Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 16.03.2017
Информация о новшествах, действующих с 01.01.2017
Функции ФНС России в отношении страховых взносов
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет ФНС России. Об этом ФНС России напомнила в информационных сообщениях: "Об администрировании страховых взносов с 1 января 2017 года" (текст которого приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 09.01.2017), "О представлении расчета по страховым взносам в 2017 году" (текст которого приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 30.12.2016).
В НК РФ появилась новая глава 34 "Страховые взносы".
С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;
- прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - I квартал 2017;
- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;
- зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.
Несмотря на изменение администратора страховых взносов, порядок их исчисления и уплаты практически не изменился (сохранены тарифы страховых взносов, в том числе и пониженные, порядок определения объекта, базы для исчисления страховых взносов, сроки уплаты страховых взносов).
Срок уплаты страховых взносов также не изменился: последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным.
Расчет по страховым взносам плательщики должны представлять ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
Так, начиная с отчетности за I квартал 2017 года плательщики страховых взносов будут представлять в налоговые органы единый расчет (утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) по страховым взносам, который включает в себя показатели четырех форм отчетности, которые ранее представлялись в ПФР и ФСС России (РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР, 4 - ФСС).
При этом за I квартал 2017 года расчет необходимо сдать не позднее 2 мая 2017 года, так как 30 апреля в этом году совпадает с нерабочим (выходным) днем.
ФНС России обратила внимание, что годовые расчеты за 2016 год, а также уточненные расчеты (в том числе за предыдущие периоды) плательщики страховых взносов должны представлять в соответствующие органы ПФР, ФСС России в порядке, установленном действовавшим в 2016 году Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Полномочия ПФР по страховым взносам
Ряд функций в части администрирования останется за Пенсионным фондом России. На это обратил внимание ПФР в Информации "Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 1 января 2017 года" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.pfrf.ru по состоянию на 06.12.2016).
Эти функции следующие:
а) прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, РСВ-1 ПФР за 2016 год подается в ПФР в срок до 15 февраля 2017 года в бумажном виде и до 20 февраля 2017 года в электронном виде;
б) проведение камеральных и выездных проверок, в том числе повторных, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также вынесение решений о привлечении или отказе в привлечении к ответственности по их результатам;
в) принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
г) списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 1 января 2017 года;
д) администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
е) администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию (Программа государственного софинансирования пенсии).
Помимо этого ПФР продолжит прием:
а) сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. Здесь важно напомнить, что с 2017 года меняется срок сдачи СЗВ-М - не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного. При сдаче формы надо по-прежнему руководствоваться общими правилами переноса срока сдачи отчетности. Если последний день сдачи приходится на выходной или нерабочий день, он переносится на ближайший рабочий день. Таким образом, последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 г. - 16 января 2017 года;
б) сведений о стаже застрахованных лиц (ежегодно не позже 1 марта следующего года);
в) реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала);
г) копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (не позднее 20 дней со дня окончания квартала). Эти документы предоставляют сами граждане - участники Программы государственного софинансирования пенсии.
В связи с передачей функции администрирования в ФНС для своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации средств страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов ПФР указал, что особое внимание необходимо обращать на заполнение следующих реквизитов.
В полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - указывается значение ИНН и КПП соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
В поле "Получатель" - указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
В поле "Код бюджетной классификации" указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба. При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, так и за периоды с 1 января 2017 года утверждаются приказом Минфина России. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104) при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.
Компетенция ФСС РФ в отношении страховых взносов
ФСС РФ:
- осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, а именно: проводит камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма 4 - ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за периоды до 2016 года;
- проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
- направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки;
- рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.
Вышеуказанное следует из Информации ФСС РФ "Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://fss.ru/ по состоянию на 24.08.2016).
Кроме того, ФСС РФ обратил внимание, что взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.
ФСС РФ должен направлять в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:
- решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
- решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы Фонда за период до 01.01.2017;
- решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
- решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.
