Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Страховые взносы по-новому (Березина Е.)

Страховые взносы по-новому (Березина Е.)

Дата размещения статьи: 16.01.2017

Страховые взносы по-новому (Березина Е.)

С 1 января 2017 г. администрировать страховые взносы во все внебюджетные фонды (за исключением взносов "на травматизм") вновь будет ФНС России. Именно с этого момента вступят в силу изменения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы, которые внесены в законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) будут регулироваться Налоговым кодексом РФ, в котором появилась новая гл. 34 "Страховые взносы". ФНС России уже разработала проект новой формы расчета по страховым взносам, которые в 2017 г. будут сдавать плательщики вместо привычных РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС. Предлагаем рассмотреть изменения, которые ожидают плательщиков страховых взносов в следующем году.
Решение Президента России по передаче функции администрирования страховых взносов в налоговые органы сформировалось еще в начале этого года. Указом от 15.01.2016 N 13 Президент РФ поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Во исполнение данного Указа законодатели приняли два Закона, один из которых - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" отменяет основной Закон о страховых взносах - Закон N 212-ФЗ "О страховых взносах...". Второй - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" вводит новую главу в Налоговый кодекс РФ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.
Революционных изменений, о которых в начале года говорила ФНС России, не произошло. Напоминаем, что во исполнение распоряжения главы страны ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). Федеральная налоговая служба предложила заменить страховые взносы во внебюджетные фонды на новый налоговый платеж - единый социальный страховой сбор (ЕССС). Предлагалось установить общую базу для исчисления страхового взноса и предусмотреть возможность уплаты одним платежным документом взносов во все внебюджетные фонды. Кроме того, идеологи передачи администрирования в налоговую заявляли о снижении административной нагрузки на бизнес за счет снижения количества органов, в которые придется представлять отчетность.
Противники предложения возвращения социального налога обращали внимание на различия в экономико-правовой природе таких видов обязательных платежей, как налоги и взносы на обязательное социальное страхование. Основное отличие налогов от страховых взносов заключается в том, что обязательные страховые взносы имеют строго целевое назначение. Налоги такого назначения не имеют. Уплаченные страховые взносы являются индивидуально возмездными и возвратными (в случае наступления страхового случая), а налоги - это прежде всего индивидуально безвозмездные платежи, они имеют невозвратный характер.
Единый социальный страховой взнос в Налоговом кодексе не появился. Новая гл. 34 НК РФ носит название "Страховые взносы". В нее перейдут ключевые положения Закона N 212-ФЗ. Однако, как и в 2010 г., когда вся страна переходила от ЕСН к страховым взносам, всем правоприменителям потребуется большая работа и для внимательного изучения текстов законов, и для ознакомления с новыми формами и форматами отчетности.
Передача администрирования в налоговую службу потребовала внесения изменения в значительное количество законодательных и подзаконных нормативных актов. В следующем году начнут действовать изменения, внесенные в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Приняты поправки в ряд других законодательных актов, в том числе Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Основной закон о передаче функции администрирования страховых взносов в налоговые органы - это Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ. Этот законодательный акт определяет, что начиная со следующего года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок будут осуществлять налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть Налогового кодекса (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).
Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные гл. 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. ст. 45, 46, 47, 48, 78 НК РФ.
Следует отметить, что передача функции администрирования страховых взносов в налоговые органы не коснулась взносов "на травматизм". Основным нормативным правовым актом, который регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, останется Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Поскольку от концепции единого социального страхового сбора отказались, многие основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов не претерпели существенных изменений, в частности:
- порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);
- порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);
- перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);
- размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. ст. 425 - 429 НК РФ);
- общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).
Рассмотрим некоторые вопросы подробнее.

Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 году

Общий тариф страховых взносов установлен ст. 425 НК РФ и составляет:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;
4) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Однако в 2017 - 2018 гг. законодатели решили сохранить пониженный общий размер тарифа в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование:
1) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;
2) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;
Таким образом, в следующем году общая нагрузка по страховым взносам будет сохранена и составит 30%. Увеличение размера тарифа планируется в 2019 г. - с 30 до 34%.
Страхователи, имеющие право на пониженный тариф в связи с применением упрощенной системы налогообложения, будут уплачивать взносы по ставке 20% - как и сейчас. Другие категории пониженных тарифов, а также дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.
Для взносов в ФСС и ПФР Налоговый кодекс РФ предусматривает наличие предельной облагаемой базы. При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления, предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину - для ФСС она будет устанавливаться Правительством в твердой сумме.
Для ПФР правило определения предельной базы сохранено в такой же формуле, как было установлено в ст. 8 Закона N 212-ФЗ, и определяется ст. 421 НК РФ - средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента. Предельные базы будут ежегодно пересматривать, в том числе на 2017 г.
Напомним, что в текущем 2016 г. они составляют: для взносов в ПФР - 796 тыс. руб. за год. В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх - по ставке 10%; для взносов в ФСС - 718 тыс. руб. В пределах этой суммы начисляют по ставке 2,9%, а сверх - не уплачивают.
При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.
Итак, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен вопреки обещаниям сторонников передачи администрирования в налоговые органы.

