Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 11.03.2017
С 1 января 2017 года согласно Приказу Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст отменяются общероссийские классификаторы:
- видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст);
- видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);
- видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17);
- продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);
- услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163);
- продукции (ОКП) ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301).
С 1 февраля 2014 года указанным Приказом Росстандарта N 14-ст были введены в действие с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, общероссийские классификаторы:
- видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
- продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
При этом устанавливался переходный период до 1 января 2017 года на возможность применения наряду с действующими в это время классификаторами (отмененными с начала текущего года) и вводимых.
Примечание. В соответствии с Планом мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет работу по замене отдельных классификаторов на другие, которые, как предполагается, более полно отвечают современным требованиям.
Внедрение новых классификаторов неизбежно оказывает влияние на различные отрасли законодательства РФ, в том числе и на налогообложение. Так, в части второй НК РФ имеются ссылки на классификаторы в главах 21, 26.1, 26.2, 26.3, 26.5. Введение новых классификаторов повлекло необходимость изменения в их названиях. В связи с этим был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Налог на добавленную стоимость
В отношении реализации определенных товаров и услуг, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, установлена ставка НДС в размере 10%. При этом до 1 января 2017 года было установлено, что Правительство РФ определяет коды видов продукции для всех указанных в этой норме товаров и услуг, используя общероссийский классификатор продукции и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Правительством РФ было выпущено три Постановления, касающихся установления таких кодов. Перечни кодов:
- видов продовольственных товаров и товаров для детей утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее - перечень N 908);
- медицинских товаров - Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688;
- видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, - Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41.
Приведенным Законом N 248-ФЗ в упомянутом пункте 2 статьи 164 НК РФ слова "Общероссийским классификатором продукции" заменены словами "Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности".
Теперь, как видим, в целях применения ставки НДС 10% будут использоваться коды из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Правительство РФ, по логике, должно утвердить новый перечень для приведенных товаров и услуг с указанием соответствующих кодов.
До его утверждения помощь плательщикам НДС оказала ФНС России. Руководство ведомства в письме от 14.11.2016 N СД-4-3/21479@ разъяснило следующее.
Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 10%, установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с последним абзацем указанного пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) определяются Правительством РФ.
Постановлением Кабинета министров от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации.
Таким образом, при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и в перечне N 908, налогообложение НДС производится по ставке в размере 10%.
В связи с отменой с 1 января 2017 года Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и вступлением в силу Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) Законом N 248-ФЗ наименование "Общероссийский классификатор продукции", указанное в пункте 2 статьи 164 НК РФ, заменено на "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности". Указанный Закон N 248-ФЗ начинает действовать с 1 января 2017 года.
Но сам перечень продовольственных товаров, облагаемых по налоговой ставке в размере 10%, установленный подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, при этом не изменился.
Налоговики при этом отметили, что Минсельхозом России подготовлены соответствующие изменения в Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 908.
Для идентификации продукции по ОКПД2 фискалы настоятельно рекомендовали воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России по следующему электронному адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators.
Отметим, что для применения налоговой ставки НДС 10%, по мнению ВАС РФ, достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").
УСН и ПСН
С 2015 года регионам РФ пунктом 4 статьи 346.20 НК РФ предоставляется возможность установления соответствующим законом субъекта налоговой ставки в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрированы в качестве таковых после вступления в силу такого закона. Данной ставкой могут воспользоваться предприниматели-"упрощенцы", осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (рассматриваемая норма была введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 1 ст. 1)).
Субъектам РФ нормой абзаца 3 пункта 4 статьи 346.20 НК РФ предлагалось определять виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Одновременно с введением пункта 4 статьи 346.20 НК РФ аналогичная норма была введена и в статью 346.50 (п. 3) главы 26.5 НК РФ (п. 2 ст. 1 Закона N 477-ФЗ). Субъектам РФ позволили своими законами устанавливать налоговую ставку в размере 0% для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, которые намереваются использовать ПСН. При этом "патентщики" должны соответствовать следующим условиям:
- регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена после вступления в силу такого закона впервые;
- предполагается осуществлять предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
Соответствующие виды предпринимательской деятельности на ПСН предлагалось определять субъектам РФ также на основании ОКУН и (или) ОКВЭД (абз. 3 п. 3 ст. 346.50 НК РФ).
В обеих приведенных нормах с начала текущего года Законом N 248-ФЗ абзацы третьи соответственно пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 НК РФ изложены в новой редакции. Обе нормы при этом дополнены еще одним абзацем с идентичным содержанием.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, субъектам РФ согласно нововведениям предлагается устанавливать на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, виды же предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению - на основании:
- кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или)
- кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, -
относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством РФ.
