Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Готовимся к переходу на онлайн-кассы (Борисов А.)

Готовимся к переходу на онлайн-кассы (Борисов А.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

Готовимся к переходу на онлайн-кассы (Борисов А.)

В середине лета был принят Закон о поэтапном переходе на онлайн-кассы. Изменения, надо сказать, глобальные. Приобрести ККТ придется "вмененщикам" и ИП на патенте, бланк строгой отчетности будет приравнен к чеку и выдавать его будет новый кассовый аппарат, а штрафы за нарушение законодательства о ККТ возросли уже на данный момент. Давайте вместе изучим нововведения.

Под контролем

Мечты налоговиков поставить на контроль абсолютно все наличные расчеты в стране скоро претворятся в жизнь. Вступивший в силу 15 июля 2016 г. Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) обязывает всех налогоплательщиков при наличных расчетах применять контрольно-кассовую технику (ККТ), данные с которой передаются в налоговую службу.
По мнению фискалов, применение современных автоматизированных систем сократит затраты, трудоемкость и неудобства действующего порядка применения касс. Уже при нынешней нормативной базе риск-ориентированный подход позволил ФНС России за 5 лет (с 2011 по 2015 г.) снизить количество проверок на 38% (с 278 тыс. до 173 тыс.) и одновременно повысить их результативность с 54 до 86%. Новый же порядок сократит количество выездных проверок еще больше. ФНС России будет анализировать операции, проведенные через онлайн-кассы, выявлять рисковые зоны и использовать точечные проверки.

К сведению. На официальном сайте nalog.ru ФНС России, комментируя нововведения, отмечает сплошные плюсы, но только для добросовестных владельцев ККТ. Дескать, и ежегодные затраты на ККТ снизятся, и посещать инспекцию для регистрации кассы больше не понадобится (все регистрационные действия с ККТ осуществляются через личный кабинет на сайте ФНС России). Кроме того, продавец сможет:
- в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес;
- применять в составе ККТ мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение налоговой инспекцией информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Отметим, что новая система в 2014 г. уже была протестирована в четырех субъектах нашей страны: Москве и Московской области, Республике Татарстан и Калужской области (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 657 "О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения"). В эксперименте участвовали как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять кассовые аппараты, в эксперименте были задействованы и те, кто ККТ применять не обязан, например мелкие бизнесмены, работающие в сфере оказания услуг.
Поскольку эксперимент признан успешным, применение новых кассовых аппаратов, так называемых онлайн-касс, было решено ввести на всей территории России.

К сведению. Несмотря на то что эксперимент по внедрению онлайн-касс был завершен в начале 2015 г., его участникам разрешили применять ККТ по новой технологии и после этой даты (см. Постановления Правительства РФ от 03.06.2015 N 543 и от 22.12.2015 N 1402).

В настоящее время к новой технологии, по данным ФНС России, подключено 3,5 тыс. единиц кассовой техники, пробито 50 млн чеков на сумму 40 млрд руб.
По мнению налоговиков, благодаря нововведениям планируется легализация "теневой" розничной торговли и сферы услуг, что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений.
Бизнес-сообщество, однако, от нововведений по большей части не в восторге. Причем не только малый бизнес, включая индивидуальных предпринимателей на патенте и налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, но и крупный, ожидающий дополнительных трат и накладок в связи с отсутствием постоянной и бесперебойной связи по Интернету. Но обо всем по порядку.

Что такое онлайн-касса?

Контрольно-кассовую технику нового образца принято называть онлайн-кассами. Посмотрим, как их определяет Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в новой редакции, исправленной Законом N 290-ФЗ.

Фрагмент документа. Абзац 11 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ
...контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники...