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

Несмотря на то что три вида взносов будет администрировать один государственный орган, главного из обещанных плательщикам преимуществ - возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган - не произошло. Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и в фонды. Коротко рассмотрим, какие виды отчетности по взносам ждут в следующем году, в какие сроки, изменятся ли тарифы и штрафы.
Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и фонд соцстраха - формы 4 - ФСС и РСВ-1 ПФР - со следующего года будут отменены. Ведь в них плательщик отчитывался о начисленных и уплаченных страховых взносах в соответствующий фонд. Однако отчетности по страховым взносам в 2017 г. меньше не станет.

Отчетность по страховым взносам с 2017 года - в налоговую инспекцию

С 2017 г. вместо РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Статья 423 НК РФ устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов представлять ежеквартальную отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и Фонд социального страхования в налоговый орган по месту учета. Проект нового расчета по страховым взносам уже представлен в Письме ФНС России от 18.07.2016 N БС-4-11/12915. Там же есть и порядок заполнения новой формы. Посмотрим, что меняется для плательщика в части отчетности по новым страховым взносам.
В проекте новый отчет по страховым взносам в налоговую инспекцию состоит из 24 листов и разделен на три больших раздела. Помимо общих сведений о начислениях, взносах, выплатах, есть листы и приложения для расчета льгот и пониженных тарифов. Для персонифицированных сведений - разд. 3 будущего расчета.
В новый расчет попадут все взносы, кроме взносов на травматизм. Последние по-прежнему будет контролировать ФСС РФ. Как и раньше, соцстрах будет определять тариф исходя из основного вида деятельности и выделять средства для предупредительных мер. По взносам на травматизм отчетность по форме 4 - ФСС необходимо будет сдавать в ФСС. Форма отчета тоже изменится.
Из привычного 4 - ФСС исключили раздел о начислениях социальных страховых взносов. Ознакомиться с новой формой можно в проекте ФСС РФ от 25 июля 2016 г.
Новая форма отчета в ФНС объединит в себе несколько форм отчетности, которые плательщики сдают сегодня:
1) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1 ПФР) (представляется ежеквартально);
2) расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3 ПФР) (представляется ежеквартально);
3) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2 ПФР) (представляется ежегодно);
4) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4 - ФСС) (представляется ежеквартально).
Налоговики сообщают, что при разработке новой формы был оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, а также сокращены лишние и дублирующие показатели.

Титульный лист

Титульный лист расчета заполняют по тем же правилам, что и титульные листы других деклараций. Здесь приводят код налоговой инспекции, в которую отчитываются. Ставят номер корректировки. Это "0--" - для первичного расчета и "1--", "2--" и т.д. - для уточненок.
Налоговый период обозначают так:
- квартал - 21;
- полугодие - 31;
- 9 месяцев - 33;
- год - 34.

Раздел 1

В разд. 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов" приводят расчет страховых взносов, которые уплачивают или возмещают.
Налоговый кодекс сохранил необходимость вести учет облагаемой базы в разные фонды отдельно, поскольку предельные величины определяются по-разному, суммы исчисленных страховых взносов уплачиваются раздельно и т.п. Учитывая это, разд. 1 включает 10 приложений. Приложение 1 имеет следующие подразделы:
- 1.1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование";
- 1.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование";
- 1.3 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 Налогового кодекса Российской Федерации";
- 1.4 "Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Как видно из названия, пенсионные (в том числе дополнительные) и медицинские взносы показывают отдельно. Все данные приводят в рублях и копейках.

Раздел 2

Этот раздел называется "Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства". Соответственно, его заполняют только главы КФХ, для которых сохранена обязанность отчитываться по исчисленным страховым взносам, поскольку общая сумма, подлежащая уплате, зависит от количества членов хозяйства, о которой и должен заявить глава КФХ в своем расчете.

Раздел 3

В разд. 3 приводят "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах".

