Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Коэффициенты-дефляторы на 2017 год (Малышко В.)

Коэффициенты-дефляторы на 2017 год (Малышко В.)

Дата размещения статьи: 11.03.2017

Коэффициенты-дефляторы на 2017 год (Малышко В.)

Термин "коэффициент-дефлятор" упомянут в пункте 2 статьи 11 НК РФ, в котором дается расшифровка понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ и иных актах законодательства о налогах и сборах. Под таковым понимается коэффициент:
- устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и
- рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности. Величины коэффициентов подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, является Минэкономразвития России (п. 1 положения о Минэкономразвития России, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437).
Выполняя возложенную законодателем на ведомство обязанность, Минэкономразвития России выпустило комментируемый Приказ от 03.11.2015 N 698.
Поскольку понятие "коэффициент-дефлятор" используется в шести главах части второй НК РФ (23, 26.2, 26.3, 26.5, 32 и 33), министерством было определено шесть коэффициентов-дефляторов.
Наименьшая величина 1,237 установлена для коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 33 НК РФ. Следующие за ней по возрастанию величины коэффициентов-дефляторов:
- 1,425 - установлена для коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения трех глав - 26.2, 26.5 и 32 НК РФ;
- 1,623 - для коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 23 НК РФ;
- 1,798 - для коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 НК РФ.
Такая же величина 1,798 для коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 НК РФ, на 2017 год установлена статьей 11 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Напомним, что на 2016 год значения коэффициентов-дефляторов составляли (Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772):
- 1,154 - в целях применения главы 33 НК РФ;
- 1,329 - в целях применения глав 26.2, 26.5 и 32 НК РФ;
- 1,514 - в целях применения главы 23 НК РФ;
- 1,798 - в целях применения главы 26.3 НК РФ.
Разница между величинами коэффициентов-дефляторов объясняется тем, что начало их использования в указанных главах части второй НК РФ приходится на разные годы.
Исходя из приведенного выше определения коэффициента-дефлятора, можно оценить изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в 2016 году. Искомое значение составляет 1,072 (1,0719 (1,237 : 1,154)), 1,0722 (1,425 : 1,329), 1,0720 (1,623 : 1,514), а разницы в четвертом знаке после запятой можно объяснить округлением полученных величин коэффициентов-дефляторов на 2017 год в сторону.

Коэффициент-дефлятор

- для главы "Торговый сбор"

Глава 33 НК РФ была введена в часть вторую НК РФ 1 января 2015 года. Величина коэффициента-дефлятора на 2017 год для этой главы (1,237) получается как произведение двух сомножителей: коэффициента-дефлятора, установленного на 2016 год (1,154), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в 2016 году (1,072).
Понятие "коэффициент-дефлятор" в главе 33 НК РФ законодатель использовал в статье 415 НК РФ. Данной статьей устанавливаются ставки торгового сбора для различных объектов, при использовании которых у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает обязанность по уплате сбора.
Напомним, что ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь (п. 1 ст. 415 НК РФ).
Ставка же сбора по деятельности по организации розничных рынков, определяемая в рублях на 1 квадратный метр площади розничного рынка, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 4 ст. 415 НК РФ). При этом она не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка.
Для определения суммы торгового сбора (СТС) по рассматриваемой деятельности в 2017 году можно воспользоваться следующим выражением:

СТС = СТС x КДТС x ЗФП,

где СТС - ставка сбора; КДТС - коэффициент-дефлятор для главы 33 НК РФ; ЗФП - значение физического показателя.
Пунктом 4 статьи 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" для деятельности по организации розничных рынков была установлена ставка сбора в размере 50 руб. с 1 кв. м площади розничного рынка.
В 2017 году за счет коэффициента-дефлятора, установленного на этот год для главы 33 НК РФ, ставка сбора возрастает до 61,85 руб/кв. м (50 руб/кв. м x 1,237).

Пример 1. Одним из видов деятельности юридического лица является организация розничных рынков в Москве, площадь рынка 420 кв. м.
В связи с осуществлением деятельности по организации розничных рынков по итогам I квартала 2017 года фирма должна уплатить торговый сбор в сумме 25 977 руб. (61,85 руб/кв. м x 420 кв. м).