Страхователи при этом:
- представляют в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4 - ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
- подают заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ (деньги) за период до 31.12.2016;
- подают заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;
- имеют право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
- осуществляют уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 на действующий код бюджетной классификации (КБК) - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;
- с 01.01.2017 производят уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
- обжалуют решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4 - ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 31.12.2016.
Иностранные компании, которые предоставляют электронные услуги и контент в России
С 1 января 2017 года иностранные компании, которые предоставляют электронные услуги и контент в России, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах. Соответствующие изменения внес Федеральный закон N 244-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". На это обратила внимание ФНС России в Информации "О запуске электронного сервиса "НДС - офис интернет-компаний" (текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 09.01.2017).
К электронным услугам отнесены предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе игр и баз данных, а также оказание рекламных услуг в Интернете, услуг по размещению объявлений, по поддержке электронных ресурсов, использование электронных книг, музыки, видео и другие.
В целях осуществления налоговым органом с 1 января 2017 года функции по учету иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, впредь до издания приказа об особенностях учета таких организаций в налоговых органах Минфин России в Письме от 28.12.2016 N 03-02-07/2/78767 "Об осуществлении налоговым органом функции по учету иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме" разъяснил следующее:
1. Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, подлежат постановке на учет в налоговом органе, уполномоченном Федеральной налоговой службой (далее - уполномоченный налоговый орган).
Постановка на учет иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, осуществляется в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Кодекса на основании следующих документов:
1) заявления о постановке на учет по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;
2) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации. При представлении соответствующего документа через официальный сайт Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет такой документ может быть представлен в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов). При этом заверения перевода на русский язык такого документа не требуется.
Датой постановки на учет в уполномоченном налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, является дата внесения соответствующих сведений о постановке ее на учет в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
2. Изменения в сведениях об иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, учитываются уполномоченным налоговым органом, осуществившим постановку на учет этой иностранной организации, на основании представленного в налоговый орган заявления о таких изменениях по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой, и документов, подтверждающих эти изменения.
Датой внесения изменений в указанные сведения является дата соответствующих изменений, указанная в названном выше заявлении.
Кроме того, ФНС России запустила электронный сервис "НДС - офис интернет-компаний" в промышленную эксплуатацию. С его помощью уже с 1 января 2017 года зарубежные интернет-компании могут подать заявление о постановке на учет в российских налоговых органах.
Кроме того, с его помощью можно пройти онлайн-тест и самостоятельно проверить, нужно ли иностранной компании, оказывающей услуги в электронной форме, вставать на налоговый учет в России.
Для постановки на учет иностранной компании необходимо заполнить заявление с помощью сервиса "НДС - офис интернет-компаний" и приложить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа.
После постановки на учет иностранной компании будет также доступен личный кабинет, с помощью которого иностранные компании смогут представлять налоговые декларации по НДС, обмениваться документами, письмами с налоговым органом и т.д.
И "НДС - офис интернет-компаний", и личный кабинет будут доступны на русском и английском языках.
Кроме того, утверждена новая форма налоговой декларации по НДС, Порядок ее заполнения, а также Формат представления в электронном виде. Начиная с I квартала 2017 года указанную декларацию должны представлять иностранные организации, оказывающие электронные услуги российским потребителям.
Приказ ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646@ зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 N 44951 и опубликован на официальном портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Представление такой налоговой декларации возможно после постановки на учет в российском налоговом органе.
Уже с 1 января 2017 года зарубежные интернет-компании могут подать заявление о постановке на учет через электронный сервис "НДС - офис интернет-компаний" на официальном сайте ФНС России. Сервис доступен на русском и английском языках (Информация ФНС России "Об утверждении новой формы налоговой декларации по НДС для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 11.01.2017).
Новая декларация по транспортному налогу
Утверждена новая форма декларации по транспортному налогу (Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@) (Информация ФНС России "О применении новой формы декларации по транспортному налогу", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 10.01.2017).
Новая декларация не требует заверения печатью налогоплательщика (с учетом Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ).
В новой декларации налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированному в реестре транспортных средств системы взимания платы (Платон) (с учетом Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ).
Также в декларации появилась возможность указать общую сумму налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом данного региона. При этом такое согласование должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация.