Отчетность по взносам с 2017 года в ПФР

Пенсионный фонд продолжит осуществлять полномочия по назначению и выплате пенсий. Это означает, что контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а проверять достоверность сведений о стаже - сотрудники ПФР. В Пенсионный фонд в связи с этим плательщики будут сдавать два расчета: введенные в этом году ежемесячные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и отчет о стаже каждого сотрудника страхователя, на вознаграждения которым начисляются страховые взносы. То есть форма СЗВ-М останется. Ее страхователи должны будут сдавать в том же порядке, что и сейчас. Несколько изменятся сроки сдачи сведений.
Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 ПФР, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Исключение - информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР. Периодичность представления этих сведений останется прежней, однако представлять их необходимо будет в налоговый орган.

Отчетность по страховым взносам с 2017 года в ФСС

Фонд социального страхования продолжит администрировать взносы на страхование от несчастных случаев и травматизм. Так же, как и раньше, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий также остается за ФСС.
Под контролем ФСС полностью останутся взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, ФСС будет контролировать и проводить проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Плательщики будут сдавать в ФСС отдельную форму отчета. Форма 4 - ФСС, которую надо будет сдавать за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. будет изменена. В проекте новой формы 4 - ФСС полностью исключен разд. I, а остается только разд. II.
На regulation.gov.ru опубликован проект приказа, утверждающий новую форму 4 - ФСС, а также порядок ее заполнения. В новой форме 5 таблиц, в том числе: 1. Расчет базы для начисления страховых взносов; 1.1 Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями и др.

Сроки сдачи отчетности по страховым взносам в 2017 году

Отчетность по взносам в налоговые органы

Новую налоговую отчетность по страховым взносам в 2017 г. необходимо будет сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). В тексте Налогового кодекса он, как и раньше, называется расчет. Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.
Срок сдачи отчетности установлен единый вне зависимости от способа сдачи отчета: на бумаге или в электронном виде. Правда, как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек - только в электронном виде по ТКС (п. 10 ст. 431 НК РФ). Так, отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г., так как 30 апреля выпадает на воскресенье - выходной день.
Поскольку сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, которому в свою очередь необходимо будет информацию о страховых взносах, уплаченных за конкретных людей, "разложить" по их лицевым счетам, Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности. В случае если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.
В пятидневный срок со дня получения указанного в абз. 2 настоящего пункта уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (ч. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).

Сроки сдачи отчетности в ПФР с 2017 года

У плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СВЗ-М. Срок сдачи СЗВ-М с 1 января 2017 г. изменится. Сдавать форму необходимо будет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, как сейчас (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в новой редакции). То есть на сдачу сведений будет пять дополнительных дней. Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 ПФР - отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (пп. 10 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР будет представляться плательщиком в налоговый орган.
Общая информация о видах отчетности по страховым взносам в фонды и налоговые органы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Виды отчетности по страховым взносам с 2017 года

Куда отчитываться

Какой отчет подавать

В какие сроки подавать

ИФНС России

Единый расчет по страховым взносам (кроме взносов на травматизм)

Ежеквартально не позднее 30-го числа следующего месяца:

2 мая 2017 г. (30 апреля - выходной);

31 июля 2017 г. (30 июля - выходной);

30 октября 2017 г.;

30 января 2018 г.

Терр. орган ПФР

СЗВ-М

Ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца

Терр. орган ПФР

Отчет о страховом стаже

Ежегодно не позднее 1 марта следующего года

Терр. орган ФСС РФ

Расчет по взносам на травматизм

Ежеквартально: на бумаге - не позднее 20-го числа следующего месяца, электронно - не позднее 25-го числа следующего месяца

Отчетность за 2016 год

Никаких переходных положений по представлению годовой отчетности, которую нужно будет сдавать в 2017 г., в Законах N N 243-ФЗ и 250-ФЗ нет. Однако необходимо руководствоваться ст. 23 Закона N 250-ФЗ, в соответствии с которой расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., представляются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, годовую отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 г. будут принимать территориальные органы ПФР. Персонифицированные данные по всем работникам за 2016 г. также будут сданы в органы ПФР в составе РСВ-1 ПФР (разд. 6). Если возникнет необходимость внести изменения в отчетность, то уточненные расчеты РСВ-1 ПФР за 2016 г. и за периоды до 2016 г. плательщик страховых взносов тоже должен будет представить в свой территориальный орган ПФР. Камеральные проверки этих форм будут проводить органы ПФР на местах.
А в налоговые инспекции надо будет представлять отчетность, которая будет составляться за период начиная с 1 января 2017 г.
Отчетность по форме 4 - ФСС за 2016 г. страхователи будут сдавать по старым правилам и формам в свое территориальное подразделение ФСС (с учетом изменений, внесенных Приказом ФСС РФ от 04.07.2016 N 260).

