Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 13.03.2017
В последние десятилетия во всем мире активно развивается кластерный подход в экономике. В его основе лежит синергетический эффект, получаемый от эффективного взаимодействия различных по решаемым задачам субъектов, расположенных на одной территории.
В литературе обычно называют следующие преимущества организации, регулирования экономики на основе кластерного подхода: повышение эффективности инвестиций, управление инвестициями (по отраслевому и (или) территориальному принципу); повышение инновационного потенциала отрасли или территории; стимулирование предпринимательской активности; возможность предоставления адресных льгот; повышение конкурентоспособности; развитие региона и управление им; создание новых рабочих мест <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Соколов Ю. Интеграция как условие воспроизводства промышленного капитала // Экономист. 2006. N 8. С. 21 - 28.
Понятие кластера не является устоявшимся. Один из основоположников кластерной теории М. Портер под кластером понимал группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний, характеризующихся общностью деятельности, взаимодополняющих друг друга <2>.
--------------------------------
<2> См. подробнее: Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. С. 255 - 256.
Ю.А. Ахенбах рассматривает кластер как группу предприятий, находящихся на одной территории, являющихся основой эффективного экономического развития региона, а также государства в целом <3>.
--------------------------------
<3> Ахенбах Ю.А. Система управления научно-производственным кластером // РЕГИОН: системы, экономика, управление. 2012. N 3. С. 122.
По мнению А.Е. Бойко кластер представляет собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту конкурентоспособности. Иначе - это так называемые точки роста внутреннего рынка <4>.
--------------------------------
<4> См.: Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. N 2. С. 227.
Несмотря на наличие различных точек зрения относительно понимания кластера как феномена, ученые едины в выделении ключевых характеристик кластера: единство отрасли, сферы деятельности субъектов, относящихся к "ядру" кластера; взаимосвязь, координация субъектов, входящих в кластер (как составляющих его ядро, так и других субъектов); географический (территориальный) фактор (близость субъектов кластера друг к другу); кластерное взаимодействие или синергетический эффект кластера (повышение инвестиционной привлекательности, доступность инноваций, повышение конкурентоспособности и др.) <5>.
--------------------------------
<5> См. подробнее: Марков Л.С., Теплова И.Г., Ягольницер М.А. Роль связанности в биофармацевтическом кластере // Регион: экономика и социология. 2010. N 4. С. 19 - 37; Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А. Стратегии прорывного позиционирования: применение на уровне предприятий российских фармацевтических кластеров // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. 2015. N 2. С. 91 - 115; Экономическая политика: Учебник / Под ред. А.Н. Лякина. М.: Юрайт, 2015. 432 с.
Фактически при кластерном подходе предпринимается попытка создания и поддержания системы, объединяющей для решения важных экономических задач: хозяйствующих субъектов, объекты (сырье, товары, оборудование, информацию, денежные средства и др.) и процессы (технологии) на определенной территории в оптимальной для осуществления экономической деятельности среде (инфраструктурной, правовой).
Легальное понятие кластера получило закрепление применительно к кластерам промышленным с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.
Под промышленным кластером понимают совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
В легальном определении нашли закрепление следующие характеристики кластера: сфера деятельности (промышленность, промышленное производство); территориальная близость субъектов, входящих в кластер; связанность, наличие функциональной зависимости между субъектами кластера.
В целом данное определение основано на базовых положениях экономической науки о кластерах.
Для понимания промышленного кластера также представляет интерес ст. 20 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", в соответствии с которой в отношении промышленных кластеров на федеральном и региональном уровнях могут применяться меры стимулирования деятельности в промышленности. При этом создание новых и развитие существующих промышленных кластеров осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В Федеральном законе от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> также предпринята попытка сформулировать понятие кластера. Однако в нем одно понятие раскрывается через другое. Непонятно, о субъектах или объектах идет речь. Право регулирует отношения между субъектами, в том числе и по поводу объектов, но не между объектами.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3951.
Недостатком анализируемых легальных понятий являются некая фрагментарность и неопределенность субъекта. Дается лишь его обобщенная характеристика с неточными, размытыми границами. Дело в том, что в нашей доктрине и законодательстве до сих пор "связанные предприятия", "группы компаний", "производственно-хозяйственные комплексы" и другие подобные объединения, конгломерации не получили должного развития.
Полагаю, что под кластером с учетом изложенного выше, а также основных положений теории функциональных систем <8> следует понимать динамическую самоуправляемую территориальную экономическую структуру второго типа, элементы которой взаимодействуют для достижения задач, ради которых эта структура создана. Субъект здесь сложный, составной.
--------------------------------
<8> См. подробнее: Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 196 с.; Судаков К.В. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. М., 2006. С. 104 - 105.
