Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Таможенная стоимость - метод определения по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Горина Г.А.)

Таможенная стоимость - метод определения по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Горина Г.А.)

Дата размещения статьи: 11.03.2017

Таможенная стоимость - метод определения по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Горина Г.А.)

Вопрос об определении таможенной стоимости очень важен для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку именно от нее зависят различные таможенные платежи, налоговая база по НДС и акцизам, цены на импортные товары. Автором рассмотрен самый распространенный из шести методов определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. 

Вопрос об определении таможенной стоимости важен для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку именно от нее зависят различные таможенные платежи, цены на импортные товары.

Так, для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых ставок используется таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Поскольку в едином таможенном тарифе ЕАЭС преобладают адвалорные и комбинированные ставки таможенных пошлин, то базой для исчисления, как правило, является таможенная стоимость. Кроме того, таможенная стоимость - составная часть налоговой базы по "ввозимым" НДС и акцизам. Что касается сборов за таможенное оформление, то они находятся в прямой зависимости от величины таможенной стоимости. Кроме того, таможенная стоимость является базой для определения цен на импортные товары.

В России порядок определения таможенной стоимости осуществляется на основании Соглашения от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (в ред. Протокола от 23.04.2012) (далее - Соглашение) и ряда решений Коллегии ЕЭК по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров (правила применения методов определения таможенной стоимости).

Положения Соглашения применяются, если

- товары фактически пересекли таможенную территорию Таможенного союза (ТС),

- товары заявлены к вывозу при применении предварительного декларирования и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы или предварительного декларирования заявляется таможенная процедура.

В иных случаях положения Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства - члена Таможенного союза.

Таможенная стоимость определяется на основе принципов и общих правил, установленных ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.

Комиссия Таможенного союза принимает решения о применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных Соглашением.

Таможенная стоимость товаров и сведения, необходимые для ее определения, должны основываться на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости не должна различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

Соглашением предусмотрены 6 методов определения таможенной стоимости:

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);

4) метод вычитания (метод 4);

5) метод сложения (метод 5);

6) резервный метод (метод 6).

Если нельзя использовать каждый из предыдущих методов, то используется последующий. Лишь 4-й и 5-й методы можно применять в обратной последовательности. Метод 6 применяется в случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основе пяти предыдущих методов.

Из всех перечисленных методов чаще всего используется метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). По этому методу оформляется свыше 93% деклараций.

С целью конкретизации и разъяснения отдельных статей Соглашения разработаны правила определения таможенной стоимости по первым пяти методам.

Поскольку самым распространенным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), остановимся на методологическом аспекте применения этого метода.

Метод 1 "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" рассматривается в ст. 4 - 5 Соглашения.

Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла Решение от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" с учетом списка изменяющихся документов (в ред. Решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.03.2013 N 53, от 02.12.2013 N 279).

Правила разработаны на основе Соглашения по применению ст. VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994 г., включая Пояснительные примечания к нему, а также материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации с целью обеспечения единообразия применения метода 1.

Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), - это стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со ст. 5 Соглашения при выполнении условий п. 1 ст. 4 Соглашения.

Использование метода 1 возможно при наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе необходимой для подтверждения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и осуществления дополнительных начислений к этой цене (п. 2 ст. 3 и п. 3 ст. 5 Соглашения).

В Соглашении (п. 1 ст. 4) и Правилах предусмотрены условия, соблюдение которых необходимо для определения таможенной стоимости по методу 1. К ним относятся:

1. Отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. На практике могут быть такие сделки, когда покупатель ограничен в своих правах на указанные товары, несмотря на то что он стал новым собственником товаров.

Однако метод 1 применим, если данные ограничения установлены совместным решением органов ТС, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, существенно не влияют на стоимость товаров, что подтверждено документально.

2. Продажа ввозимых товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.

Если сделка купли-продажи предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но не представляется возможным определить и документально подтвердить его количественное влияние (в стоимостном выражении) на цену этих товаров, то метод 1 не применяется.

Однако его можно использовать при стоимостной оценке условий сделки и сделанных соответствующих поправок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров.

Наличие условий, относящихся к производству или маркетингу ввозимых товаров, не исключает применение метода 1, в том числе если покупатель предоставляет продавцу проектную документацию, выполненную на таможенной территории ТС, или осуществляет маркетинг ввозимых товаров за свой счет (в том числе и по договоренности с продавцом) и расходы по маркетингу не входят в стоимость сделки.

3. Никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом либо использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда произведены дополнительные начисления в соответствии со ст. 5 Соглашения.

В этом случае возможность применения метода 1 зависит от того, как сформулировано данное условие. Если в условии предусмотрена возможность определения в стоимостном выражении суммы, подлежащей перечислению продавцу ввозимых товаров, и сделаны соответствующие дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то метод 1 применяется. Если же не представляется возможным определить в стоимостном выражении подлежащую перечислению сумму (например, при установлении определенного процента от предполагаемого дохода, величина которого неизвестна на день регистрации декларации на товары), то метод 1 не применяется.

