Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 22.09.2016
01.01.2015 Россия вместе с Беларусью и Казахстаном начала жить в условиях функционирования созданного ими интеграционного объединения - Евразийского экономического союза, который по замыслу руководства государств-учредителей призван решать часть тех же государственных задач, которую решает Европейский союз для 28 европейских стран, являющихся его членами. Через день к этому Союзу присоединилась Армения, а еще через 8 месяцев - Кыргызстан.
Европейская бюрократия, обеспечивающая работу институтов и органов Европейского союза, является постоянным объектом критики как со стороны государств-членов, так и государств, которые членами Европейского союза не являются.
Однако для многих европейцев работа в аппарате Европейской комиссии, другого института или органа Европейского союза является престижной и желанной.
Такой же престижной для чиновников евразийских государств становится работа в постоянных органах Евразийского союза - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Суде Евразийского экономического союза.
Основополагающие правила занятия должностей в ЕЭК определены в статье 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Однако виды должностей (а по сути - структура аппарата Комиссии) определены не в самостоятельной норме Договора, а "по понятиям" - в статье 2 Договора через соответствующие дефиниции:
- "должностные лица" - граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов и заместителей директоров департаментов ЕЭК, а также руководителя Секретариата Суда Союза, заместителей руководителя Секретариата Суда Союза и советников судей Суда Союза;
- "сотрудники" - граждане государств-членов, работающие в органах Союза на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами.
Таким образом, персонал Комиссии состоит из двух профессиональных групп:
- руководители департаментов (директора и заместители директоров), именуемые должностными лицами;
- другие руководители в структуре департаментов (начальники отделов, заместители начальников отделов) и специалисты департаментов.
Основные требования для замещения и тех и других сформулированы в пункте 1 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе. Согласно названной норме право на занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов ЕАЭС имеют граждане государств - членов ЕАЭС, обладающие:
1) соответствующим профильным образованием;
2) опытом работы.
Департаменты обеспечивают работу двух органов Евразийской экономической комиссии - Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, а также Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
Чтобы понять правила формирования новой наднациональной бюрократии необходимо пояснить, что Совет ЕЭК состоит из вице-премьеров правительств 5 государств-членов, а Коллегия ЕЭК - из назначаемых государствами 10 <1> членов Коллегии, статус которых определяется как статус министров. В целом же Комиссия представляет своего рода блок, выделенный из правительств и структур исполнительной власти России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, в результате передачи этими странами части правительственных и министерских полномочий надгосударственному органу.
--------------------------------
<1> С 01.02.2015.
Руководители департаментов ЕЭК
Принципы равной представленности и квотирования должностей
Как уже отмечалось, руководители департаментов ЕЭК - директора и заместители директоров департаментов ЕЭК - именуются в Договоре о Евразийском экономическом союзе должностными лицами. Трудовые отношения с ними возникают и регулируются по специальным правилам, которые существенным образом отличаются от правил создания аппарата Европейской комиссии и предопределяют специфичность формируемой евразийской бюрократии.
Пожалуй, можно отметить только одно совпадение с процедурой формирования департаментов (генеральных директоратов) и служб Европейской комиссии - условие о том, что должности могут замещаться только гражданами государств-членов. В остальном евразийская процедура формирования обеспечивающего работу Евразийской экономической комиссии аппарата весьма далека от принципов наднациональности, независимости деятельности от органов власти государств - членов Евразийского экономического союза и т.д.
Прежде всего, в отношении должностных лиц департаментов ЕЭК требование о гражданстве сформулировано в пункте 2 статьи 9 Договора в качестве запрета на занятие гражданами одного и того же государства соответствующих должностей - директора и заместителя директора департамента ЕЭК. Это изобретение евразийской номенклатуры означает, что если директором департамента назначается гражданин Российской Федерации, то на должность заместителя директора гражданин Российской Федерации назначен быть не может.
В соответствии с тем же пунктом 2 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе отбор кандидатов на занятие указанных должностей производится конкурсной комиссией ЕЭК с учетом принципа равной представленности. При этом кандидатуры для участия в конкурсе на занятие указанных должностей представляются членом Совета ЕЭК от соответствующего государства-члена.
На практике реализация указанных норм фактически означает закрепление и консервацию департаментов ЕЭК за государствами-членами. Так, если директором департамента ЕЭК будет назначен гражданин Республики Казахстан, а его заместителями - граждане или, как можно прочитать норму пункта 2 статьи 9 Договора, - представители других государств, то при условии, что все департаменты укомплектованы должностными лицами на принципах равной представленности, в случае досрочного прекращения трудового договора с директором департамента или с заместителем директора департамента образовавшаяся вакансия может быть заполнена гражданином только того же государства. Исключение может составлять случай, когда в этом или в другом департаменте одновременно освободилась или освобождается должность заместителя директора департамента. В этом случае у двух государств возникает право представить свои кандидатуры и возможность сделать рокировку.
Эффективным способом контроля за соблюдением принципа равной представленности могло бы считаться математическое моделирование распределения должностей между государствами. Поскольку такая модель может быть идеальной только при таком количестве департаментов и должностных единиц директоров и заместителей директоров, которое будет кратно 5 (количество государств-членов), и с учетом ее уязвимости в случае присоединения нового государства-члена было принято решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 N 80 об утверждении параметров представленности должностных лиц из числа государств-членов в департаментах ЕЭК. Согласно указанному решению представленность директоров департаментов и заместителей директоров департаментов ЕЭК обеспечивается в равном количестве от каждого из государств - членов Евразийского экономического союза; в случае если количество должностей должностных лиц в департаментах ЕЭК не кратно количеству государств-членов, то окончательное решение о распределении этих должностей принимается Советом ЕЭК.
Данное решение Высшего Евразийского экономического совета, подписанное президентами государств-членов, является свидетельством того, что к "консервации" национального представительства государства готовы и считают нормальным <1>. Решение Совета Комиссии <2> в случае некратности 5 количества должностей должностных лиц будет предметом настоящего торга между государствами за бюрократа, представляющего интересы конкретного государства.
--------------------------------
<1> В Европейском союзе в целях недопущения такой ситуации в Регламенте работы служащих Европейского союза 2014 г. сформулировано правило, что ни один пост не может быть зарезервирован за гражданином какого-либо государства (статья 27 основных положений).
<2> Такое решение принимается консенсусом, что означает, что все члены Совета Комиссии, а это, напомним еще раз, - вице-премьеры государств-членов, должны будут проголосовать за закрепление должностной единицы за государством.
Национализация государствами-членами руководящих должностей в ЕЭК делает схему организации труда руководящих работников бюрократической (в самом худшем значении этой характеристики), механистической и конфликтогенной.
Особенно заметными сложности в ее реализации станут тогда, когда прекратится действие последнего заключенного до 1 января 2015 года трудового договора о замещении должности директора или заместителя директора департамента ЕЭК. До этого времени высший должностной состав будет обновляться постепенно в силу абзаца пятого пункта 3 статьи 99 Договора о Евразийской экономической комиссии, согласно которому директора и заместители директоров департаментов, трудовые договоры с которыми заключены до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, продолжают выполнять возложенные на них обязанности до истечения сроков, предусмотренных в их трудовых договорах.
