Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Концепция совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере Беларуси в условиях евразийской интеграции (Томашевский К.Л.)

Концепция совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере Беларуси в условиях евразийской интеграции (Томашевский К.Л.)

Дата размещения статьи: 04.10.2016

Концепция совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере Беларуси в условиях евразийской интеграции (Томашевский К.Л.)

Введение

В условиях возрастающих процессов глобализации и интеграции, напрямую влияющих на ситуацию на рынке труда (усиления процессов трудовой миграции, расширения сфер деятельности транснациональных корпораций), возникает потребность в совершенствовании законодательства Республики Беларусь в социально-трудовой сфере в направлении определенной гармонизации этого законодательства со странами - участницами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с учетом передового опыта зарубежных государств и опорой на международно-правовые стандарты в сфере труда и социальной защиты.
С момента предыдущей кодификации трудового законодательства Беларуси, завершившейся в 1999 г. принятием Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Беларуси), прошел значительный период (без малого 17 лет). За это время в ТК Беларуси 19 раз вносились изменения и дополнения, причем имели место две крупные реформы (2007 - 2008 гг. и 2014 г.).
Для сравнения: в указанный период спустя два с половиной года после принятия ТК Беларуси был принят Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (далее - ТК РФ), который подвергался еще большему количеству изменений и дополнений (более 80), в Казахстане дважды принимался Трудовой кодекс (в 2007 г. взамен Закона "О труде в Республике Казахстан" 1999 г. и в 2015 г. взамен ТК 2007 г.). В этих странах трудовое законодательство несколько лучше приспособлено к регулированию трудовых и связанных с ними отношений в рыночной экономике в условиях построения информационного (постиндустриального) общества. На это обстоятельство было обращено внимание и участниками III Международной научно-практической конференции "Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества" (Минск - Гродно, 23-24.10.2015) [1].
Все это предопределяет потребность начала подготовки новой кодификации законодательства о труде Беларуси [2] с учетом опыта как государств - членов ЕАЭС, так и экономически развитых стран Европы, Северной Америки, Японии и Китая.

Обоснование потребности Концепции

Основная проблема в совершенствовании законодательства в социально-трудовой сфере в Республике Беларусь - это отсутствие научно обоснованной концепции или программы развития этого законодательства. Если кодификация законодательства о труде Беларуси 1990-х гг. была основана на определенной концепции (концепция проекта Трудового кодекса Беларуси и его примерная структура были одобрены Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 14.08.1994, по сведениям одного из ее разработчиков В.И. Кривого [3]), то все последующее совершенствование ТК Беларуси и иного законодательства о труде происходило довольно хаотично, по принципу "латания дыр" и решения сиюминутных задач. Причем очень часто это "латание" приводило к еще большим "дырам" (как это было, к примеру, с исключением Законом от 20.07.2007 N 272-З главы 38 из ТК Беларуси). По сути, речь идет о начальной стадии подготовки новой кодификации законодательства о труде Беларуси, которая, как показывает опыт 1990-х гг., может занять около пяти лет. Оговоримся, что опыт подготовки Трудового кодекса Республики Казахстан 2015 г. (далее - ТК Казахстана) за полгода (в мае 2015 г. была поставлена такая задача Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, а к ноябрю того же года парламент его принял в двух чтениях) в этом плане не показателен. По словам одного из разработчиков ТК Казахстана 2007 г. доктора юридических наук Е.Н. Нургалиевой, новый ТК Казахстана - это всего лишь новая редакция прежнего кодекса с укрупнением и несколько иной компоновкой статей, а не результат полноценной кодификации.

