Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 17.01.2017
Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2017 г. будут осуществлять налоговые органы. Изменения в администрировании привели к изменению в отчетности - разработке единой отчетной формы. Согласно Дорожной карте "Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование" до 1 февраля 2017 г. фонды должны организовать проведение сверки со всеми плательщиками страховых взносов по состоянию на 01.01.2017.
В 2017 г. бухгалтеров всех организаций ждут серьезные изменения в части уплаты страховых взносов. Недавно был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Данный Закон передает функции сбора страховых взносов от внебюджетных фондов к Федеральной налоговой службе, в связи с чем в Налоговый кодекс РФ добавляется новый раздел (разд. XI "Страховые взносы в Российской Федерации") и глава (гл. 34 "Страховые взносы"). Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утрачивает силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Начало процессу передачи функций было положено Указом Президента РФ от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования", которое было дополнено Дорожной картой "Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование", представленной в Письме ФНС России от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@. Причина принятия данных документов - повышение собираемости взносов. Хочется напомнить, что Федеральная налоговая служба ранее администрировала начисления на зарплату работников - до 1 января 2010 г. существовал единый социальный налог, который и был заменен на страховые взносы. Теперь произошел обратный процесс передачи функций администрирования. Но, в отличие от единого социального налога, который был федеральным налогом, страховые взносы не являются налоговыми платежами, для них формируется своя законодательная база, и, скорее всего, зачет между страховыми взносами и налогами провести будет нельзя.
Рассмотрим подробнее новации, которые коснутся бухгалтеров. В первую очередь изменения коснутся отчетности по страховым взносам: вместо форм, подаваемых в Фонд социального страхования РФ (4 - ФСС) и в Пенсионный фонд РФ (РСВ-1 ПФР) появится единая форма налоговой отчетности по единому страховому взносу, по которой предприятия будут отчитываться в налоговые инспекции. Согласно Дорожной карте, разработать и утвердить данную форму отчетности Минфин России и ФНС России по согласованию с ПФР и ФСС РФ обязаны до 1 октября 2016 г. В этом виде отчетности будут отражаться начисления и выплаты в три внебюджетных фонда - Пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования. Расчетным периодом по страховым взносам, так же как и раньше, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев, соответственно, форма будет ежеквартальная, срок подачи - до 30-го числа месяца, следующего за кварталом и годом. Таким образом, отчетными периодами по начислениям страховых взносов в 2017 г. будут (с учетом выходных) 2 мая, 31 июля, 30 октября 2017 г. и 30 января 2018 г. (за 2017 г.). Представление расчетов по страховым взносам (как и их уплата) должны будут производиться организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Таким образом, на организации возлагается новая обязанность - уведомлять инспекцию Федеральной налоговой службы о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения такими полномочиями.
Данный расчет, так же как и остальная отчетность, может подаваться в бумажном либо электронном виде, а для организаций со среднесписочной численностью более 25 человек - только в электронном виде. При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 431 Налогового кодекса, если в представленном расчете сведения об общей сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не будут соответствовать указанной в этом же расчете сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет будет считаться непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, должно быть направлено со стороны налогового органа соответствующее уведомление. У организации в этом случае есть пять рабочих дней на представление исправленного расчета, и только в случае соблюдения этих сроков датой подачи будет считаться дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным. Важно соблюдать данный срок, особенно в случае сдачи отчета в последние дни срока.
Необходимо отметить, что появление новой формы не освобождает бухгалтеров от отчетности перед фондами. Фондам оставлена обязанность персонифицированного учета застрахованных лиц, Пенсионный фонд по-прежнему будет отвечать за начисление и выплату пенсий, Фонд социального страхования - за выплату пособий, а также администрирование взносов на травматизм. Таким образом, в Пенсионный фонд необходимо будет сдавать два отчета: один ежемесячный (форма СЗВ-М, утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п) <1> и новый отчет о стаже своих работников, бланк которого появится позднее. А в Фонд социального страхования бухгалтерам будет необходимо по-прежнему отчитываться по взносам на травматизм.
--------------------------------
<1> Подробнее об особенностях заполнения данной формы см. Письмо ФНС России от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@ "О проекте Дорожной карты".
