Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Обзор разъяснений ФНС России и Минфина РФ за ноябрь - декабрь 2016 г. (Чистякова Л.)

Обзор разъяснений ФНС России и Минфина РФ за ноябрь - декабрь 2016 г. (Чистякова Л.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Обзор разъяснений ФНС России и Минфина РФ за ноябрь - декабрь 2016 г. (Чистякова Л.)

Общие вопросы налогообложения

О проверке ИФНС соблюдения требований к бухотчетности

Минфин России в Письме от 17.11.2016 N 03-02-08/67567 дал разъяснения о том, правомочны ли должностные лица налоговых инспекций проверять соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Этой статьей предусматривается, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (п. 2 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (п. 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года (п. 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 6 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации (п. 7 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета является предметом Закона N 402-ФЗ.
Законом N 402-ФЗ не предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять проверки соблюдения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности. При обнаружении налоговыми органами в ходе налоговых проверок грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ.
Напомним, что годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо представлять в ИФНС по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключениями являются случаи, когда организация, в соответствии с Законом N 402-ФЗ, не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

О штрафах за неуплату налогов при представлении нескольких "уточненок"

ФНС России в Письме от 14.11.2016 N ЕД-4-15/21472@ дала разъяснения по вопросу применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 1 ст. 122 НК РФ).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ).
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Пунктом 9.1 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
При этом согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума от 30.07.2013 N 57) бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.
В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу (п. 20 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57).
В этой связи, согласно выводам ФНС России, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, при представлении налоговой декларации с суммой налога к доплате.
При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.
Данная позиция ранее была также отражена в Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

О постановке на учет обособленных подразделений

В Письме от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67974 Минфин России дал разъяснения о постановке организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Указанное положение не распространяется на обособленные подразделения организации, которые находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации.
Постановка на учет организации по месту нахождения своего филиала (представительства) осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Об исключении организаций из ЕГРЮЛ

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение)).
Также ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Пунктом 6.3 Положения предусмотрено, что ФНС России вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
При наличии одновременно всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) признаков недействующего юридического лица регистрирующий (налоговый) орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
На вышеуказанные особенности процедуры исключения организации из ЕГРЮЛ обратила внимание ФНС России в Письме от 17.11.2016 N СА-3-7/5419@.

О планируемых вычетах по расходам на покупку ККТ

ККТ должна применяться на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 54-ФЗ)).
В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет происходить в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств.
При этом принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
В Письме от 16.11.2016 N 03-01-15/67327 Минфин России сообщил, что проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 26.2, 26.3 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018.

НДС

Если в счете-фактуре есть ошибки при указании цены

Минфин России в Письме от 24.11.2016 N 03-07-09/69356 дал разъяснения о том, относятся ли ошибки в счете-фактуре при указании цены за единицу измерения к ошибкам, которые приводят к отказу в вычете по НДС.
Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных пп. 5, 5.1 и 6 данной статьи НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Подпунктом 7 п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено указание в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в том числе цены (тарифа) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета НДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя НДС, с учетом суммы налога.
Стоимостные показатели счета-фактуры, отражаемые в том числе в графе 4 "Цена (тариф) за единицу измерения", указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте) (п. 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137).
Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).
В случае если числовое значение цены (тарифа) реализуемого товара (работы, услуги), передаваемого имущественного права, указываемое в графе 4 "Цена (тариф) за единицу измерения" счета-фактуры, содержит целое число и четыре цифры после запятой и такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать стоимость реализуемого товара (работы, услуги), передаваемого имущественного права, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 24.11.2016 N 03-07-09/69356.

О составлении счета-фактуры для физлица

Письмо от 17.11.2016 N 03-07-09/67585 Минфин России посвятил вопросу составления счетов-фактур при реализации физическим лицам товаров, оплаченных платежной картой.
При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пп. 3 и 4 ст. 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
Таким образом, при продаже товаров (работ, услуг) физическому лицу налогоплательщик освобождается от обязанности выставления счетов-фактур при соблюдении одновременно следующих условий: покупатель - физическое лицо осуществляет оплату товаров (работ, услуг) наличными средствами, и продавец выдает покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Иных случаев освобождения плательщиков налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг) физическим лицам от указанных обязанностей ст. 168 НК РФ не установлено.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявляемых продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Поскольку физические лица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают, счета-фактуры по товарам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных товаров продавцом по итогам налогового периода.
Статьей 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусмотрено, что электронным средством платежа являются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Учитывая изложенное, Минфин РФ пришел к выводу, что при реализации физическим лицам товаров, оплаченных платежной картой, используемой при безналичных расчетах, счета-фактуры возможно выписывать в одном экземпляре.