- для "упрощенцев", "патентщиков" и... налоговиков

Установленная величина коэффициента-дефлятора для указанных лиц 1,425 представляет собой произведение коэффициентов, учитывающих изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах. Но только одна из трех глав, "Патентная система налогообложения", вступила в силу 1 января 2013 года (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Хотя глава "Упрощенная система налогообложения" на тот момент уже действовала десять лет, норма, касающаяся использования коэффициента-дефлятора, вновь приобрела силу как раз с 2013 года (подп. "а" п. 10 ст. 2 упомянутого Закона N 94-ФЗ). На 2013 год коэффициент-дефлятор не устанавливался, в последующем же его значения были 1,067, 1,147, 1,329, и вот теперь - 1,425.
При применении УСН законодателем установлены величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающие право:
- "упрощенца" на применение этого специального налогового режима и
- соискателя - на возможность перехода к использованию "упрощенки".
До конца прошлого года величины предельного размера доходов для "упрощенца" и соискателя УСН составляли:
- 60 000 000 руб. за налоговый период (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) и
- 45 000 000 руб. по итогам девяти месяцев года (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Обе эти величины доходов подлежали индексации не позднее 31 декабря прошлого года на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на 2017 год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Если последовать этим нормам, то налогоплательщики, использующие УСН, вправе были бы применять данную систему налогообложения в 2017 году, пока их доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, не превысили 85 500 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,425).
Организация же, пожелавшая перейти на "упрощенку" с 1 января 2018 года, вправе была бы осуществить такой переход, если бы ее доходы за девять месяцев 2017 года не превысили 64 125 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,425).
Однако действие приведенных положений абзаца 2 пункта 2 статьи 346.12 и абзаца 4 пункта 4 статьи 346.13 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" приостановлено с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года (п. 4 ст. 5 Закона N 243-ФЗ).
Но взамен этого увеличены предельные размеры доходов для "упрощенца" и соискателя:
- вначале до 120 000 000 и 90 000 000 руб. подпунктом "а" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 статьи 2 Закона N 243-ФЗ,
- а затем (еще до начала действия приведенных выше сумм) до 150 000 000 и 112 500 000 подпунктами "б" и "в" пункта 47 и пунктом 46 статьи 2 Закона N 401-ФЗ.
Следовательно, у Минэкономразвития России при установлении в 2017 и 2018 годах величин коэффициентов-дефляторов соответственно на 2018 и 2019 годы нет необходимости в определении его значения для главы 26.2 НК РФ.
Налоговая база при патентной системе налогообложения определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН в соответствии с главой 26.5 НК РФ, определяемого на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ).
Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, устанавливаются законами субъектов РФ. Величина максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода - 1 000 000 руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ).
Пунктом же 9 статьи 346.43 НК РФ предусмотрена индексация на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, указанной максимальной величины потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Комментируемым Приказом Минэкономразвития России для патентной системы налогообложения коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен, как было сказано выше, в размере 1,425.
Таким образом, максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2017 году составит 1 425 000 руб. (1 000 000 руб. x 1,425). И именно в пределах от 0 до этой величины законами субъекта РФ могут устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности.
В части отдельных видов предпринимательской деятельности законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ):
- не более чем в три раза - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42 и 43 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
- не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;
- не более чем в десять раз - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 19, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.
С учетом такого увеличения максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по указанным видам предпринимательской деятельности может составлять 4 275 000 руб. (1 425 000 руб. x 3), 7 125 000 руб. (1 425 000 руб. x 5), 14 250 000 руб. (1 425 000 руб. x 10) соответственно.
Рассматриваемое значение 1,425 коэффициента-дефлятора установлено и для главы "Налог на имущество физических лиц". Причем коэффициент-дефлятор для указанной главы устанавливается уже в третий раз (ранее его значение было 1,147 и 1,329), хотя сама глава 32 НК РФ действует также третий год (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Обычно в первый год применения глав НК РФ, в которых упоминалось использование коэффициента-дефлятора, его значение принималось равным 1. В дальнейшем же показатель, к которому был привязан рассматриваемый коэффициент, умножался на установленное ведомством значение на соответствующий год.