Общие положения ТК

Начинать кодификацию нужно с общей части трудового права и, соответственно, раздела I "Общие положения". В новом ТК Беларуси этот раздел стоило бы расширить, дополнив новыми главами и статьями.
Целесообразно отдельную главу раздела 1 посвятить принципам трудового права, о чем еще в 2003 г. верно писала О.С. Курылева [4]. При этом могут быть учтены и формулировки принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений из ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации 2001 г. (далее - ТК РФ) и ст. 4 ТК Казахстана 2015 г. В данной главе следовало бы перечислить и раскрыть те основополагающие начала (отраслевые и межотраслевые принципы), которые должны пронизывать все нормы отрасли трудового законодательства и использоваться судами и иными правоприменителями при преодолении пробелов по аналогии права. Полагаем, что их не должно быть очень много, достаточно и десятка. Но каждый принцип должен завершаться отсылкой к статье, полно его закрепляющей (к примеру, в отношении принципов социального партнерства), или содержать достаточно емкое определение того или иного правового начала (свободы труда, социальной справедливости и т.д.).
Данная глава должна включать по меньшей мере пять статей: "Основные начала трудового законодательства", закрепляющую перечень принципов трудового права, и четыре статьи, посвященные основополагающим принципам и правам в сфере труда, провозглашенным в Декларации МОТ 1998 г. (свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий). В настоящее время в ст. ст. 13 и 14 ТК Беларуси закреплены в усеченном виде только два из четырех вышеуказанных принципов.
Главу 1 необходимо дополнить статьями "Локальные правовые акты нанимателя", "Коллизионные нормы трудового права", "Преодоление пробелов в трудовом праве". Нынешние редакции ст. ст. 7 и 8 ТК Беларуси также нуждаются в существенной доработке с учетом тех конкретных предложений, которые были обоснованы нами ранее [5. С. 9, 11 - 13].
В раздел 1 также следовало бы включить отдельную главу "Правовой статус субъектов трудового права", в которой необходимо кодифицировать нормы, определяющие правовое положение работников (ст. ст. 11, 53 ТК Беларуси), нанимателей (ст. ст. 12, 54, 55 ТК Беларуси), профсоюзов (Закон "О профессиональных союзах), дополнить нормами об объединениях нанимателей, общими правилами о государственных органах, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства о труде.
Наконец, в разделе 1 ТК Беларуси была бы уместна отдельная глава, посвященная срокам в трудовом праве, т.к. ныне действующая ст. 10 ТК Беларуси создает больше проблем на практике, чем пользы, поскольку не учитывает различия в давностных, процессуальных и процедурных сроках, которые имеют специфику в исчислении.

Коллективное трудовое право

Раздел "Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений" стоило бы сделать вторым, а не четвертым (как сейчас), учитывая разумный опыт ТК РФ, ТК Казахстана а также трудовых кодексов Армении и Кыргызстана, и целесообразность гармонизации с ними законодательства в социально-трудовой сфере (вариант более лаконичного названия: "Коллективное трудовое право"). Дело в том, что право социального партнерства, являясь по существу подотраслью трудового права, имеет прямое отношение и к общей части трудового права (в части правового статуса субъектов и принципов социального партнерства), и к особенной (в части конкретных форм социального партнерства). В данном разделе стоило бы предусмотреть четыре главы: "Общие положения о социальном партнерстве" (понятие, принципы, субъекты социального партнерства и их представители; трехсторонние органы социального партнерства); "Формы социального партнерства. Коллективные переговоры", "Коллективные договоры и соглашения", "Участие работников в управлении организацией". Заметим, что схожее название и структуру данная часть системы трудового права имеет и на Западе (в Германии и Великобритании, на что обращали внимание И.Я. Киселев, В.М. Лебедев, Н.Л. Лютов [6, 7 8; 9]).

Индивидуальное трудовое право

Третьим разделом нового ТК Беларуси стоило бы сделать нынешний раздел II "Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений" (или более лаконично: "Индивидуальное трудовое право", как это принято в европейских национальных системах трудового права), кодифицировав в него новые главы "Общие правила о занятости и трудоустройстве" (на основе Закона "О занятости населения Республики Беларусь), включив новые главы "Учебно-трудовые отношения", "Повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников". В этот же раздел нужно перенести главу "Материальная ответственность сторон трудовых отношений", сформулировав шире, чем нынешняя глава 37, охватив в ней материальную ответственность как работников, так и нанимателей, их должностных лиц.
Остановлюсь только на одном центральном институте особенной части трудового права "Трудовой договор", коснувшись тех концептуальных вопросов, которые требуют своего разрешения в рамках будущей кодификации.
А. Первый концептуальный вопрос - о структуре данного института.
В советской теории трудового права изначально институт трудового договора делили на три подынститута (прием на работу, переводы, увольнения), к концу 1980-х гг. усилиями Р.З. Лившица [10, 11] и других ученых структура данного института была усовершенствована (заключение трудового договора, изменение трудового договора, прекращение трудового договора). К примеру, в ТК Беларуси были выделены одноименные главы 2, 3 и 4. Уже к началу 2000-х Л.Ю. Бугров обосновал выделение в институте трудового договора четвертого подынститута: приостановление трудового договора [12. С. 411 - 432]. В этом подходе есть определенный резон, хотя полагаем, что правильнее вести речь о преобразовании подынститута "Изменение трудового договора" в подынститут "Изменение и приостановление трудового договора", т.к. в указанных случаях постоянно или на время изменяются либо приостанавливаются субъективные права и обязанности работника и нанимателя [13. С. 302]. В этой связи нынешнюю главу 3 ТК Беларуси "Изменение трудового договора" стоило бы переименовать в "Изменение и приостановление трудового договора", а нормы об отстранении от работы перенести в нее из главы 4 "Прекращение трудового договора".
Б. Второй концептуальный вопрос - о сохранении строгого перечня оснований прекращения трудового договора.
Расширяться перечень оснований прекращения трудового договора может только в отношении отдельных категорий работников и только законодательными актами. Данный подход является важной гарантией стабильности трудовых отношений и защиты работников как более слабой стороны трудового договора.
В. Третий концептуальный вопрос - о трудовых контрактах.
Инициированное Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2015 г. дополнение ТК Беларуси новой главой 5-1 "Особенности трудовых контрактов" с перенесением в нее норм из Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 N 180 "О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29" и ряда постановлений Правительства представляется крайне неудачным вариантом законодательного решения. Контрактная система найма, существенно ухудшающая правовое положение работников, применяется в государствах с переходной экономикой, и на перспективу от нее следует вообще отказаться. Вместо нее следует урегулировать в отдельной статье ТК Беларуси случаи, в которых законом допускается заключение срочных трудовых договоров на определенный срок по аналогии с тем, как это сделано в ст. 59 ТК РФ и в ст. 30 ТК Казахстана, предусмотрев правовые последствия неоднократного продления (заключения) срочных трудовых договоров - их преобразование в трудовой договор с неопределенным сроком. Причем данный перечень законных случаев заключения срочных трудовых договоров следует сделать закрытым.