4. Покупатель и продавец - не взаимосвязанные лица или они относятся к таковым, но стоимость сделки с ввозимыми товарами при этом приемлема для таможенных целей (п. 4, 4.1, 4.2 ст. 4 Соглашения).

В данном случае имеется в виду следующее. Если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и на основе представленной декларации декларантом (таможенным представителем) или полученной таможенным органом иным способом, таможенный орган обнаружит, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган об этих признаках сообщает декларанту (таможенному представителю) и принимает решение о проведении дополнительной проверки.

Право декларанта (таможенного представителя) - доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Для доказательства такого отсутствия необходимо представить дополнительные документы, сведения, в том числе дополнительно запрашиваемые таможенным органом обстоятельства, характеризующие (отражающие) обстоятельства, сопутствующие продажам.

Если на основе проведенного анализа таможенный орган установит, что покупатель и продавец - взаимосвязанные лица, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, в том числе по сопоставимым ценам (если бы они не относились к взаимосвязанным лицам), то это является доказательством того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Декларант (таможенный представитель) для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, должен представить документы сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товара пересекли таможенную границу ТС.

К таким проверочным величинам относятся:

- стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при продаже их покупателям, не взаимосвязанным с продавцом, лицами для вывоза на таможенную территорию ТС (п. 1 ст. 3 Соглашения);

- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная в соответствии со ст. 8 Соглашения (метод вычитания - 4);

- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная в соответствии со ст. 9 Соглашения (метод сложения - 5).

Если таможенный орган имеет достаточную информацию о том, что цена из проверочных величин близка к стоимости сделки, то он не должен запрашивать у декларанта (таможенного представителя) дополнительную информацию, доказывающую соблюдение таких условий.

При использовании проверочных величин для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, между сравнимыми величинами допустимы определенные различия. Так, для товаров одного вида небольшое (несущественное) различие в их цене может быть неприемлемым, в то время как для товаров другого вида большее (существенное) различие в цене, напротив, может быть приемлемым.

В связи с этим при определении степени близости стоимости сделки с ввозимыми товарами наряду с проверочной величиной необходима оценка того, насколько различия в цене товаров существенны в коммерческом отношении.

При определении степени близости стоимости сделки с ввозимыми товарами к проверенной величине не может быть единого подхода ко всем случаям. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо учитывать влияние различных факторов, в том числе:

а) характер товаров. В ряде случаев разница в цене может быть существенной (например, цена ювелирных изделий зависит от цены драгоценных материалов и камней, которые применялись при их изготовлении). По некоторым товарам даже небольшие различия в технических характеристиках могут привести к значительной разнице в цене;

б) сезон, в котором ввозятся товары, и время их продажи. Это, как правило, относится к овощам, фруктам, цветам. В сезон они продаются по ценам ниже, чем в другие периоды, а в праздничные периоды дороже.

Иная ситуация складывается с зимней одеждой, спортивным инвентарем (в сезон - начало зимы цены выше, а в летний период ниже).

Время продажи товаров также может влиять на цену товаров, продаваемых на рынке или аукционе (например, по скоропортящимся товарам цены выше, что вызвано изменениями состояния товаров);

в) условия осуществления сделки купли-продажи. Анализ условий требует проверки, были ли различия:

- в коммерческом уровне продаж. В данном случае необходимо учитывать позицию, которую занимает покупатель в процессе реализации товаров (предполагает ли покупатель последующую розничную реализацию товаров или использование товаров для собственных нужд). Следует также учитывать позицию продавца на рынке данных товаров (продаются ли товары непосредственно изготовителем, основным продавцом, официальным дилером и т.д.);

- количестве товаров, поскольку цена за единицу товара может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемых покупателем товаров;

- расходах, обычно осуществляемых продавцом при продаже, когда продавец и покупатель не взаимосвязанные лица, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель - взаимосвязанные лица;

- сроках платежа - оплачивает ли покупатель товары авансом (производит предоплату до получения товаров) или же оплачивает товары после их получения (последующая оплата);

- скидках, предоставляемых продавцом покупателю в связи с их долгосрочными отношениями;

г) дополнительных начислений, указанные в ст. 5 Соглашения.

Стоимость сделки при продаже товаров может различаться, если оцениваемые товары ввозятся на таможенную территорию ТС в арендованной (возвратной) таре, а товары, используемые для сравнения - в покупной таре.

Декларант (таможенный представитель) при необходимости может представить документы по обоснованию величины разницы между стоимостью сделки и проверочной величиной, обусловленной различиями в факторах, которые учитываются при определении близости стоимости сделки с ввозимыми товарами к проверочной величине.

Проверочные величины используются по инициативе декларанта (таможенного представителя) исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров (п. 6 ст. 4 Соглашения).

