Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Как правильно отразить в бухгалтерском балансе средства, полученные под последующее увеличение уставного капитала? 

При увеличении уставного капитала хозяйственные общества получают денежные средства или иное имущество в виде дополнительных вкладов участников или третьих лиц и в виде оплаты дополнительно размещаемых акций акционерных обществ.

Наряду с получением средств в увеличение уставного капитала от юридических и физических лиц отдельные коммерческие организации получают денежные средства в виде бюджетных инвестиций в счет приобретения доли Российской Федерации в уставном капитале этих организаций на основании ст. 80 БК РФ, которые могут составлять в бухгалтерском балансе существенную величину. Упомянутые средства в бухгалтерском учете остаются на счетах учета расчетов до момента регистрации изменений в учредительных документах.

При отсутствии в разд. III действующей формы бухгалтерского баланса отдельной статьи для отражения средств, полученных под последующее увеличение уставного капитала, они до выхода в 2015 г. Рекомендаций Минфина России однозначно находили отражение в бухгалтерских балансах организаций как кредиторская задолженность.

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 г. (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027) содержат раздел "Раскрытие информации о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала хозяйственного общества". В нем представлен следующий текст: "...в бухгалтерском учете хозяйственного общества стоимость полученных от акционеров или участников денежных средств и иного имущества в связи с увеличением размера уставного капитала общества (до регистрации соответствующих изменений учредительных документов) показывается по отдельной статье в разделе "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса".

Очевидно, что в Рекомендациях речь идет не об организации бухгалтерского учета рассматриваемых операций, а об отражении получаемых средств в бухгалтерской отчетности.

Раздел III действующей формы бухгалтерского баланса не содержит статьи, к которой можно было бы отнести полученные средства на увеличение уставного капитала, поэтому отдельная статья, о которой говорится в Рекомендациях, может расцениваться не иначе как дополнительно вводимая статья в разделе бухгалтерского баланса.

По нашему мнению, Минфин России, направив Рекомендации, допускает в данном случае отступление от своего Приказа от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", в соответствии с которым формы бухгалтерской отчетности, в отличие от ранее действовавшего Приказа, являются не рекомендуемыми, а утвержденными с возможной самостоятельной детализацией организациями показателей по статьям отчетов.

Под детализацией мы понимаем расшифровку статей как "в том числе". Исходя из этого дополнительные статьи в формах бухгалтерской отчетности должны вводиться Минфином России не через Рекомендации, а приказом. Утвержденные формы бухгалтерской отчетности с установленным составом статей мы расцениваем как регламент, обеспечивающий единообразие этой отчетности и однозначное понимание ее показателей пользователями отчетности.

Рекомендации не являются документом, обязательным для применения, более того, в рассматриваемом случае данный документ адресован не организациям, составляющим бухгалтерскую отчетность, а аудиторам.

Согласно п. 8 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. В данной ситуации аудируемые организации при отсутствии соответствующего нормативного правового акта считают обоснованным возразить аудиторам на их предложение ввести дополнительную статью в бухгалтерском балансе, т.е. изменить утвержденную форму баланса. В свою очередь, аудиторы при отсутствии достаточных оснований в подобных случаях не могут модифицировать аудиторское заключение по факту неотражения в разд. III бухгалтерского баланса требуемой информации.

Организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, не подлежащую обязательному аудиту, вообще не имеют представления о необходимости отражения средств, получаемых под последующее увеличение уставного капитала, в разд. III бухгалтерского баланса.

Между тем вопрос отражения в бухгалтерском балансе получаемых средств на увеличение уставного капитала является важным, поскольку от применяемого Порядка зависит величина чистых активов организации, определяемых в соответствии с Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н. Чистые активы являются важнейшим показателем для оценки финансового состояния, определения возможности выплаты доходов (дивидендов) акционерам или участникам, оценки непрерывности деятельности компаний.

При отсутствии регламента по отражению в разд. III бухгалтерского баланса полученных средств на увеличение уставного капитала наблюдается применение компаниями различных наименований вводимых статей в этом разделе, в том числе не вполне корректных, и в разных частях раздела.

Отдельные организации, проявляя инициативу, в целях увязки показателей бухгалтерской отчетности изменяют утвержденную форму отчета об изменениях капитала, например, путем переименования графы "Собственные акции, выкупленные у акционеров" и включения в нее данных о полученных средствах на последующее увеличение капитала.

Некоторые специалисты предлагают применять для бухгалтерского учета полученных средств на увеличение уставного капитала отдельный субсчет к счету 80 "Уставный капитал". Мы не поддерживаем такое мнение, поскольку полученные средства до соответствующего документального оформления уставным капиталом не являются. К тому же получаемые средства могут содержать как номинальную стоимость долей или акций, формирующих уставный капитал, так и эмиссионный доход, подлежащий в последующем учету в составе добавочного капитала.

Полагаем, что необходимо регламентировать порядок отражения получаемых средств на увеличение капитала путем введения в разд. III бухгалтерского баланса статьи с кодом 1380 и названием "Другие составляющие капитала". Полученные средства на увеличение капитала будут находить отражение по этой статье временно до момента регистрации изменений в учредительных документах. Предлагаемая статья в бухгалтерском балансе при существенности ее значения, по суждению отчитывающейся компании или по корпоративным требованиям, подлежит детализации. В отчете об изменениях капитала данный элемент капитала отражению не подлежит.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
4. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год: Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