Законодательство предусмотрело механизм перехода: согласно Дорожной карте до 1 февраля 2017 г. фонды должны организовать проведение сверки со всеми плательщиками страховых взносов по состоянию на 01.01.2017. К 1 марта 2017 г. фонды обязаны передать территориальным органам ФНС России следующие документы:
- реестр плательщиков страховых взносов по установленной форме (по состоянию на 1 января 2017 г.);
- реестр застрахованных физических лиц;
- предварительное сальдо расчетов плательщиков страховых взносов по итогам 2016 г.;
- акты сверки сумм задолженности плательщиками страховых взносов за 2016 г.;
- первичные документы, подтверждающие обоснованность сумм задолженности/переплаты, а также своевременность и полноту принятия мер по их урегулированию и взысканию <2>.
--------------------------------
<2> Шинкарева О.В. Отчетность в Пенсионный фонд РФ: введение новой формы по персонифицированному учету // Финансовый вестник. 2016. N 4. С. 46 - 50.
Таким образом, Федеральная налоговая служба получит в свое распоряжение информацию по всем платежам страхователей, а затем сможет сопоставить поступления от страховых взносов и налога на доходы физических лиц. Если в ходе данного анализа выявится недоначисление страховых взносов, то налоговая служба сможет провести выездную проверку с привлечением представителей Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ. Данные проверки возможны с 1 января 2017 г. и будут проводиться таким же образом, что и налоговые проверки: организации же будут иметь все права и нести все обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Проверки будут как камеральные, так и выездные, причем период проверки может охватывать не только периоды после 2017 г., но и по общему правилу три предшествующих года (то есть в 2017 г. налоговая инспекция сможет проверить начисления и уплату страховых взносов за 2014 - 2016 гг.). Прием уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР, 4 - ФСС и 4-а ФСС РФ) за расчетные периоды до 2017 г., с 1 января 2017 г. также будет принимать налоговая инспекция.
Следует отметить, что объект обложения страховыми взносами и сроки уплаты не изменятся - в этой части новая глава Налогового кодекса совпадает с Федеральным законом N 212-ФЗ. Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах (ст. 425 Налогового кодекса РФ):
1. На обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы - 26%.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2017 - 2021 гг., согласно ст. 421 НК РФ, устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в России, увеличенного в 12 раз, и следующих повышающих коэффициентов:
в 2017 г. - 1,9;
в 2018 г. - 2,0;
в 2019 г. - 2,1;
в 2020 г. - 2,2;
в 2021 г. - 2,3.
С 2022 г. данная предельная база подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Следует отметить, что в 2016 г. она составляла (с учетом повышающего коэффициента в размере 1,8) сумму в 796 000 руб. для каждого физического лица <3>.
--------------------------------
<3> О предельной величине базы для начисления страховых взносов в фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. N 1265.
Обратите внимание, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период 2017 - 2018 гг. отличаются - общий тариф для организаций составит, как и в 2016 г. (ст. 426 НК РФ):
- в пределах установленной предельной величины базы - 22%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.
Таким образом, 10% на обязательное пенсионное страхование сверх предельной базы будет уплачиваться только до конца 2018 г., если не будет дальнейших изменений законодательства.
2. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы:
- общий тариф - 2,9%;
- в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), - 1,8%.
При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2016 г. N 1265 предельная величина данной базы подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в РФ. Напомним, что в 2016 г. размер данной базы составляет в отношении каждого физического лица сумму 718 000 руб.
3. На обязательное медицинское страхование - 5,1%.
Как и ранее, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных организациями расходов на выплату страхового обеспечения по этому виду. Эти данные должны будут направляться налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности заявленных плательщиком расходов. О решении, вынесенном по результатам такой проверки, органы ФСС должны будут сообщить в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия решения.
Согласно ст. 431 НК РФ срок уплаты взносов в 2017 г. останется прежним - не позднее 15-го числа следующего месяца (к примеру, страховые взносы за январь нужно уплатить не позднее 15 февраля 2017 г.). Так же как и раньше, при выпадении последнего дня уплаты на выходной день, он переносится на ближайший рабочий. Страховые взносы, в отличие от налогов, уплачиваются в рублях и копейках. При этом сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого вида страхового взноса (ст. 431 НК РФ), а соответствующие коды бюджетной классификации Минфин должен определить и довести до сведения налоговых органов до 1 декабря 2016 г. В этот же срок должны быть определены и реквизиты счета органа федерального казначейства для перечисления страховых взносов.
Таким образом, для бухгалтеров данные новации повлекут увеличение объема работы: к обязательной сверке платежей с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования добавится еще одна форма отчетности в налоговую инспекцию, а количество подаваемых форм отчетности в фонды сохранится. Единственное преимущество - отчетность в фонды станет проще.