Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.03.2017
Налоговикам скоро вновь предстоит взять на себя страховые взносы, которые пока еще контролируют фонды. В связи с этим работы прибавится не только у налоговых инспекций, но и у компаний (а также ИП), которые, привыкнув к действующему порядку исчисления и уплаты взносов, будут вынуждены перестраиваться на новый лад, параллельно набивая шишки.
С 1 января 2017 г. все страховые взносы, кроме взносов на травматизм, организации и индивидуальные предприниматели будут платить в ФНС России, а не в фонды. Соответственно, все отчеты по страховым взносам (кроме отчета по взносам на травматизм) придется подавать в налоговую инспекцию. Это вызвано поправками в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
С будущего года НК РФ вырастет еще на один раздел - раздел, посвященный порядку исчисления и уплаты страховых взносов. А ныне действующий Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий порядок исчисления и уплаты страховых взносов, к тому времени прекратит свое действие.
Ложка меда в бочке дегтя
Приятного во всем этом мало, но радует то, что большая часть положений Закона N 212-ФЗ фактически повторяется в новом разделе будущей редакции НК РФ. Каких-то кардинальных изменений в порядке расчета взносов не предвидится. Например, как и сейчас, взносы будут исчисляться в общем случае с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). База для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС РФ, плательщики взносов, объект обложения, расчетный и отчетные периоды останутся прежними. Не изменится и срок уплаты страховых взносов: согласно п. 3 ст. 431 НК РФ <1> сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, должна будет уплачиваться в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Что касается тарифов, то в 2017 и 2018 гг. они будут на том же уровне, что и сейчас. А вот в 2019 г. тариф пенсионных взносов увеличится с 22 до 26%.
--------------------------------
<1> Здесь и далее приводятся статьи НК РФ, которые начнут действовать с 01.01.2017.
Однако кое-какие изменения все же появятся. Речь идет о суточных, которые компания выплачивает своим сотрудникам во время командировок. Если сейчас эти выплаты не облагаются взносами вовсе (в размере, указанном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте), то в будущем будет действовать лимит: 700 руб. для поездок по России и 2500 руб. - за границу. Все, что выше этого лимита будет облагаться взносами (п. 2 ст. 422 НК РФ). Получается, что законодатель сблизил налоговую базу по НДФЛ и базу по взносам.
У компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, которые занимаются льготными видами деятельности, сохранится право на пониженный тариф. Но условия изменятся. Применять пониженные тарифы можно будет, только если их доходы за год не превысят 79 млн руб. (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). Сейчас для применения пониженного тарифа действует другое ограничение: доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по льготному виду деятельности должна быть не меньше 70% в общем объеме доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Сдвинутся и сроки представления отчетности. С будущего года отчеты нужно будет представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Это следует из п. 7 ст. 431 НК РФ. Сейчас для отчетности по форме РСВ-1 ПФР <2> действуют одни сроки, а для формы 4 - ФСС <3> - другие. Причем сроки зависят от того, в какой форме представляется отчет: в бумажной или электронной. В будущем срок будет один для всех, вне зависимости от способа представления. А вот возможность отчитываться на бумаге по-прежнему будет только у компаний с численностью сотрудников менее 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).
--------------------------------
<2> Утверждена Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.
<3> Утверждена Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59.
У ФСС отобрали не все
Несмотря на то что отчетность по страховым взносам будет подаваться в ИФНС, обязанности по проверке правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по-прежнему останутся за отделениями ФСС РФ (п. 8 ст. 431 НК РФ).
О своем решении (выделить средства, принять к зачету или отказать) отделения ФСС РФ будут сообщать в налоговую инспекцию в трехдневный срок. Это будет делаться посредством соглашения взаимодействующих сторон.
Если сумма расходов превысит начисленные взносы, то после проверки правильности расходов фонд подтверждает налоговой инспекции расходы и последняя либо производит зачет в счет следующих периодов, либо возвращает переплату страхователю.