Постепенное обновление должностного состава усложняет построение и применение промежуточной математической модели. Однако даже если бы была возможность реализовать ее одномоментно - назначив сразу всех директоров и заместителей директоров департаментов, основанная на равной национальной представленности матрица замещения руководящих должностей с очевидностью бы "зацементировала" распределение должностей между государствами до наступления указанного выше случая (одновременного досрочного высвобождения должностей директора и заместителя директора), или до изменения организационной структуры (проведения организационно-штатных мероприятий в форме объединения и разделения департаментов), или до вступления в Союз нового члена. При этом очевидно, что с учетом высшего должностного "веса" должности директора департамента и в общем-то не очень однозначного понимания принципа равной представленности интерес государств именно к этим должностям в немалой степени может определить количество департаментов ЕЭК, кратное 5.
Не приспособленной с организационной точки зрения представляется эта схема к ситуации расширения Союза. Присоединение к Союзу нового члена либо должно будет обставляться соответствующими переходными положениями, поражающими его в правах на время до прекращения трудовых договоров с директорами и заместителями директоров департаментов в количестве, необходимом для приведения к балансу принципа равной представленности, либо пересмотром в связи с принятием нового члена принципов комплектования штата Комиссии либо созданием новых департаментов.
Замещение других должностей в ЕЭК российскими гражданами также подчинено квотированию, однако основанному на ином принципе - на принципе долевого участия государств в финансировании Комиссии. Автоматически перенесенная из старого Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 конструкция не согласована с находящимися в непосредственной близости от статьи 9 нормах - в статьях 12 и 20 Договора, которые устанавливают правила формирования бюджета Союза на основе долевых взносов государств - членов Евразийского экономического союза.
Размеры (шкала) указанных взносов государств - членов Евразийского экономического союза в бюджет Евразийского экономического союза утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 N 79 <1>. С учетом внесенных в указанное решение изменений <2> установлены следующие размеры (шкала) взносов государств-членов:
- Республика Армения - 1,11%;
- Республика Беларусь - 4,56%;
- Республика Казахстан - 7,11%;
- Кыргызская Республика - 1,90%;
- Российская Федерация - 85,32%.
--------------------------------
<1> Примечательным является тот факт, что в соответствии с пунктом 1 данного решения указанные размеры (шкала) определены Высшим Евразийским экономическим советом исключительно для целей формирования и исполнения бюджета Союза. О пригодности для применения или предназначения для определения квот должностей сотрудников ЕЭК в решении речи не идет.
<2> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 N 9 - на 2016 год.
Квотирование штата сотрудников ЕЭК с учетом размера взноса государства не так сложно, как управление матрицей должностей директоров и заместителей директоров. На первом этапе комплектования требования к кандидату в части гражданства выражаются в указании всех государств-членов. По мере заполнения штатных позиций департаментов ЕЭК требования к гражданству кандидатов выражаются путем указания тех государств-членов, чьи квоты не исчерпаны.
Конкурсный отбор
Следующей особенностью трудовых отношений с руководящим составом департамента в ЕЭК является конкурсный отбор кандидатов.
Отбор кандидатов, представленных от государств на должности должностных лиц или самостоятельно участвующих в конкурсе, как было указано выше, осуществляет конкурсная комиссия.
Правила формирования конкурсной комиссии для отбора кандидатов на должности директора и заместителя директора департамента определены в пункте 4 статьи 9 Договора.
В такую конкурсную комиссию входят все члены Коллегии Комиссии, за исключением Председателя Коллегии. Конкурсная комиссия принимает свои решения по представленным кандидатурам (кандидатуре) в виде рекомендаций большинством голосов и представляет их Председателю Коллегии Комиссии на утверждение. Если Председателем Коллегии Комиссии в отношении конкретного кандидата принимается решение, входящее в противоречие с рекомендацией конкурсной комиссии ЕЭК, то вопрос выносится Председателем Коллегии Комиссии на рассмотрение Совета Комиссии для принятия окончательного решения.
Здесь следует подчеркнуть, что Совет Комиссии - это один из органов Комиссии, состоящий из заместителей глав правительств государств-членов. То есть решение по спорной кандидатуре выносится Председателем Коллегии Комиссии на рассмотрение вышестоящего органа Комиссии, состоящего из 5 вице-премьеров государств-членов.
Парадоксы этой конструкции еще больше и глубже проявляются в акте вторичного права Союза - в решении того же Совета Комиссии "Вопросы замещения должностей в Евразийской экономической комиссии" от 12.11.2014 N 99 <1>.
--------------------------------
<1> Далее - Положение о Комиссии.
Прежде всего, в соответствии с Положением состав конкурсной комиссии расширен по сравнению с Договором о Евразийском экономическом союзе - в такую конкурсную комиссию помимо членов Коллегии Комиссии (исключая Председателя Коллегии) входит также должностное лицо департамента Комиссии, к компетенции которого относятся кадровые вопросы. При этом, правда, указанное должностное лицо выполняет функции секретаря и не имеет права голоса.
Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Коллегии Комиссии с учетом принципа равной представленности должностных лиц из числа граждан государств-членов в департаментах Комиссии:
а) самостоятельно - в отношении вакантной должности должностного лица в курируемых им (Председателем Коллегии) департаментах Комиссии;
б) по предложению члена Коллегии - в отношении вакантной должности должностного лица в курируемых этим членом Коллегии департаментах Комиссии.
Конкурс объявляется приказом Председателя Коллегии, который содержит квалификационные требования и дополнительные требования (в случае наличия), предъявляемые к кандидатам, а также сведения о форме оценки кандидатов (собеседование, тестирование либо письменные ответы на вопросы). Примечательно, что в пункте 3 Положения о конкурсной комиссии приведены требования к участвующим в конкурсе, не относящиеся к квалификационным и дополнительным. Согласно названной норме право на участие в конкурсе имеют граждане государств-членов, достигшие 18-летнего возраста, владеющие русским языком и соответствующие квалификационным требованиям к кандидатам на замещение должностей должностных лиц в департаментах ЕЭК.
К кандидатам могут предъявляться дополнительные требования, которые указываются в соответствующем приказе о проведении конкурса. Отсутствие каких-либо критериев, позволяющих ограничить право Председателя Коллегии ЕЭК или члена Коллегии ЕЭК в фантазии по расширению списка требований (то есть помимо возраста, владения русским языком и квалификационного профиля), делает риски манипулирования такими дополнительными требованиями вполне реальными.
С учетом принципа равной представленности к числу объективных дополнительных требований могло бы быть отнесено требование к гражданству кандидата.
Не встраиваются ни в какую из вышеприведенных конструкций - возраст, владение русским языком и квалификационные требования - присутствующие в пункте 3 Положения запреты на допуск к участию в конкурсе и прием на работу в Комиссию. Так, указанные запреты распространяются на лиц:
а) имеющих непогашенную либо неснятую судимость;
б) признанных решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными или ограниченно дееспособными;
в) лишенных решением суда, вступившим в законную силу, права занимать должности в органах власти государств-членов <1>.