Уточнены правила заполнения декларации в случае, если регистрация либо снятие с регистрации транспортного средства произошли до или после 15-го числа соответствующего месяца (с учетом Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).
Приказ действует начиная с представления налоговой декларации за 2017 год. В течение текущего года новая форма декларации может использоваться по инициативе налогоплательщика (например, в случае необходимости применения льготы за транспортное средство, по которому в 2016 году внесена плата по системе Платон).
Расширен перечень неконтролируемых сделок
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ) п. 4 ст. 105.14 "Контролируемые сделки" НК РФ был дополнен новыми подпунктами - 6 и 7.
В соответствии с ними вне зависимости от факта удовлетворения условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 указанной статьи, не будут признаваться контролируемыми также сделки:
- по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
- по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
Это, в частности, означает, что участники данных сделок с 1 января не обязаны уведомлять об их совершении налоговые органы. Кроме того, ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения (Информация ФНС России "О расширении с 1 января 2017 года перечня сделок, не признаваемых контролируемыми", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 29.12.2016).
Регистрация и постановка на налоговый учет
С 1 января 2017 года свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации или физического лица, а также свидетельство об аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц оформляются без использования типографских бланков.
При регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2017 года вместо свидетельства о государственной регистрации выдается лист записи соответствующего реестра - ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Указанные изменения в порядке оформления документов предусмотрены Приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы" (Информация ФНС России "Об упрощении оформления документов при регистрации и учете налогоплательщиков с 1 января 2017 года", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 03.01.2017).
Также изменился и порядок постановки на налоговый учет физических лиц. С 1 января 2017 года физическое лицо может подать заявление о постановке на учет в любом налоговом органе на территории РФ. Соответствующие поправки внесены в п. 7 ст. 83 НК РФ.
С 9 января, то есть первого рабочего дня 2017 года, все территориальные ИФНС, обслуживающие физических лиц, начали прием заявлений о постановке на учет физического лица и выдачу ему свидетельства о постановке на учет независимо от места жительства (места пребывания) физического лица. Заявление о постановке на учет может быть представлено в любой налоговый орган при личном визите либо направлено по почте.
При этом действующий принцип учета физического лица в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации) сохраняется (Информация ФНС России "Об особенностях постановки на учет физических лиц в налоговых органах с 1 января 2017 года", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 09.01.2017).
Территории, где можно использовать ККТ без передачи данных в ФНС России
Минкомсвязь определила критерий отнесения территорий к местностям, отдаленным от сетей связи. Он был определен в Приказе Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей", начало действия которого - 10.01.2017.
К таким территориям относятся населенные пункты, численность которых составляет менее 10 тысяч человек. Теперь региональные органы исполнительной власти могут утвердить перечень территорий, где пользователи смогут применять контрольно-кассовую технику в автономном режиме - без обязательного заключения договора с ОФД и передачи онлайн данных в налоговую.
Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и публиковаться на сайтах местных администраций.
ФНС России напоминает, что в обязательном порядке на онлайн-кассы владельцам контрольно-кассовой техники необходимо будет перейти к 1 июля 2017 года.
При этом уже с 1 февраля 2017 года зарегистрировать и перерегистрировать кассовую технику можно будет только по новым правилам (Информация ФНС России "О критериях территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 09.01.2017).
Налоговые платежки на уплату налогов "иными" лицами
В связи с внесением изменений в ст. 45 НК РФ, введенных Законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, в п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрена уплата налога за налогоплательщика иным лицом.
В связи с этим ФНС России выпустила Информацию "О налоговых платежах, перечисленных иным лицом" (текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 21.12.2016). Она разъяснила, что в целях обеспечения правильного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом, разработаны Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Правила), согласно которым:
1. Плательщики налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают в полях:
- "ИНН" плательщика - значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.
В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН в реквизите "ИНН" плательщика указывается ноль ("0"). При этом необходимо в поле "Код" указать уникальный идентификатор начисления (индекс документа);
- "КПП" плательщика - значение КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется. При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите "КПП" плательщика указывают ноль ("0");
- "Плательщик" - информация о плательщике, осуществляющем платеж:
для юридических лиц - наименование юридического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
для физических лиц - фамилия, имя, отчество физического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом в поле "Назначение платежа" указывается ИНН и КПП (для физических лиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа".
