Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 09.03.2017
Новый порядок индексации социальных пособий, когда таковая производится с 1 февраля текущего года, а не приурочена к началу года, как было до 2015 года, в некоторой степени даже удобен для бухгалтеров. Однако от пересчета пособий в начале года это их, увы, не избавило. Более того, в 2017 году пособиям следует уделять в три раза больше внимания, чем обычно.
С началом очередного календарного года связано изменение расчетного периода для определения размера "больничных" и "декретных" пособий. Ведь по страховым случаям, наступившим в 2017 году, для расчета пособий нужно брать уже заработок, полученный сотрудником за период 2015 - 2016 гг., а не за период 2014 - 2015 гг., как в прошлом году. Ну а поскольку размер выплачиваемых пособий по болезни, в связи с уходом в декрет или по уходу за ребенком до полутора лет зависит от суммы выплат, произведенных в пользу работника, на которые начислялись взносы в ФСС, а предельная база по этим взносам из года в год увеличивается, то в связи с изменением расчетного периода возрастает и максимальный размер "больничных" и "детских" пособий.
Новый расчетный период
- новые "больничные" максимумы
Итак, при определении размера соцпособий по страховым случаям 2017 года мы должны брать расчетный период 2015 и 2016 гг. При этом предельная база по взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемым в ФСС, на 2015 г. равна 670 000 руб., а на 2016 г. - 718 000 руб. (см. Постановления правительства от 4 декабря 2014 г. N 1316 и от 26 ноября 2015 г. N 1265).
Таким образом, максимальная сумма выплат, которую можно учесть при расчете соцстраховских пособий в 2017 году, составит 1 388 000 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.).
Соответственно, и максимальный дневной заработок для расчета пособий теперь равен 1 901,37 руб. (1 388 000 руб. : 730).
Для сравнения: в 2016 году максимальная сумма выплат, учитываемых при расчете пособий, составляла 1 294 000 руб. (624 000 руб. + 670 000 руб.) (Постановления правительства от 30 ноября 2013 г. N 1101 и от 4 декабря 2014 г. N 1316). А максимальный дневной заработок - 1 772,60 руб. (1 294 000 руб. : 730).
Пример 1. Менеджер Петрова М.И. проболела с 12 по 18 января 2017 года включительно - 7 календарных дней.
В расчетный период для расчета "больничного" пособия входят 2015 г. и 2016 г. В 2015 году Петрова заработала 720 000 руб., а в 2016 году - 715 000 руб.
В расчетном периоде Петрова брала бюллетень на 25 дней.
Общий страховой стаж Петровой менее 5 лет, поэтому пособие ей выплачивается в размере 60 процентов.
Рассчитаем средний дневной заработок Петровой.
Поскольку в 2015 году сотрудница заработала свыше предельного размера базы по "больничным" взносам, в расчет за этот год берем предел - 670 000 руб. В 2016 году заработок Петровой не превысил предельное значение базы по взносам в ФСС, установленный на этот год. Поэтому за этот год берем фактически полученный сотрудницей заработок. При этом, несмотря на то, что в расчетном периоде Петрова болела 25 дней, при определении ее среднедневного заработка полученный ею заработок за 2015 и 2016 гг. делим все равно на 730.
Таким образом, средний дневной заработок Петровой составит 1 897,26 руб. ((670 000 руб. + 715 000 руб.) : 730).
Пособие Петровой с учетом ее страхового стажа назначается в размере 7 968,42 руб. (1 897,26 руб. x 60% x 7 дн.).
Из этой суммы на долю компании (за первые три дня болезни) приходится 3 415,08 руб., а на долю ФСС - 4 553,41 руб.
Напомним, что размер больничного пособия в том числе зависит и от продолжительности страхового стажа сотрудника (ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ):
Страховой стаж работника |
Коэффициент |
8 лет и более |
1 |
От 5 до 8 лет |
0,8 |
Менее 5 лет |
0,6 |
В свою очередь, максимальный размер среднедневного заработка для расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком в 2017 году также не может превышать 1 901,37 руб. (1 388 000 руб. : 730) (ч. 3.3 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).