--------------------------------
<1> Примечателен тот факт, что возникновение в ходе трудовой (служебной) деятельности обстоятельств, указанных в абзаце четвертом пункта 3 Положения о конкурсной комиссии, не является основанием для прекращения трудовых договоров в соответствии с решением Совета N 99.
Поскольку указанные запреты связаны с конкретными юридическими фактами, наличие или отсутствие которых подтверждается документами соответствующих органов, их реализация предполагает представление кандидатами соответствующих справок об отсутствии судимости, решений суда о признании недееспособными или ограниченного дееспособными и о лишении права занимать должности в органах власти государств-членов. Однако в отношении претендентов на должности должностных лиц в ЕЭК предусматривается презумпция добросовестности - согласно пункту 9 Положения о конкурсной комиссии подтверждение отсутствия фактов, препятствующих приему на работу в Комиссию, осуществляется путем указания кандидатом в анкете информации об отсутствии в отношении его сведений и фактов, препятствующих приему его на работу в Комиссию, о подлинности представленных им документов и сведений и о достоверности содержащейся в них информации.
Как следует из пункта 4 Положения о конкурсной комиссии, участвовать в конкурсе на замещение должности директора или заместителя директора департамента вправе уже работающее в комиссии должностное лицо или сотрудник структурного подразделения, причем независимо от того, какую должность он занимает на момент проведения конкурса.
Не работающими в ЕЭК гражданами данная конструкция может быть прочитана как определение (ограничение) круга лиц, которые могут принимать участие в конкурсе. В действительности же это попытка бюрократии действующего состава ЕЭК сохранить за собой право участвовать в конкурсе. При этом, учитывая значение для государства-члена по сути владения должностью и наделяя только члена Совета Комиссии правом вносить кандидатуры, желание и право должностного лица участвовать в конкурсе не реализуемо им самостоятельно. Что, правда, не исключает возможности самостоятельного представления своей кандидатуры вице-премьеру государства своего гражданства.
С учетом того обстоятельства, что пунктом 9 Порядка заключения трудового договора (контракта), его продления и оснований его расторжения в Евразийской экономической комиссии, утвержденного тем же решением Совета ЕЭК от 12.11.2014 N 99, предусмотрена возможность продлевать срок "консервации" должности за государством и за человеком путем продления трудового договора (контракта) с должностным лицом Председателем Коллегии по согласованию с Советом Комиссии; норма пункта 4 Положения о конкурсной комиссии рассчитана на случай поддерживаемого "своим" членом Совета Комиссии желания действующего должностного лица занять новую должность.
Информация о проведении конкурса направляется Председателем Коллегии членам Совета Комиссии в день подписания Председателем Коллегии приказа о проведении конкурса. Поскольку вопрос о том, в какой срок должна собраться конкурсная комиссия, в Положении о конкурсной комиссии отсутствует, очевидно, что в приказе о проведении конкурса должен указываться срок проведения конкурса и срок представления кандидатур.
Получив соответствующую информацию, члены Совета Комиссии формируют список кандидатур на замещение должности должностного лица в департаменте Комиссии. То есть в отношении российских граждан указанный список формируется первым заместителем Председателя Правительства РФ И.И. Шуваловым.
Указанный список должен быть направлен в ЕЭК в течение 30 рабочих дней со дня направления Председателем Коллегии информации о проведении конкурса.
К списку кандидатур должны прилагаться следующие документы:
а) личное заявление кандидата на имя Председателя Коллегии, составленное на русском языке, содержащее полные фамилию, имя, отчество (при наличии) кандидата, наименование должности, на замещение которой он претендует, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) и номер телефона кандидата;
б) анкета кандидата с приложением 2 фотографий, формат и требования к которым содержатся в форме анкеты, публикуемой на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
в) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (оригинал соответствующего документа предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) копии следующих документов, подтверждающих необходимую квалификацию (заверяются нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы) кандидата; для документов, составленных не на русском языке, представляется их перевод на русский язык):
- документы об образовании, а также по желанию кандидата - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания;
- трудовая книжка и (или) иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность.
Количество кандидатур, которое может представить государство, не ограничено. Поскольку предусматривается все же представление списка кандидатур, а не кандидатуры, от одного государства может быть представлено несколько кандидатов, которые будут конкурировать либо с кандидатами других государств, либо между собой (в случае, если конкурс проводится в условиях, когда другие государства не могут реализовать свое право на выдвижение кандидатуры в силу исчерпания применительно к ним принципа равной представленности).
Конкурс по представленным членами Совета Комиссии кандидатурам проводится конкурсной комиссией.
На заседании конкурсной комиссии ЕЭК кандидатов представляет Председатель Коллегии в отношении должности должностного лица в курируемых им департаментах Комиссии или член Коллегии в отношении должности должностного лица в курируемых этим членом Коллегии департаментах Комиссии.
В расчете на то, что представителей одного государства может быть сразу несколько, предусмотрена возможность проведения конкурсной комиссией выездных заседаний на территориях государств. Поскольку выезд 9 или 6 министров Коллегии Комиссии в другое государство только с целью тестирования или обсуждения кандидатов на должности директоров или заместителей директоров департаментов маловероятен, представляется, что норма рассчитана на случаи, когда будет проводиться выездное заседание Коллегии.
Члены конкурсной комиссии принимают участие в заседании лично, без права замены. Заочное голосование не допускается.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 ее состава. С учетом того обстоятельства, что в новом составе Коллегии Комиссии 10 министров, то, исключая Председателя Коллегии, заседание конкурсной комиссии будет считаться правомочным в случае присутствия 6 министров.
Кандидаты оцениваются посредством проведения устного собеседования, тестирования либо по результатам письменных ответов на поставленные в рамках конкурсных процедур вопросы.
Конкурс заключается в сравнительной оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям и дополнительным требованиям (в случае наличия), предъявляемым к кандидатам.
По итогам заседания конкурсной комиссии оформляется протокол.
Устное собеседование с кандидатом фиксируется с помощью технических средств записи, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
Протокол по результатам проведения конкурса подписывается всеми членами конкурсной комиссии, участвовавшими в заседании. Протоколы, носители записей, документы и письменные ответы кандидатов хранятся в течение 1 года в департаменте Комиссии, к компетенции которого относятся кадровые вопросы.
Решение по результатам проведения конкурса принимается членами конкурсной комиссии открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов конкурсной комиссии в виде рекомендации Председателю Коллегии.
В случае равенства голосов при голосовании кандидатура на замещение вакантной должности должностного лица в департаменте Комиссии направляется на рассмотрение Председателя Коллегии для принятия окончательного решения. Нельзя не отметить, что цель направления кандидатуры на рассмотрение Председателя Коллегии неочевидна - Председатель Коллегии не рассматривает ее (кандидатуру) лично и тем более не проводит с кандидатурой дополнительные конкурсные процедуры (особенно, если конкурс проводился в форме тестирования или письменных вопросов).
