Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 16.01.2017
Рассмотрим налоги, плательщиками по которым могут выступать иностранные компании и с уплатой которых с наибольшей вероятностью столкнется иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, - это налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации.
Налог на добавленную стоимость
Стремление к развитию и расширению бизнеса рано или поздно приводит предпринимателя к необходимости выходить на рынок другого государства. Однако при осуществлении деятельности компанией на территории иностранного государства неизбежно возникают проблемы и одной из первых является проблема налогообложения и уплаты иностранной компанией налогов.
В соответствии с абз. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов в Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которые Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Кроме того, абз. 3 ст. 19 НК РФ также предусматривает, что налогоплательщиком может быть признана иностранная структура без образования юридического лица. В настоящее время в Российской Федерации действуют четырнадцать различных налогов и сборов.
Рассмотрим налоги, плательщиками по которым могут выступать иностранные компании и с уплатой которых с наибольшей вероятностью столкнется иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, - это налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации.
В части налога на добавленную стоимость необходимо обратить внимание на две ситуации. Первая связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с этим. Вторая ситуация связана с изменением обложения налогом на добавленную стоимость продаж электронных услуг с 2017 г.
В соответствии со ст. 143 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиком налога является лицо, на которое такая обязанность возложена таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации. Объектом налогообложения в данном случае являются ввоз товаров на территорию Российской Федерации или реализация товаров на ней. Уплата НДС осуществляется импортером товара, то есть плательщиком иностранная компания может стать только в случае наличия представительства на территории Российской Федерации. Вывоз товаров из Российской Федерации не облагается НДС. Кроме того, в случае процедуры реэкспорта также предусмотрена процедура возвращения уплаченного НДС.
В части изменения обложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг отметим, что с 1 января 2017 г. условием для признания иностранной компании плательщиком НДС является реализация электронных услуг на территории РФ. Место реализации услуги в этой ситуации определяется по месту деятельности покупателя.
Налог на прибыль организации
В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиком налога на прибыль организации являются иностранные компании, имеющие свои постоянные представительства на территории Российской Федерации либо получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Налоговая база по общему правилу определяется аналогично российским организациям: доход, полученный представительством, за вычетом расходов. Однако предусмотрен особый вариант исчисления налога в том случае, если представительство осуществляет деятельность вспомогательного или подготовительного характера, за которую не предусмотрено получение вознаграждения. В этом случае налоговая база составляет 20% от произведенных расходов.
В случае отсутствия постоянного представительства обложение налогом на прибыль организации проводится по правилам ст. 309 НК РФ. Налогообложению подлежат, в частности:
- доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
- процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида;
- доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;
- доходы от международных перевозок при наличии одного из пунктов перевозки на территории Российской Федерации;
- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств на территории Российской Федерации.
Однако перечень не является закрытым, иные аналогичные доходы также подлежат налогообложению. При этом в случае отсутствия представительства у иностранной организации исчисление и уплата налога производятся налоговым агентом. Так, в случае с выплатой дохода по ценным бумагам налоговым агентом признается депозитарий.
Нарушение порядка уплаты предусмотренных российским законодательством налогов и сборов влечет наступление ответственности. По ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)" НК РФ это взыскание штрафа в размере 20 или 40% от суммы неуплаченного налога сверх суммы подлежащего уплате налога.
Например, в Постановлении Девятого ААС от 17.02.2014 N 09АП-1074/2014 по делу N А40-118792/13 суд признал законным привлечение организации, являвшейся налоговым агентом иностранной компании по уплате налога на прибыль организации в форме дивидендов с корпоративных прав, к налоговой ответственности. Причиной неправильной уплаты налога стало то, что компания, организованная иностранным инвестором, неверно истолковала положения российского законодательства о дивидендах, не учла позиции высших судов Российской Федерации по этому вопросу, чего, разумеется, можно было избежать при грамотной юридической помощи со стороны российских юридических фирм.
Как видно из примеров, касающихся налога на прибыль организации и налога на добавленную стоимость, Российская Федерация, как и любая иная налоговая юрисдикция, имеет ряд особенностей в части налогообложения иностранных компаний. При выходе на российский рынок наиболее разумным является проведение предварительной консультации со специалистами в сфере законодательства о налогах и сборах. Такой шаг позволит обезопасить себя от негативных последствий, связанных с ответственностью за нарушение действующего законодательства, позволит сократить время на подготовку к началу деятельности в Российской Федерации.