Процессуальное трудовое право. Надзор и контроль в сфере труда

Кратко коснемся предлагаемого четвертого раздела ТК Беларуси. Из раздела 2 действующей редакции ТК Беларуси следовало бы исключить главу "Разрешение индивидуальных трудовых споров", перенеся ее вместе с главой "Разрешение коллективных трудовых споров", "Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде" и с новой главой "Самозащита работниками трудовых прав" в четвертый раздел нового ТК Беларуси "Процессуальное трудовое право. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде". По нашему мнению, в начале этого раздела стоило бы поместить небольшую главу "Общие положения о трудовых спорах", закрепив в ней легальное определение трудового спора, определив стороны трудовых споров, а также принципы, являющиеся общими для индивидуальных и коллективных трудовых споров (например, равноправие сторон и др.)

Специальная часть ТК

Пятый раздел ТК Беларуси нужно посвятить особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, который должен содержать максимальный объем специальных норм, обеспечивающих дифференциацию правового регулирования труда тех категорий работников, которые нуждаются в особом правовом регулировании. Причем этот раздел нуждается в дополнении рядом глав: "Особенности регулирования труда у индивидуальных предпринимателей и в микроорганизациях", "Особенности регулирования труда дистанционных работников", "Особенности применения труда частными агентствами занятости", "Особенности регулирования труда педагогических и научных работников", "Особенности регулирования труда в религиозных организациях".

Заключение

Концепцию совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере Республики Беларусь (вместе с примерной структурой нового ТК Беларуси) как основу новой кодификации законодательства о труде Беларуси планируется в ближайшее время направить в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Национальное Собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Федерацию профсоюзов Беларуси, Конституционный Суд. Реформирование законодательства о труде должно включать как разработку обычных законов ("Об объединениях нанимателей", "Об участии работников в управлении организацией", "О дистанционном труде"), которые после двухлетнего применения следует включить в виде отдельных глав в ТК Беларуси), так и подготовку нового ТК по предложенной структуре.

Литература

1. Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: Сб. научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции, 23 - 24 октября 2015 г. / Редкол.: К.Л. Томашевский (гл. ред.) и др. Минск: Межд. ун-т "МИТСО", 2015. 270 с.
2. Томашевский К.Л. На пути к новой кодификации законодательства о труде Беларуси // Трудовое и социальное право. 2013. N 3. С. 15 - 17.
3. Кривой В.И. Проект Трудового кодекса Республики Беларусь // Пром.-торговое право. 1996. N 1. С. 17.
4. Курылева О.С. Общие положения Трудового кодекса: пути совершенствования // Пром.-торговое право. 2003. N 3. С. 28.
5. Томашевский К.Л. Система источников трудового права в условиях глобализации и интеграции: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05. БГУ. Минск, 2014. 52 с.
6. Киселев И.Я., Лушников И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / Под ред. М.В. Лушниковой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. 608 с.
7. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1998. 263 с.
8. Современное трудовое право (опыт трудоправового компаративизма) / В.М. Лебедев, Е.Р. Воронкова, В.Г. Мельникова; под ред. В.М. Лебедева. С.: Статут, 2009. С. 10 - 12.
9. Лютов Н.Л. Коллективное трудовое право Великобритании: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2009. 232 с.
10. Лившиц Р.З. Изменение трудового договора // Социалист. труд. 1988. N 8. С. 55 - 60.
11. Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М.: Наука, 1989. 191 с.
12. Бугров Л. Трудовой договор в России и за рубежом. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2013. 642 с.
13. Курс трудового права. Особенная часть. Кн. 1: Индивидуальное трудовое право: В 3 т. / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. Минск: Амалфея, 2014. Т. 1. 372 с.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