Следует иметь в виду, что для данной категории плательщиков Правилами не предусмотрен новый статус. В поле "101" - "Статус плательщика" указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.
При исполнении обязанности:
1) юридического лица - "01";
2) индивидуального предпринимателя - "09";
3) нотариуса, занимающегося частной практикой - "10";
4) адвоката, учредившего адвокатский кабинет - "11";
5) главы крестьянского (фермерского) хозяйства - "12";
6) физического лица - "13";
7) налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам, - "14".
2. Кредитные организации при составлении в соответствии с Положением Банка России от 29.06.2012 N 384-П реестра к платежному поручению на общую сумму по принятым от иных физических лиц распоряжениям о переводе денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика - физического лица по уплате налоговых платежей указывают:
- ИНН физического лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется. В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН обязателен к заполнению показатель "Уникальный идентификатор начисления" (индекс документа);
- фамилию, имя, отчество физического лица, исполняющего обязанность плательщика по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- статус плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.
При исполнении обязанности:
1) индивидуального предпринимателя - "09";
2) нотариуса, занимающегося частной практикой - "10";
3) адвоката, учредившего адвокатский кабинет - "11";
4) главы крестьянского (фермерского) хозяйства - "12";
5) физического лица - "13";
6) налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам, - "14".
- назначение платежа - ИНН физического лица, осуществляющего платеж, и Ф.И.О. плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа".
Обращаем внимание, что реестр к платежному поручению на общую сумму формируется только по распоряжениям о переводе денежных средств в счет исполнения обязанности физического лица по уплате налоговых платежей.
3. Кредитные организации при составлении по каждому платежу распоряжений о переводе денежных средств без открытия счета, принятых от физических лиц, в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают в полях:
"ИНН" плательщика - значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.
При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в реквизите "ИНН" плательщика указывается ноль ("0"). При этом необходимо указать в поле "Код" уникальный идентификатор начисления (индекс документа);
"КПП" плательщика - значение КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется. При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите "КПП" плательщика указывают ноль ("0");
"Плательщик" - наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств, и информацию о плательщике - физическом лице: фамилию, имя, отчество физического лица, исполняющего обязанность налогоплательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется знак "//";
"Назначение платежа" - ИНН физического лица, осуществляющего платеж и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//".
Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа";
"Статус плательщика" - "20" - кредитная организация (филиал кредитной организации), составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица.
4. Организации федеральной почтовой связи при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по каждому платежу физического лица указывают в реквизитах:
"ИНН" плательщика - значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется.
При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в реквизите "ИНН" плательщика указывается ноль ("0"). При этом в поле "Код" необходимо указать уникальный идентификатор начисления (индекс документа);
"КПП" плательщика - значение КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполняется. При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите "КПП" плательщика указывают ноль ("0");
"Плательщик" - наименование организации федеральной почтовой связи, осуществляющей перевод денежных средств на счет получателя средств, и информацию о плательщике - физическом лице: фамилию, имя, отчество физического лица, исполняющего обязанность налогоплательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется знак "//";
"Назначение платежа" - ИНН и КПП лица (для физических лиц только ИНН), осуществляющего платеж. Для выделения информации о плательщике используется знак "//". Данные реквизиты указываются в первых позициях по отношению к иной дополнительной информации, указываемой в поле "Назначение платежа";
"Статус плательщика" - "03" - организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица.
ФНС России обратила внимание, что иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
В целях правильной идентификации плательщика и отражения денежных средств по назначению в информационных ресурсах налоговых органов, плательщикам - иным лицам необходимо строго соблюдать вышеназванные требования.
Разъяснения о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов
НДС
НДС по экспортному авансу при переуступке требования
В Письме от 29.12.2016 N 03-07-08/78995 Минфин России дал разъяснения о порядке уплаты НДС в случае, когда продавец получил денежные средства от иностранного покупателя в счет предстоящей поставки товаров на экспорт, если право требования товаров переуступлено российскому лицу.
Операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. При этом при реализации облагаемых НДС товаров (за исключением товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ) применяются ставки НДС в размере 10 (18)% (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих обложению НДС (за исключением товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0% по НДС, а также товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев), налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ):
а) либо день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);
б) либо день оплаты (частичной оплаты) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В связи с этим Минфин РФ пришел к выводу, что в случае переуступки иностранным покупателем права требования товаров российскому лицу денежные средства, полученные российским продавцом от иностранного покупателя в счет предстоящей реализации товаров, на основании абз. 2 п. 1 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены.
Обоснование ставки 0% по НДС при экспорте товаров через комиссионера (поверенного, агента)
Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
При этом перечень документов, представляемых в налоговые органы для обоснованности применения ставки 0% по НДС при реализации товаров на экспорт через комиссионера (поверенного, агента), установлен п. 2 ст. 165 НК РФ.
В данный перечень, в частности, включены копии таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов, предусмотренные подп. 3 - 5 п. 1 ст. 165 НК РФ.
Налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, предоставлено право по их выбору представлять в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС по таким операциям вместо копий таможенных деклараций и копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации, на бумажном носителе реестры, содержащие сведения из указанных документов, в электронном виде (п. 15 ст. 165 НК РФ).
Учитывая изложенное, Минфин России в Письме от 26.12.2016 N 03-07-08/77946 пришел к выводу, что в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС при экспорте товаров через комиссионера (поверенного, агента) в налоговый орган вместо копий таможенных деклараций и копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов на бумажном носителе налогоплательщик вправе представить реестры, содержащие сведения из указанных документов, в электронном виде.
Аннулирование записей в книге покупок
Минфин России в Письме от 26.12.2016 N 03-07-09/77996 дал разъяснения о порядке внесения исправлений в книгу покупок, применяемую при расчетах по НДС.
Порядок внесения исправлений в книгу покупок предусмотрен п. 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137.
Минфин РФ разъяснил, что:
а) при аннулировании записи в книге покупок (до окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре, в том числе в связи с внесением в них исправлений, показатели в графах 15 - 16 книги покупок указываются с отрицательным значением;
б) при аннулировании записи из книги покупок (после окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре в связи с внесением в них исправлений используются дополнительные листы книги покупок за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений;
в) при аннулировании записи из книги покупок (после окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре в случае, не связанном с внесением в них исправлений, необходимо также использовать дополнительные листы книги покупок за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы эти счет-фактура, корректировочный счет-фактура.
НДФЛ
Представление 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при изменении места нахождения организации
ФНС России в Письме от 27.12.2016 N БС-4-11/25114@ разъяснила порядок представления организацией справок по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в случае, если в течение года ее местонахождение изменилось.
Работодатели - налоговые агенты должны представлять в ИФНС по месту своего учета:
а) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации (далее - справка по форме 2-НДФЛ) за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 Кодекса;
б) расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - расчет по форме 6-НДФЛ), за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют справку по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
В случае снятия с учета организации (обособленного подразделения) в налоговом органе по прежнему месту нахождения организации (обособленного подразделения) и постановки на учет в налоговом органе по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения) карточка "Расчеты с бюджетом" (далее - карточка РСБ) по налогу на доходы физических лиц этой организации (обособленного подразделения) подлежит передаче в налоговый орган по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).
При этом все данные о недоимках и переплатах налоговый орган по прежнему месту нахождения передает в налоговый орган по новому месту нахождения, в котором открываются одновременно карточки РСБ с ОКТМО по прежнему месту нахождения и с ОКТМО по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).
ФНС России указала, что после постановки на учет в ИФНС по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения) налоговый агент должен представить в ИФНС по новому месту нахождения справки по форме 2-НДФЛ и расчеты по форме 6-НДФЛ, а именно:
- справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за период постановки на учет в налоговом органе по прежнему месту нахождения, указывая ОКТМО по прежнему месту нахождения организации (обособленного подразделения);
- справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за период после постановки на учет в налоговом органе по новому месту нахождения, указывая ОКТМО по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).
