Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 21.09.2016
Организация выполняла строительные работы для заказчика. Предварительно она получила аванс в размере 75% от общей стоимости работ по договору. Но когда все работы были выполнены, заказчик подписал акты приемки выполненных работ лишь на 50% от общей стоимости работ (по первым нескольким этапам). Остальные акты заказчик отказался подписывать, ссылаясь на отсутствие денег.
Организация подала иск в суд, выиграла его: суд признал весь объем работ выполненным и присудил заказчику перечислить подрядчику оставшиеся 25% стоимости работ по договору. Однако оказалось, что у заказчика открыта процедура банкротства и введено внешнее управление. Так что организация сомневается в том, что когда-либо получит подписанные акты, а главное - остаток долга.
Посмотрим, как эту ситуацию отразить в налоговом учете.
Особенности строительных актов на выполнение работ
Напомним, что составление акта по работам, выполненным по договору строительного подряда, имеет свои особенности. Заказчик должен приступить к приемке результата выполненных работ сразу же, как только получит сообщение от подрядчика о готовности к сдаче этих результатов <1>. По результатам составляется акт, подписанный обеими сторонами. Если при приемке выявляются недостатки работ, они фиксируются в акте <2>.
(!) Если же заказчик неправомерно уклоняется от подписания акта (не является на приемку либо просто отказывается подписывать акт), в самом акте об этом делается отметка и документ подписывается исполнителем работ - подрядчиком. И такой односторонний акт сдачи-приемки результата работ имеет юридическую силу: он может быть признан судом недействительным лишь в случае, когда отказ от подписания акта заказчиком был обоснован <3>.
Так, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ, если обнаружит недостатки:
- из-за которых невозможно использовать результат работ по назначению;
- которые не могут быть устранены ни подрядчиком, ни заказчиком <4>.
В рассматриваемой ситуации отказ от подписания актов обоснованным не назовешь. Ведь отсутствие денег у заказчика не может быть объективной причиной для того, чтобы считать работы подрядчика невыполненными.
Следовательно, подрядчик имел полное право подписать односторонний акт. Тем не менее он этого не сделал. А раз подписанного акта нет, то нет и оснований для отражения реализации в налоговом учете. Следовательно, со стоимости работ, не принятых заказчиком, не нужно платить налог на прибыль и не нужно отражать НДС-реализацию, выставляя отгрузочный счет-фактуру.
Примечание
Если бы выполняемые по договору подряда работы попадали в категорию работ с длительным технологическим циклом, то выручку от реализации пришлось бы отражать в "прибыльном" учете даже до подписания окончательного акта выполненных работ. Напомним, что работы для целей налогообложения прибыли признаются имеющими длительный технологический цикл, когда одновременно выполняются два условия <5>:
- в договоре не выделены этапы выполнения работ <6>;
- работы выполняются как минимум в 2 календарных годах.
Получается, что, если бы односторонний акт был составлен подрядчиком, тогда на дату его составления пришлось бы отразить выручку в "прибыльном" налоговом учете и НДС-учете. А меж тем для получения денег все равно пришлось бы обращаться в суд. Как видим, то, что акт не был подписан, лишь отсрочило начисление налогов с выручки.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ст. 753 ГК РФ.
<2> Пункт 4 ст. 753, п. 2 ст. 720 ГК РФ.
<3> Пункт 4 ст. 753 ГК РФ.
<4> Пункт 6 ст. 753 ГК РФ.
<5> Пункт 2 ст. 271, ст. 316 НК РФ; Письма Минфина России от 13.01.2014 N 03-03-06/1/218, от 04.02.2015 N 03-03-06/1/4381.
<6> Письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-06/1/4381, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/637.
Отражаем итоги судебных тяжб
Итак, суд признал, что права подрядчика нарушены, все работы выполнены и должны быть оплачены заказчиком. Как только такое решение вступит в силу, в налоговом учете надо будет отразить выручку от реализации. В рассматриваемом случае - в размере 50% от общей стоимости работ по договору.
НДС. Как только работы второго этапа будут признаны выполненными, подрядчик должен будет выписать отгрузочный счет-фактуру.
Не будем забывать, что в нашей ситуации подрядчик изначально получил аванс в размере 75% от общей стоимости работ по договору и исчислил с него авансовый НДС. После подписания подрядчиком акта приема-передачи выполненных работ первого этапа (в размере 50% от стоимости работ) был выставлен счет-фактура по этим работам, начислен отгрузочный НДС, а часть авансового НДС в той же сумме принята к вычету. Остаток авансового НДС (25% от общей суммы налога со стоимости работ по договору) подлежит вычету после отражения оставшейся выручки и исчисления НДС с нее на дату вступления в силу решения суда. В итоге в бюджет придется уплатить НДС с разницы между налогом, исчисленным со стоимости работ второго этапа, и ранее исчисленным авансовым налогом. То есть в нашем случае - НДС с 25% от безналоговой стоимости работ по договору.
На вычет "входного" НДС по сырью, материалам, услугам производственного характера отражение выручки от реализации никак не влияет - он был заявлен к вычету в момент принятия приобретенных активов к учету <7>.
Налог на прибыль. Когда подрядчик отразит выручку от реализации работ второго этапа, появится возможность признать в "прибыльной" базе и часть прямых расходов, которые были непосредственно связаны с выполнением этих работ <8>. То есть стоимость приобретенных и использованных сырья, материалов, сторонних услуг и иных прямых затрат, сформировавших налоговую себестоимость выполненных работ второго этапа, уменьшит выручку.