С налогом на имущество физических лиц сложилась иная ситуация.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц в общем случае определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Для того чтобы в субъекте РФ с 1 января стала использоваться указанная налоговая база, необходимо наличие соответствующего акта органа власти региона РФ об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. И этот акт должен быть опубликован в срок до 1 декабря года, предшествующего году начала использования рассматриваемой налоговой базы. И около 30 регионов РФ определили единой датой начала применения на их территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц 1 января 2015 года.
Отметим, что законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ дается шесть лет (отсчет ведется с 2014 года) на установку единой даты начала применения на территории этого региона порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов. Окончательный срок установлен абзацем 3 пункта 1 статьи 402 НК РФ - до 1 января 2020 года. Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (п. 3 ст. 5 Закона N 284-ФЗ).
Если же органом власти субъекта РФ не было принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу пункта 2 статьи 402 НК РФ определяется исходя из их инвентаризационной стоимости (письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/ 21489). В число объектов налогообложения при этом не входят:
- объекты, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ а также
- объекты налогообложения, предусмотренные абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
До введения главы 32 НК РФ порядок исчисления налога на имущество физических лиц был установлен статьей 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В редакции этой статьи, действовавшей до 2014 года, налог на имущество физических лиц исчислялся на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года.
С 1 января 2013 года государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не осуществляются.
В связи с этим в целях обеспечения возможности исчисления налога на имущество физических лиц начиная с 2013 года был принят Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно внесенным изменениям в пункт 2 статьи 5 Закона N 2003-1 налоговые органы обязаны были производить исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.
Приведенные положения Закона N 2003-1 (в редакции Закона N 306-ФЗ) применялись начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год (п. 5 ст. 8 Закона N 306-ФЗ, письмо Минфина России от 17.06.2015 N 03-05-06-01/34898).
Таким образом, при исчислении налога на имущество физических лиц за 2013 год использовались последние сведения об инвентаризационной стоимости имущества, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Причем они в силу пункта 6 статьи 8 Закона N 306-ФЗ использовались без учета коэффициента-дефлятора.
С введением же главы 32 НК РФ Закон N 2003-1 перестал действовать (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 Закона N 284-ФЗ). Исчислять налог на имущество физических лиц за 2014 год налоговики должны были, исходя из норм введенной главы. В самой же главе 32 НК РФ порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения определен статьей 404 НК РФ. Налоговая база в таком случае определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Как видим, исходными для исчисления налоговой базы являются представленные в налоговые органы до 1 марта 2013 года данные об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. И они будут использоваться вплоть до определения в субъекте РФ единой даты начала применения на его территории порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Устанавливая впервые коэффициент-дефлятор для главы 32 НК РФ на 2015 год, Минэкономразвития России учло в нем рост потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за два года. В связи с чем его значение сравнялось с величиной коэффициентов-дефляторов для УСН и ПСН - 1,147. Такое равенство сохранено как на 2016 (1,329), так и на 2017 (1,425) год.
Налог на имущество физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого ему налоговым органом. Сумма же налога исчисляется фискалами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 2 ст. 409, п. 1 ст. 408 НК РФ).
ФНС России в письме от 22.11.2016 N БС-2-21/1193 указала, что при налоговой базе исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговый орган органами, осуществляющими государственный технический учет, в установленном порядке до 1 марта 2013 года.
Расчет налога на имущество физических лиц в 2016 году за налоговый период 2015 года осуществлялся на основании информации о налоговой базе, определенной исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора в размере 1,147.
Налоговая ставка в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости в соответствии с положениями статьи 406 НК РФ устанавливается на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
Конкретные размеры налоговых ставок, применяемых при исчислении налога на имущество физических лиц, устанавливаются представительными органами муниципальных образований субъектов РФ в рамках, определенных пунктом 4 статьи 406 НК РФ.
Поскольку в текущем году налоговики будут исчислять суммы налога, подлежащие уплате в бюджет за 2016 год, то при определении величины налоговой базы они воспользуются значением коэффициента-дефлятора, установленного на 2016 год, то есть 1,329. Величина же коэффициента-дефлятора, установленная комментируемым Приказом, 1,425, понадобится им лишь в 2018 году.