При этом в справках по форме 2-НДФЛ и расчете по форме 6-НДФЛ указывается КПП организации (обособленного подразделения), присвоенный налоговым органом по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).
Предоставление справки 2-НДФЛ работнику организации
Работодатели - налоговые агенты должны выдавать своим работникам на основании их заявлений справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 230 НК РФ).
Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, Порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" утверждена форма сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица за 20_ год" (форма 2-НДФЛ).
Организация - налоговый агент на основании заявления работника обязана выдавать ему справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ независимо от причины, указанной в заявлении. На это обратила внимание ФНС России в Письме от 22.12.2016 N БС-3-11/6524@.
Налог на прибыль
Новый порядок учета убытков прошлых лет
Согласно Федеральному закону от 30.11.2016 N 401-ФЗ начиная с первого отчетного периода 2017 года изменяется порядок учета убытков прошлых налоговых периодов при исчислении налога на прибыль организаций. На это обратила внимание ФНС России в Письме от 09.01.2017 N СД-4-3/61@ "Об изменении порядка учета убытков прошлых налоговых периодов".
В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)).
Указанное ограничение не распространяется на налоговые базы, к которым применяются пониженные налоговые ставки, установленные пп. 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10 ст. 284 и п. 6 и 7 ст. 288.1 НК РФ для организаций:
- резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер;
- участников региональных инвестиционных проектов;
- участников свободной экономической зоны;
- резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;
- резидентов свободного порта Владивосток;
- участников Особой экономической зоны в Магаданской области;
- резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
Кроме того, снято ограничение по осуществлению налогоплательщиками переноса убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Положения ст. 283 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) применяются в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года (п. 16 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
Учитывая изложенное, ФНС России указала, что в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, показатели строк 110 листа 02 и 010, 040 - 130, 150 Приложения N 4 к листу 02, строки 080 листа 05 и строк 460, 470 и 500, 510 листа 06 формируются с учетом названных выше изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Соответственно, в Приложении N 4 к листу 02 показатель по строке 150 "Сумма убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу за отчетный (налоговый) период - всего" не может быть больше 50% показателя по строке 140 "Налоговая база за отчетный (налоговый) период".
В листе 06 показатели строк 470 и 510 "Сумма убытка, признаваемая в отчетном (налоговом) периоде в целях налогообложения" не могут быть больше 50% показателей, соответственно, по строке 450 "Налоговая база от вложений в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг" и по строке 490 "Налоговая база от осуществления других инвестиций".
В остатках неперенесенных убытков на начало налогового периода (строки 010, 040 - 130 Приложения N 4 к листу 02 и строки 460, 500 листа 06) могут быть учтены убытки, полученные налогоплательщиками начиная с убытков за 2007 год.
В налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (форма которой утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1) сумма убытков, уменьшающих налоговую базу за текущий отчетный (налоговый) период, указывается по строке F "Совокупная сумма переносимого убытка (по отдельному расчету)" (код строки 300) раздела 5 с учетом применения новых положений ст. 283 НК РФ.
Новая декларация по налогу на прибыль
В связи с вступлением в силу Приказа ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-3/572@) ФНС России в Письме от 21.12.2016 N СД-4-3/24514 дала разъяснения о представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
ВАС РФ в Решении от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 указал, что действие нормативного правового акта, которым утверждается новая форма налоговой декларации, распространяется на декларирование, представляемое за отчетные (налоговый) периоды, окончившиеся после вступления данного нормативного правового акта в силу. Дата официального опубликования Приказа ФНС России N ММВ-7-3/572@ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.10.2016, то есть 2-месячный срок истекает 28.12.2016.
Поскольку по окончании отчетного периода (11 месяцев) указанный 2-месячный срок со дня официального опубликования Приказа ФНС России N ММВ-7-3/572@ не истек, налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 11 месяцев 2016 года представляются налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, в налоговые органы по форме и Формату, утвержденным Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, то есть по старой форме.
Таким образом, налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММВ-7-3/572@, должны представляться налогоплательщиками за налоговый период 2016 года.