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, прибавляются:

а) расходы, осуществленные или подлежащие осуществлению покупателем, но не включенные в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары в размере:

- вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам (исключение составляют вознаграждения за закупку, уплачиваемые покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой ввозимых товаров);

- расходов на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

- расходов по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работы по упаковке;

б) распределенная соответствующим образом стоимость товаров и услуг, предоставляемых прямо или косвенно покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене, учитываемых при производстве и продаже товаров, вывозимых на таможенную территорию ТС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары. Сюда относятся:

- сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;

- инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;

- материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

- проектирование, разработка, инженерная конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории ТС и необходимые для производства товаров;

в) часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу;

г) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС;

д) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС;

е) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах "г" и "д";

ж) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), относящиеся к ввозимым товарам и которые покупатель прямо или косвенно произвел или должен произвести в качестве условия продажи ввозимых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Стоимость инструментов, штампов, форм, других подобных предметов (указанных в п. "б"), использованных при производстве ввозимых товаров, должна распределяться различными способами, применяемыми к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта (таможенного представителя) документов в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

Если покупатель приобретает предметы у лица, не взаимозависимого с покупателем, по определенной цене, то стоимостью предметов признаются расходы по их приобретению. В случаях произведенных предметов покупателем или лицом, взаимосвязанным с покупателем, стоимостью предметов будут считаться расходы по их изготовлению.

При приобретении покупателем предметов у лица, - не взаимозависимого с покупателем, по определенной цене стоимостью предметов признаются расходы по их приобретению. В случае использования предметов ранее покупателем независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена приобретения или производства уменьшается в целях определения стоимости данных предметов с учетом их использования.

При определении стоимости предметов они распределяются покупателем на основании одного из следующих способов:

- на первую партию ввозимых товаров;

- на количество единиц товаров, которое произведено до момента отгрузки первой партии ввозимых товаров;

- на все количество товаров, продаваемых в соответствии с условиями сделки купли-продажи.

Расчет стоимости товаров и услуг, подлежащей добавлению, зависит от структуры и управленческой практики конкретной организации, а также от особенностей ее учетной политики.

При определении таможенной стоимости в статье неоднократно говорилось о взаимозависимых лицах. Этому вопросу уделено большое внимание в Соглашении и Правилах.

Так, взаимозависимые лица - это лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

- являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

- являются работодателем и работником, служащим;

- какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

- одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

- оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

- вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

- являются родственниками или членами одной семьи.

Лица, являющиеся партнерами в совместной предпринимательской деятельности, и при этом одно из них является исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это не было представлено, должны считаться взаимосвязанными для целей Соглашения, если данные лица отвечают хотя бы одному из указанных условий.

Сведения о наличии взаимосвязи между продавцом или покупателем, о ее влиянии на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, заявляются декларантом (таможенным представителем) в декларации таможенной стоимости (Порядок декларирования таможенной стоимости утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О Порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок).

Если таможенный орган в ходе проведения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров не обнаружит признаков влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то есть оснований для признания сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости, то заявленная таможенная стоимость ввозимых товаров при отсутствии иных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, установленных Порядком, должна быть принята для проведения дополнительной проверки (ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс).

Таможенный орган может сделать вывод о том, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, если располагает:

- либо достоверной цифровой информацией;

- либо информацией о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров при сопоставимости условий ввоза товаров;

- либо информацией о том, что в рамках предыдущих проверок механизма формирования цены ввозимых товаров было доказано отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену этих товаров.

Если таможенный орган обнаружит признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате в ходе проведения контроля таможенной стоимости до выпуска товаров в сроки, установленные ст. 196 Кодекса, то таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки. Она проводится в соответствии с порядком контроля с учетом положений п. 17 - 25 Правил.

На основании решения таможенного органа таможенная стоимость подлежит корректировке в соответствии с п. 4 ст. 69 Кодекса в случаях, если декларантом (таможенным представителем) не представлены:

- ни документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки близка к одной из проверочных величин;

- ни документы и сведения, отражающие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом;

- ни объяснение причин, по которым запрошенные документы и сведения не могут быть представлены либо представленные документы и сведения не устраняют обнаруженные признаки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

Для определения влияния взаимосвязей между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, таможенный орган должен изучить и проанализировать обстоятельства, сопутствующие продаже, включая и способ, на основании которого покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, как была установлена рассматриваемая цена.

Декларант (таможенный представитель) для подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, должен представить документы и сведения о том, что рассматриваемая цена товаров:

- установлена исходя из обычной ценовой практики, принятой в соответствующем секторе производства товаров;

- установлена таким же образом, каким продавец устанавливает цены товаров при продажах покупателям, не взаимосвязанным с этим продавцом;

- обеспечивает покрытие всех расходов и получение прибыли, соответствующей обычной прибыли продавца за достаточно представительный период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же класса или вида.

Если в результате проведенного анализа таможенный орган установит, что покупатель и продавец, являясь взаимосвязанными лицами, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, в том числе по сопоставимым ценам (по цене того же уровня, как если бы они не являлись взаимосвязанными лицами), то это является доказательством того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. В данном случае стоимость сделки приемлема для определения таможенной стоимости товаров по методу 1.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