Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

Инвестиции в связи с увеличением уставного капитала в бухгалтерской отчетности (Толщин Г.С.)

Как правильно отразить в бухгалтерском балансе средства, полученные под последующее увеличение уставного капитала? 

При увеличении уставного капитала хозяйственные общества получают денежные средства или иное имущество в виде дополнительных вкладов участников или третьих лиц и в виде оплаты дополнительно размещаемых акций акционерных обществ.

Наряду с получением средств в увеличение уставного капитала от юридических и физических лиц отдельные коммерческие организации получают денежные средства в виде бюджетных инвестиций в счет приобретения доли Российской Федерации в уставном капитале этих организаций на основании ст. 80 БК РФ, которые могут составлять в бухгалтерском балансе существенную величину. Упомянутые средства в бухгалтерском учете остаются на счетах учета расчетов до момента регистрации изменений в учредительных документах.

При отсутствии в разд. III действующей формы бухгалтерского баланса отдельной статьи для отражения средств, полученных под последующее увеличение уставного капитала, они до выхода в 2015 г. Рекомендаций Минфина России однозначно находили отражение в бухгалтерских балансах организаций как кредиторская задолженность.

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 г. (Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027) содержат раздел "Раскрытие информации о полученных инвестициях в связи с увеличением уставного капитала хозяйственного общества". В нем представлен следующий текст: "...в бухгалтерском учете хозяйственного общества стоимость полученных от акционеров или участников денежных средств и иного имущества в связи с увеличением размера уставного капитала общества (до регистрации соответствующих изменений учредительных документов) показывается по отдельной статье в разделе "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса".

Очевидно, что в Рекомендациях речь идет не об организации бухгалтерского учета рассматриваемых операций, а об отражении получаемых средств в бухгалтерской отчетности.

Раздел III действующей формы бухгалтерского баланса не содержит статьи, к которой можно было бы отнести полученные средства на увеличение уставного капитала, поэтому отдельная статья, о которой говорится в Рекомендациях, может расцениваться не иначе как дополнительно вводимая статья в разделе бухгалтерского баланса.

По нашему мнению, Минфин России, направив Рекомендации, допускает в данном случае отступление от своего Приказа от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", в соответствии с которым формы бухгалтерской отчетности, в отличие от ранее действовавшего Приказа, являются не рекомендуемыми, а утвержденными с возможной самостоятельной детализацией организациями показателей по статьям отчетов.

Под детализацией мы понимаем расшифровку статей как "в том числе". Исходя из этого дополнительные статьи в формах бухгалтерской отчетности должны вводиться Минфином России не через Рекомендации, а приказом. Утвержденные формы бухгалтерской отчетности с установленным составом статей мы расцениваем как регламент, обеспечивающий единообразие этой отчетности и однозначное понимание ее показателей пользователями отчетности.

Рекомендации не являются документом, обязательным для применения, более того, в рассматриваемом случае данный документ адресован не организациям, составляющим бухгалтерскую отчетность, а аудиторам.

Согласно п. 8 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. В данной ситуации аудируемые организации при отсутствии соответствующего нормативного правового акта считают обоснованным возразить аудиторам на их предложение ввести дополнительную статью в бухгалтерском балансе, т.е. изменить утвержденную форму баланса. В свою очередь, аудиторы при отсутствии достаточных оснований в подобных случаях не могут модифицировать аудиторское заключение по факту неотражения в разд. III бухгалтерского баланса требуемой информации.

Организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, не подлежащую обязательному аудиту, вообще не имеют представления о необходимости отражения средств, получаемых под последующее увеличение уставного капитала, в разд. III бухгалтерского баланса.

Между тем вопрос отражения в бухгалтерском балансе получаемых средств на увеличение уставного капитала является важным, поскольку от применяемого Порядка зависит величина чистых активов организации, определяемых в соответствии с Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н. Чистые активы являются важнейшим показателем для оценки финансового состояния, определения возможности выплаты доходов (дивидендов) акционерам или участникам, оценки непрерывности деятельности компаний.

При отсутствии регламента по отражению в разд. III бухгалтерского баланса полученных средств на увеличение уставного капитала наблюдается применение компаниями различных наименований вводимых статей в этом разделе, в том числе не вполне корректных, и в разных частях раздела.

Отдельные организации, проявляя инициативу, в целях увязки показателей бухгалтерской отчетности изменяют утвержденную форму отчета об изменениях капитала, например, путем переименования графы "Собственные акции, выкупленные у акционеров" и включения в нее данных о полученных средствах на последующее увеличение капитала.

Некоторые специалисты предлагают применять для бухгалтерского учета полученных средств на увеличение уставного капитала отдельный субсчет к счету 80 "Уставный капитал". Мы не поддерживаем такое мнение, поскольку полученные средства до соответствующего документального оформления уставным капиталом не являются. К тому же получаемые средства могут содержать как номинальную стоимость долей или акций, формирующих уставный капитал, так и эмиссионный доход, подлежащий в последующем учету в составе добавочного капитала.

Полагаем, что необходимо регламентировать порядок отражения получаемых средств на увеличение капитала путем введения в разд. III бухгалтерского баланса статьи с кодом 1380 и названием "Другие составляющие капитала". Полученные средства на увеличение капитала будут находить отражение по этой статье временно до момента регистрации изменений в учредительных документах. Предлагаемая статья в бухгалтерском балансе при существенности ее значения, по суждению отчитывающейся компании или по корпоративным требованиям, подлежит детализации. В отчете об изменениях капитала данный элемент капитала отражению не подлежит.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
4. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год: Приложение к Письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