Напомним, что предприниматели:
- "упрощенцы" по итогам налогового периода при этом должны выполнить условие по доле доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг), таковая должна быть не менее 70% (абз. 4 п. 4 ст. 346.20 НК РФ);
- "патентщики", осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН с налоговой ставкой в размере 0%, и иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой 6% или иной режим налогообложения, обязаны вести раздельный учет доходов (абз. 4 п. 3 ст. 346.50 НК РФ).
В главе 26.5 НК РФ ОКУН упоминался еще в подпунктах 1 и 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ, а ОКВЭД - в подпункте 1 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ.
Названные нормы позволяли субъектам РФ:
- в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, если такая дифференциация была предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Теперь же субъекты РФ вправе:
- в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
- устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, в отношении которых применяется ПСН. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р определены:
- Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и
- Перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (приведены в приложениях 1 и 2 к упомянутому распоряжению).
Минфин России в письме от 03.11.2016 N 03-11-10/64499 уточнил, что по видам деятельности, по которым может применяться патентная система налогообложения (приведены в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ), субъект РФ самостоятельно определяет степень детализации при установлении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, учитывая при этом требования ОКВЭД2 и ОКПД2.
При установлении же налоговой ставки в размере 0% по бытовым услугам начиная с 1 января 2017 года их перечень, по мнению финансистов, необходимо дифференцировать в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.50 НК РФ. В случае если один и тот же вид услуги, относящийся к сфере бытовых, имеет аналоги в ОКВЭД2 и ОКПД2 и в отношении такой бытовой услуги установлена налоговая ставка 0%, то с целью детализации такой услуги следует применять коды, приведенные в обоих классификаторах.
Единый налог на вмененный доход
Одним из видов предпринимательской деятельности, по которым согласно решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, является оказание бытовых услуг (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В статье 346.27 НК РФ, которой дается расшифровка понятий, используемых в главе 26.3 НК РФ, значатся и бытовые услуги. Под таковыми до конца 2016 года понимались платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (абз. 7).
Исходя из этого специальный налоговый режим в виде ЕНВД в отношении конкретного вида бытовых услуг мог применяться, если такой вид был предусмотрен в ОКУН. На это указывалось и в упомянутом подпункте 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ: бытовые услуги, их группы, подгруппы, виды и (или) отдельные бытовые услуги классифицировались в соответствии с ОКУН.
Приведенным Законом N 248-ФЗ с 1 января 2017 года уточнено понятие бытовых услуг. Под бытовыми услугами теперь понимаются платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством РФ (подп. "а" п. 5 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
Как видим, перечень бытовых услуг, который должно утвердить Правительство РФ, помимо "упрощенцев" и "патентщиков" будет необходим как действующим "вмененщикам", так и потенциальным, пожелавшим использовать данный специальный налоговый режим в отношении одного или нескольких видов бытовых услуг.
Общероссийский классификатор услуг населению был упомянут в абзацах 8 и 9 статьи 346.27 НК РФ, нормы которых определяют понятия "ветеринарные услуги" и "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств" в целях главы 26.3 НК РФ. Так:
- под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимались платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН;
- под ветеринарными услугами понимались услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации (таковыми являются Правила оказания ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898), а также ОКУН.
Все тем же Законом N 248-ФЗ (подп. "б" и "в" п. 5 ст. 1) Общероссийский классификатор услуг населению в упомянутых нормах заменен на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Таким образом, с начала текущего года ЕНВД применяется в отношении:
- ветеринарных услуг, если услуга имеется в упомянутых правилах или в ОКВЭД2 (код 75);
- конкретной услуги из числа услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, если таковая имеет место в ОКВЭД2 (код 45.20).
Единый сельскохозяйственный налог
Плательщиками ЕСХН согласно пункту 1 статьи 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях главы 26.1 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели (п. 2 ст. 346.2 НК РФ):
- производящие сельскохозяйственную продукцию;
- осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие данную продукцию, -
при условии соблюдения ими доли от реализации такой продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
К сельскохозяйственной продукции в целях все той же главы 26.1 НК РФ относилась продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ). Эти виды приведены в Перечне видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458, далее - перечень N 458), с указанием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП).
С 1 января 2017 года в пункте 3 статьи 346.2 НК РФ опять же Законом N 248-ФЗ Общероссийский классификатор продукции заменен на Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. В связи с чем логично полагать, что Правительству РФ надлежит утвердить новый перечень, поскольку с указанной даты коды сельскохозяйственной продукции должны устанавливаться по ОКПД2.