--------------------------------
<7> Пункт 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
<8> Статьи 318, 319 НК РФ.
Учитываем банкротство должника
К сожалению, выигрыш в суде не гарантирует реального получения денег за выполненные ими работы.
Но надо предпринять все возможные шаги, чтобы получить хотя бы часть денег. Для этого компании-кредитору нужно как можно скорее предъявить свои требования должнику для включения суммы долга в реестр кредиторов <9>. Разумеется, это дело юристов или руководства, а не бухгалтера. Задача бухгалтера в таком случае - сообщить руководству сумму долга и отслеживать его погашение.
Если случится чудо и из конкурсной массы вернут всю сумму долга, это никак не скажется на налоговом учете.
Но банкрот на то и банкрот, что у него обычно нет денег для погашения всех образовавшихся долгов. Так что практически нет надежды на то, что вернут весь долг.
Посмотрим, как известие о банкротстве должника повлияет на налоговый и бухгалтерский учет.
--------------------------------
<9> Статья 16, п. 1 ст. 71 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ).
"Прибыльный" учет задолженности банкрота
Списывать долг банкрота нет оснований. Задолженность нельзя признать безнадежной вплоть до тех пор, пока арбитражный суд не вынесет определение о завершении конкурсного производства, на основании которого в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации должника <10>.
Обратите внимание, что если конкурсное производство еще не завершено, то, по мнению Минфина, срок исковой давности (стандартно - 3 года) нельзя учитывать при признании задолженности безнадежной с налоговой точки зрения <11>. Надо дожидаться ликвидации должника-банкрота.
Внимание! Возможность создания резерва сомнительных долгов в налоговом учете лучше закрепить в учетной политике для целей налогообложения - тогда не будет споров с проверяющими по поводу обоснованности отчислений в него <12>.
Если следовать разъяснениям Минфина, получается, что внереализационным расходом такой долг станет только после того, как компания-кредитор получит выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации заказчика <13>.
(!) Ускорить фактическое признание в расходах долга заказчика-банкрота можно, создав в налоговом учете резерв по сомнительным долгам по такой задолженности - отчисления в него и будут учтены в расходах текущего периода. Для этого нужно, чтобы прошло не менее 45 дней со дня срока платежа, установленного договором <14>. Напомним, что в резерв можно включить:
- при просрочке от 45 до 90 дней - 50% долга;
- при просрочке более 90 дней - всю сумму долга.
Если резерв сомнительных долгов создавался, то списание долга при ликвидации заказчика-должника будет уменьшать сумму созданного резерва <15>.
--------------------------------
<10> Пункт 3 ст. 149 Закона N 127-ФЗ.
<11> Письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313.
<12> Статьи 266, 313 НК РФ.
<13> Подпункт 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ; Письма Минфина России от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72494, от 14.03.2014 N 03-03-06/1/11063, от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313.
<14> Пункты 1, 3, 4 ст. 266 НК РФ.
<15> Подпункт 2 п. 2 ст. 265, абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ.
Бухгалтерский учет долга заказчика
В бухучете задолженность нужно списать с баланса в тот момент, когда появилась уверенность в том, что заказчик не погасит свой долг <16>. К примеру, если компания узнала, что имущества должника, которое составляет конкурсную массу, недостаточно даже для удовлетворения требований первых двух очередей <17>. Ведь это будет означать, что для погашения долгов следующих очередей не останется ни копейки. В том числе и для погашения долгов обычных контрагентов (в число которых входит и подрядчик).
Но не забудем и о том, что в бухучете подрядчик обязан создать резерв по сомнительным долгам, как только возникли сомнения в стопроцентной оплате долга в установленный договором срок <18>.
Так что, скорее всего, в бухучете будет следующая картина.
Содержание операции |
Дт |
Кт |
На дату признания задолженности сомнительной |
||
Отчисление в резерв сомнительных долгов |
20 "Основное производство" |
63 "Резервы по сомнительным долгам" |
На дату признания задолженности безнадежной |
||
Списание признанного безнадежным долга заказчика |
63 "Резервы по сомнительным долгам" |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
Списанная задолженность в полной сумме учтена на забалансовом счете |
007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" |
|
Если же резерв не создавался в бухучете (либо ошибочно, либо по той причине, что не было достаточно данных для признания долга заказчика сомнительным), проводки будут такие.
Содержание операции |
Дт |
Кт |
На дату признания задолженности безнадежной |
||
Списание признанного безнадежным долга заказчика |
91 "Прочие доходы и расходы" |
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" |
Списанная задолженность в полной сумме учтена на забалансовом счете |
007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" |
|
Списанную дебиторку учитывайте за балансом до ликвидации банкрота.
--------------------------------
<16> Пункт 11 ПБУ 10/99.
<17> Статьи 131, 134 Закона N 127-ФЗ.
<18> Пункт 70 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
НДС-учет
Банкротство должника никак не повлияет на обязательства подрядчика по НДС. Ведь начисленный налог с выручки, которая не была оплачена заказчиком, будет учтен в расходах в составе безнадежной задолженности <19>.
* * *
Хорошо хоть, что не полученный от банкрота долг можно учесть в расходах. Правда, для этого придется дождаться ликвидации должника.
<19> Письма Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726; Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05.