Уплата страховых взносов в 2017 году

Еще одним из звучавших обещаний было упрощение уплаты страховых взносов. Однако п. 6 ст. 431 НК РФ закрепил действующее в этом году правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Срок уплаты страховых взносов не изменится. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, то изменятся и КБК страховых взносов.

Новые КБК и изменения в правилах заполнения платежных документов

С 1 января 2017 г. уплачивать страховые взносы необходимо будет на новые КБК, кроме того, заполнять платежные поручения по налогам и страховым взносам придется по-новому. Минфин России подготовил изменения в Приказ от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Текст проекта опубликован на regulation.gov.ru. Поскольку с 1 января 2017 г. страхователи начнут платить страховые взносы налоговикам, платежные поручения по взносам нужно будет заполнять так же, как по налогам (Приложение 2 к Приказу от 12.11.2013 N 107н). Например, если взносы страхователь платит на основании требования инспекции, в поле "109" надо ставить его дату. Сейчас компании в полях 106 - 109 платежных поручений по страховым взносам ставят нули.
Обратите внимание, что уже взносы за декабрь нужно будет платить в январе в налоговую инспекцию по новым КБК.
Срок уплаты взносов за 2016 г. для предпринимателей - не позднее 31 декабря 2016 г. Предприниматели могут перечислить фиксированные взносы за 2016 г. не позднее 9 января 2017 г. Поскольку последний день срока - это праздничный день. Если страхователь перечислит последний платеж за 2016 г. заранее (до 1 января 2017 г.), то деньги нужно отправлять по старым реквизитам - на КБК для взносов в фонды. После 1 января на эти КБК ничего отправить не получится - банк не примет платеж. Даже если деньги уйдут, они попадут в невыясненные платежи и уточнить их не получится, их можно будет только вернуть, а фиксированный взнос придется заплатить заново, но уже с пеней.
Еще одно важное изменение, не связанное с передачей функции администрирования, - это возможность оформлять платежные поручения в 2017 г. от представителя. То есть перечислить налоги и страховые взносы за компанию или физическое лицо сможет представитель. В настоящее время и налоговые органы, и органы внебюджетных фондов считают, что перечислить платеж обязан только сам налогоплательщик или страхователь. В подтверждение своей позиции контролеры всех органов ссылаются на ст. 18 Закона N 212-ФЗ и на ст. 45 НК РФ. Возникают проблемы, когда плательщик сам не может погасить долг по налогам. Если деньги за него вносит директор, контролирующие органы отказываются зачесть их в счет недоимки. Однако плательщики уже в этом году создали устойчивую судебную практику в свою пользу. Плательщикам удается убедить проверяющих в суде (см., например, Постановление Девятого арбитражного суда от 01.10.2015 N 09АП-39224/2015). Когда поправки вступят в силу, проблем станет меньше. Но в проекте есть ограничение. Налоги или взносы за организацию сможет погасить только другая организация. Физическое лицо сможет расплатиться только за другое физическое лицо. При уплате налогов или взносов за кого-то другого платежное поручение нужно будет заполнять по особым правилам: в поле "Статус плательщика" нужно ставить новые коды: 28, 29, 30 - для представителей; в поле "Назначение платежа" - номер и дату доверенности представителя; в полях ИНН и КПП плательщика - реквизиты компании, за которую вы платите; в поле "Плательщик" писать свое наименование, а в скобках наименование компании, чью обязанность вы исполняете (для физлиц - Ф.И.О.).

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые инспекторы будут в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ - ст. 119 НК РФ. С этой целью и в наименование статьи, и в текст диспозиции были внесены дополнения, четко предусматривающие возможность ее применения за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Следовательно, за опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум - 30% этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).
За непредставление других документов по взносам налоговики смогут оштрафовать на 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ). Кроме того, теперь плательщикам грозит приостановление операций по счетам в связи с несдачей отчетности. Ведь у органов внебюджетных фондов не было такого права, а налоговики смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом. Сейчас в ст. 76 НК РФ говорится только о декларациях, но новая редакция этой статьи, которая вступит в силу с 2017 г., дополнена новыми положениями о том, что она распространяется и на расчеты по страховым взносам.
Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).
Ответственность за нарушение установленного законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Поэтому общий размер штрафа за непредставление в ПФР СЗВ-М может вылиться в приличную сумму. За подобное нарушение компания из 20 человек может пострадать на 10 000 руб., а организация численностью 500 человек заплатит уже 250 000 руб. штрафа. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.
Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Кроме того, в Законе N 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Проверки по страховым взносам в 2017 году

Начиная с периода 2017 г. проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок. Соответственно, на выездной проверке налоговики проверят сразу и налоги, и взносы. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним будут меньше НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. Специалисты ФСС будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками - проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов в ФСС.
Однако еще раз подчеркнем, что в таком режиме будет проверяться правильность уплаты взносов начиная с периода 2017 г.
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до названной даты (ст. ст. 20, 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 г.