Налог на прибыль
В главе 25 "Налог на прибыль" НК РФ в отличие от приведенных пяти глав второй части НК РФ понятие общероссийских классификаторов законодателем не применялось. И, казалось бы, введение новых классификаторов не должно повлечь за собой дополнительных действий. Действительно, никаких изменений в главу законодатель не внес. Но их введение косвенным образом все же сказывается на отдельных положениях главы.
- сельскохозяйственная продукция
Пунктом 1.3 статьи 284 НК РФ:
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, и
- рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, -
налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в размере 0%.
Отметим, что норма пункта 1.3 статьи 284 НК РФ, установившая ставку налога 0% для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, была введена в главу 25 НК РФ с 1 января 2013 года Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (п. 3 ст. 1). До того идентичная норма была установлена статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". С введением пункта 1.3 статьи 284 НК РФ статья 2.1 Закона N 110-ФЗ была упразднена (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Как видим, уточнение касается сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций. Но, к сожалению, такового не наблюдается в части произведенной сельскохозяйственной продукции.
Финансисты ранее давали разъяснения по использованию классификаторов. Минфин России, рассматривая в письме от 02.06.2014 N 03-03-06/1/26286 вопрос об учете доходов от оказания услуг по уходу и содержанию скота при расчете доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции для целей применения нулевой ставки по налогу на прибыль, обратился к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007. Найдя в разделе А код 01 "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях" предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг (код 01.42), чиновники посчитали, что услуги по договору по уходу и содержанию животных относятся к сельскохозяйственному производству. Следовательно, доходы от оказания таких услуг учитываются при расчете доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
В письме Минфина России от 13.03.2014 N 03-03-05/10831 давались разъяснения по вопросу о налогообложении налогом на прибыль доходов сельскохозяйственного товаропроизводителя от реализации мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса. В этот раз чиновники обратились к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93:
- к сельскохозяйственной деятельности согласно ОКДП относилась разведение сельскохозяйственной птицы (код 01.24);
- к продукции животноводства в соответствии с ОКП относилась птица для убоя (код 98 9684), которая являлась не готовой продукцией, а сырьем для производства мяса.
Процесс забоя и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса птицы, его можно рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции.
Вышеприведенное позволило чиновникам заключить, что прибыль от реализации мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы собственного производства в рамках единого технологического процесса, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций может признаваться доходом от реализации сельскохозяйственной продукции.
Приведенные разъяснения Минфина России не дают однозначного ответа, к какому из двух новых классификаторов следует обратиться плательщикам налога на прибыль при отнесении продукции к сельскохозяйственной, чтобы правомерно применять рассматриваемую ставку 0%.
Обратим внимание на письмо Минфина России от 03.11.2016 N 03-03-06/1/64660, разъясняющее применение сельскохозяйственными товаропроизводители ставки 0% по налогу на прибыль.
Установленную пунктом 1.3 статьи 284 НК РФ ставку налога на прибыль организаций в размере 0% сельскохозяйственные товаропроизводители вправе применять только по деятельности, связанной:
- с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также
- с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции.
Для применения упомянутой ставки налога на прибыль организациям необходимо вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции независимо от глубины ее переработки. При определении же налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя чиновники предложили руководствоваться положениями пункта 2 статьи 346.2 НК РФ.
Арбитражные суды при рассмотрении дел по правомерности применения указанной ставки 0% при реализации продукции, отнесенной налогоплательщиками к сельскохозяйственной, в большинстве случаев оперировали перечнем N 458 (постановления Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 12390/09, АС Северо-Западного округа от 26.01.2016 по делу N А42-2854/2015 (определением ВС РФ отказано в передаче дела в судебную коллегию по экономическим вопросам ВС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС Уральского округа от 27.01.2009 N Ф09-10544/08-С3).
Исходя из этого плательщикам налога на прибыль, по логике, следует обращаться к новому перечню видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденному упомянутым Распоряжением Правительства РФ N 2496-р.
- амортизируемое имущество
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается, в частности, имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ):
- находящееся у налогоплательщика на праве собственности;
- используемое им для извлечения дохода;
- первоначальная стоимость которого более 100 000 руб. погашается путем начисления амортизации;
- срок полезного использования которого более 12 месяцев.
Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (п. 1 ст. 258 НК РФ). В упомянутой классификации приводятся коды по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).
Для нахождения нормы налоговой амортизации вначале следует определить соответствие данного основного средства коду ОКОФ, а уже потом отнести его к определенной амортизационной группе.
При отсутствии какого-либо основного средства в классификации основных средств срок его полезного использования (от которого напрямую и зависит норма налоговой амортизации) логично сначала определять на основании технических условий или рекомендаций изготовителей.
