Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 06.10.2016
Система законодательства о противодействии коррупции в целом обрела свою окончательную правовую форму, и на сегодня она находится в стадии совершенствования механизма правового регулирования и оттачивания практики правоприменения. Подобное состояние антикоррупционного законодательства позволяет дать объективную оценку его отдельным позициям.
Административно-правовая организация и осуществление функции контроля соответствия расходов отдельных категорий лиц их доходам являются одними из составных частей логически завершенной системы законодательства о противодействии коррупции. Цель установления механизма контроля имущественного положения лиц, замещающих (занимающих) должности, установленные законодательством о противодействии коррупции, вполне согласуется с целями установления запретов, заявленными антикоррупционным законодательством. В частности, как отмечает А.Ф. Ноздрачев, к таковым можно отнести:
- обеспечение эффективности профессиональной деятельности по исполнению полномочий;
- установление препятствий возможному злоупотреблению;
- создание условий для независимости служебной деятельности;
- гарантирование осуществления служащими гражданских прав <1>.
--------------------------------
<1> Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006. С. 16.
Между тем анализ правовых приемов достижения установленных целей показывает, что отдельные положения норм законодательства о контроле за соответствием расходов отдельных категорий лиц их доходам требуют уточнения и конкретизации.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" N 230-ФЗ (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ), контроль соответствия расходов доходам осуществляется в отношении лиц, замещающих (занимающих): а) государственные и муниципальные должности; б) должности государственной и муниципальной службы; в) должности в иных организациях (в широком значении слова), замещение (занятие) которых обязывает лицо соблюдать обязанности, запреты и ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции <2>. Контроль за расходами также коснулся супругов и несовершеннолетних детей вышеуказанных лиц.
--------------------------------
<2> Например: государственные корпорации, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед государством (ОАО - Сбербанк России, Российские железные дороги, нефтяная компания "Роснефть", "Аэрофлот" и другие, а также образовательные, культурные, научные и иные организации и учреждения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов).
Логика законодательства такова, что обязанность предоставления сведений о расходах, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена(-ы) сделка(-и) (далее - сведения) возлагается на лиц, замещающих (занимающих) должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой и обязанность предоставлять сведения о доходах - своих и доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В свою очередь перечень должностей, замещение (занятие) которых обязывает лицо подавать сведения о доходах, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов местного самоуправления, нормативными актами Центрального банка РФ, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании Федеральных законов (например: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 (в ред. от 1 июля 2014 г.) <3>, Приказ Росархива от 25 февраля 2013 г. N 10-к <4>, Приказ Федеральной службы по тарифам России от 17 апреля 2013 г. N 221-к (ред. от 23 декабря 2013 г.) <5>, Приказ Фонда социального страхования РФ от 30 мая 2014 г. N 235 <6>, Приказ Министерства финансов Хабаровского края от 8 июля 2014 г. N 114П <7>, Постановление Администрации города Хабаровска от 8 мая 2014 г. N 1793) <8>. Критерием включения должностей в соответствующие перечни служит наличие у лица по замещаемой (занимаемой) должности административных функций, функций государственного или муниципального управления, терминологическое определение которым содержит п. 4 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2542.
<4> Российская газета. 2013. 21 июня. N 133.
<5> Российская газета. 2013. 31 мая. N 116.
<6> Российская газета. 2014. 30 июля. N 169.
<7> Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. URL: http://laws.khv.gov.ru.
<8> Хабаровские вести. 2014. 16 мая. N 70.
<9> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
Сведения о расходах предоставляются в отношении лица, совершившего сделку. К таковым относятся: лицо, замещающее (занимающее) соответствующую должность, его супруг (супруга) и несовершеннолетний ребенок.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ, сведения о расходах лица, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, предоставляются при наличии трех совокупных условий:
- если приобретен объект недвижимого имущества, транспортное средство, ценные бумаги, доля участия или пай в уставных (складочных) капиталах организаций;
- сделка должна быть совершена в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений (далее - отчетный период);
- общая сумма таких сделок (такой сделки) превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Анализируя законодательно установленные условия предоставления сведений о расходах, обращают на себя внимание следующие положения.
Во-первых, перечень имущества, приобретаемого по сделке, является исчерпывающим. Вполне оправданно в этот перечень не включены предметы роскоши и культурные ценности. Такой подход обусловлен объективной логикой законодателя: ведь на практике, в рамках проверки полноты и достоверности сведений о расходах, не представляется возможным документально подтвердить совершение сделки в отношении предметов роскоши и культурных ценностей, поскольку сделки подобного рода не подлежат государственной регистрации либо иного рода фиксации в правоустанавливающих актах.
Однако, обращаясь к гражданскому законодательству, нельзя обойти вниманием тот факт, что государственной регистрации согласно ст. 1353 Гражданского кодекса РФ подлежат изобретения, полезная модель и промышленный образец, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец. В свою очередь патентообладатель вправе распорядится им по своему усмотрению, заключив сделку, сумма которой вполне может превышать общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению данной сделки (далее - общий доход). Такого рода сделки не попали в правовое поле Федерального закона N 230-ФЗ.