- для главы "Налог на доходы физических лиц"

О необходимости применения коэффициента-дефлятора в целях главы 23 НК РФ сказано в статье 227.1 НК РФ. Данной статьей регулируется вопрос исчисления суммы НДФЛ иностранных граждан при осуществлении ими трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в силу пункта 1 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ вправе привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ.
Указанные иностранные граждане могут осуществлять такую деятельность по найму (п. 1 ст. 227.1 НК РФ):
- у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также и у других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Для получения патента иностранный гражданин должен представить документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, на период действия патента (п. 6 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Фиксированные авансовые платежи по налогу в соответствии с пунктом 2 статьи 227.1 НК РФ уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц.
Размер фиксированных авансовых платежей при этом подлежит индексации (п. 3 ст. 227.1 НК РФ):
- на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год а также
- коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ.
С учетом этого для определения размера фиксированного авансового платежа (ФАП) можно воспользоваться следующим выражением:

ФАП = 1 200 руб. x КДНДФЛ x КОРТ,

где КДНДФЛ - коэффициент-дефлятор, установленный для главы 23 НК РФ; КОРТ - коэффициент, учитывающий региональные особенности рынка труда.
Более чем в 50 субъектах РФ установлен такой региональный коэффициент. Причем в некоторых регионах его величина подбирается таким образом, чтобы сумма фиксированного авансового платежа принимала целую круглую величину.
Так, статьей 1 Закона г. Москвы от 26.11.2014 N 55 региональный коэффициент на 2015 год был установлен в размере 2,5504. Исходя из этого в указанном году иностранные физические лица, осуществляющие трудовую деятельность в городе, уплачивали фиксированный авансовый платеж в сумме 4 000 руб. (1 200 руб. x 1, 307 x 2,5504).
Законом города Москвы от 25.11.2015 N 66 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года N 55 "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы" размер коэффициента был уменьшен до 2,3118. Но поскольку значение коэффициента-дефлятора для главы 23 НК РФ в 2016 году возросло до 1,514, то начиная с января этого года рассматриваемые иностранные граждане уплачивали в виде фиксированного авансового платежа сумму 4 200,00 руб. (1 200 руб. x 1,514 x 2,3118) в месяц.
Не исключено, что Московская городская дума вновь скорректирует размер коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города Москвы, на 2017 год. Ведь если его величина останется неизменной, то с января 2017 года все тем же иностранным гражданам необходимо будет уплачивать в виде фиксированного авансового платежа сумму 4 502,46 руб. (1 200 руб. x 1,623 x 2,3118).
Для того чтобы получить фиксированный платеж в виде круглой суммы 4 500 или 4400 руб., значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории города, должно составлять 2,3105 ((4 500 руб. / (1 200 руб. x 1,623)) (4 499,92 руб. (1 200 руб. x 1,623 x 2,3105))) или 2,2592 ((4 400 руб. : (1 200 руб. x 1,623)) (4 400,02 руб. (1 200 руб. x 1,623 x 2,259))).
В случае если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1 (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). В таких регионах фиксированный авансовый платеж в 2016 году составит 1 947,60 руб. (1 200 руб. x 1,623).
Фиксированный авансовый платеж иностранному гражданину надлежит уплатить по месту своего жительства (месту пребывания) до дня начала срока:
- на который выдается патент либо
- на который продлевается срок действия патента.
Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по патенту исчисляют самостоятельно сумму НДФЛ с фактически полученных ими доходов. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется ими с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей (п. 5 ст. 227.1 НК РФ).
Иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, с доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13% (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ).
При превышении совокупности уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей суммы НДФЛ, исчисленной по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, величина такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату налогоплательщику или зачету (п. 7 ст. 227.1 НК РФ).
Указанное превышение в регионе, в котором не установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, будет происходить, если доход иностранного гражданина в месяц будет менее 14 981,54 руб. (1 947,60 руб. : 13%).
Общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, осуществляющих трудовые функции по найму в организациях и у индивидуальных предпринимателей, исчисляется налоговыми агентами. И она подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 227.1 НК РФ.
Уменьшение исчисленной суммы НДФЛ производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту его нахождения (месту жительства) уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных иностранным гражданином фиксированных авансовых платежей (форма уведомления утв. Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@).
Налоговикам надлежит направить указанное уведомление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговой инспекции информации, полученной от территориального органа миграционной службы, о факте заключения налоговым агентом с иностранным лицом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
Отказать же в выдаче уведомления фискалы могут в случаях (письмо Минфина России от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@):
- отсутствия информации о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;
- если ранее применительно к соответствующему налоговому периоду налоговым агентам выдавалось уведомление в отношении указанного налогоплательщика.
Работодатель уменьшает исчисленную величину НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих их уплату, после получения от налогового органа уведомления.

