Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Учет страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, при специальных налоговых режимах (Дедкова Е.Г.)

Учет страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, при специальных налоговых режимах (Дедкова Е.Г.)

Дата размещения статьи: 09.01.2017

Учет страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, при специальных налоговых режимах (Дедкова Е.Г.)

В статье рассмотрены особенности исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, применяющими специальные налоговые режимы, с учетом последних изменений налогового законодательства. 

Индивидуальные предприниматели могут применять как общую систему налогообложения, так и при соблюдении ряда условий, прописанных в налоговом законодательстве, более льготные, специальные режимы: упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентную систему налогообложения.

Применение данных режимов освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, однако оставляет за ними обязательства по уплате страховых взносов. В то же время для данной категории налогоплательщиков предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты взносов во внебюджетные фонды.

С 2016 г. изменился размер фиксированной части страховых взносов в ПФР и ФФОМС (см. табл. 1).

 

 

 

Таблица 1 

Фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование 

Показатель

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование

Доход до 300 000 руб. в год

Доход свыше 300 000 руб. в год

МРОТ x 26% x 12

МРОТ x 26% x 12 + 1% суммы > 300 тыс. руб. (но не более 8 МРОТ x 26% x 12)

МРОТ x 5,1% x 12

Величина страхового взноса в фиксированном размере

19 356,48 руб.

19 356,48 руб. + 1% суммы > 300 000 руб. (но не более 154 851,84 руб.)

3796,85 руб.

Срок уплаты страховых взносов

до 31.12.2016

19 356,48 руб. - до 31.12.2016 + 1% суммы дохода, превышающего 300 000 руб., - не позднее 01.04.2017

не позднее 31.12.2016

Размер МРОТ с 1 июля 2016 г. составляет 7500 руб. (Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Но несмотря на увеличенную сумму МРОТ с 1 июля 2016 г., страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2016 г. рассчитываются исходя из размера, действующего на начало финансового года, т.е. 6204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Таким образом, порядок расчета взносов в ПФР в 2016 г. имеет следующие особенности:

1) до 31 декабря отчетного года уплачивается фиксированная часть взносов. Она обязательна к уплате для всех предпринимателей независимо от наличия или отсутствия финансово-хозяйственной деятельности, режима налогообложения и размера полученных доходов. Фиксированные взносы в ПФР рассчитываются по формуле: 

Фиксированные взносы в ПФР = МРОТ на начало финансового года x Тариф страховых взносов (26%) x 12; (1) 

2) до 1 апреля года, следующего за отчетным, уплачивается расчетная часть страховых взносов в ПФР (1% суммы дохода свыше 300 тыс. руб. в год).

В ФФОМС в 2016 г. уплачиваются только фиксированные платежи. Взносы в ФФОМС с доходов свыше 300 тыс. руб. не рассчитываются и не уплачиваются. Фиксированные взносы в ФФОМС рассчитываются по формуле: 

Фиксированные взносы в ФФОМС = МРОТ на начало финансового года x Тариф страховых взносов (5,1%) x 12. (2) 

Фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в 2016 г. за месяц представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 

Фиксированные размеры страховых взносов в 2016 г. за 1 месяц 

Взнос

Тариф, %

КБК на 2016 г.

За 1 месяц, руб.

ПФР (страховая часть)

26%

392 1 02 02140 06 1100 160

1613,04

ФФОМС

5,1%

392 1 02 02103 08 1011 160

316,40

Итого

1929,44

Следует обратить внимание на то, что сумма в размере 316,40 руб. уплачивается в течение 11 месяцев, за 12-й месяц необходимо уплатить 316,45 руб.

Рассмотрим порядок определения величины дохода, из которого исчисляется 1% для расчета взносов. У индивидуальных предпринимателей, выплачивающих НДФЛ, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог, учитываются фактически полученные ими доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

У индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, базой для исчисления 1% суммы доходов, превышающей 300 000 руб., является вмененный доход, у индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, - потенциально возможный к получению доход. У индивидуальных предпринимателей, использующих несколько режимов налогообложения, доходы по разным режимам суммируются.

Рассмотрим порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из величины дохода плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, при получении ими доходов свыше 300 тыс. руб.

Если величина дохода плательщика страховых взносов превышает 300 тыс. руб., то величина страховых взносов определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) (26%), увеличенное в 12 раз, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз (154 851,84 руб. в 2016 г.).

Частью 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ величина дохода плательщика определяется следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со ст. 227 НК РФ;

2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, - в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;

4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со ст. 346.29 НК РФ;

5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ;

6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

При этом под величиной дохода плательщика следует понимать:

1) для ЕНВД - сумму вмененного дохода, рассчитанную с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода (ст. ст. 346.27, 346.29 НК РФ);

2) для ПСН - сумму потенциально возможного к получению дохода в течение срока действия патента (ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ);

3) для НДФЛ, ЕСХН, УСН - сумму полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой (соответственно ст. ст. 227, 346.5, 346.15 НК РФ).

Таким образом, плательщики, применяющие ЕНВД или ПСН, руководствуются соответственно размером вмененного или потенциально возможного к получению дохода, порядок определения которого установлен Налоговым кодексом РФ. При этом размер фактически полученного плательщиками дохода от осуществления предпринимательской деятельности значения не имеет.

Исходя из положений ст. 227 НК РФ при определении дохода плательщиков, уплачивающих НДФЛ, следует учитывать сумму фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, а исходя из положений ст. ст. 346.5, 346.15 НК РФ при определении дохода плательщиков, применяющих соответственно ЕСХН или УСН, следует принимать во внимание доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Размер дохода будет определяться на основании данных, представленных налоговым органом по месту учета плательщика страховых взносов.

На основании полученных от территориальных органов ФНС России данных территориальные органы ПФР формируют обязательства плательщиков по размеру фиксированного страхового взноса, который подлежит уплате в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Рассмотрим особенности влияния страховых взносов на формирование налоговых обязательств по единому налогу при применении специальных налоговых режимов.

Письмом Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-09/57011 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения" определено, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.

Если объектом налогообложения по УСН является разница между доходами и расходами, то взносы уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных данных расходов более чем на 50%.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1% суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, на указанную сумму взносов уменьшаться не должна.

При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.

Аналогичный порядок уменьшения единого налога на сумму страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, действует и при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Так, согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму ЕНВД на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере. При этом вышеназванные налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50% суммы соответствующего налога.

Индивидуальным предпринимателям не требуется сообщать в ПФР размер своего дохода. Все сведения в ПФР передает ФНС России, куда индивидуальные предприниматели сдают налоговые декларации. Но если данная отчетность в налоговые органы не сдана, то ПФР начислит страховые взносы в максимальном размере - 154 851,84 руб.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