Во-вторых, как следует из ст. 2 Федерального закона N 230-ФЗ, контроль за расходами устанавливается не только в отношении лиц, замещающих соответствующие должности, и их супруга (супруги), но и в отношении несовершеннолетних детей. При этом сведения об общих доходах семьи как доказательство легитимности крупной сделки учитываются только лишь в отношении доходов лица, обязанного предоставлять такие сведения, и в отношении его супруги (супруга) (ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ). Таким образом, законодательство не включает доходы несовершеннолетнего в общее имущественное положение семьи, при этом устанавливая в отношении несовершеннолетнего контроль за его расходами. В этой связи было бы целесообразно доходы несовершеннолетнего учитывать в общей массе имущественного положения семьи.
В-третьих, обязанность предоставлять сведения о расходах обусловливается фактом превышения общего дохода, полученного за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Не вдаваясь в содержание термина "доход", определенного в ст. 41 Налогового кодекса РФ, стоит отметить, что неотъемлемой частью расходов любого физического лица всегда являются средства, затраченные на собственное жизнеобеспечение. В этой связи сумму доходов, полученных за три года, объективней было бы определять за вычетом величины прожиточного минимума, установленного законодательством субъекта Российской Федерации. Более того, реальный (чистый) доход физического лица представляет собой сумму за вычетом подоходного налога, который не всегда может быть использован в общей сумме расходов, затраченных на совершение сделки (кроме оснований получения налогового вычета).
Общее содержание ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ фактически устанавливает принцип презумпции виновности лица, обязанного предоставить сведения о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка при условии, если общая сумма таких сделок (сделки) превышает общий доход за три года, предшествующих отчетному периоду. То есть сделка признается неправомерной, если обратное не будет обосновано подотчетным лицом. Процедура обоснования заключается в необходимости указания источника (источников) получения средств, за счет которых приобретено имущество. Так, помимо дохода по основному месту работы (службы), к таковым источникам можно отнести: кредит, накопления за предыдущие годы, наследство, субсидии, дар, выигрыш в лотерею, доходы от продажи или сдачи имущества в аренду и др. При этом не требуется представление документов, подтверждающих источник получения средств, что создает условия для сокрытия происхождения денежных средств <10>. В то же время, как следует из подп. "в" ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 230-ФЗ, служащий (работник) может в свободной форме уточнить обстоятельства получения дохода (то есть это его право, а не обязанность), например указать наименование организации, реквизиты договора, физическое лицо, от которого получен доход, и другое.
--------------------------------
<10> Макаров А.В., Лютов В.А. К вопросу о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, как одном из условий противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 4. С. 32 - 35.
По-прежнему актуальным остается вопрос: можно ли, оценивая стоимость сделки, учитывать общие доходы, полученные супругами и (или) несовершеннолетним за период с начала календарного года (в котором была совершена сделка) до дня совершения сделки <11>.
--------------------------------
<11> Миронов О.И. Обязанность военнослужащих по представлению сведений о расходах как инструмент профилактики коррупции в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11. С. 5 - 10.
Обращаясь к практике правоприменения положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 230-ФЗ, стоит также обратить внимание на тот факт, что служащий (работник) не обязан предоставлять сведения о расходах и об источниках получения средств, если общая сумма таких сделок (сделки) не превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Однако ни служащий, ни уполномоченное лицо кадровой службы не в состоянии определить соотношение расхода над доходом, поскольку первый, как правило, не обладает информацией о своих доходах и доходах своей семьи за три года, предшествующих отчетному периоду, а второй не обладает информацией о сумме сделки (сделок). В этой связи на практике уполномоченное лицо кадровой службы, обнаружив в предоставленной служащим (работником) справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) сведения о приобретенном имуществе (недвижимость, транспортное средство, ценные бумаги), вынужден просить служащего (работника) предоставить копию договора, отражающего сумму сделки, на основании которого можно сделать вывод о необходимости заполнения разд. 2 справки "Сведения о расходах" либо об отсутствии таковой. Разумеется, такого рода взаимоотношения не урегулированы правовой нормой. В этой связи представляется целесообразным законодательно установить обязанность служащего (работника) документально подтверждать сумму каждой сделки по приобретению недвижимого имущества, транспортного средства либо ценных бумаг вне зависимости от суммы сделки.
Таким образом, несмотря на кажущиеся простоту и доступность правоприменения норм Федерального закона N 230-ФЗ, существуют отдельные правовые позиции, требующие уточнения и конкретизации.
Литература
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
2. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 (в ред. от 1 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2542.
3. Приказ Росархива от 25 февраля 2013 г. N 10-к // Российская газета. 2013. 21 июня. N 133.
4. Приказ Федеральной службы по тарифам России от 17 апреля 2013 г. N 221-к (в ред. от 23 декабря 2013 г.) // Российская газета. 2013. 31 мая. N 116.
5. Приказ Фонда социального страхования РФ от 30 мая 2014 г. N 235 // Российская газета. 2014. 30 июля. N 169.
6. Приказ Министерства финансов Хабаровского края от 8 июля 2014 г. N 114П // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. URL: http://laws.khv.gov.ru.
7. Постановление Администрации города Хабаровска от 8 мая 2014 г. N 1793 // Хабаровские вести. 2014. 16 мая. N 70.
8. Макаров А.В., Лютов В.А. К вопросу о контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, как одном из условий противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 4. С. 32 - 35.
9. Миронов О.И. Обязанность военнослужащих по представлению сведений о расходах как инструмент профилактики коррупции в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11. С. 5 - 10.
10. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006. С. 16.