Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Декретный отпуск и детское пособие отдельным категориям граждан: порядок исчисления среднего заработка с ориентацией на НК РФ (Вронская Л.)

Декретный отпуск и детское пособие отдельным категориям граждан: порядок исчисления среднего заработка с ориентацией на НК РФ (Вронская Л.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

Декретный отпуск и детское пособие отдельным категориям граждан: порядок исчисления среднего заработка с ориентацией на НК РФ (Вронская Л.)

(Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2016 N 1573 "О внесении изменения в Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан") 

Беременность и роды, а также последующий уход за малышом - важные события в жизни женщины, а также ее близких. Государство поддерживает семьи с детьми, предоставляя им социальные гарантии и компенсации, в частности в виде пособий.

Для лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, действуют общие правила начисления пособий при наступлении таких страховых случаев, как беременность и роды, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.

Но есть отдельные категории граждан, социально-правовое положение которых в силу выполняемых ими государственных задач в системе гарантий и компенсаций занимает особое место. Это, в частности, военнослужащие и члены их семей. Для них размеры пособий определяются с учетом установленных особенностей.

В законодательство, устанавливающее единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также регулирующее правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в 2016 году были внесены корректировки, обусловленные изменениями в системе администрирования страховых взносов. Это повлекло за собой необходимость внесения поправок и в подзаконные акты. Одним из таких документов является Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100, которым утверждено Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан (далее - положение N 1100). Комментируемое Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 N 1573 как раз и вносит изменения в положение N 1100.

 

Необходимость корректив 

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование стала одной из значительных новелл налогового законодательства в 2017 году. Основой этому стал Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).

В целях приведения законодательства об обязательном социальном страховании в соответствие с этим Законом в тот же день был принят сопутствующий документ - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ). С принятием этого Закона с 1 января 2017 года утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который прежде регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС. Теперь эти вопросы регулируются нормами части первой и главы 34 "Страховые взносы" части второй НК РФ.

По поручению первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова от 01.11.2016 N ИШ-П13-6545 в целях реализации положений Законов N 243-ФЗ и 250-ФЗ был разработан план-график подготовки правовых актов, вносящих изменения в ряд документов, содержащих ссылки на признанный утратившим силу Закон N 212-ФЗ.

Такие ссылки, в частности, содержат Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Постановление N 1100.

Поправки, внесенные в Постановление N 1100 комментируемым Постановлением N 1573, носят юридико-технический и уточняющий характер. Но, пользуясь случаем, мы напомним читателям, на какие категории граждан распространяется положение и как на практике применить утвержденный им скорректированный порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по материнству и детству с учетом новаций 2017 года.

 

Общие нормы 

При расчете пособий гражданам в связи с материнством и по уходу за ребенком по общим правилам бухгалтеры руководствуются Федеральными законами от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и N 255-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, которым утверждено положение об особенностях порядка исчисления соцстраховских пособий, в том числе пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - положение N 375).

По общим правилам пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляют исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Такая продолжительность расчетного периода закреплена нормами пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пунктом 6 положения N 375. Это значит, что для такого отпуска в 2017 году в расчет берутся 2015 и 2016 годы.

Средний заработок может рассчитываться и за иной период, указанный в пункте 11 положения N 375. Выбирать в заявительном порядке иной расчетный период могут застрахованные работницы, находившиеся в упомянутых двух календарных годах (либо в одном из указанных годов):

- в отпуске по беременности и родам;

- в отпуске по уходу за ребенком.

Такие женщины могут (но не обязаны) заменить один или оба года расчетного периода более ранним календарным годом (календарными годами). Правда, при условии, что такая замена будет выгодна, т.е. замена приведет к увеличению размера пособия.

 

Особенности для отдельных категорий граждан 

Положение, утвержденное Постановлением N 1100, в которое Кабинет министров внес изменения, устанавливает порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) следующим категориям граждан:

- женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <*>, таможенных органах - при назначении пособия по беременности и родам;

- матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <*>, таможенных органах и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, - при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

- матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенным из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенным в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, и в связи с переводом мужа из таких частей в РФ, - при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
--------------------------------
<*> Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России. При этом установлены определенные гарантии правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой федеральной службы. 

Для первой категории лиц из приведенного перечня (подп. "а" п. 1 положения N 1100) пособие по беременности и родам выплачивается в размере денежного довольствия. Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников госслужб является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Денежное довольствие сотрудников госслужб состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").