Как видите, ККТ должна не только печатать чек на бумаге, как это делается сейчас, но и передавать данные о расчетах в налоговую инспекцию через Интернет. Причем информация будет отсылаться в ФНС России не напрямую, а через оператора фискальных данных (ОФД), который затем направит данные налоговикам. Вся информация будет аккумулироваться и храниться на едином сервере оператора. Примерный принцип работы ОФД схож с принципом работы оператора электронного документооборота.
Оператором может быть российская организация, получившая разрешение на обработку фискальных данных от ФНС России (абз. 15 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Причем организации и ИП будут самостоятельно выбирать оператора фискальных данных, через которого покупатели смогут проверить легальность кассового чека в Интернете и в случае вопросов тут же направить жалобу в ФНС России. Налоговики говорят, что ОФД будет несколько и плательщики будут самостоятельно выбирать, с кем заключить договор.
Требования к новым кассовым аппаратам по-прежнему установлены ст. 4 Закона N 54-ФЗ в новой редакции. Помимо указанных выше особенностей ККТ должна:
1) иметь заводской номер на корпусе, встроенные часы реального времени и фискальный накопитель (вместо электронной контрольной ленты защищенной, ЭКЛЗ);
2) иметь устройство для печати чеков, которое может быть не только внутри ККТ, но и отдельно;
3) иметь возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), в котором в закодированном виде будут содержаться реквизиты проверки и благодаря которому покупатели смогут его проверить;
4) уметь отправлять чек сообщением по СМС или e-mail покупателя.
Требования к фискальному накопителю установлены в новой ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ. Например, он должен иметь:
- корпус, опломбированный его изготовителем, с нанесенным на него заводским номером;
- энергонезависимый таймер;
- возможность считывать фискальные данные, записанные в своей памяти и подлежащие хранению в течение пяти лет с момента окончания его эксплуатации.

К сведению. К сожалению, срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе онлайн-кассы, ограничен. Его, как и ЭКЛЗ, нужно будет периодически менять. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения (упрощенку, ЕСХН, ПСН), срок действия ключа фискального признака составит не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в инспекции.
Исключение составят только продавцы подакцизных товаров и владельцы ККТ при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении спецрежимов. В этом случае срок действия ключа фискального накопителя для них составит 13 месяцев (п. 6 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Кого затронут изменения и когда

Новые требования к ККТ коснутся и крупного, и малого бизнеса. Причем делается это не одномоментно, налогоплательщикам дают время привыкнуть: Закон N 290-ФЗ предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы.
В этом году компании могут добровольно перейти на новый порядок.
С 1 февраля 2017 г. регистрировать можно будет только новые ККТ по новому порядку. Если у компании новый кассовый аппарат, то возникает и обязанность передавать информацию в адрес операторов фискальных данных с новых касс.
К 1 июля 2017 г. организации, у которых были кассы старого образца, должны либо приобрести новые кассовые аппараты, либо модернизировать имеющиеся и зарегистрировать/перерегистрировать их в электронной форме через личный кабинет, используя электронную подпись. С этой же даты передавать данные придется ОФД.
К 1 июля 2018 г. приобрести новые кассовые аппараты придется всем оставшимся - торговцам на патенте и вмененке, а также тем ИП и организациям, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов.
Таким образом, меньше чем через два года новый порядок заработает для всех продавцов.

Кому повезло больше

Однако есть несколько исключений. Онлайн-кассы могут не применять при осуществлении следующих видов деятельности/оказании следующих услуг (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ):
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- продажа ценных бумаг;
- продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
- торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
Кроме того, не нужно будет применять новые кассовые аппараты продавцам, которые торгуют в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Причем их список будет утверждаться заранее органом государственной власти субъекта РФ. Но чек выдать придется по требованию покупателя (клиента).