Таким образом, общая сумма "декретных" в 2017 году (за исключением случаев многоплодной беременности или же осложненных родов) составит не более 266 191,80 руб. (1 901,37 руб. x 140 дн.). Ну а максимальный размер пособия по уходу за ребенком в месяц в 2017 году равен 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. x 30,4 x 40%).
В то же время особое внимание следует уделить расчету среднего дневного заработка при определении размера "декретных" выплат или пособия по уходу за ребенком. Дело в том, что в расчетный период попал 2016 год, а он был високосным. При этом при расчете среднедневного заработка для "декретных" выплат заработок, полученный за расчетный период, делится на количество дней в этом периоде. А таковых в нашем случае будет уже не 730, а 731.
Также не забывайте, что при расчете "декретных" и "детских" пособий из расчетного периода исключается время, когда сотрудница (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):
- была на больничном;
- находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
- освобождалась от работы с сохранением среднего заработка, не облагаемого взносами в ФСС.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что 12 января 2017 года Петрова ушла в декретный отпуск на 140 дн.
Вне зависимости от страхового стажа "декретное" пособие выплачивается Петровой в размере 100% ее среднего заработка.
Средний дневной заработок Петровой составит 1 961,76 руб. ((670 000 руб. + 715 000 руб.) : (731 дн. - 25 дн. болезни)). Это больше максимального размера среднедневного заработка. Поэтому "декретные" Петровой выплачиваются в максимальном размере - 266 191,80 руб. (1 901,37 руб. x 140 дн.).
"Декретное" пособие выплачивается полностью за счет средств ФСС.
Февральская индексация "детских" пособий
Теперь что касается ежегодной индексации "детских" пособий. Как и в 2016 году, таковая будет произведена не с начала года, а с 1 февраля 2017 года. Коэффициент индексации, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год, должно определить правительство (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ).
На этот коэффициент с 1 февраля 2017 г. работодателям придется проиндексировать следующие виды "детских" пособий:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В данном случае индексируются минимальные размеры таких пособий, выплачиваемых по уходу за первым, вторым ребенком и последующими детьми.
Обратите внимание! Индексировать нужно не "базовые" размеры названных пособий, которые закреплены в соответствующих положениях Закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а те, что действовали в январе 2017 г. К примеру, размер единовременного пособия при рождении ребенка без учета индексации составляет 8 000 рублей. С 1 февраля 2016 года данное пособие с учетом индексации выплачивалось вплоть до конца января 2017 года в размере 15 512,65 рублей. Именно это пособие и должно быть проиндексировано с 1 февраля 2017 года.
Учтите, что при индексации "детских" пособий их не нужно округлять до полных рублей (см., напр., письма ФСС от 28 января 2014 г. N 17-03-11/06-1026, от 28 декабря 2011 г. N 14-03-18/05-16244 и т.д.).
"Минимальные" проблемы
Еще один не менее важный момент. С 1 июля 2017 года с 7 500 руб. до 7 800 руб. увеличивается значение федерального МРОТ (Закон от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ). Конечно же, в первую очередь работодатели "равняются" на МРОТ при установлении зарплат своим работникам. Однако данный показатель важен также и для расчета соцстраховских пособий. Ведь "больничные" и "декретные" не могут быть меньше величины, рассчитанной из МРОТ. В частности, согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ "больничные" и "детские" пособия рассчитываются исходя из МРОТ, в следующих случаях:
- если в расчетном периоде у сотрудника, которому назначается пособие, не было заработка;
- если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ.
Соответственно, "минимальный" заработок за расчетный период будет составлять 187 200 руб. (7 800 руб. x 24 мес.), а минимальный среднедневной заработок будет равен 256,44 руб. (187 200 руб. : 730).
Кроме того, исходя из МРОТ рассчитывается и пособие работникам, чей страховой стаж менее 6 месяцев. Правда, в подобных ситуациях "МРОТное" пособие для этих сотрудников является максимальным.