Основанием для рассмотрения кандидатуры Председателем Коллегии в силу абзаца второго пункта 4 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе является рекомендация конкурсной комиссии, но не информация конкурсной комиссии о том, что эта рекомендация не может быть принята в силу равенства голосов. Если считать, что "передача" кандидатуры на рассмотрение Председателя Коллегии является рекомендацией конкурсной комиссии, то любое последующее решение Председателя будет входить в противоречие с той частью конкурсной комиссии, которая проголосовала против этой кандидатуры. Так что норма по своему содержанию - фикция, переводящая всю ответственность за выбор кандидата в случае равного количества голосов "за" и "против" <1> на Председателя Коллегии.
--------------------------------
<1> Примечательно, что при отсутствии указания на возможные варианты голосов - "за" и "против" воздержание от голосования (а таковое не исключено) будет работать в пользу большинства голосов.
Согласно пункту 15 Положения о конкурсной комиссии принятое конкурсной комиссией решение по результатам проведенного конкурса представляется Председателю Коллегии и в случае его утверждения является основанием для назначения <1> кандидата на вакантную должность. В случае принятия Председателем Коллегии в отношении кандидата решения, которое не соответствует рекомендации конкурсной комиссии, данный вопрос выносится Председателем Коллегии на рассмотрение Совета для принятия окончательного решения.
--------------------------------
<1> В части назначения на должность норма Положения о конкурсной комиссии не согласуется с трудовым законодательством государств-членов. В основных законах стран о труде утверждение в должности является самостоятельным основанием возникновения трудовых отношений, равным по юридическим последствиям назначению на должность. Но утверждение в должности как основание для назначения на должность - сугубо изобретение евразийской бюрократии.
Достаточно сложно представить реализацию этой нормы на практике. С одной стороны, Председатель Коллегии обладает правом на утверждение кандидатуры, не предложенной конкурсной комиссией. Однако неясно, каким образом образуется эта кандидатура, поскольку именно рекомендация конкурсной комиссии, а не иное является основанием для отбора из списка кандидатуры, прошедшей конкурсный отбор. Возможным вариантом является случай самостоятельного отбора Председателем Коллегии кандидатуры из списка, предложенного вице-премьерами правительств государств, без учета результатов конкурса, что не согласуется с нормами Договора. Фактически это означает, что Председатель Коллегии принимает решение о назначении кандидата на вакантную должность без конкурсного отбора. Такая реализация условного права не только не отвечает абзацу второму пункта 4 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе, но означает пересмотр Председателем Коллегии итогов конкурса, проведенного конкурсной комиссией, правом на который он не наделен.
Своеобразный "реверанс" государств-членов в сторону Председателя Коллегии, допускающий в принципе возможность противоречия <1> Председателя Коллегии конкурсной комиссии, то есть министрам, проголосовавшим за конкретного кандидата, также является юридической фикцией. Входить в противоречие с рекомендацией конкурсной комиссии может только одно решение - о неутверждении этого кандидата. В дальнейшем "фронда" Председателя Коллегии бесполезна - приняв такое решение устно <2>, Председатель Коллегии в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе выносит вопрос на рассмотрение Совета Комиссии для принятия окончательного решения. То есть Председатель Коллегии, отобрав не ту кандидатуру, которую рекомендовала конкурсная комиссия, или вообще не ту, которую рекомендовала конкурсная комиссия <3>, или вообще никакую, включает вопрос в повестку дня заседания Совета Комиссии о том, что он не исполнил рекомендацию конкурсной комиссии. При этом неясно, по какому именно вопросу вице-премьеры государств-членов должны принять окончательное решение. Слово "окончательное" указывает все же на решение об утверждении кандидатуры, а не факт принятия Председателем Коллегии решения, входящего в противоречие с рекомендацией конкурсной комиссии.
--------------------------------
<1> Не несогласие, как было бы уместно указать.
<2> А оно не может быть формализовано в приказе о неутверждении, поскольку в качестве основания издания такого приказа единственно возможно указание воли Председателя Коллегии.
<3> Что уж совсем будет явным нарушением.
Поскольку собственное решение об утверждении кандидата, рекомендованного конкурсной комиссией или отобранного Председателем Коллегии, Совет Комиссии принимать не должен <1>, то логичной будет дача Председателю Коллегии поручения заключить трудовой договор с согласованной консенсусом кандидатурой. Понимая все риски своего противоречия с конкурсной комиссией (по сути - конфликта с проголосовавшими за кандидатуру министрами), а также фактического понуждения к утверждению в должности и заключению трудового договора с определенным вице-премьерами правительств кандидатом и последующей работы с утвержденным в должности директора или заместителя директора департамента лицом, норма абзаца второго пункта 4 статьи 9 Договора о Евразийском экономическом союзе является еще одной фикцией объективного отбора кандидатур на должности должностных лиц ЕЭК <2>.
--------------------------------
<1> Иное означало бы появление фактически "неприкасаемого" должностного лица, имеющего мандат на трудовую деятельность в ЕЭК на основании решения вице-премьеров правительств государств-членов.
<2> Гипотетически конфликт маловероятен даже в том случае, когда будет разрешаться вопрос о замещении должности директора или заместителя директора департамента, находящегося в подчинении Председателя Коллегии. С аппаратной точки зрения проще будет утвердить нежелательного кандидата в должности и в случае несоответствия его требованиям Председателя Коллегии прекратить с ним трудовые отношения.
С учетом того факта, что кандидатуры, по сути, представляются государствами-членами, нелогичным представляется возложение пунктом 16 Положения о конкурсной комиссии на кандидатов расходов, связанных с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами связи и др.) - то есть за счет собственных средств кандидатов. При такой конструкции невозможно и командирование кандидата от государства, и отказ от поездки кандидата в место проведения конкурса. Очевидно, что вице-премьерам правительств, подписавшим решение об утверждении Положения о конкурсной комиссии, известна высокая с точки зрения оплаты труда "цена вопроса".
В соответствии с пунктом 17 Положения о конкурсной комиссии по итогам проведения конкурса кандидатам направляется сообщение о его результатах в письменной форме по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения Председателем Коллегии соответствующего решения конкурсной комиссии. По всей вероятности, выполнение данного пункта будет обеспечивать соответствующий департамент ЕЭК.
В заключение рассмотрения вопроса о порядке замещения в Евразийской экономической комиссии должностей директоров и заместителей директоров департаментов необходимо отметить, что сложная процедура утверждения в должности на условиях представления кандидатуры от государства-члена не обеспечена соответствующими договорными нормами.
В следующих номерах будут рассмотрены содержание трудового договора с должностными лицами ЕЭК и основания его расторжения.
Во второй части статьи, посвященной вопросам регулирования трудовых отношений российских граждан в международных организациях на примере Евразийской экономической комиссии (Комиссия, ЕЭК), проанализируем процедуру конкурсного отбора на должности сотрудников ЕЭК и порядок заключения с ними и должностными лицами ЕЭК трудовых договоров (контрактов).