Пример 2. В организации по найму в 2017 году работает иностранный гражданин, у которого имеется патент, трудовой договор действует с января по август, размер ежемесячного вознаграждения согласно условиям договора составляет 30 000 руб. Сотрудник представил работодателю заявление об учете при исчислении НДФЛ уплаченной им суммы фиксированного авансового платежа за восемь месяцев и документ, подтверждающий такую уплату. Размер фиксированного авансового платежа составляет 4 200 руб/мес. с учетом коэффициента-дефлятора, установленного для главы 23 НК РФ на 2017 год, а также коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда. Уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных сотрудником фиксированных авансовых платежей было получено из ИФНС России по месту учета организации в марте 2017 года.
Иностранным гражданином за восемь месяцев действия патента на работу в регионе в 2017 году было уплачено 33 600 руб. (4 200 руб/мес. x 8 мес.).
В январе и феврале работодателем из начисленной суммы сотруднику было удержано по 3 900 руб. ((30 000 руб. x 13%) = ((30 000 руб. + 30 000 руб.) x 13% - 3 900 руб.)).
Получив от налоговиков уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных сотрудником фиксированных авансовых платежей 33 600 руб., организация может не удерживать налог с дохода иностранца в сумме 258 461,54 руб. (33 600 руб. : 13%). А такая сумма может быть начислена сотруднику лишь на девятый месяц его работы (8,62 мес. (258 461,54 руб. : 30 000 руб/мес.)), то есть в сентябре.
Полученное уведомление показывает, что работодателем в январе и феврале было излишне удержано 7 800 руб. Об этом налоговый агент сообщил работнику-иностранцу. Получив от сотрудника письменное заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием счета, работодатель перечислил на него данную сумму за счет предстоящих платежей налога, исчисленного с дохода иных работников.
До конца августа работодатель продолжает отслеживать начисленный доход работнику, поскольку не исключена вероятность начисления ему иных доходов. Так, при увольнении сотрудника возможно начисление ему компенсации за неиспользованный отпуск.

- для "вмененщиков"

Величина коэффициента-дефлятора для главы 26.3 НК РФ 1,798 по сравнению с прошлым годом, как видим, не изменилась. Такой она остается уже в течение трех лет.
Наибольший ее размер связан с тем, что первым годом, когда данный коэффициент стал определяться по правилам, указанным в статье 11 НК РФ, был 2009 год - при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год. Но на тот момент такое положение было определено Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Коэффициент-дефлятор К1, как известно, является одним из расчетных показателей, используемых для исчисления вмененного дохода, в соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Напомним, что объектом налогообложения при уплате ЕНВД признается вмененный доход - потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом условий, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (п. 1 ст. 346.29, абз. 2 ст. 346.27 НК РФ).
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Под базовой доходностью понимается условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Величина базовой доходности установлена статьей 346.29 НК РФ. Она соответствует единице физического показателя и приведена в расчете на месяц.
Базовая доходность корректируется (умножается) на упомянутый коэффициент-дефлятор К1 и коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности, в частности такие, как ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, особенности места ведения предпринимательской деятельности (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ). Данный коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).
Исходя из этого для расчета налоговой базы по ЕНВД можно воспользоваться следующим выражением:

НБ = БД x К1 x К2 x ФП1 + БД x К1 x К2 x ФП2 + БД x К1 x К2 x ФП3,

где НБ - налоговая база; БД - базовая доходность; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент; ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
В случае когда налогоплательщик встал на учет (снялся с учета) в качестве "вмененщика" не с первого дня календарного месяца, налоговая база за месяц постановки на учет (снятия с учета) (НБм) рассчитывается исходя из фактического количества дней ведения налогоплательщиком деятельности. Для определения базы в этом случае можно воспользоваться следующей формулой (п. 10 ст. 346.29 НК РФ):

НБм = БД x К1 x К2 x ФП x Кдн. факт. : Кдн. м.,

где Кдн. факт. - фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика ЕНВД; Кдн. м. - количество календарных дней в месяце.
Сумма исчисленного налога при использовании рассматриваемого специального налогового режима (СЕНВД) определяется перемножением величины налоговой базы на ставку налога (СТ), которая составляет 15% (ст. 346.31 НК РФ):

СЕНВД = НБ x СТ.

Рассчитанную сумму налога плательщики ЕНВД могут уменьшить на совокупность:
- страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм с выплат и вознаграждений работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, за тот же период времени в соответствии с законодательством РФ):
на обязательное пенсионное страхование;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
на обязательное медицинское страхование;
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.
При этом величина ЕНВД не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50% (п. 2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
При начислении страховых взносов с доходов физических лиц на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование ВНиМ, обязательное медицинское страхование большинство плательщиков ЕНВД в 2017 году используют общий тариф страховых взносов, установленный статьей 427 НК РФ:
- на обязательное пенсионное страхование:
22% - в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
10 % - свыше установленной предельной величины базы;
- на обязательное социальное страхование:
2,9% - в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования;
1,8 - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