Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 03.10.2016
Организация труда осужденных как эффективное средство их ресоциализации была и остается ведущим направлением производственной деятельности уголовно-исполнительной системы в процессе гуманизации исполнения наказаний <1>.
--------------------------------
<1> Бармашов В.И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. N 1. С. 103.
Значение труда для воспитания человека трудно переоценить. Именно труд является способом выражения личности. Незанятость трудовой деятельностью не исключает для человека необходимость самоутверждаться и порой приводит к правонарушениям.
Труд как занятие, дело, времяпрепровождение отвлекает человека от иных бесполезных и вредных занятий, а как средство общения - создает систему общественно полезных связей, формирует личность.
Отсутствие в настоящее время скоординированного взаимодействия уголовно-исполнительной системы и бизнеса, по нашему мнению, является одним из факторов, тормозящих разрешение такой актуальной проблемы в сфере организации труда в пенитенциарной системе, как повышение уровня эффективности труда осужденных.
Первые проекты взаимодействия государства и бизнеса в России на базе государственно-частного партнерства появились более десяти лет назад. Уже сейчас в более чем половине регионов страны приняты собственные законы о государственно-частном партнерстве.
Одним из основных признаков государственно-частного партнерства является закрепление взаимодействия сторон на официальной, юридической основе, чему в немалой степени будет способствовать вступивший в действие с 1 января 2016 г. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.
Сторонами такого среднесрочного и долгосрочного взаимодействия являются государство и бизнес для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Предполагается при этом, что взаимодействие сторон имеет равноправный характер, государственно-частное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность, в процессе реализации проектов на основе партнерства объединяются ресурсы и вклады сторон, финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.
Такой подход к пониманию содержания и основных признаков государственно-частного партнерства создает предпосылки для более эффективного использования трудового потенциала уголовно-исполнительной системы в различных сферах.
Одной из таких сфер с участием государства в лице Федеральной службы исполнения наказаний и частного бизнеса является строительство новых тюрем, о чем сделал заявление директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) Г.А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН, выступая с докладом "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" <3>.
--------------------------------
<3> На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности УИС в 2012 году. URL: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=74710.
В настоящее время достигнута договоренность между Правительством Республики Башкортостан и ФСИН России о перенесении до конца 2016 года следственного изолятора N 1 из центра столицы в Иглинский район республики. "Освободившиеся территории на улице Достоевского будут использоваться для застройки. В пригороде выделили под строительство участок площадью 17,3 гектара.
Новое помещение будет вмещать в себя 1100 человек. В течение 2 - 2,5 лет в поселке Верный Иглинского района будет построен современный следственный изолятор, полностью оснащенный инфраструктурой для сотрудников службы исполнения наказаний и членов их семей. Кроме того, на окраине Уфы, на улице Летчиков будет построен комплекс зданий, куда из центра города переедут Управление по конвоированию, центр инженерно-технического обеспечения и отряд специального назначения "Смерч". Комплекс, помимо административного здания, будет включать в себя спортивный городок, гаражные боксы и общежитие для сотрудников уголовно-исполнительной системы. На улице Новоженова будет построено здание с помещениями для размещения уголовно-исполнительных инспекций и выставочного комплекса под продукцию, выпускаемую учреждениями уголовно-исполнительной системы. Проект рассчитан на 5 миллиардов рублей и будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Половину вложит государство, половину - инвесторы" <4>.
--------------------------------
<4> URL: http://www.transproekt.ru/news/1131_0.htm.
Представляется, что это один из первых практических шагов в реализации государственно-частного партнерства, направленного на повышение эффективности функционирования российской уголовно-исполнительной системы, пример инвестиционного сотрудничества, для которого характерны долговременные взаимовыгодные связи.
Думается, что долговременное сотрудничество, непосредственно использующее преимущества организации труда осужденных в плане их последующей ресоциализации, возможно путем заключения частными организациями гражданско-правового договора с осужденными для выполнения трудовых работ на основе добровольного найма. Правда, такой вариант организации труда осужденных требует детальной правовой проработки, внесения определенных изменений в действующее законодательство и т.д. Однако привлекательность его очевидна не только в плане ресоциализации осужденных <5>, но и в плане развития государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере.