Возможность выбора налогоплательщиком срока полезного использования для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей Минфин России подтвердил в письме от 03.11.2016 N 03-03-06/1/64814.
И только если в технической документации срок полезного использования отсутствует, налогоплательщик может воспользоваться для указанных целей данными из ОКОФ. Тогда включение объекта в состав амортизационной группы по классификации основных средств производится с учетом иерархической структуры построения ОКОФ.
С начала текущего года в соответствии с Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст классификатор ОКОФ ОК 013-94 упраздняется, а вместо него введен Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008). Первоначально предполагалось, что новый классификатор начнет действовать 1 января 2016 года, но затем срок его введения в действие был перенесен ровно на год - на 1 января 2017 года (Приказ Росстандарта от 10.11.2015 N 1746-ст).
Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. В новом классификаторе определено, что основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года для производства товаров и оказания услуг.
Нумерация в новом классификаторе изменилась в корне. Для того чтобы пользователи не путались при переходе со старого ОКОФ на новый, Росстандарт выпустил Приказ от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов".
Переходный ключ состоит из прямого переходного ключа от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) (том 1) и обратного переходного ключа от ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) к ОКОФ ОК 013-94 (том 2).
Прямой переходный ключ от старого к новому классификатору представлен в виде таблицы, в которой приведены коды и наименования позиций старого и нового ОКОФ.
В переходном ключе каждой позиции старого классификатора устанавливается соответствие одной или нескольким позициям нового ОКОФ.
При установлении соответствия между группировочными позициями старого и нового классификаторов соответствие устанавливается для входящих в них позиций. При этом в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) в графе "Наименование позиции" делается запись "Устанавливается соответствие для входящих в нее позиций".
Позициям старого классификатора, наименования которых содержат конкретные виды основных фондов, отсутствующие в новом классификаторе, устанавливается соответствие в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) исходя из объема понятий соответствующих позиций.
Для позиций старого классификатора, которые в соответствии с определением основных фондов, приведенным в новом классификаторе, не являются основными фондами, в графе "Наименование позиции" делается запись "Не являются основными фондами". Это означает, что соответствие с такими позициями не устанавливается.
Переходный ключ от нового классификатора к старому также представлен в виде таблицы, в которой приведены коды и наименования позиций ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) и ОКОФ ОК 013-94.
В переходном ключе каждой позиции нового классификатора устанавливается соответствие одной или нескольким позициям старого классификатора.
Если позиции нового классификатора не удается установить соответствие в старом классификаторе, то для ОКОФ ОК 013-94 в графе "Наименование позиции" делается запись "Соответствие не установлено".
Введение Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) вызвало необходимость внесения изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, ведь в ней указывались коды из старого классификатора. Поэтому с 1 января 2017 года действует новая редакция Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (соответствующие поправки в документ внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640).
Табличная часть классификации теперь содержит три графы, добавилась графа "Примечание", в которой приводится уточнение объекта основных средств. В графе "Код ОКОФ" указывается код по ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008).
Минфин России в письме от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124 разъяснил, что в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию:
- после 1 января 2017 года, следует применять классификацию основных средств для определения срока полезного использования в редакции Постановления Правительства РФ N 640;
- вплоть до 31 декабря 2016 года включительно применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.
Из пункта 1 Постановления изъят абзац 2, согласно которому классификация основных средств могла использоваться для целей бухгалтерского учета.
Напомним, что в бухгалтерском учете при определении срока полезного использования следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Основные средства" (ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по учету основных средств (утв. Приказами Минфина России от 30.03.2001 N 26н и от 13.10.2003 N 91н соответственно).
Сроком полезного использования согласно пункту 4 ПБУ 6/01 является период, в течение которого планируется использовать объект основных средств с целью получения организацией экономических выгод (дохода). Пункт 20 ПБУ 6/01 предписывает определять срок полезного использования по объекту, исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды).
Данные положения изложены и в пункте 59 методических указаний. При этом уточнено, что такой порядок определения срока полезного использования распространяется в том числе на объекты основных средств, ранее используемые другим его владельцем.
В бухгалтерском учете срок полезного использования, как видим, представляет собой ожидаемую (возможную) оценку срока использования данного объекта с учетом всех влияющих на него факторов, то есть с учетом ожидаемой производительности, режима эксплуатации, нормативных ограничений использования объекта и т.д.
В дальнейшем этот срок может быть пересмотрен после проведения реконструкции, модернизации, достройки или дооборудования основного средства. Во всех остальных случаях срок полезного использования объекта основных средств не пересматривается независимо от того, эксплуатируется ли основное средство после окончания ранее установленного срока полезного использования (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 методических указаний).