе срока был внесен в Госдуму...
И смотрите, что получается. Допускать за руль водителей-мигрантов с их "местными" правами под угрозой штрафа нельзя, однако водить служебную машину им можно еще без малого год... Согласитесь, это, мягко говоря, нелогично.
--------------------------------
<1> Пункт 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ).
<2> Часть 1 ст. 3 Закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ.
<3> Пункты 4.3, 5.3 Требований, утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.
<4> Статья 12.32.1, п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.
<5> Пункт 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ.
<6> Часть 2.1 ст. 3 Закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ.
<7> Пояснительная записка к проекту закона N 759101-6.
<8> Постановление Правительства РФ от 05.09.2014 N 897.
Что говорят суды
И подобное впечатление, видимо, сложилось не только у нас. К примеру, в одном областном суде считают: исходя из совокупности норм Закона о безопасности дорожного движения запрета на допуск водителей с иностранными правами сейчас нет. Поэтому должностных лиц нельзя привлекать к ответственности за такой допуск <9>.
О том, что запрет вступит в силу лишь с 01.06.2017, говорят и арбитражные суды. Они удовлетворяли иски фирм-автовладельцев к страховым компаниям, которые отказались выплачивать страховку в связи с ДТП, в том числе из-за того, что удостоверения водителей, управлявших застрахованной машиной, были не российского образца <10>. И эти суды тоже считают, что норма ст. 20 Закона, запрещающая допускать за руль водителей без российских прав, должна применяться только в связке с положением ст. 25, которая лишь с 01.06.2017 запрещает управлять автомобилем на основании национальных водительских удостоверений.
А до указанной даты иностранцы, работающие в РФ водителями, могут водить машину со своими национальными правами. Причем если они выданы в государстве, которое, как и Россия, является участником международной Конвенции о дорожном движении <11>, то такие права не требуют нотариального перевода на русский язык <12>. Во всех остальных случаях водитель обязан предъявлять такой перевод вместе с удостоверением <13>.
Примечание
Участниками Конвенции о дорожном движении, наряду с РФ, являются, в частности, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина.
Таким образом, через суд есть большие шансы доказать, что допуск мигранта-водителя к управлению авто без прав российского образца не влечет за собой ни штрафа, ни отказа в страховом возмещении. И это справедливо, по крайней мере, до лета 2017 г.
Но если вы не хотите проблем, тогда, конечно, лучше не нанимать водителями иностранцев, у которых нет наших удостоверений.
* * *
Всей этой катавасии можно было легко избежать, если бы, отодвигая срок вступления в силу нормы, запрещающей иностранным работникам управлять транспортом без российских прав, законодатели заодно перенесли бы и срок вступления в силу запрета допускать их за руль. Видимо, просто забыли...
--------------------------------
<9> Постановление Костромского облсуда от 06.05.2016 N 7-57/2016; Решение Костромского облсуда от 04.02.2016 N 7-35/2016.
<10> Постановления АС МО от 22.06.2016 N Ф05-7456/2016, от 30.05.2016 N Ф05-5518/2016; 9 ААС от 19.02.2016 N 09АП-1214/2016-ГК.
<11> Заключена в г. Вене 08.11.1968.
<12> Постановление АС МО от 22.06.2016 N Ф05-7456/2016.
<13> Пункт 15 ст. 25 Закона N 196-ФЗ.