Для функциональных систем второго типа, в отличие от систем первого типа (к которым относится большинство автономных, независимых хозяйствующих субъектов), характерно внешнее звено регуляции, внешнее влияние (которое может осуществляться как по вертикали (например, посредством государственного регулирования экономической деятельности в кластере), так и по горизонтали (посредством координации, кооперации и др.). Степень внешнего влияния может быть различной. Здесь многое определяется особенностями кластера, выпускаемой его предприятиями продукции, стадией (этапом) жизненного цикла кластера и проч.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" закрепляет такие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, как: установление требований к промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров; утверждение порядка заключения и форм специальных инвестиционных контрактов. С целью поддержки также могут создаваться государственные фонды развития промышленности.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" помимо субъектов деятельности в сфере промышленности также прямо указывает на специализированные организации промышленных кластеров, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение. Такие организации создают и (или) поддерживают оптимальную инфраструктуру кластера.
Таким образом, по своей внутренней организационной структуре субъекты кластера неоднородны. Среди них можно выделить: ядро кластера - хозяйствующие субъекты, занимающиеся видами экономической деятельности, ради которых и создавался сам кластер (субъекты деятельности в сфере промышленности); специализированные организации (управляющая компания, образовательные и научные организации, инфраструктура кластера).
Кроме того, на территории кластера могут осуществлять деятельность также вспомогательные субъекты (оказание бытовых и иных услуг). Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" их не указывает, так как на них не распространяются его положения.
По отраслевому принципу или сфере деятельности кластеры не ограничиваются исключительно промышленностью. В литературе предложен большой перечень возможных кластеров. В отечественных нормативных правовых актах также называются: медицинский кластер <9>; туристический или туристско-рекреационный кластер <10>.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3951.
<10> Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея" // СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5401; Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" // СЗ РФ. 2014. N 33. Ст. 4595.
Вне зависимости от отрасли или сферы деятельности той или иной группы субъектов кластерный подход требует иных правил осуществления экономической деятельности, отличных от общих.
В юридической литературе с учетом дифференциации видов экономической деятельности наряду с общим правовым режимом осуществления экономической деятельности также выделяют специальные правовые режимы <11>.
--------------------------------
<11> См. подробнее: Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. С. 115 - 127.
Для специальных правовых режимов экономической деятельности характерны: модификация положений общего правового режима; предоставление дополнительных льгот, преференций (для видов деятельности, имеющих выраженный социальный эффект) либо ограничений, запретов (для видов деятельности с отрицательным, негативным социальным эффектом); избирательность, локальность (наличие отраслевых или территориальных границ) <12>.
--------------------------------
<12> См. также: Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. 2016. N 18. С. 37 - 41.
Создание кластеров предполагает получение не только положительного экономического, но и социального эффекта (рост благосостояния населения, создание высококвалифицированных рабочих мест, внедрение инноваций, способствующих дальнейшему развитию не только производственных, но и социальных процессов, улучшению экологической ситуации и др.).
Кластеры, как уже отмечалось, создаются в определенных территориальных границах для решения задач отдельной отрасли, сферы деятельности (например: развитие современной инновационной промышленности; развитие передовой медицинской науки и быстрое внедрение новых медицинских технологий в клиническую практику; создание современной инфраструктуры туризма, отдыха).
Потребность в привлечении не в целом в экономику страны инвестиций, инноваций, квалифицированных работников (хотя эта задача также является важной, но трудноразрешимой при ограниченности ресурсов), а для отдельных хозяйствующих субъектов, компактно расположенных на определенной территории, модифицирует общий правовой режим на специальный.
Специальность правового режима осуществления экономической деятельности в промышленном кластере в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" проявляется: в предоставлении финансовой поддержки; льготном налогообложении; иных мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Специальность правового режима осуществления экономической деятельности в международном медицинском кластере в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проявляется в особенностях: осуществления медицинской деятельности; осуществления градостроительной деятельности; использования разрешительной документации; технического регулирования; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; привлечения к трудовой деятельности иностранных специалистов. Эти особенности включают в себя ряд изъятий из общих требований к отдельным видам деятельности, процессам.
Для туристических и туристско-рекреационных кластеров программными документами предполагается финансирование за счет бюджета соответствующей инфраструктуры кластеров, транспортной инфраструктуры, а также предоставление отдельных льгот для хозяйствующих субъектов таких кластеров.
Конечно, в условиях фактической неразработанности в правовой доктрине кластерного подхода законодателю крайне сложно в настоящее время определять и закреплять специальные правовые режимы экономической деятельности для кластеров с учетом их единства как кластеров, а также возможной дифференциации по отраслям, сферам деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 196 с.
2. Ахенбах Ю.А. Система управления научно-производственным кластером // Регион: системы, экономика, управление. 2012. N 3. С. 122 - 128.
3. Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. N 2. С. 224 - 228.
4. Марков Л.С., Теплова И.Г., Ягольницер М.А. Роль связанности в биофармацевтическом кластере // Регион: экономика и социология. 2010. N 4. С. 19 - 37.
5. Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. 2016. N 18. С. 37 - 41.
6. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А. Стратегии прорывного позиционирования: применение на уровне предприятий российских фармацевтических кластеров // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. 2015. N 2. С. 91 - 115.
7. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 464 с.
8. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
9. Соколов Ю. Интеграция как условие воспроизводства промышленного капитала // Экономист. 2006. N 8. С. 21 - 28.
10. Судаков К.В. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2006. 921 с.
11. Экономическая политика: Учебник / Под ред. А.Н. Лякина. М.: Юрайт, 2015. 432 с.