Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 09.03.2017
Вопрос об определении правового статуса самозанятым гражданам поднимался "на верхах" неоднократно. На самом деле идея состоит в том, чтобы вывести "из тени" частников. При этом решено было действовать не кнутом, а, как говорится, пряником, то есть не заставить, а простимулировать граждан, которые сами обеспечивают себя работой, легализоваться. Отчасти данная идея реализована в Законе от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ. Однако не факт, что от нововведений будет получен ожидаемый эффект.
Еще в конце декабря 2013 года, то есть практически три года назад, глава государства Владимир Путин дал поручение правительству определиться с правовым статусом самозанятых граждан (п. 1.27 Перечня поручений от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086). Впоследствии президент еще несколько раз возвращался к данному вопросу, подчеркивая, что он по сей день является одним из наиболее актуальных, но до сих пор не разрешен на законодательном уровне. В последний раз Путин уже четко обозначил сроки: в ходе ежегодного послания Федеральному собранию он поручил определить правовой статус самозанятых граждан в РФ в течение 2017 года.
Через тернии...
Нельзя сказать, что законотворцы бездействовали. В течение трех лет выдвигались те или иные предложения. Проблема в том, что многие самозанятые граждане, например няни, помощники по хозяйству и т.д. и т.п. по факту занимаются не предпринимательской деятельностью, а трудовой. При таких обстоятельствах есть определенные сомнения в том, что им нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. С другой стороны - налоги и взносы, которые государство предполагает получить от этих самозанятых. Как найти ту золотую середину, чтобы не слишком загружать самозанятых решением данной проблемы? Было предложено выдавать им свидетельство самозанятого определенной стоимостью. Вопрос возник в том, как "распределять" полученные средства между бюджетом и внебюджетными фондами. Очевидно также, что требует дополнительных расчетов и сумма, которую следует взимать с самозанятого с тем, чтобы, как говорится, не переборщить.
Вопросы достаточно сложные, и в одночасье их не разрешить. При этом для проведения расчетов нужно иметь определенную базу. Можно, конечно, взять ее с потолка. Но есть и иной вариант - определить эту самую базу, что называется, опытным путем. Представляется, что именно эта идея и заложена в Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в части, касающейся самозанятых граждан.
...к звездам
Итак, с 1 января 2017 года статья 217 Налогового кодекса (далее - Кодекс) дополнена новым пунктом 70, который посвящен самозанятым гражданам. Данная норма гласит, что не облагаются НДФЛ доходы в виде выплат, полученных физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних или иных подобных нужд:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также за иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних или иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от НДФЛ.
Важно то, что воспользоваться указанной льготой физлица в любом случае могут только при выполнении следующих условий:
1) названные услуги они оказывают исключительно самостоятельно, то есть никаких иных работников себе в помощь не привлекают;
2) уведомлен налоговый орган об осуществлении (прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
На порядке уведомления налогового органа имеет смысл остановиться поподробнее. Дело в том, что постановка на налоговый учет такого самозанятого гражданина производится налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания, если отсутствует место жительства на территории РФ). Однако подать уведомление самозанятый может в любую налоговую инспекцию (п. 7.3 ст. 83 НК), что, конечно же, удобно. Его можно представить лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по Интернету. Если оно передано по Интернету, то оно должно быть заверено усиленной квалифицированной ЭЦП.
В любом случае уведомление о постановке на учет или снятии с такового в налоговой инспекции не выдается (п. 2 ст. 84 НК).
Дополнительный бонус для самозанятых, которые поставлены на налоговый учет: их доходы не облагаются взносами во внебюджетные фонды (подп. 3 п. 3 ст. 422 НК). При этом их работодатели не должны представлять расчеты по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК).
И еще один важный момент: сведения о постановке на налоговый учет физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Кодекса не относятся к налоговой тайне (подп. 13 п. 1 ст. 102 НК). То есть узнать, легально ли ведет деятельность самозанятый, может практически любой желающий.
Конфликт интересов
На первый взгляд все кажется замечательно: самозанятым нужно просто заявить о себе и это не грозит им какими-либо налоговыми или "страховыми" потерями. С другой стороны, столь же очевидно, что вечно это продолжаться все равно не может. Тем более что и действие указанных норм ограничено периодом 2017 и 2018 гг. Вопрос в том, что же будет после этих двухлетних, можно сказать, "налоговых каникул".
Думается, что два года "налоговых каникул" - это явно недостаточно для того, чтобы простимулировать самозанятых легализоваться. Ведь в дальнейшем им придется, судя по всему, платить не только НДФЛ, но и страховые взносы. Причем не исключено, что по тому же тарифу, который сейчас действует для индивидуальных предпринимателей. Как минимум для принятия решения выйти "из тени" нужна какая-то перспектива на будущее. Ее же на данный момент нет... А время-то идет.
Также думается, что законодатель неоправданно ограничил перечень "домашних" услуг, при оказании которых самозанятый освобождается от уплаты налогов и сборов. Делегирование полномочий расширить этот перечень региональным властям не отвечает задаче номер один, поставленной президентом, - вывести всех (или хотя бы большинство) самозанятых "из тени". Пока региональные власти определятся с перечнем... "каникулы" могут подойти к концу.