Сотрудники ЕЭК
Конкурсные процедуры
Правила конкурсного отбора на должности сотрудников Евразийской экономической комиссии определены в Порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности сотрудника в структурном подразделении Евразийской экономической комиссии, утвержденном в составе Порядка заключения трудового договора (контракта), его продления и основания для его расторжения в Евразийской экономической комиссии, в свою очередь утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 99.
К кандидатам на должности сотрудников ЕЭК предъявляются те же общие требования, что и к кандидатам на должности директоров и заместителей директоров департаментов ЕЭК, - они должны быть:
1) гражданами государств-членов;
2) достичь возраста 18 лет <1>;
3) владеть русским языком;
4) соответствовать установленным квалификационным требованиям к кандидатам.
--------------------------------
<1> В действительности возраст приема на работу в ЕЭК во всех случаях более высокий за счет выдвижения в составе квалификационных требований соответствующих требований к профессиональному образованию.
Помимо указанных требований к кандидатам могут предъявляться другие требования, которые указываются в соответствующем приказе о проведении конкурса. Обычно это требования к определенному гражданству кандидатов, обусловленное распределением долей в штате между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией (государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз)) в соответствии с учетом их долевого участия в финансировании ЕЭК <1>.
--------------------------------
<1> Подробно о размерах взносов в первой части статьи, опубликованной в "КП" N 11/2015.
В конкурсе на замещение должности сотрудника ЕЭК помимо внешних кандидатов могут участвовать и работающие в Комиссии должностные лица (директора и заместители директоров департаментов), и сотрудники ЕЭК независимо от того, какие должности они замещают в период проведения конкурса.
Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Коллегии ЕЭК:
- самостоятельно - в отношении вакантной должности сотрудника в курируемых Председателем структурных подразделениях Комиссии;
- по предложению члена Коллегии Комиссии (министра) - в отношении вакантной должности сотрудника в курируемых этим членом Коллегии структурных подразделениях Комиссии.
Конкурс объявляется приказом Председателя Коллегии, в котором приводятся квалификационные требования и дополнительные требования (при наличии), а также форма оценки кандидатов - собеседование, тестирование либо письменные ответы на вопросы.
Конкурс состоит из следующих этапов:
I этап - размещение на официальном сайте Союза объявления о проведении конкурса. Такое объявление размещается в разделе "Вакансии в Комиссии" и включает следующую информацию:
а) наименование структурного подразделения Комиссии, для замещения вакантной должности сотрудника в котором объявляется конкурс (с указанием почтового адреса и номеров телефонов Комиссии);
б) наименование вакантной должности сотрудника с обозначением основных функциональных обязанностей и указанием срока трудового договора (контракта);
в) требования к гражданству (в соответствии со статьей 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
г) квалификационные требования и дополнительные требования (при наличии), предъявляемые к кандидатам.
Квалификационные требования к кандидатам на замещение должностных лиц и сотрудников Евразийской экономической комиссии утверждены решением Совета ЕЭК от 12.11.2014 N 99. Это требования к уровню профессионального образования и стажу работы по профилю, соответствующему должностным обязанностям, а также профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования сформатированы на 9 групп персонала ЕЭК (табл.).
Таблица
Должность |
Квалификационные требования |
1. Директора департаментов и заместители директоров департаментов |
1. Высшее образование по профилю, соответствующему должностным обязанностям, и стаж работы не менее 5 лет по профилю. 2. Знание законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Знание практики применения законодательства в государствах-членах и ведущего международного опыта. 4. Специальные знания по профилю, соответствующему должностным обязанностям. 5. Навыки руководства коллективом, подготовки справочных, аналитических и информационных материалов, навыки научно-аналитической работы и ведения деловых переговоров и переписки |
2. Руководители секретариатов членов Коллегии, Председателя Коллегии |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему должностным обязанностям, не менее 3 лет. 2. Знание международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Знание практики применения законодательства в государствах-членах и ведущего международного опыта. 4. Навыки руководства коллективом, подготовки справочных, аналитических и информационных материалов, ведения деловых переговоров и переписки |
3. Помощники членов Коллегии, Председателя Коллегии |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему должностным обязанностям, не менее 1 года. 2. Знание международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Знание практики применения законодательства в государствах-членах и ведущего международного опыта. 4. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов, ведения деловых переговоров и переписки |
4. Начальник отдела департамента |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему служебным обязанностям, не менее 3 лет. 2. Знание законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Специальные знания по профилю, соответствующему служебным обязанностям. 4. Навыки руководства коллективом, подготовки справочных, аналитических и информационных материалов по вопросам, входящим в компетенцию отдела департамента, навыки научно-аналитической работы и ведения деловых переговоров и переписки |
5. Заместитель начальника отдела департамента |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему служебным обязанностям, не менее 3 лет. 2. Знание законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Специальные знания по профилю, соответствующему служебным обязанностям. 4. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов по вопросам, входящим в компетенцию отдела департамента, навыки научно-аналитической работы и ведения деловых переговоров и переписки |
6. Советник структурного подразделения |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему служебным обязанностям, не менее 3 лет. 2. Знание законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Специальные знания по профилю, соответствующему служебным обязанностям. 4. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, навыки научно-аналитической работы и ведения деловых переговоров и переписки |
7. Консультант структурного подразделения |
1. Высшее образование и стаж работы по профилю, соответствующему служебным обязанностям, не менее 1 года. 2. Знание законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Специальные знания по профилю, соответствующему служебным обязанностям. 4. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, ведения деловых переговоров и переписки |
8. Главный специалист-эксперт структурного подразделения |
1. Высшее образование. 2. Знание основ законодательства государств-членов в соответствующей сфере, международных договоров и актов, составляющих право Союза. 3. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, и ведения переписки |
9. Специалист-эксперт структурного подразделения |
1. Среднее профессиональное образование. 2. Навыки подготовки справочных, аналитических и информационных материалов. 3. Владение компьютерной и другой оргтехникой |
Указанный в таблице стаж работы по профилю, соответствующему должностным обязанностям, определяется в соответствии с законодательством того государства-члена, гражданином которого является кандидат.
К кандидатам на замещение должностей должностных лиц и сотрудников ЕЭК могут предъявляться дополнительные требования (в том числе знание практики применения законодательства в государствах-членах, навыки научно-аналитической работы, владение иностранными языками), которые указываются в порядке проведения конкурса;
д) правила и порядок приема документов для участия в конкурсе;
е) место и время приема документов для участия в конкурсе;
ж) срок приема документов кандидатов, который не может превышать 30 рабочих дней со дня публикации на официальном сайте объявления о проведении конкурса;
з) дата, время и место проведения заседания конкурсной комиссии. В случае изменения даты, времени или места проведения такого заседания по решению Председателя Коллегии размещается уточнение на официальном сайте Союза не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения конкурса.