Для исчисления среднего заработка для выплаты декретного пособия указанной категории женщин в состав денежного довольствия включаются ежемесячные выплаты, производимые в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами РФ на момент убытия в отпуск по беременности и родам (п. 10 положения N 1100). К числу таких выплат, к примеру, относятся:

- ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач (право устанавливать такое поощрение по Указу Президента РФ от 07.05.2005 N 513 "О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации" предоставлено руководителю ФТС России);

- ежемесячные надбавки военнослужащим за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (правила выплаты установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2011 N 1122);

- ежемесячные надбавки за выслугу лет и другие.

Если в период отпуска по беременности и родам произошло повышение окладов, а также увеличение иных ежемесячных выплат, указанные изменения учитываются с даты соответствующего повышения (увеличения).

Для второй категории лиц из приведенного перечня (подп. "б" п. 1 положения N 1100) в денежное довольствие, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, также включаются выплаты, входящие в его состав в соответствии с законодательством. Исключение составляют:

- подъемное пособие;

- выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости;

- командировочные расходы и выплаты в размере суточных, установленных для командированных работников, при переезде на новое место службы;

- полевые (суточные).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для этой категории лиц исчисляется исходя из среднего денежного довольствия, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период). При этом из расчетного периода исключается время, за которое в соответствии с законодательством выплата денежного довольствия не производилась.

Нередки ситуации, в которых у указанных лиц период военной службы (службы) перед отпуском по уходу за ребенком составляет менее 12 календарных месяцев. В этом случае среднее денежное довольствие рассчитывается исходя из денежного довольствия за период военной службы (службы), предшествующий месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Если в расчетном периоде не было начислений денежного довольствия, то среднее значение следует определять исходя из денежного довольствия, начисленного за дни военной службы (службы) в месяце наступления отпуска по уходу за ребенком.

Наконец, если в расчетном периоде и до наступления отпуска по уходу за ребенком денежное довольствие не начислялось, то среднее значение определяется исходя из установленного денежного довольствия.

При повышении окладов в федеральном органе исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, его структурном подразделении и (или) воинской части среднее денежное довольствие повышается в порядке, установленном пунктом 7 положения N 1100. Алгоритм расчета зависит от того, когда произошло повышение:

- в расчетный период;

- после расчетного периода, до наступления отпуска по уходу за ребенком.

Денежное довольствие повышается на коэффициент, который рассчитывается путем деления оклада, установленного в месяце последнего повышения, на оклад, установленный в каждом из месяцев расчетного периода. Повышение касается только выплат, установленных в процентах кратности к окладам. Выплаты, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Среднее денежное довольствие определяется путем умножения среднего дневного денежного довольствия на среднемесячное число календарных дней (30,4). Это усредненный коэффициент, применяемый во всех случаях расчета пособий независимо от количества календарных дней в году. Можно сказать, что он равен среднему количеству дней в месяце в течение календарного года - 30,4 ((365 дн. x 3 + 366 дн.) : 4 : 12 мес.). Это значение упоминается и в пункте 23 положения N 375.

В свою очередь, среднее дневное денежное довольствие определяется путем деления денежного довольствия, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на период, за который оно начислено. В число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни (п. 9 положения N 1100).

Исключение составляют случаи, когда в расчетном периоде и до наступления отпуска по уходу за ребенком лицо, оформившее отпуск, не имело фактически начисленного денежного довольствия. Тогда среднее дневное значение определяется путем деления денежного довольствия, установленного получателю пособия, на число календарных дней в месяце наступления отпуска по уходу за ребенком.

Для третьей категории лиц (подп. "г" п. 1 положения N 1100) средний заработок (доход), исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, рассчитывается в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

В пункте 2(1) положения N 1100 установлены ограничения. Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 3.3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ ограничен максимальной суммой. Эта сумма не может превышать значение, определяемое путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленных на два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком. Новшество этой нормы состоит в том, что за период по 31 декабря 2016 года включительно предельные величины базы для начисления страховых взносов определяют в соответствии с Законом N 212-ФЗ, а начиная с 1 января 2017 года - в соответствии с НК РФ (п. 3 - 6 ст. 421).

Размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством РФ и округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255 предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2017 год составляет 755 000 рублей. А в предыдущие годы эта величина составляла:

- в 2015 году - 670 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316);

- в 2016 году - 718 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265). 

Пример. В связи с ликвидацией подразделения таможенной службы сотрудница была уволена 1 февраля 2017 года. С 4 октября 2016 года сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. С 21 февраля 2017 года у женщины начнется отпуск по уходу за ребенком (вторым в очередности рождения) до достижения им возраста полутора лет. Среднее дневное довольствие, рассчитанное по правилам для отпусков по Постановлению N 922, составляет 2 000 руб/дн.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов за 2015 и 2016 годы составила 670 000 и 718 000 руб. соответственно. Максимальное среднее дневное довольствие сотрудницы составляет 1 901,3698 руб/дн. (1 388 000 руб. : 730 календ. дн.).

Фактическое среднее дневное довольствие (2 000 руб/дн.) превышает максимальную величину (1 901,3698 руб/дн.), поэтому пособие по уходу за ребенком сотруднице рассчитывается исходя из максимальной величины среднего дневного довольствия и по расчету составит 23 120,66 руб. (1 901,3698 руб/дн. x 40% x 30,4).

Эту сумму необходимо сравнить с максимальным размером пособия по уходу за вторым ребенком, установленным для этой категории лиц. В соответствии с индексацией на 1 февраля 2016 года (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 42) максимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком за полный календарный месяц по состоянию на январь 2017 года составляет 11 634,50 руб. Это значение меньше максимальной величины среднего дневного довольствия по расчету (23 120,66 руб. > 11 634,50 руб.). Значит, с февраля женщине ежемесячно должна выплачиваться максимальная сумма пособия 11 634,50 руб. С учетом фактического количества дней отпуска по уходу за ребенком в феврале ей полагается 3 324,14 руб. (11 634,50 руб. : 28 дн. x 8 дн.).

Однако величина пособия может измениться в случае индексации с 1 февраля 2017 года.

Уволенной в период по уходу за ребенком женщине выплату пособия осуществляют органы соцзащиты. 

Что касается фактически осуществляющих уход за ребенком матерей либо отцов, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, то им при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком средний заработок (доход) не рассчитывается. В этой ситуации им после увольнения "детское" пособие назначается с учетом размера пособия, выплачиваемого по последнему месту работы (п. 2 положения). Такой же порядок действует при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи:

- с ликвидацией организации;

- с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

- с прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой;

- с прекращением статуса адвоката;

- с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Пособие в размере, выплачиваемом по последнему месту работы (вместо среднего заработка), назначают лицам, уволенным из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ. В таком же размере назначают "детское" пособие матерям, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужей из таких частей в РФ.

 

О перспективах изменения механизма индексации 

С 1 февраля 2017 года пособия могут быть проиндексированы на уровень фактической инфляции 2016 года, примерно на 5,8%. Точный коэффициент индексации будет определен после того, как Росстат опубликует официальный индекс потребительских цен.

На сегодняшний день индексация выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан предусмотрена исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год прогнозного уровня инфляции. По мнению Кабинета министров, это может приводить к снижению покупательной способности данных выплат. При этом для разных видов пособий установлены различные сроки и порядок осуществления индексации.

Правительство РФ одобрило законопроект N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций". Этим документом предлагается с 1 января 2018 года установить единообразный подход к механизму определения размера индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными законодательными актами РФ (перечислены в ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ). Законопроектом планируется установить и единые для всех рассматриваемых социальных выплат периодичность и срок индексации - один раз в год с 1 февраля текущего года.

Однако с таким подходом согласны не все депутаты. Некоторые считают, что данное предложение не отвечает принципам правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемости законодательной политики. В сложных социально-экономических условиях нет возможности точного прогнозирования уровня ежегодной инфляции. В связи с этим целесообразно было бы заменить установленный действующим законодательством механизм индексации выплат, пособий и компенсаций (исходя из прогнозного уровня инфляции) на иной механизм индексации, обеспечивающий минимум влияния инфляционных процессов и не допускающий ежегодного фактического обесценивания выплат, пособий и компенсаций населению.

Это дало бы возможность не отказываться от установленных законами социальных обязательств и осуществить с 1 февраля 2018 года индексацию пособий и компенсаций исходя из фактического индекса потребительских цен за 2017 год.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