О вычете НДС при зачете авансов

Минфин России в Письме от 24.11.2016 N 03-07-11/69332 дал разъяснения по вопросу о принятии к вычету сумм НДС, уплаченных продавцом в бюджет с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящей поставки товаров по одному договору, в случае зачета этой оплаты (частичной оплаты) в счет оплаты товаров, отгруженных по другому договору, заключенному с одним и тем же покупателем.
Вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей (абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ).
Вычет НДС, исчисленного продавцами и уплаченного ими в бюджет с сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), без изменения условий (расторжения) соответствующего договора и без возврата этих сумм НК РФ не предусмотрен.
В соответствии с п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат вычету с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В связи с этим Минфин РФ указал, что в случае зачета сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящей поставки товаров по одному договору, в счет оплаты товаров, ранее отгруженных по другому договору, заключенному с одним и тем же покупателем, НДС, уплаченный в бюджет продавцом при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), принимается к вычету с даты отгрузки товаров.

О вычете по НДС для налоговых агентов

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные указанным п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.
Что касается иных вычетов НДС, в том числе налога, уплаченного в качестве налогового агента в соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ, то право заявлять их в течение трех лет НК РФ не установлено. На это обратил внимание Минфин России в Письме от 17.11.2016 N 03-07-08/67622. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

О вычете НДС по экспортным товарам после 1 июля 2016 г.

В Письме от 23.11.2016 N 03-07-08/69129 Минфин России разъяснил порядок применения налоговых вычетов по НДС в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), принятых на учет после 1 июля 2016 года и используемых в экспортных операциях.
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Вычеты сумм НДС, предусмотренные пп. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 172 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). При этом положения п. 3 ст. 172 НК РФ не распространяются на операции по реализации на экспорт товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (за исключением сырьевых товаров).
К сырьевым товарам в целях применения вычетов по НДС на момент определения налоговой базы относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Коды видов товаров в соответствии с ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ).
До настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" не принято.
В связи с этим Минфин РФ пришел к выводу, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации после 1 июля 2016 года, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, в случае использования таких товаров (работ, услуг) при осуществлении операций по реализации на экспорт несырьевых товаров.
При экспорте сырьевых товаров, поименованных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, вычеты сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) производятся на момент определения налоговой базы в порядке, действовавшем до 1 июля 2016 года.

Об НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий

При исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС, предъявленного продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Вышеуказанный порядок вычетов НДС применяется в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет субсидий, получаемых из областного бюджета.
В случае оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Поэтому суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. При этом суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с указанным подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
К вышеуказанным выводам пришел Минфин России в Письме от 18.11.2016 N 03-07-11/68000.

Налог на прибыль

Учет расходов на уплату НДС

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами на основании п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора (п. 19 ст. 270 НК РФ).
В связи с этим Минфин России в Письме от 17.11.2016 N 03-03-06/1/67722 пришел к выводу, что в целях налогообложения прибыли в составе расходов не учитывается сумма предъявленного налога на добавленную стоимость, которая исчислена в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

О сроке полезного использования ОС с 1 января 2017 г.

Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация основных средств).
Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования.
При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
Иных случаев изменения срока полезного использования объекта основных средств, ранее введенного в эксплуатацию (перевода из одной амортизационной группы в другую), положениями Кодекса не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640 в Классификацию основных средств внесены изменения, которые вступают в силу с 01.01.2017.
Учитывая изложенное, Минфин России в Письме от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124 указал, что в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017, следует применять Классификацию основных средств для определения срока полезного использования в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640.
В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.
Таким образом, внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств, установленного в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к бухгалтерскому учету основных средств (Письмо Минфина России от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66701).

Страховые взносы

Об объектах обложения страховыми взносами с 1 января 2017 г.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций до 2017 года признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Указанное следовало из положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, был исчерпывающим.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ). Он дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации". В связи с этим Закон N 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года.
В Письме от 16.11.2016 N 03-04-12/67082 Минфин России отметил, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат в связи с вышеуказанными изменениями законодательства Российской Федерации не изменяется.
В этой связи, по мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов следует и далее руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу.

Об отчетности по страховым взносам с 1 января 2017 г.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" приняты Закон N 243-ФЗ и Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
В соответствии с их положениями полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам.
В связи с этим Законом N 243-ФЗ в НК РФ внесены следующие изменения и дополнения.
НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.
В НК РФ устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, в НК РФ вводится новая глава 34 "Страховые взносы". В ней установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 1 января 2017 года налоговому органу, предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов.
Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу.
Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ. При этом за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ. Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ.
Минфин России в Письме от 17.11.2016 N 03-04-05/68069 разъяснил порядок представления отчетности по страховым взносам с 01.01.2017.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах.
С 1 января 2017 года отчетность по страховым взносам будет представляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 431 НК РФ.
Так, согласно п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме" утверждены: форма расчета по страховым взносам, объединяющая действующие в настоящее время формы отчетности (РСВ-1 ПФР, РВ-3 ПФР, РСВ-2 ПФР и 4 - ФСС), в которой оптимизирован и значительно сокращен состав показателей, Порядок его заполнения, а также Формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