II этап - прием документов от кандидатов в течение срока, указанного в составе информации о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 7 указанного выше Порядка кандидат представляет в ЕЭК следующие документы:
а) личное заявление на имя Председателя Коллегии, составленное на русском языке, содержащее полные фамилию, имя, отчество (при наличии) кандидата, наименование должности, на замещение которой он претендует, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) и номер телефона кандидата;
б) анкета с приложением 2 фотографий, формат и требования к которым содержатся в форме анкеты, публикуемой на официальном сайте Союза. В анкете кандидатом указывается информация о том, что в отношении его отсутствуют сведения и факты, препятствующие приему на работу в Комиссию, представленные им документы и сведения являются подлинными, в документах содержится достоверная информация;
в) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (оригинал соответствующего документа предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) копии документов, подтверждающих необходимую квалификацию (заверяются нотариально или кадровой службой по месту работы (службы)):
- документы об образовании, а также по желанию кандидата - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания;
- трудовая книжка и (или) иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность.
Если документы, подтверждающие необходимую квалификацию, составлены не на русском языке, то представляется их перевод на русский язык.
III этап - предварительное рассмотрение документов, представленных кандидатами в срок, отведенный для рассмотрения документов (с даты представления до даты проведения), с целью оценки полноты комплекта документов и правильности его оформления.
Как следует из пункта 8 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности сотрудника в структурном подразделении Евразийской экономической комиссии, лица, претендующие на замещение вакантной должности сотрудника ЕЭК, несвоевременно представившие документы или представившие их не в полном объеме, либо лица, представившие документы, не соответствующие установленным требованиям, к участию в конкурсе не допускаются.
С учетом предусматриваемого Порядком обязательного указания в анкете информации об отсутствии в отношении кандидата сведений и фактов, препятствующих приему на работу в Комиссию (то есть презюмирования добросовестности и честности кандидата в части сообщения о себе сведений, которые могли бы повлиять на принятие решения), нелогичным представляется положение пункта 8 Порядка о том, что не допускаются к участию в конкурсе и не могут быть приняты на работу в Комиссию лица:
1) имеющие непогашенную либо неснятую судимость;
2) признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лишенные решением суда, вступившим в законную силу, права занимать должности в органах власти государств-членов.
Никаких способов проверки Комиссией наличия указанных обстоятельств Договором о Евразийском экономическом союзе и Порядком не предусмотрено. А следовательно, неясно, как их можно выявить на этапе проведения конкурса или принятия решения о приеме на работу.
Исключение могут составлять случаи, когда выводы о наличии одного из указанных оснований будут зафиксированы в трудовой книжке кандидата (претендента), например в отношении российского гражданина - об увольнении в связи с осуждением к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в связи с приговором суда, вступившим в законную силу.
Однако и в этом случае возможности работодателя по проверке юридических фактов ограничены, поскольку кандидату (претенденту) не вменяется представление справок или иных документов, удостоверяющих или достоверно подтверждающих отсутствие соответствующих юридических фактов, а принятие решения основывается на той же презумпции добросовестности кандидата (претендента).
В этой связи положение о том, что департамент ЕЭК, отвечающий за организацию кадровой работы, направляет вышеуказанным лицам извещения с указанием причин отказа в допуске к участию в конкурсе, практически неприменимо к случаям выявления фактов, препятствующих поступлению на международную службу в ЕЭК.
Однако в случае выявления неполноты комплекта документов или несоответствия квалификации заявленным Комиссией требованиям указанный департамент в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов в Комиссию направляет лицу, претендующему на замещение вакантной должности, по указанному в его заявлении почтовому адресу извещение с указанием причин отказа в допуске к участию в конкурсе.
IV этап - оценка кандидатов конкурсной комиссией. Состав и порядок работы такой комиссии утверждаются приказом Председателя Коллегии. При проведении конкурса на замещение вакантной должности сотрудника в структурном подразделении Комиссии, деятельность которого курирует Председатель Коллегии, конкурсную комиссию возглавляет Председатель Коллегии. Член Коллегии возглавляет конкурсную комиссию в тех случаях, когда проводится конкурс на замещение вакантной должности сотрудника в структурном подразделении Комиссии, деятельность которого курирует член Коллегии.
В состав конкурсной комиссии также включаются:
1) должностные лица структурного подразделения Комиссии, для замещения вакантной должности сотрудника в котором объявляется конкурс;
2) сотрудник департамента Комиссии, к компетенции которого относятся кадровые вопросы, в качестве секретаря конкурсной комиссии (без права голоса).
На заседание конкурсной комиссии приглашаются представители департаментов Комиссии, к компетенции которых относятся кадровые и правовые вопросы. По приглашению председателя конкурсной комиссии на заседании конкурсной комиссии могут присутствовать иные лица.
Как и в случае с конкурсом на замещение должностей директоров и заместителей директоров департаментов, конкурсная комиссия может проводить выездные заседания на территориях государств-членов.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее состава.
Члены конкурсной комиссии принимают участие в заседании лично, без права замены. Заочное голосование не допускается.
Кандидаты оцениваются посредством проведения устного собеседования, тестирования либо по результатам письменных ответов на поставленные в рамках конкурсных процедур вопросы.
Единая для всех кандидатов форма оценки устанавливается конкурсной комиссией при проведении конкурса. Конкурс заключается в сравнительной оценке профессионального уровня кандидатов и их соответствия квалификационным требованиям и дополнительным требованиям (при наличии). Устное собеседование с кандидатом фиксируется с помощью технических средств записи.
Результаты заседания конкурсной комиссии оформляются в виде протокола.
Если проводилось устное собеседование с кандидатом, в протоколе делается соответствующая отметка.
Протокол подписывается всеми членами конкурсной комиссии, участвовавшими в заседании конкурсной комиссии.
Носители записей, документы и письменные ответы кандидатов хранятся в течение 1 года в департаменте Комиссии, к компетенции которого относятся кадровые вопросы.
Решение по результатам проведения конкурса принимается конкурсной комиссией и является основанием для назначения победившего в конкурсе кандидата на вакантную должность сотрудника. Это решение принимается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих из состава конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Кандидатам направляется сообщение о результатах конкурса в письменной форме по указанному в заявлении почтовому адресу, а информация о победителе конкурса размещается на официальном сайте Союза не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения конкурсной комиссией.
Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами связи и др.), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.
Трудовые договоры
Заключение
Заключение трудовых договоров с победителями конкурсов на соискание вакансий в Комиссии подчинено процедуре, определенной в Порядке заключения трудового договора (контракта), его продления и основаниях для его расторжения в Евразийской экономической комиссии, утвержденных решением Совета ЕЭК от 12.11.2014 N 99.
Согласно Порядку применимым к регулированию трудовых отношений с персоналом ЕЭК является трудовое законодательство государства пребывания Комиссии, то есть трудовое законодательство Российской Федерации. При этом трудовой договор (контракт) заключается, продлевается и расторгается в соответствии с российским трудовым законодательством с учетом норм Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Союзе).
