Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Кадровая политика и профилактика коррупционных проявлений (Лобанова О.Л.)

Кадровая политика и профилактика коррупционных проявлений (Лобанова О.Л.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

Кадровая политика и профилактика коррупционных проявлений (Лобанова О.Л.)

В декабре 2008 года был подписан Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), который установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Закон N 273-ФЗ в статье 6 также предусматривает ряд мер по профилактике коррупции, в частности это механизмы, направленные на совершенствование кадровой политики, на которых мы остановимся более подробно и рассмотрим их на примере образовательной организации.

Меры профилактики

К мерам, которые призваны снизить риски коррупционных проявлений, относятся следующие мероприятия:
- трудовой запрет для работы родственников в подчинении друг у друга;
- строгое соблюдение квалификационных требований в отношении руководителя организации;
- финансово-имущественная подотчетность и специальное основание для прекращения трудовых отношений.
Далее рассмотрим каждое из названных мероприятий.

Трудовой запрет

В целях исключения признаков "клановости" и "семейственности" при приеме на работу или назначении на ту или иную должность действующими нормами законодательства в 2013 году был введен запрет на работу родственников в прямом подчинении.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.06.2016 N 594) установлено, что работники, замещающие определенные должности в тех или иных государственных структурах, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего органа, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (далее - трудовой запрет). В соответствии с данным Постановлением такие запреты и ограничения распространяются и на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и на должности, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Фактически сейчас медики, ученые и деятели культуры не могут работать вместе с родственниками. Положения Постановления N 568 стали достаточно резонансными в творческой сфере, так как мера отнюдь не способствует "сохранению и преемственности поколений".
Для сферы образования Приказом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 1227 установлены случаи, когда трудовой запрет распространяется на отдельные категории работников, которые включены в специальный Перечень. А сам Перечень таких работников утвержден Приказом ведомства от 13.09.2013 N 1070. Например, в образовательной организации высшего образования такие запреты установлены для следующих должностей:
- ректор (президент);
- первый проректор;
- главный бухгалтер;
- директор филиала.
А в организациях дополнительного профессионального образования действует аналогичный запрет в отношении ректора (директора) и главного бухгалтера.
Отметим, что данный Перечень "работает" и в части обязательности представления сведений о доходах, но об этом будет сказано далее.
Однако такой трудовой запрет для родственников мешает развитию профессиональных династий, что уже не раз обсуждалось в экспертном сообществе.
Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем профессиональные династии выведут из-под действия антикоррупционного законодательства.

Оценка квалификации руководителя

Оценка знаний и уровня квалификации работников, назначаемых на руководящие должности, позволяет исключить проявление такого явления, как "фаворитизм". В системе госслужбы к таким инструментам относятся выборы, аттестация, квалификационный экзамен и ротация.
В системе образования, например, предусмотрена специальная процедура - аттестация кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 N 240 одной из целей такой аттестации является повышение эффективности подбора и расстановки руководителей. По итогам аттестации в отношении руководителя образовательной организации может быть принято решение о его несоответствии занимаемой должности. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора.

Финансово-имущественная подотчетность

Для отдельной категории работников устанавливается специальная обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - финансово-имущественная отчетность или сведения о доходах).
Такая обязанность распространяется не только на государственных и муниципальных служащих, как принято считать, но и, например, на руководителей государственного или муниципального учреждения вне зависимости от сферы деятельности.
В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичная норма содержится и в статье 8 Закона N 273-ФЗ о противодействии коррупции.
При этом стоит отметить, что представление финансовой отчетности осуществляется не только на начальном этапе трудовых отношений (при приеме на работу), но и в процессе трудовой деятельности.
В отношении руководителя федерального государственного учреждения Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 утверждены Правила представления отчетности о доходах не только своих, но и своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Такая отчетность представляется ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Результаты финансовой отчетности, представленные руководителем федерального государственного учреждения, размещаются в Интернете на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения. При этом Приказом Минтруда России от 30.01.2015 N 51н определено, что сведения о доходах должны размещаться и на официальном сайте учреждения в специальном разделе "Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи".
Например, на сайте Минобрнауки такая информация размещена в специальном разделе "Противодействие коррупции", в подразделе "Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Результаты публикации информации подобного характера позволяют надзорным органам осуществлять соответствующий мониторинг. Например, на сайте Рособрнадзора были опубликованы результаты Национального рейтинга доходов руководителей государственных вузов 2015 года <1>. Исследование проводилось на основе данных, представленных руководителями государственных вузов в исполнение обязанности по декларированию доходов. Учитывался индивидуальный доход в денежном выражении, и в рейтинг включены доходы более 5 млн руб. в год.
--------------------------------
<1> Открытый источник: робнадзор.рф/на-контроле/доходы-ректоров-2015.

Правила о представлении распространяются не только на руководителей государственных и муниципальных учреждений. Например, Приказом Минобрнауки России от 13.09.2013 N 1070 к такой категории работников отнесены:
- в образовательной организации высшего образования - первый проректор, главный бухгалтер, директор филиала;
- в организации дополнительного профессионального образования - главный бухгалтер.
Обращаем внимание, что работники, для которых работодателем является Минобрнауки России, сведения о доходах представляют в Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки министерства. А работники, для которых представителем работодателя является руководитель учреждения, - непосредственно в учреждение.
При этом учреждение осуществляет прием и анализ данных сведений, после чего передает их в упомянутый выше департамент.

Обратите внимание! Статья 81 ТК РФ предусматривает основания прекращения трудовых отношений за непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), а также в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