До 2017 г. органом, уполномоченным давать разъяснения по спорным вопросам, связанным со страховыми взносами, было Министерство труда РФ. Начиная со следующего года письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Вероятно, спорные вопросы плательщикам необходимо задать. Поскольку неоднократно возникали ситуации, когда мнение Минфина и Минтруда по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно посоветовать до выхода новых разъяснений руководствоваться существующими разъяснениями Минтруда, поскольку в спорной ситуации применительно к периодам после начала 2017 г. они не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).

Новое для самозанятых плательщиков

Эта категория плательщиков, как и раньше, уплачивает самостоятельно страховые взносы за себя, тем самым формируя свои пенсионные права.
Для предпринимателей с годовым доходом не более 300 тыс. руб. возможность формировать свои пенсионные права и приобретать право на трудовую пенсию установлена независимо от получения дохода путем уплаты страховых взносов на обязательной пенсионное страхование в фиксированных размерах.
Предприниматель, получивший доход свыше 300 тыс. руб., сформирует свои пенсионные права в большем размере путем уплаты таких же страховых взносов в фиксированных размерах плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период.
При этом в 2016 г. размер фактического дохода, полученного предпринимателем для исчисления страховых взносов за себя, значения не имел, поскольку определялся в соответствии со ссылками на статьи НК РФ. Для упрощенцев вне зависимости от объекта налогообложения - это были доходы без учета расходов, для плательщиков НДФЛ - не учитывались налоговые вычеты.
Теперь плательщикам налога на доходы физических лиц следует обратить внимание на то, что ст. 430 НК для них частично изменен порядок определения базы. Если в Законе N 212-ФЗ правило учета дохода было сформулировано со ссылкой на ст. 227 НК РФ, то ст. 430 НК отсылает к ст. 210 НК РФ. Что это значит для плательщиков НДФЛ?
Строго говоря, ст. 227 НК РФ никогда не устанавливала правил учета доходов. Она определяет особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, а также порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами. Ссылка на ст. 227 НК РФ в Законе N 212-ФЗ - не более чем юридико-техническая ошибка. Вместе с тем Минтруд, неоднократно отвечая на вопросы плательщиков, именно со ссылкой на ст. 227 НК утверждал: положения ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ не увязываются с определением налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.
В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные гл. 23 Кодекса, не учитываются (Письма Минтруда России от 11.04.2016 N 17-4/ООГ-556, от 18.12.2015 N 17-4/ООГ-1797, от 11.09.2015 N 17-4/ООГ-1265, от 21.04.2015 N 17-3/ООГ-496). Как ни странно, имеется даже некоторая судебная практика в пользу позиции Минтруда (см., например, Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 04.02.2016 N 33а-1110/2016).
С 1 января 2017 г. плательщики, уплачивающие НДФЛ, в целях определения фиксированного платежа должны определять доход в соответствии со ст. 210 НК РФ. Основанием является пп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ. В данной статье рассматривается, как определить налоговую базу по НДФЛ, и отмечается, что в нее включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Во-первых, маловероятно, что это означает необходимость учесть все доходы предпринимателя, полученные им не только от предпринимательской деятельности, а еще, например, по трудовому договору в качестве наемного работника, хоть они и включаются в его налогооблагаемую базу. Впрочем, подождем, пока смысл этой поправки разъяснит Минфин.
Кроме того, именно п. 3 ст. 210 НК РФ устанавливает, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Налогового кодекса. Возможно, ссылка на ст. 210 НК РФ все же будет означать, что понятие "доход" в целях обложения страховыми взносами будет приравнено к понятию "налоговая база" по НДФЛ. Однако для этого тоже потребуется дождаться разъяснений Минфина. Поскольку Минтруду систематический анализ ст. ст. 227 и 210 НК РФ не мешал делать вывод о том, что доход и база по НДФЛ - это не равнозначные понятия. На этот счет (в отношении Закона N 212-ФЗ) с аналогичной точкой зрения имеется также и Письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-11-11/32724.
Что касается ФНС России, то служба пока очень осторожно указала на изменения без разъяснения содержательной их части в Письме от 28.07.2016 N БС-3-11/3455@.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