Основанием для заключения трудового договора (контракта) с победителем конкурса является:
- в отношении победителя конкурса на замещение вакантной должности должностного лица в департаменте Комиссии - утвержденное Председателем Коллегии решение по результатам проведения конкурса;
- в отношении сотрудника в структурном подразделении Комиссии - решение по результатам проведения конкурса.
При этом с лицом, победившим в конкурсе на замещение вакантной должности должностного лица, заключается срочный трудовой договор (контракт) на 4 года, а с лицом, победившим в конкурсе на замещение вакантной должности сотрудника, - трудовой договор (контракт) на неопределенный срок.
Нельзя не отметить, что в Порядке весьма произвольно расширено понятие должностного лица, данное в Договоре о Союзе. Под таковыми в Порядке понимаются не только директора и заместители директоров департаментов Комиссии, но и руководители секретариатов членов Коллегии, включая Председателя Коллегии, а также помощники членов Коллегии, в том числе Председателя Коллегии, приравнены к должностным лицам. При этом решение о заключении с ними трудового договора (контракта) принимается Председателем Коллегии без проведения конкурсных процедур.
В отношении руководителя Секретариата Председателя Коллегии, помощника Председателя Коллегии и сотрудников Секретариата Председателя Коллегии решение о заключении трудового договора (контракта) принимается Председателем Коллегии самостоятельно. В отношении должностей должностных лиц секретариатов (руководителей секретариатов, помощников членов Коллегии) и сотрудников секретариатов членов Коллегии Председатель принимает решение о заключении трудовых договоров (контрактов) на основании представления соответствующего члена Коллегии.
С лицами, назначаемыми на указанные должности без проведения конкурсных процедур, заключается срочный трудовой договор (контракт) на период исполнения соответственно Председателем Коллегии и членами Коллегии Комиссии своих полномочий.
Трудовой договор (контракт) заключается с должностным лицом или сотрудником Комиссии в письменной форме. Он составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами трудового договора (контракта). При этом один экземпляр трудового договора (контракта) передается должностному лицу или сотруднику, другой - хранится в департаменте ЕЭК, к компетенции которого относятся кадровые вопросы.
На основании заключенного трудового договора (контракта) издается приказ Председателя Коллегии о приеме на работу. Содержание приказа о назначении на должность в структурное подразделение Комиссии должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (контракта). Приказ о приеме на работу объявляется должностному лицу или сотруднику под роспись в 3-дневный срок с даты его подписания.
Изменение
Порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора (контракта) не отличается от установленных российским законодательством правил - изменение допускается только по соглашению сторон этого договора (контракта), которое заключается в письменной форме.
Особая процедура изменения одного из условий трудового договора (контракта), а именно условия о сроке, предусмотрена в отношении срочного трудового договора (контракта) с должностным лицом <1>. Согласно пункту 9 Порядка срочный трудовой договор (контракт) с должностным лицом может быть продлен Председателем Коллегии не более чем на 4 года по согласованию с Советом Комиссии.
--------------------------------
<1> В смысле Договора о Союзе.
Согласование осуществляется на основании письменного предложения Председателя Коллегии, обеспечивающего соблюдение принципа равной представленности должностных лиц в департаментах Комиссии от каждого из государств-членов и направляемого для рассмотрения Советом Комиссии. Указанное согласование оформляется поручением Совета Комиссии Председателю Коллегии о продлении трудового договора (контракта) с должностным лицом. На его основании заключается соглашение об изменении условия трудового договора (контракта) о сроке.
Расторжение
В соответствии с Порядком трудовой договор (контракт) с должностным лицом или сотрудником ЕЭК расторгается по основаниям, предусмотренным российским трудовым законодательством, для его прекращения (расторжения) с учетом норм Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Союзе).
В пункте 10 Порядка определены дополнительные по отношению к установленным российским трудовым законодательством основания расторжения трудового договора (контракта).
Избранная конструкция характеризуется рядом существенных недостатков, способных породить трудовые конфликты вследствие применения указанных оснований трудового договора (контракта).
Прежде всего, большинство из оснований (за исключением несоблюдения требований и ограничений, предусмотренных Договором о Союзе, Положением о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Союзе)) сложно квалифицировать как дополнительные, поскольку они представляют собой детализацию предусматриваемых Трудовым кодексом РФ оснований.
В частности, предоставление недостоверных сведений, которые могли являться основанием для отказа в приеме на работу в Комиссию, является частным случаем основания, предусмотренного пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ, - нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Непредоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей) либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является частным случаем основания, предусмотренного пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда является частным случаем основания, предусмотренного пунктом 4 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, - осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
В свою очередь, изменение структуры и (или) штатной численности структурных подразделений Комиссии и сокращение должности (должностей) в структурных подразделениях Комиссии, осуществляемые по решению Совета Комиссии, представляют собой частные случаи, предусмотренные пунктом 7 части первой статьи 77 и пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ соответственно.
Наконец, несоответствие сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, - это основание, предусмотренное пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Мотивы выделения указанных оснований расторжения трудового договора (контракта) различны. Отдельные из них выделены в качестве дополнительных, поскольку предусматриваемые Трудовым кодексом РФ основания связаны строго с 2 группами источников правового регулирования - Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (например, пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ и пункт 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ).
В выделении некоторых в качестве дополнительных просматривается заметное желание упростить процедуру расторжения трудового договора (контракта), в том числе в связи со сложностью реализации норм Трудового кодекса РФ по предложению работнику другой работы в условиях конкурсного замещения должностей в ЕЭК. При этом, однако, и право работника на причитающиеся в связи с расторжением трудового договора выплаты также представляется ограниченным.
Еще одно негативное последствие для персонала ЕЭК состоит в том, что сформулированные в пункте 10 Порядка дополнительные основания прекращения трудового договора не дифференцированы по 3 классическим группам оснований - общие, по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В связи с чем на практике при реализации указанных дополнительных оснований расторжения трудового договора (контракта) неизбежно будут возникать вопросы о необходимости (обязательности) применения соответствующих процедур, в частности процедур, обязательно сопутствующих расторжению трудового договора по инициативе работодателя.
Например, юридическое значение виновности оснований расторжения трудового договора (контракта) имеет значение при решении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет должностным лицам и сотрудникам Комиссии в соответствии с пунктом 53 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Союзе).
Приоритет Договора о Союзе как международного договора Российской Федерации над нормами Трудового кодекса РФ в силу части второй статьи 10 Трудового кодекса РФ не означает приоритет решения органа Союза над нормами Трудового кодекса РФ. Напомним, что, согласно названной норме Трудового кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Согласно пункту 43 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Союзе) трудовые отношения должностных лиц и сотрудников Комиссии регулируются законодательством государства пребывания Комиссии с учетом норм данного Положения.
Таким образом, Положение не предусматривает регулирование указанных трудовых отношений актами вторичного права. Реализованное в соответствии с абзацем десятым пункта 54 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Союзе) право Совета Комиссии на установление оснований для расторжения трудовых договоров (контрактов) не является правом на изменение установленного трудовым законодательством государства пребывания Комиссии порядка расторжения трудовых договоров.