Отчетность по-новому
В настоящий момент по взносам компании заполняют три отчета: по формам СЗВ-М <4>, РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС. Со следующего года компании будут сдавать четыре формы. Одну - расчет по страховым взносам - подавать в налоговую инспекцию. Вторую - расчет по взносам на "травматизм" - в отделение ФСС РФ, и две формы (отчет по форме СЗВ-М и сведения о стаже работников) - в отделение Пенсионного фонда РФ.
--------------------------------
<4> Утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.
На портале http://regulation.gov.ru/projects#npa=50365 размещен текст проекта приказа ФНС России, утверждающего форму расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения. Проект формы расчета по страховым взносам находится на согласовании в органах государственных внебюджетных фондов (Письмо ФНС от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@). На момент подписания данного номера журнала в печать согласование не завершено и, соответственно, приказ ФНС России, утверждающий форму расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения, еще не издан.
Расчет по страховым взносам представляет собой сводный отчет привычных форм РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС. В нем будут объединены взносы пенсионные и страховые (кроме взносов на травматизм). Форма состоит из 24 листов, в ней есть и персонифицированная отчетность по каждому получателю доходов. Расчет получит номер КНД 1151111.
Новый документ объединит в себе следующие формы отчетности, используемые в настоящее время:
1) по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР);
2) по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (форма РВ-3 ПФР <5>);
3) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (форма РСВ-2 ПФР <6>);
4) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС).
--------------------------------
<5> Утверждена Постановлением Правления ПФР от 20.07.2015 N 269п.
<6> Утверждена Постановлением Правления ПФР от 17.09.2015 N 347п.
Обратите внимание: если в новом представленном расчете совокупная сумма пенсионных взносов не будет равняться сумме исчисленных пенсионных взносов по каждому работнику, то налоговики посчитают его не представленным вовсе. И не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направят компании соответствующее уведомление. В пятидневный срок она обязана представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления будет считаться дата представления первоначального расчета. Этот порядок следует из п. 7 ст. 431 НК РФ.
Обособленные подразделения
Поправки затронут и организации, имеющие обособленные подразделения. Им следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности. Требование к наличию отдельного баланса у подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты взносов исключили. С будущего года обязанность платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения обособленного подразделения будет возникать, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц. И неважно, есть у него отдельный баланс или нет. То же самое касается и постановки на учет в ФСС РФ.
Организация обязана сообщать о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями. Об обособленных подразделениях, наделенных такими полномочиями до 1 января 2017 г., сообщать не надо.
Для ИП и глав КФХ тоже подготовлены новшества
Существенных изменений в расчете и уплате фиксированных взносов для самозанятого населения нет. Положения ст. ст. 430 и 432 НК РФ практически полностью повторяют положения Закона N 212-ФЗ. Но есть кое-что, что порадует плательщиков фиксированных взносов. Сейчас действует норма, согласно которой индивидуальному предпринимателю, не представившему в налоговую инспекцию сведения о своих доходах, отделение ФСС РФ производит взыскание фиксированных взносов в максимальном размере (ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). В будущей главе НК РФ, посвященной страховым взносам, такого положения нет. Зато появилось другое - если ИП не уплатил страховые взносы, но сведения о доходах представил, налоговая инспекция сама определит задолженность по взносам по данным этих сведений.
Изменяется дата подачи расчетов по фиксированным взносам у глав крестьянско-фермерских хозяйств. Отчетность они должны будут представлять не позднее 30 января (вместо последнего дня февраля). Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные самозанятые лица никакой отчетности по своим взносам по-прежнему сдавать не будут.
Переходный период
Напомним, поправки вступят в силу с 1 января 2017 г. И сроки подачи отчетности по формам РСВ-1 ПФР и 4 - ФСС за 2016 г. придутся на период, когда уже будут действовать новые правила. Тем не менее за 2016 г. отчетность по страховым взносам (как и любые уточненные расчеты за периоды до 2017 г.) надо будет представить в прежнем порядке, то есть в ПФР и ФСС РФ, и по прежним формам. Это следует из ст. 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
А вот обязанность взыскивать суммы недоимки по взносам, пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 г., возложена уже на налоговиков. Если указанные суммы взыскать невозможно, налоговики спишут недоимку и задолженность в порядке, установленном ст. 59 НК РФ.