--------------------------------
<5> Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Совершенствование трудовой адаптации осужденных в целях повышения уровня эффективности их ресоциализации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 12. С. 17.
Принципиальная модель реализации интеграционных процессов в рамках взаимодействия УИС с деловой средой на региональном и муниципальном уровнях в целях преодоления фундаментальных противоречий в системе трудовой занятости осужденных, описанная И.Н. Чернышовым <6>, может рассматриваться как механизм взаимодействия участников государственно-частного партнерства.
--------------------------------
<6> Чернышов И.Н. Экономика и пенитенциарная система: поиск модели сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. N 42. С. 52.
В данной связи требуется теоретическое обоснование вопроса о налоговом стимулировании негосударственных организаций с целью усиления их заинтересованности в применении труда осужденных.
Можно согласиться с мнением С.В. Васильева о том, что "налоговое стимулирование - это целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности" <7>.
--------------------------------
<7> Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. URL: http://refdb.ru/look/1486793.html.
Необходимо при этом принимать во внимание, что реализация налоговых льгот сопровождается не только улучшением положения - имущественного или экономического - налогоплательщика или плательщика налоговых сборов, но и уменьшением размера собираемых государством налогов. Поэтому требуется комплексный подход к вопросу о возможности предоставления соответствующих льгот, учитывая необходимость компенсации недополученных налоговых доходов. Тем более что в настоящее время по-прежнему актуальной остается проблема сбора налогов.
Пилотное проектирование налогового стимулирования негосударственных организаций целесообразно, по нашему мнению, выполнить на базе ряда таких налогов, которые относятся к разряду региональных и местных, так как на этих уровнях осуществляется конкретное взаимодействие учреждений и органов ФСИН России и бизнеса, более зримо проявляется эффект от государственно-частного партнерства, быстрее решаются правовые и финансовые вопросы.
Речь идет в первую очередь о налоге на имущество организаций, транспортном налоге (региональные налоги), земельном налоге (местный налог).
Льготный режим налогообложения имущества организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, ст. 381 НК РФ предусматривает, что от налога на имущество организаций освобождается имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, которое используется для осуществления возложенных на них функций; ст. 358 НК РФ устанавливает, что освобождаются от налога транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; в соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций <8>.
--------------------------------
<8> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
Целесообразно, по нашему мнению, спроецировать в той или иной мере указанные преференции на деятельность негосударственных организаций, принимая во внимание как минимум два обстоятельства:
- распространение льготного режима только на имущество, реально предоставляемое для организации труда осужденных, будь то транспортные средства, земельные участки или иное имущество;
- учет режима (степени, интенсивности) использования имущества для целей организации трудовой деятельности осужденных.
Требует тщательной проработки возможность применения еще одной меры налогового стимулирования, не являющаяся налоговой льготой в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" <9>. Она связана с уплатой налога на прибыль организаций по ставке 20% и последующим его распределением между двумя бюджетными уровнями: по ставке 2% зачисляется сумма налога в Федеральный бюджет и по ставке 18% - в бюджет субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" // СПС "КонсультантПлюс".
Представляется целесообразным воспользоваться следующим положением ст. 284 Налогового кодекса РФ: "Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента" <10>. К такой категории налогоплательщиков, по нашему мнению, можно отнести и участников государственно-частного партнерства, которые могли бы воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль при условии, например, направления соответствующих средств на совершенствование организации труда осужденных.
--------------------------------
<10> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Там же.
Предлагаемые меры налогового стимулирования организации труда спецконтингента на базе государственно-частного партнерства должны способствовать более эффективному использованию трудового потенциала уголовно-исполнительной системы с ориентацией на дальнейшую ресоциализацию осужденных.
Литература
1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.
4. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-520 "О пониженных ставках по налогу на прибыль, установленных законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Бармашов В.И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. N 1. С. 103 - 105.
6. Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Совершенствование трудовой адаптации осужденных в целях повышения уровня эффективности их ресоциализации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 12. С. 17 - 22.
7. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. URL: http://refdb.ru/look/1486793.html.
8. На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности УИС в 2012 году. URL: http://фсин.рф/news/index.php?_ID=74710.
9. Чернышов И.Н. Экономика и пенитенциарная система: поиск модели сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. N 42. С. 52 - 62.
10. URL: http://www.transproekt.ru/news/1131_0.htm.