Действительно специальным по отношению к предусмотренным Трудовым кодексом РФ является только несоблюдение требований и ограничений, предусмотренных Договором о Союзе и Положением о Евразийской экономической комиссии.
Согласно пункту 39 Положения о Евразийской экономической комиссии основанием для досрочного расторжения трудового договора (контракта) с должностным лицом и сотрудником Комиссии является любое нарушение следующих ограничений и требований:
1) ограничение на совмещение работы в Комиссии с другой работой. В соответствии с пунктами 35 и 38 Положения должностные лица и сотрудники ЕЭК не имеют права совмещать работу в Коллегии Комиссии с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих полномочий;
2) ограничение права (запрет) на:
а) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;
б) осуществление предпринимательской деятельности;
в) получение в связи с осуществлением полномочий вознаграждений от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями (за исключением символических), признаются собственностью Комиссии и передаются по акту в Комиссию. При этом лицо, передавшее такой подарок, может его выкупить в порядке, утверждаемом Советом Комиссии;
г) осуществление поездок в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц;
д) использование в целях, не связанных с осуществлением полномочий, средств материально-технического и иного обеспечения, другого имущества Комиссии, а также передача его другим лицам;
е) разглашение или использование в целях, не связанных с осуществлением полномочий, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставшей ему известной в связи с осуществлением полномочий;
ж) использование своих полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве должностного лица или сотрудника ЕЭК, если это не входит в его полномочия;
з) создание в Комиссии структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;
3) требование о передаче должностным лицом или сотрудником Комиссии в разумные сроки принадлежащих ему ценных бумаг и (или) акций (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в случае владения им приносящими доход ценными бумагами и (или) акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).
Однако и данное основание расторжения трудового договора (контракта) не лишено недостатка с точки зрения квалификации его в качестве основания прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя - ЕЭК как виновного нарушения трудовых (служебных) обязанностей.
На практике также не исключены сложности, обусловленные некорректной юридической техникой изложения оснований расторжения трудового договора (контракта), поскольку общая (родовая) характеристика оснований расторжения трудового договора (контракта), приводимая в пункте 10 Порядка заключения трудового договора (контракта), его продления и основания для его расторжения в Евразийской экономической комиссии, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 99, шире, чем видовая характеристика основания расторжения трудового договора (контракта), приведенная в пунктах 35 - 37 Положения о Евразийской экономической комиссии. С точки зрения последующей трудовой деятельности юридическое значение имеют признаки, приводимые в Положении о Евразийской экономической комиссии, являющемся составной частью Договора о Союзе, а не общая их характеристика.
Согласно пункту 11 Порядка расторжение трудового договора (контракта) с должностным лицом или сотрудником Комиссии оформляется приказом Председателя Коллегии.
Абзац второй указанного пункта повторяет содержание части второй статьи 84.1 Трудового кодекса РФ: согласно указанным нормам с приказом о расторжении трудового договора (контракта) должностное лицо и сотрудник ЕЭК должны быть ознакомлены под роспись; по письменному заявлению должностного лица, сотрудника ему обязаны выдать надлежащим образом заверенную копию указанного приказа; в случае если приказ о расторжении трудового договора (контракта) невозможно довести до сведения должностного лица, сотрудника или такое лицо отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе производится соответствующая запись.
Социальные гарантии
Виды и содержание социальных гарантий, полагающихся персоналу ЕЭК, определены в Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение N 32 к Договору о Союзе).
Согласно Положению пенсионное обеспечение должностных лиц и сотрудников Комиссии осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, гражданами которого они являются.
Обязательные отчисления на их пенсионное обеспечение производятся ЕЭК без удержания из заработной платы за счет средств бюджета Союза в пенсионные фонды государств-членов, гражданами которых указанные лица являются, в порядке и размерах, которые установлены законодательством соответствующего государства-члена. Расходы по выплате пенсий должностным лицам и сотрудникам ЕЭК несет государство-член, гражданами которого они являются.
Социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного страхования, и обеспечение пособиями по социальному страхованию должностных лиц и сотрудников ЕЭК осуществляются в соответствии с законодательством государства пребывания на тех же условиях и в том же порядке, что и в отношении граждан государства пребывания. Уплата страховых взносов на социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного страхования, с выплат в пользу должностных лиц и сотрудников Комиссии осуществляется за счет средств бюджета Союза в порядке, установленном законодательством государства пребывания. При этом расходы по выплате пособий по социальному обеспечению (социальному страхованию) несет государство пребывания Комиссии, то есть Российская Федерация, без взаимных расчетов с другими государствами-членами.
При назначении пенсии или пособий по социальному обеспечению (социальному страхованию) в страховой или трудовой стаж засчитывается период работы в качестве должностного лица или сотрудника ЕЭК в соответствии с законодательством государства-члена, гражданами которого они являются. Период работы засчитывается в страховой или трудовой стаж должностного лица или сотрудника ЕЭК при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства-члена, гражданином которого должностное лицо или сотрудник является, а при назначении пособия по социальному обеспечению (социальному страхованию) - в соответствии с законодательством государства пребывания ЕЭК (то есть Российской Федерации).
Заработок, полученный должностными лицами и сотрудниками ЕЭК в период исполнения ими своих полномочий, учитывается при определении размера пенсии в соответствии с законодательством государства-члена, гражданами которого они являются, а при определении размера пособия по социальному обеспечению (социальному страхованию) - в соответствии с законодательством государства пребывания ЕЭК.
В период исполнения своих должностных (служебных) обязанностей должностным лицам и сотрудникам ЕЭК, не имеющим жилой площади на территории Москвы, за счет средств бюджета Союза предоставляются служебные жилые помещения (с учетом членов их семей).
Должностные лица и сотрудники ЕЭК, являющиеся гражданами Российской Федерации, замещавшие до работы в Комиссии должности федеральной государственной (государственной гражданской) службы, освобожденные от должностей, замещаемых в Комиссии (за исключением случаев освобождения, связанных с виновными действиями), и имеющие стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет, назначаемую в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих, если непосредственно перед увольнением из Комиссии они замещали в них должности не менее 12 месяцев.
Представление (решение) об установлении пенсии за выслугу лет принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, по представлению Председателя Коллегии.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы должностного лица или сотрудника ЕЭК, предельный размер которой определяется применительно к должностным окладам (денежному вознаграждению), установленным по приравненным должностям государственной гражданской службы согласно перечню соответствия должностей должностных лиц и сотрудников Комиссии должностям федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства РФ, утверждаемому Правительством РФ.
Пенсия за выслугу лет по законодательству Российской Федерации назначается за счет средств федерального бюджета.
Период работы должностных лиц и сотрудников Комиссии включается в стаж государственной (государственной гражданской) службы государства-члена, гражданами которого они являются, для установления социальных гарантий в период прохождения государственной (государственной гражданской) службы и для назначения пенсии за выслугу лет государственных служащих (федеральных государственных гражданских служащих).