Чек и БСО: требования поменялись

Изменились и требования к обязательным реквизитам на кассовом чеке и бланке строгой отчетности (БСО). Теперь они перечислены в ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ.
В настоящее время обязательных реквизитов, приведенных в п. 4 Постановления Правительства от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", всего семь.
По новым правилам таких реквизитов уже 20 штук. Например, в чеке, выдаваемом онлайн-кассой, должны быть указаны:
1) место (адрес) осуществления расчета;
2) применяемая при расчете система налогообложения;
3) признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
4) наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС;
5) сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам. Исключение составляют неплательщики НДС либо плательщики, реализующие товары, не облагаемые НДС. Кстати, согласно п. 17 ст. 7 Закона N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, упрощенку, ЕСХН или ЕНВД (кроме тех, что реализуют подакцизные товары), могут не указывать наименование товара (работы, услуги) и их количество до конца января 2021 г.;
6) форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа);
7) должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов в Интернете);
8) адрес сайта уполномоченного органа в Интернете, на котором можно проверить подлинность чека;
9) телефонный номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента), если последний попросил передать ему чек в электронной форме или адрес в Интернете, где можно получить такой чек;
10) адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.
Закон устанавливает и новое требование к бумажной форме чека. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе (п. 8 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
Отдельно следует сказать про бланки строгой отчетности. При расчетах наличными или с использованием пластиковых карт за услуги, оказываемые физическим лицам, вместо чека можно выдать бланк строгой отчетности (см. п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016). Новые правила БСО не отменили, однако с 1 июля 2018 г. формировать БСО можно будет только через кассовые аппараты (п. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ). По сути они станут теми же чеками.

Штраф теперь зависит от суммы "непробитой" покупки

Естественно, Закон N 290-ФЗ не обошел вниманием и ответственность за кассовые нарушения в связи с введением онлайн-касс, которая, кстати говоря, значительно ужесточилась. Причем изменения вступили в силу уже с 15 июля 2016 г.
Статья 14.5 КоАП РФ, регламентирующая ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, претерпела значительные изменения (добавились ч. 2 - 15).
Теперь размер штрафа зависит от выручки, которая не была зафиксирована через кассу (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Ранее ответственность за дешевый и дорогой товар, который прошел мимо кассы, была одинаковой, теперь штрафы за "непробитую" булку хлеба и дорогостоящий телевизор будут разительно отличаться. Так, за неприменение ККТ:
- должностное лицо будет оштрафовано в размере от 1/4 до 1/2 неучтенной суммы, но не менее 10 000 руб.;
- юридическое лицо - от 3/4 до одного размера суммы "непробитой" покупки, но не менее 30 000 руб.
Повторное неприменение ККТ будет наказываться строже, только если сумма расчетов мимо кассы составила 1 млн руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). Представитель продавца может быть дисквалифицирован на срок от одного года до двух лет, а деятельность индивидуального предпринимателя и юридического лица - приостановлена на срок до 90 суток.
А вот ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленного законодательством порядка ее регистрации, перерегистрации и применения, начнет действовать лишь с 1 февраля 2017 г. (п. 15 ст. 7 Закона N 290-ФЗ). Если нарушителю не будет вынесено предупреждение, то он может быть оштрафован. В частности, должностное лицо - на 1500 - 3000 руб., а организация - на 5000 - 10 000 руб.
Аналогичное наказание последует, если организация или индивидуальный предприниматель не представят информацию и документы по запросу налоговой инспекции или представят их с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Строже накажут за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередачу этих документов ему на бумажном носителе (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Вместо предупреждения на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 2000 руб., на организацию - 10 000 руб.
Оставшиеся части ст. 14.5 КоАП РФ (ч. 7 - 15) предусматривают ответственность для оператора фискальных данных, изготовителя ККТ или фискальных накопителей, экспертной организации. Поэтому не будем на них подробно останавливаться.

К сведению. Обратите внимание: организация или бизнесмен могут быть освобождены от административной ответственности за следующие правонарушения:
- неприменение ККТ (ч. 2 ст. 14.5 КоАП);
- применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации и пр. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП);
- непредставление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО (ч. 6 ст. 14.5 КоАП).
Однако для этого должны быть соблюдены в совокупности три условия:
1) нарушитель добровольно в письменной форме заявил в налоговую инспекцию о неприменении им контрольно-кассовой техники;
2) на момент его обращения налоговики не знали о совершенном административном правонарушении;
3) представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Такое право им дает примечание к ст. 14.5 КоАП РФ.

Еще один важный момент, касающийся изменений в вопросе ответственности за кассовые нарушения, затрагивает срок давности привлечения к административной ответственности. Теперь он составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Ну и в заключение отметим, что в связи с поправками организации и предприниматели ожидают роста расходов, а также спорных ситуаций с налоговиками, однако надеются, что процесс перехода на онлайн-кассы будет постепенным и проверяющие не будут слишком строги в первые месяцы апробации.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